Библиографическое описание:

Бурханова Ю. Н. Методические аспекты использования компьютерной системы MATHEMATICA в обучении эконометрике студентов экономических специальностей // Молодой ученый. — 2011. — №9. — С. 201-203.

С начала 70-х годов под влиянием запросов прикладных исследований в социально-экономических, технических, медицинских науках в России активно развиваются эконометрика и прикладная математическая статистика.

Эконометрика, наряду с макро- и микроэкономикой, является одной из фундаментальных дисциплин современного экономического образования. Знания, полученные при ее изучении, будут использованы в процессе дальнейшей подготовки студентов по специальностям экономического направления.

Изучение эконометрики имеет целью: овладение совокупностью математических методов, используемых для количественной оценки экономических явлений и процессов; обучение эконометрическому моделированию, т. е. построению экономико- математических моделей, параметры которых оцениваются средствами математической статистики; обучение эмпирическому выводу экономических законов; подготовку к прикладным исследованиям в области экономики и т. д.

Основные задачи преподавания эконометрики состоят в том, чтобы показать особенность эконометрики как науки, расположенной между экономикой, статистикой и математикой; научить студентов использовать данные или наблюдения для построения количественных зависимостей для экономических соотношений, для выявления связей, закономерностей и тенденций развития экономических явлений, а также выработать у студентов умение формировать экономические модели, основываясь на экономической теории или на эмпирических данных, оценивать неизвестные параметры в этих моделях, делать прогнозы и оценивать их точность.

Экономические процессы развиваются во времени, поэтому большое место в эконометрике занимают вопросы анализа и прогнозирования временных рядов, в том числе многомерных. При этом в одних задачах больше внимания уделяют изучению трендов (средних значений, математических ожиданий), например, при анализе динамики цен. В других же — важны отклонения от средней тенденции, например, при применении контрольных карт (карт Шухарта, кумулятивных сумм и др.).

Выполняя все эти задачи, будущий специалист сталкивается с необходимостью сбора и переработки информации, передаваемой по каналам средств массовой информации, в том числе и с использованием информационных технологий.

Важной областью применения новых информационных технологий является экономика. К сожалению, сложившаяся система экономического образования часто не справляется с задачами, поставленными перед ней обществом, одна из которых — воспитание специалистов с высоким уровнем информационно-технологической подготовки, способных применять в своей работе инновационные методы, готовых быстро адаптироваться к новым требованиям производства. Возникает необходимость совершенствования подготовки студентов, осваивающих экономические специальности, к использованию компьютерных технологий в будущей профессиональной деятельности.

С другой стороны, решение задачи с экономическим содержанием сопровождается обширными вычислениями, за которыми студент забывает смысл выполняемой задачи; таким образом, каждый шаг необходимо пояснять текстовыми рассуждениями, обосновывающими правомерность каждого последующего действия на основании сделанного ранее. Так, решение одной задачи может растянуться на несколько занятий. Возникает необходимость в упрощении (лучше: автоматизации) вычислений, тем самым большее внимание будет уделяться непосредственно экономическому анализу, совершенствуя профессиональные умения студентов экономических специальностей.

Одним из путей решения этой проблемы является внедрение информационных технологий в процессе обучения студентов, которое должно проводиться параллельно с разработкой соответствующего методического обеспечения.

Появление различных систем компьютерной математики явилось следствием быстрого развития и внедрение компьютеров во все сферы жизнедеятельности человека. С их появлением стало не только возможным, но и необходимым качественно изменить технологию обучения и форму представления материала, сделать материал более наглядным и доступным, а обучение — более эффективным.

Для того чтобы предоставить студентам возможность не только полноценно подготовиться к сдаче экзаменов, но и получить представление о возможностях информационных технологий в области эконометрики, преподаватель, ведущий обучение данного предмета, сам должен иметь определённый уровень профессиональной подготовки. Подробно об особенностях подготовки преподавателей, внедряющих в свою деятельность инновационные информационные технологии, рассказывается в работах Гогохия Х. Н., Добудько Т. В., Кручининой Г. А., Кузьминой Н. В., Лавиной Т. А. и др.

Так, Т. А. Лавина отмечает в своём исследовании, что модель деятельности преподавателя в условиях внедрения средств информационных технологий в учебный процесс должна отражать уровень подготовки преподавателя к их применению в виде комплекса соответствующих знаний, умений, навыков, а также комплекса мировоззренческих представлений о социально-экономических последствиях процесса информатизации общества. Она приводит содержание психолого-педагогического компонента модели деятельности учителя в условиях информатизации образования, включающего, в свою очередь, следующие компоненты: конструктивный, проектировочный, гностический, коммуникативный и образовательный.

Практически все исследователи считают, что при обучении эконометрики решение задач (в широком смысле этого слова) является одним из ведущих ме­тодов. Он применяется при изложении нового материала и его закреплении, задачи иллюстрируют теоретический материал, излагаемый на лекциях, ре­шению задач посвящены почти целиком практические занятия и лаборатор­ные работы. Решение задач способствует глубокому усвоению экономических и математических понятий и выяснению связей между ними, оно является одним из активных способов изучения эконометрики, развивает мышление и творческие способности обучаемых. Решение учебных задач является универсальным видом учебной деятельности. Таким образом, имея в виду активное использование в подготовке студентов экономических специальностей по эконометрике специализированных пакетов математических программ, преподаватель должен позаботиться о подборе компьютерно ориентированных задач, содержание которых соответствовало бы изучаемой программе. Полезно также адаптировать ряд стандартных задач математической статистики (таких, например, как поиск среднего, математического ожидания, дисперсии и среднеквадратического отклонения) к решению их на компьютере.

На начальном этапе обучения повторяются основные понятия и методы математической статистики, статистики и даются базовые сведения о компьютерной системе Mathematica и её основных возможностях. В соответствии с главной задачей, поставленной на этом этапе подготовки, итогом его является выработка умений и навыков использования базовых возможностей данного программного продукта, привыкание студентов к интерфейсу системы и правилам работы с ней. Хорошо известные из курса статистики факты и сведения освещаются с качественно новой стороны, получают существенно иную интерпретацию. Большим преимуществом, которое предоставляет обучаемым использование системы Mathematica, по сравнению с традиционными методами, является возможность подтвердить правильность изученного на лекции теоретического материала и применить полученные знания при выполнении практических заданий. При этом вырабатываются умения и навыки использования полученных параллельно знаний по основам информатики. Поэтому на данном этапе в качестве примера необходимо приводить полные фрагменты документа системы Mathematica при выполнении типичных задач; при этом студентам рекомендуется использовать имеющиеся в руководстве по выполнению работы указания, алгоритмы и подсказки. При выполнении лабораторных работ слушатели курса приобретают навыки использования интерфейса системы Mathematica, учатся правильно записывать математические формулы и выражения в формате Mathematica, устранять обнаруженные ошибки. Важной задачей, решаемой на данном этапе обучения, является подготовка студентов как в теоретическом, так и в практическом плане к дальнейшему изучению эконометрики, поэтому его можно считать подготовительным.

На следующем этапе подготовки студентов экономических специальностей основными задачами является, прежде всего, овладение знаниями из некоторых важных разделов эконометрики, а также углубление имеющихся знаний в области математической статистики и формирование умений применить полученную теоретическую подготовку на практике. Происходит переход на качественно новый уровень овладения методологическими понятиями теории эконометрики с применением информационных технологий.

На этом этапе обучения от студентов требуется уметь применять знания и навыки, полученные на начальном этапе. Например, при оценке точности прогноза, вычисление верхней и нижней границ прогнозного интервала проводится аналитически с помощью авторучки и бумаги, а затем — средствами системы Mathematica, и полученные результаты сравниваются. У студентов вырабатываются навыки самостоятельного исследования, оформления и редактирования процесса решения и грамотного изложения полученных результатов. Одной из достигаемых при этом целей является формирование основ экономической культуры. Применяемые при этом возможности системы Mathematica позволяют фокусировать внимание на особенностях применения численных методов в решении прикладных задач, определять области и границы их применения.

Возможности системы Mathematica следует использовать, прежде всего, как мощный вспомогательный инструмент при выполнении эконометрических задач. При подготовке к экзамену использование компьютера в качестве вспомогательного средства даёт возможность, во-первых, сэкономить время при выполнении рутинных трудоёмких вычислений, во-вторых, ещё раз отработать новые методы решения стандартных задач эконометрики с помощью информационных технологий. Особенностью методики проведения лабораторных занятий на этом этапе является почти полная автономность и самостоятельность обучаемого.

В результате использования в учебном процессе информационных технологий существенно повышается заинтересованность студентов в глубоком изучении эконометрики, облегчается усвоение структурных связей между различными разделами курса. Возможность избегать больших по объёму преобразований и вычислений позволяет им выполнять экономический анализ, не теряя линии рассуждений.

В процессе использования информационных технологий в обучении эконометрике устанавливаются и укрепляются межпредметные связи эконометрики, статистики, математической статистики и информатики. Все перечисленные обстоятельства, в целом, развивают и формируют личность студента, а в дальнейшем и специалиста экономического профиля.

Mathematica заняла прочные позиции в высшем образовании. Около пятидесяти крупнейших университетов мира эффективно применяют эту компьютерную систему в преподавании. В большей степени Mathematica интегрирована в систему образования США, что естественно. Более сорока американских высших учебных заведений используют ее в учебном процессе. Более десятка университетов Японии и стран Западной Европы также взяли систему Mathematica на вооружение. В целом насчитывается более двадцати стран мира, где система Mathematica прочно заняла свои позиции в высшем образовании.

Учитывая мировой опыт и огромные функциональные возможности системы Mathematica, проблема применения этой системы при обучении эконометрике приняла особую актуальность, особенно в области профессиональной подготовки специалистов-экономистов. Решение этой проблемы будет содействовать повышению уровня математической и общей профессиональной подготовки будущих экономистов, также интеграции российской системы образования в мировую.


Литература:

1. Аладьев В. 3., Шишаков М. Л. Введение в среду пакета Mathematica 2.2. – М.: ФИЛИНЪ. 1997.

2. Дьяконов В.П. Компьютерная математика. Теория и практика. – М.: Нолидж. 2001. – 1296 с.

3. Замков О.О., Толстопятенко А.В., Черемных Ю.Н. Математические методы в экономике: Учебник / Под общ. ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. – 3-е изд., перераб. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2001. – 368 с.

4. Карабутов Н.Н. Информационные технологии в экономике: Учебное пособие. – М.: ЗАО Издательство «Экономика», 2002. – 207 с.

Основные термины (генерируются автоматически): студентов экономических специальностей, информационных технологий, математической статистики, математике студентов экономических, подготовки студентов, обучения математике студентов, обучении эконометрике, эконометрике студентов экономических, этапе обучения, умения студентов экономических, подготовки студентов экономических, экономических явлений, эконометрики решение задач, стандартных задач эконометрики, подготовке студентов экономических, задачи преподавания эконометрики, деятельности студентов экономических, подготовка студентов экономических, культуры студентов экономических, студентов неязыковых специальностей.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle