Библиографическое описание:

Догонина Е. А. Принципы композиционной организации флорального мотива в панно ар деко // Молодой ученый. — 2011. — №9. — С. 260-263.

Мотив, как первичная смысловая и художественная единица воплощался в орнаментальных вставках и фризах, украшавших интерьерные и архитектурные ансамбли. Декоративный орнамент чаще всего представлял собой флоральный мотив с включением анималистических и антропоморфных форм. Но наиболее очищенным в декоративном контексте был растительный мотив, в нём стилизация формы была основной чертой, преобладавшей над содержанием. Основные орнаментальные элементы стиля ар деко представляли собой спиралевидные завитки листьев и круглые соцветия – розетки, которые были либо самостоятельными декоративными элементами панно или составляли фон для более сложной композиции. Большинство подобных панно являлись украшениями архитектурных ансамблей и представляли собой фризообразные полосы на фасадах зданий и декоративные вставки, оформлявшие оконные и дверные проёмы здания.

Флоральные мотивы ар деко это, прежде всего, орнаментальное наполнение композиции панно, очищенное от смысловых контекстов. Именно чистая декоративность являлась их основной образной и художественной чертой. Зачастую растительный мотив в интерьерном и архитектурном ансамбле присутствовал в качестве декоративных элементов, подчёркивавших определённые детали или особенности архитектурного решения. Основные черты декоративной переработки растительного орнамента заключались в компоновке всех элементов панно в упорядоченные группы, пронизанные строгой геометрией. Декоративная композиция растительного орнамента ар деко выстраивался на основе четкой симметрии и подчинении всех элементов композиционному центру, которым являлась некая доминанта. Завитки и розетки плотно заполняли всё пространство панно, либо выстраивались в ритмичном повторяющемся движении. Большой вариативный ряд подобных приёмов демонстрировали рельефные панно из терракоты и металла на фасадах общественных зданий Соединённых Штатов Америки. В большинстве композиций подобных панно использовались волютообразные завитки и круглые розетки. В различных комбинациях они соединялись в выразительные визуальные образы. Наиболее часто в оформлении фасадов зданий использовались керамические панно, где орнаментальной единицей выступал модуль с узором. При помощи этих модулей можно было выстраивать различные композиционные варианты, соединять их во фризы и использовать в качестве самостоятельных панно в зависимости от художественного замысла и архитектурных особенностей здания. Подобные керамические рельефы были поставлены на поток и выпускались специализированными заводами, что в значительной мере упрощало решение вопросов декорирования архитектурных ансамблей. В керамических композициях панно большую роль играло колористическое решении: некоторые рельефы окрашивались в однотонный локальный цвет, в некоторых использовалось несколько оттенков, но не более пяти. В основном это были сочетания сближенных по цветовой гамме или дополняющих друг друга оттенков.

Существовало несколько композиционных приёмов формирования подобных архитектурных рельефных панно: Отдельные локализованные вставки несложных орнаментов, фризообразные ленты, опоясывающие фасад, вертикальные и горизонтальные панно над дверными и оконными проёмами, некоторые формы вертикальных панно представляли собой восходящую ступенчатую структуру. Следует отметить, что подобная форма декоративной композиции ассоциативно отсылает зрителя к ступенчатому силуэту небоскрёбов и стилизованным застывшим струям фонтана – декоративному мотиву, вошедшему в образный словарь стиля благодаря стеклянному фонтану Рене Лалика, созданному мастером для Всемирной выставки декоративного и промышленного искусства, состоявшейся в Париже летом 1925 года и ставшему довольно популярным не только во французском декоративном искусстве, но и в других региональных вариантах стиля. Подобные ритмические построения композиций украсили фасад небоскрёба «Пауэр энд Лайт билдинг», (США, Канзас Сити, Миссури), возведённого архитектурной фирмой «Хоит, Прайс и Барнес» в 1930-1931 гг. (рис.1) Кристаллизованные флоральные формы перемежались застывшими струями фонтана и лучами восходящего солнца. В декоре становится заметным преобразование живой растительной формы в механические детали, так расположенные в основании орнамента розетки превратились в подобие механизма шестерёнки. Подобное синтетическое слияние элементов механизации и пластики живой природы получило широкое распространение в композициях стиля ар деко, постепенно перерастая в очищенную тематику мотивов современности.

Рис.1 Декоративное панно на здании небоскрёба «Пауэр энд Лайт билдинг»

(США, Канзас Сити, Миссури) 1930-1931 гг.

Самые простые – небольшие декоративные вставки чаще всего образовывали композицию из нескольких элементов перекликающихся с основным декоративным убранством фасада. Иногда они были отдельно расположенным модулем, изъятым из основного декоративного строя панно.

Горизонтальные и вертикальные рельефные панно, состоящие из орнаментального декора, украсили здание театра «Линкольн» (США, Майами бич, Флорида), возведённого в 1935-36 гг. по проекту архитектора Роберта Коллинза в сотрудничестве с Томасом Уайт Лэмбом, известным проектировщиком театров.(рис. 2) Композиция панно подчинена строгой симметрии, растительные завитки развёрнуты к центру, который являл собой пластическую и цветовую доминанту: единственное соцветие-розетка, окрашенная в красно-коричневый цвет на фоне светло-зелёной листвы. Данная композиция демонстрировала довольно распространённый визуальный приём в пластической и цветовой организации флорального панно.

Рис. 2 Рельефное панно на здании театра «Линкольн»,

(США, Майами бич, Флорида), архитектор Роберт Коллинз, 1935-1936 гг.

Часто орнаментальные панно представляли собой рельефные фризообразные ленты, опоясывавшие гладкую поверхность фасада здания. Такой приём декорирования архитектурного ансамбля демонстрирует фасад небоскрёба Чанин билдинг, возведённого по проекту Слоуна и Робертсона в 1929 г. (США, Нью-Йорк). Пышный и насыщенный декоративными элементами орнамент опоясал нижний этаж здания. В декоративном ансамбле здания Мэри А. Боулз билдинг (Окленд, Калифорния, США), спроектированного Дугласом Дейкер Стоуном и построенного в 1931 г. керамический орнаментальный фриз являлся завершением здания. Обе фризообразные композиции демонстрируют яркую и мощную стилизацию.

Пластическая трактовка декоративных панно, состоявших из растительных и цветочных форм, представляла собой язык не столь скульптурный, сколько графический. Большое внимание уделялось контуру, в рельефных панно его роль играла выразительная пластика форм, в плоскостных трактовках композиций её заменяла углублённая контурная линия, обводившая элементы. Внешний силуэт элементов композиции тяготел к лаконичной ясности, не был насыщен декоративными деталями, вся основная подробная проработка шла внутри основной формы. Стилизация спиралеобразных завитков во всех вариантах орнамента была практически одинаковой: внешний край обрабатывался скруглёнными или заострёнными зубчиками, внутренний оставался гладким, в более сложных композициях декоративная проработка шла внутри формы посредством волнистых или зигзагообразных линий, повторявших движение завитка. Розетки круглой формы внутри заполнялись либо одним, либо несколькими рядами лепестков. Композиции орнаментальных декоративных панно демонстрировали синтез мощной стилизации форм и их ритмической композиционной упорядоченности. Ярким визуальным свойством этих композиций была выразительная пышность, в некоторой степени роскошь. На лаконичном гладком фасаде здания, каковыми было большинство построек, такие панно расцветали как диковинные, фантастические цветы, привлекавшие внимание прохожего. Правильные по форме, тяготеющие к симметрии лучи солнца, зигзаги, розетки и завитки усиливали уравновешенность и статичность композиции.

Обогащение флорального орнамента осуществлялось посредством его дополнения геометрическим зигзагообразным декором и анималистическими мотивами стилизованных птиц, оленей и рыб. Геометрические мотивы треугольников и ромбов с одной стороны разнообразили язык декоративной стилизации, сообщали композиции более упорядоченную внутреннюю структуру, с другой являлись символом соединения механического и живого, природы и техники. Такие включения в растительный орнамент можно воспринимать как дополняющие композицию элементы.

В отечественном варианте стиля ар деко декоративные панно с использованием растительного орнамента были не так широко распространены как в западном. Это обусловлено тем, что растительные формы в большей степени тяготели к очищенной декоративности, где визуальная привлекательность превалировала над идейным содержанием, которое в подобного рода композициях практически отсутствовало. И всё же именно этим памятникам отечественного варианта ар деко свойственна наиболее полно раскрытая декоративная переработка и стилизация визуального образа.

В своей основе отечественные флоральные панно имели много общего с западными. Это были упорядоченные композиции, где розетки заменялись соцветиями подсолнуха, а волютообразные завитки колосьями. Такой орнамент представлен на фасаде жилого дома, построенного по проекту архитектора Лишневского А.Л. в 1936 г. в Санкт-Петербурге (Невский проспект, 141) (рис. 3) Изящные снопы колосьев, симметрично раскинувшиеся по сторонам горизонтальной композиции венчались крупными цветами подсолнуха и перехватывались тонкими лезвиями серпов, единственным элементом, отражающим идеологический контекст произведения. Как и в западном варианте стиля, большинство рельефных панно размещались на фасаде здания в виде декоративных вставок между оконными проёмами.

Более пышный декор демонстрируют керамические панно на фасаде павильона Украинской ССР, построенного для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки к 1937 г. по проекту архитекторов А. Тация и К. Иванченко, и в ходе реконструкции 1950-1954 гг. практически заново возведённого. Глазурованные панно представляли собой плотно сгруппированные вертикальные гирлянды из плодов, колосьев и цветов (рис. 4).

Рис 3 Декоративное панно на фасаде жилого дома в Санкт-Петербурге,

арх. Лишневский А.Л., 1936 г.

Яркая декоративность в композициях панно отечественного варианта ар деко в 50-х годах XX века двигалась по нарастающей, в то время как западный вариант стиля уже угасал, этим фактором обусловлено то, что большинство наиболее визуально выразительных флоральных композиций отечественного варианта стиля появились именно в начале и середине 50-х годов. Об этом свидетельствует декоративное убранство высотного здания на Кудринской площади в Москве, построенного в 1948-1954 гг. по проекту архитекторов М.В. Посохина и А.А. Мндоянца, вестибюль которого украсил монументальный витраж, выполненный по эскизам художника П.Д. Корина. Композиция витража в интерьерном ансамбле здания воспринималась, как декоративное панно. Витраж помещался в интерьере не традиционно, как украшение оконного проёма, пропускающее естественное освещение, а в качестве декоративного панно в арочном завершении над дверями лифта, выделенного искусственной подсветкой. Композиция витража-панно была заполнена сложными растительными мотивами с замысловатой декоративной разработкой деталей, где мощное пластическое и ритмическое распределение декора создавало выразительно целостный и гармоничный визуальный образ.

Рис 4 Керамическое панно на фасаде павильона Украинской ССР, ВСХВ (ныне ВВЦ) 1950-1954 гг. Москва, арх. А. Таций, К. Иванченко.

Если сравнивать приёмы декоративной стилизации растительных орнаментов в композициях панно отечественного и западного вариантов стиля, то можно отметить, что в западном варианте переработка мотива была более интенсивной, и образ наделялся значительной долей условности, в то время как произведения этого круга отечественного искусства сохраняли значительную долю натурализма. Наряду с отличительными чертами, которые лежали в тематической основе мотива, были и сходные черты, отразившиеся в приёмах организации композиционного пространства, среди которых симметричное расположение деталей, ясно очерченный силуэт элементов, замкнутость и статичность форм. Отечественное искусство, несмотря на стилизацию, доносило до зрителя, хотя и косвенно, идейную программу новой жизни с её изобилием и красотой: пышные снопы колосьев и выразительные цветы подсолнечника были не только декором архитектурных и интерьерных ансамблей, но и визуализированными образами процветания сельского хозяйства. Возможно, именно идейная окраска мотива придавала ему яркую индивидуальную самобытность и позволяла авторам внутри довольно ограниченного набора образов создавать различные декоративные варианты панно, расширяя и обогащая орнаментальный словарь стиля.


Литература:

  1. Высокий сталинский стиль. Москва. «Трилистник», 2006

  2. Хилльер. Б., Эскритт С. Ар деко./ Пер. с англ В. И. Самошкина. - М: Искусство – ХХI век, 2005.

  3. Bayer, Patricia. Art Deco Architecture, London: Thames and Hudson, 1992.

  4. Duncan, Alastair. American Art Deco, London: Thames and Hudson, 1996.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle