Библиографическое описание:

Якуб А. С., Абелите Л. Л., Ширяев Д. А. Связь тревожности c мотивацией достижения успеха и избегания неудач (женский аспект проблемы) // Молодой ученый. — 2011. — №9. — С. 174-180.

Практически любая деятельность может легко превратиться в деятельность, связанную с достижениями, стоит её субъекту в структуре побуждения актуализировать мотивы стремления к успеху и избеганию неудачи.

Успех и неудача являются такими психологическими факторами нашей жизни, которые необходимо тщательно изучать; знания о психологии успеха и неудачи крайне необходимы врачам, педагогам и особенно практическим психологам.

Проблемы мотивации рассматривали – З.Фрейд, А.Адлер, К.Хорни, А. Маслоу, Г.Олпорт, К.Роджерс и др. Исследованием мотивации занимались такие авторы как: Ф. Лерш, Р. Б. Кеттел, Уильям Мак-Дауголл, Г.А. Мюррей, Б. Вайнер, К. Двек, А. Бандура, Э. Деси, Р. Райан, Ю. Куль и др. В изучении проблемы тревожности были и спады и подъемы. Так в 1927 г. в Psychological Abstracth приводилось всего 3 статьи, то в 1960-м – уже 222, а в 1995-м – более 600.

Интерес к проблеме тревожности нашел отражение в работах психологов различных направлений. У представителей классического психоанализа - З.Фрейд, В.Райх; индивидуальной психологии – А.Адлер; неопсихоанализа – К.Хорни, Г.Салливан, Э.Эриксон; гуманитарной и когнитивной психологии – К.Роджерс и Дж. Келли; гештальтпсихологии – Ф.Перлз. Экспериментальными исследованиями тревожности занимались - Д.Тейлор, Ч.Спилбергер, Х.Айзенк, Кэттэл, К.Изард, Н.Миллер, А.Спенс, Сэразон и другие. Среди представителей российской психологии большой вклад внесли - А.Прихожан, Ф.Березин, Ю.Ханин, В.Столин и др. Исследованием взаимосвязи личностной тревожности и мотивации достижения занимались: Х.Хекхаузен (1980), Д.МакКлелланд (1957), Д.Аткинсон (1957), К.Девидсон (1960), С.Саразон (1972), Д.Найчоллс (1976), Р.Вайте (1960).

До настоящего времени еще не достигнуты ни теоретическая определенность, ни однозначность взглядов на явление мотивации. Термином «мотивация» объясняется широкий круг неоднозначно интерпретируемых явлений, таких как нужда, потребность, мотив, побуждение и др.

Мотивацию составляют побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. Осознаваемые или неосознаваемые психические факторы, побуждающие индивида к совершению определенных действий и определяющие их направленность и цели. В широком смысле термин используется во всех областях психологии, исследующих причины и механизмы целенаправленного поведения человека и животных. [1, с.382].

В Российской литературе мотив понимается и как осознанная потребность (А.Г.Ковалев), и как предмет потребности (А.Н.Леонтьев), и отождествляется с потребностью (П.С.Симонов) [2, с.258].

Данные исследований, посвященных изучению мотивации человеческой деятельности, а также данные исследований личности показывают, что успешность человеческой деятельности определяется тремя факторами: силой мотивации (стремлением к успеху), наличием в ценностной системе человека ценностей достижения, а также освоением необходимых навыков и умений.

Мотивация достижения направлена на определенный конечный результат, получаемый благодаря особенностям человека, а именно: на достижение успеха или избегание неудачи. Она подталкивает человека к «естественному» результату ряда связанных друг с другом действий. Предполагается четкая последовательность серии действий, производимых одно за другим. Для мотивации достижения характерен постоянный пересмотр целей.

Люди, мотивированные на достижение успеха, придают большее значение успехам, чем престижу, в то время как мотивированные на избежание неудач предпочитают обратное.

Люди, ориентированные на достижение успеха, способны правильнее оценивать свои возможности, успехи и неудачи. Ориентированные на неудачи - нередко игнорируют объективную информацию о своих способностях, имеют завышенную или заниженную самооценку, нереалистичный уровень притязаний.

Люди, мотивированные на успех, проявляют большую настойчивость в достижении поставленных целей. При слишком легких и очень трудных задачах они ведут себя иначе, чем те, кто мотивирован на неудачу. При доминировании мотивации достижения успеха человек предпочитает задачи средней или слегка повышенной степени трудности, так как при их решении старание и способности могут проявиться наилучшим образом, а при преобладании мотивации избегания неудачи — задачи, наиболее легкие и наиболее трудные, которые практически невыполнимы. Для человека, стремящегося к успеху в деятельности, привлекательность задачи, интерес к ней после неудачи в её решении возрастает, а для человека, ориентированного на неудачу, — падает.

Согласно Х. Хекхаузену, люди, мотивированные на достижение успеха, в ситуации выбора между немедленным, но малым вознаграждением, или большим, но отсроченным по времени, выбирают последнее, а люди с низкой склонностью к достижению, отличаются большей привязанностью к настоящему и меньшей способностью отсрочить удовлетворение. Мотивированные на успех склонны фокусироваться на «большой цели», предпочитают задания, охватывающие больший период времени, требующие планирования, процесса принятия решения. Они не нуждаются в быстром достижении успеха, могут достаточно долго ждать.

Имеются различия в объяснениях своих успехов и неудач людьми с выраженными мотивами достижения успеха и избегания неудачи. Стремящиеся к успеху чаще приписывают свой успех имеющимся у них способностям, избегающие неудач обращаются к анализу способностей как раз в противоположном случае. Опасающиеся неудачи свой успех склонны объяснять случайным стечением обстоятельств, стремящиеся к успеху подобным образом объясняют свою неудачу.

Стремящиеся к успеху свои достижения приписывают внутриличностным факторам (способностям, старанию и т.п.), а стремящиеся к неудаче — внешним факторам (легкости или трудности выполняемой задачи, везению и т.п.). Люди, имеющие сильно выраженный мотив избегания неудачи, склонны недооценивать свои возможности, быстро расстраиваются при неудачах, снижают самооценку, а те, кто ориентирован на успех, ведут себя противоположным образом: адекватно оценивают свои способности, мобилизуются при неудачах, не расстраиваются, а идут вперед.

Выполнение деятельности и достижение успеха в ней, кроме наличия у человека мотивации достижения, зависит и от уровня его тревожности. Согласно Д. Аткинсону, «…в основе тенденции избегания лежит страх испытуемого перед возможной неудачей в предстоящей деятельности, и это переживание порождает определенный уровень тревожности, прямо коррелирующий с силой мотива избегания, а если испытуемый вообще склонен к тревоге, то мотив избегания является для него привычным и преобладающим над мотивом достижения» [6, с.64].

Среди различных психических состояний, являющихся предметом научного исследования, достаточно большое внимание уделяется состоянию, обозначаемому на английском языке термином anxiety, иногда anxiousness. Что в переводе на русский язык – означает беспокойство/тревога. Другие его значения – «сильное желание», «тоска», «озабоченность». Первое значение наиболее адекватно английскому термину, поэтому в дальнейшем мы будем говорить о психическом состоянии беспокойства, тревоги (условно обозначив его БТ) [7, с.78].

В современной литературе интерпретация БТ как эмоционального состояния является господствующей, причем чаще всего это состояние сближается с эмоцией страха. Один из первых исследователей БТ в США Маурерс определял это состояние как условный страх, т.е. страх, вызываемый не безусловным, а условным устрашающим раздражителем. Б.Босселмен категорично утверждает, что симптоматология состояния БТ идентична с реакцией страха.

Дон Байрн, давая обзор исследовательских работ по проблеме БТ, указывает, что часто психологи определяют данное явление как эмоциональное состояние с генерализованным чувством страха. Он приводит и другие мнения психологов, согласно которым БТ относится к области мотивации. Однако Дон Байрн не сообщает об основаниях для противопоставления эмоционального состояния мотивации и сам в резюмирующей части главы о БТ рассматривает это явление как эмоциональной состояние. Р.Мэй писал, что тревога это «опасение, вызванное угрозой каким-то ценностям, которые человек считает важными для своего существования как личности» [4, с.849].

Существует 2 способа ослабления тревоги: 1-ый - преодоление (или избегание, или соглашение) препятствий; 2-ой – альтернативный – посредством искажения или отрицания самой реально существующей ситуации (защитные механизмы) [4, с.57]. При различении нормальной и невротической тревожности отмечается то, что нормальной тревожностью может быть признана реакция, которая не требует невротических защитных механизмов для управления собой, но может быть изменена на уровне произвольного осознания или ослаблена при объективном изменении ситуации.

Существует две основные категории тревожности:

открытая – сознательно переживаемая и проявляемая в поведении и деятельности в виде состояния тревоги;

скрытая - в разной степени не осознаваемая и проявляемая либо чрезмерным спокойствием, нечувствительностью к реальному неблагополучию и даже отрицанием его, либо косвенным путем через специфические способы поведения.

Внутри этих категорий выявлены различные формы тревожности. В частности, выделяются три формы открытой тревожности:

1) острая, нерегулируемая; самостоятельно справиться с ней индивид не может (встречается во всех возрастах).

2) регулируемая и компенсируемая тревожность – встречается в младшем школьном и раннем юношеском периоде; отличается способностью вырабатывать достаточно эффективные способы, позволяющие справиться с тревожностью, среди них - снижение уровня тревожности, использование ее для стимуляции собственной деятельности, повышения активности.

3) культивируемая – в этом случае тревожность осознается и переживается как ценное для личности качество, которое позволяет добиться желаемого (наблюдается в старшем подростковом возрасте). Она выступает в нескольких вариантах - может признаваться индивидом как основной регулятор его активности; может выступать как мировоззренческая и ценностная установка; может проявляться в поисках определенной выгоды через усиление симптомов.

Выделяется устойчивая тревожность в какой-либо сфере – частная, «связанная» (школьная, экзаменационная, межличностная) и общая, «разлитая» - свободно меняющая объекты в зависимости от изменения значимости для человека.

Различается также адекватная тревожность, являющаяся отражением неблагополучия человека в какой-либо области и неадекватная (собственно тревожность) – в благополучных для индивида областях действительности.

Следует упомянуть, что тревога выполняет определенные функции:

Защитная и приспособительная функция – дети и подростки нередко используют потребность в этом переживании, поскольку оно отражает привычные представления о себе, привычную самооценку и эмоциональное самочувствие. С помощью тревоги для тревожных детей и подростков обеспечивается знакомая и предсказуемая картина мира и своего места в нем.

Побуждение к деятельности – путем анализа своих чувств и поиска источника тревоги вырабатывается активность в поисковой деятельности, а это, в свою очередь – путь к снижению тревоги. Но также, с другой стороны, это может быть основой беспорядочного поведения и дезорганизации деятельности (характерная особенность влияния тревожности на деятельность).

Функция оценки сложившейся ситуации приводит к инициации приспособительных действий, защитных механизмов и других форм адаптивной активности.

В эмпирических исследованиях различаются:

1) тревога ситуативная – характеризует состояние индивида в текущий момент;

2) тревога как черта личности – тревожность – повышенная склонность испытывать тревогу из-за реальных или воображаемых опасностей.

Тревога ослабляется с помощью механизмов защитных – вытеснения, замещения, рационализации, проекции и прочих [1, с.863].

Данные, полученные при изучении тревоги, указывают на то, что хронически высокие уровни активации вызывают эффект отторжения. Результаты также доказывают, что у встревоженного человека возникают сложности с реализацией интеллектуальных функций – ему сложно обучаться, концентрировать внимание [5, c. 222].

Традиционно психологи проводят различия между личностной (то, что присуще человеку, независимо от особенностей ситуации) и ситуативной активацией (которая возникает на основе взаимодействия человека с окружающим миром).

Ситуационную тревожность (state anxiety) определяют как временную эмоциональную реакцию, включающую чувство страха и напряжение, тогда как личностная тревожность трактуется как индивидуальная черта, определяющая вероятность появления тревоги у человека, оказавшегося в стрессовой ситуации [5, c. 229].

При изучении особенностей, способствующих и препятствующих появлению у людей чувства когнитивной беспомощности, было выявлено, что при сильно выраженной мотивации достижения успехов и уверенности в том, что многое зависит от самого действующего лица, чувство беспомощности, его отрицательные следствия возникают реже, чем при наличии мотивации избегания неудач и неуверенности. Более всего поддаются такому чувству люди, которые слишком поспешно и неоправданно часто объясняют свои неудачи отсутствием у них необходимых способностей и имеют заниженную самооценку (20, 1999).

Необходимо различать БТ как психическое состояние и как более или менее устойчивую черту характера. Проводившиеся исследования в значительной степени посвящены БТ как черте или проявлению личности (характера). Однако в решении проблемы места БТ в структуре и формировании личности остается много неясного.

Когда ставится вопрос о роли БТ в формировании личности, многие авторы (например, Ливен, Кэттел, Шэйер, Блейк, Мултон) склонны рассматривать БТ весьма односторонне, как показатель неприспособленности человека к среде. Однако, например Р.Мэй, который (как и Фрейд) различал нормальную и невротическую тревогу, считает, что чувство страха и тревоги во многих случаях являются движущей силой поведения. А так же, что нормальная тревога – конструктивна.

Тревога имеет отрицательное значение именно в тех случаях, когда она неадекватна объектам и ситуациям, и имеет формы, которые свидетельствуют о потере самоконтроля и плохо изживаются. В случаях, когда тревога адекватна ситуации, она может быть и положительным явлением.

Исследования позволяют выделить следующие особенности, присущие многим женщинам и мешающие им достигать успехов в жизни: эмоциональность, тревожность, обидчивость, болезненное реагирование на критику, социальная ориентация, чаще заниженная самооценка, в отличии от мужчин, которым присущи агрессивность, эмоциональная стабильность, мотив достижения. Многие женщины недостаточно активны, не осознают себя хозяйкой своей судьбы, позволяют случайным событиям оказывать существенное влияние на свою жизнь. Под влиянием общественных взглядов женщина изначально мирится с подчиненной ролью в семье и на работе, тогда как мужчина ориентирован на роль главы семьи, «кормильца». Деловая женщина старается постоянно доказывать себе и окружающим, что занимается своим делом, подразумевая, что другие в этом сомневаются. Многие женщины не любят рисковать, расценивая риск, как отрицательный момент, избегают новой работы, боясь не справиться с ней.

Таким образом, можно заключить, что на сегодняшний день проблема тревожности и мотивации достижения успеха и избегания неудач относительно хорошо исследованы. В то же время данная проблема в женском аспекте недостаточно исследована, хотя и представляет несомненный интерес, как в теоретическом, так и практическом плане.

Цель исследования – определить наличие связи личностной тревожности и мотивации достижения успеха и избегания неудач.

Гипотеза исследования: существует связь между личностной тревожностью и мотивацией достижения успехов и избегания неудач у работающих женщин в возрасте 20 – 40 лет.

Гипотеза выдвинута на основании теории одного из наиболее известных исследователей тревожности К.Спилбергера совместно с Г.О.Нейлом, Д.Хансоном, в которой показаны основные социально-психологические факторы, влияющие на состояние тревожности у человека, на результаты его деятельности. Воздействие сложившейся ситуации, собственные потребности, мысли и чувства человека, особенности его тревожности, определяют когнитивную оценку им возникшей ситуации. Эта оценка, в свою очередь, вызывает определенные эмоции( активизация работы автономной нервной системы и усиление состояния ситуативной тревожности вместе с ожиданиями возможной неудачи). Информация обо всем этом передается в кору головного мозга человека, воздействуя на его мысли, потребности и чувства.

В выборку вошли респонденты – коллеги автора, задействованные в сфере бизнеса и торговли в возрасте от 20-30 лет женского пола. Экспериментальная группа представляет собой выборку, включающую тех индивидов, которые изъявили желание и оказались доступными для участия в опросе. Данный метод составления выборки относится к не-вероятностным и накладывает ограничения на полученные таким образом данные.

Для диагностики мотивации успеха или боязни неудачи использовался опросник А.А. Реана, для диагностики уровня личностной тревожности использована шкала тревоги и тревожности Спилбергера, адаптированная на русский язык Ю.Л.Ханиным.

Обработка результатов проводилась с помощью компьютерной программы SPSS.

Так как найденные коэффициенты корреляции оказались близкими к нулю и статистически незначимыми, то линейная корреляционная связь отсутствует. Поэтому было проведено исследование нелинейной корреляционной связи - использовался нелинейный регрессионный анализ и угловое преобразование Фишера (Сидоренко, 2002), основанный на сравнении долей. Для низкой, высокой и средней (адекватной) тревожности вычислялись коэффициенты корреляции Спирмена.

Таблица 1

Результаты исследования мотивации достижения или избегания неудач и личностной тревожности с разбивкой по уровням и группировкой по количеству человек с соответствующими признаками в каждом уровне


Низкий

уровень

(до 30)

Умеренный уровень

(31-44)

Высокий уровень

(45 и >)

Мотивация на неудачу (1-7)

 0

0 

4

Тенденция мотивация на неудачу (8-9)

2

0

2

Полюс ярко не выражен (10-11)

0

4

10

Тенденция мотивации на успех (12-13)

0

4

10

Мотивация на успех (14-20)

2

12

14











Рис.1. Состав изучаемой выборки в процентном соотношении











Таблица 2

Корреляция исследуемых переменных по Спирмену


НизКАЯ

тревожность

Средняя тревожнОСТЬ

Высокая тревожнОСТЬ

Мотивация избегания

неудачи

Коэффициент корреляции




Достоверность




N

0

0

4

Тенденция мотивации неудачи

Коэффициент корреляции



0,906**

Достоверность



0,002

N

2

0

2

Полюс ярко не выражен

Коэффициент корреляции



-0,168


достоверность



0,493

N

0

4

10

Тенденция к мотивации достижения

Коэффициент корреляции


-0,828*

0,337




Мотивация достижения

Коэффициент корреляции

0,000

0,312

0,091

Достоверность

1,000

0,120

0,614

N

2

12

14


** Корреляция с достоверностью .01

* Корреляция с достоверностью .05

Результаты проведенного исследования связи тревожности и мотивации достижения успеха и избегания неудач на экспериментальной группе женщин в количестве 32 человека показали, что имеет место очень высокая корреляция между высоким уровнем тревожности и тенденции мотивации на неудачу (к=0,906 при достоверности 0,01) и высокая корреляция между средним уровнем тревожности и тенденцией мотивации на успех (к=-0,828 при достоверности 0,05 – отрицательная корреляция).

Чтобы доказать значимость полученных результатов, используем критерий углового распределения φ* Фишера.

За уровень достоверности принимались условия значимости при р<0.05.

Рис.2. Распределение показателей тревожности и мотивации.

В данной выборке при высоком уровне тревожности показано максимальное число частот уровней мотивации достижения успехов и избегания неудач, следовательно, для выборки характерно преобладание высоко тревожных людей.

При высоком уровне тревожности преобладает мотивация достижения успеха и тенденция мотивации на успех и мотивация, где полюс ярко не выражен. При среднем уровне тревожности преобладают мотивация на успех и тенденция мотивации на успех. При низком уровне тревожности преобладает тенденция мотивации на неудачу. Выдвинутая в исследовании гипотеза о наличии связи между личностной тревожностью и мотивацией достижения успеха и избегания неудачи подтвердилась.

Психологическая интерпретация данных

Рассмотренные факты показывают, что прямой корреляции между мотивацией достижения в данной выборке нет. Так как кроме величины и характера мотива стремления к успехам, которые зависят от сложности решаемых задач, от достижений или неудач, которые имели место в прошлом, во многом связаны и с самооценкой, и с представлениями о своих способностях и с множеством других факторов.

Несмотря на то, что в одном из положений теорий Дж.Аткинсона, Д.МакКлелланда, Х.Хекхаузена говорится о том, что стремление к успеху преобладает у низко тревожных индивидов, из результатов исследования данной женской выборки (состоящей из специалистов в области бизнеса и торговли) следует, что максимальные показатели мотивации достижения успеха ( у 2 человек ) и тенденция мотивации на успех ( у 10 человек) наблюдаются при высоких показателях личностной тревожности.

Деятельность человека в порождающей тревожность ситуации непосредственно зависит от силы тревожности, действенности контрмер, предпринимаемых для ее снижения, точности.

В основе активности респондентов лежит потребность в достижении успеха и надежда на успех, а также ответственность, инициативность, настойчивость в достижении цели, целеустремленность; при этом отмечаются такие особенности личности как предрасположенность к тревоге и тенденция воспринимать достаточно широкий спектр ситуаций как угрожающие. В большой степени им свойственны открытость, эмоциональность, импульсивность при высокой чувствительности.

Согласно теории, люди, у которых доминирует мотив стремления к успеху, способны адекватнее оценивать свои возможности, успехи и неудачи. Обычно они выбирают для себя профессии, соответствующие имеющимся у них знаниям и умениям. Успех они приписывают имеющимся у них способностям, в то время как неудачи обычно объясняют случайным стечением обстоятельств. Они стремятся получить наиболее полную информацию о результатах своей деятельности и поэтому предпочитают решать задачи средней степени трудности, так как в этом случае их способности могут проявиться наилучшим образом.

В исследовании обнаружено также, что для 3 человек существует статистически значимая связь между высоким уровнем личностной тревожности и тенденцией мотивации избегания неудачи. Данное обстоятельство подтверждает одно из положений теорий Дж.Аткинсона, Д.МакКлелланда, Х.Хекхаузена о том, что избегание неудачи характерно для высокотревожных индивидов.

Согласно теории, люди, у которых доминирует мотив избегания неудачи, проявляют неуверенность в себе, не верят в возможность добиться успеха, бояться критики. Для них характерны неадекватность профессионального самоопределения, выбор слишком простых или слишком сложных профессий. Свой успех эти люди склонны объяснять случайным стечением обстоятельств, а в случае неудачи они обращаются к анализу своих способностей, склонны недооценивать свои способности, возможности, имеют заниженную самооценку, сильно расстраиваются при неудачах, стремятся уклониться от информации о результатах своей деятельности, выбирают или слишком простые или чересчур сложные задачи, которые практически невыполнимы.

Эти особенности личности характерны для данной женской выборки, и их можно объяснить молодым возрастом респондентов, которые еще только начинают свой жизненный и профессиональный путь и находятся в процессе становления личности женщины - специалиста. Стремления к мотивации достижения при высоком уровне тревожности могут быть объяснены тем, что лицам, имеющим высокую тревожность, необходимы значимые результаты достижений в деятельности для уменьшения уровня личностной тревожности.

Следует отметить, что имеющаяся выборка не может служить базой для обобщения о популяции в целом. Результаты данного исследования и выводы, соответственно, относятся только к данной выборке.


Литература:

  1. Головин С.Ю. (2001) Словарь психолога-практика, Минск, 975 с.;

  2. Психологическая диагностика. (2003) Под ред. Акимовой М.К., Гуревича К.М., Изд-во «Питер», 650 с.;

  3. Стресс и тревога в спорте. (1983) Сост. Ю.Ханин, М.: Физкультура и спорт, 198 с.

  4. Фрейджер Р., Фейдимен Дж. (2001) Личность. Психологическая энциклопедия. Санкт-Петербург «прайм-Еврознак», Москва «Олма-пресс», 864 с.;

  5. Фрэнкин Р. (2003) Мотивация поведения, Изд-во «Питер», 650 с.;

  6. Хрестоматия. Психология социальных ситуаций. (2001) Составитель Гришина Н.В., изд-во «Питер», 247 с.

  7. Хрестоматия. Тревога и тревожность. (2001) Под ред. Астапова В.М., изд-во «Питер», 247 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle