Автор: Гладких Иван Георгиевич

Рубрика: Психология и социология

Опубликовано в Молодой учёный №9 (32) сентябрь 2011 г.

Библиографическое описание:

Гладких И. Г. Психологические условия развития творческих способностей социального работника // Молодой ученый. — 2011. — №9. — С. 180-182.

Для успешного выполнения профессиональной деятельности в сфере социальной работы специалисту необходимо обладать не только полученным в ходе обучения набором методов, знаний, умений, навыков и т.д., но и рядом особых творческих способностей. В их число входят: умение неформально подойти к проблемам клиента; развитое воображение; восприимчивость, чувствительность к противоречиям и неопределенности; способность к внутреннему планированию действий; интуиция; способности к прогнозированию, предвосхищению и преобразованию; ассоциативность мышления, нонконформизм, открытость новому опыту и др. Высокая степень эффективности творческих проявлений в социальной работе подтверждается тем, что креативность как способность профессионала к творчеству и творческая деятельность как процесс создания качественно новых материальных и духовных продуктов (А. Маслоу, Дж. Гилфорд, П. Торренс) обеспечивают планомерное развитие профессии, появление новых, прогрессивных идей, влекущих за собой оптимизацию условий и методов выполнения работ, предотвращают возникновение ситуаций застоя.

Таким образом, важность и значимость использования творчества в социальной работе приводят нас к необходимости выделения в составе профессиональной компетентности социального работника творческого компонента и выявлению психологических условий его развития. Итак, творческий компонент в профессиональной компетенции социального работника представляет собой системное образование, позволяющее специалисту в области социальной работы принимать мобильные решения с учетом специфики конкретных проблем клиентов, разрабатывать новые методы работы, строить точные прогнозы относительно динамики и качества изменений проблемных ситуаций клиентов, генерировать свежие идеи и т.д., что достигается за счет соотношения и взаимодействия определенных элементов, составляющих данный компонент. К ним относятся: когнитивный, эмоционально-ценностный, саморегуляционный, операциональный и мотивационно-энергетический элементы, а также собственно творческие задатки и способности. Количество и специфика данных элементов обусловлены тем, что во многих концепциях креативности (Концепции редукции творчества к интеллекту Л. Термена, К. Кокс и др., Концепция креативности как универсальной познавательной творческой способности Дж. Гилфорда и П. Торренса, Концепция творчества и креативности М. Воллаха и Н. Когана, и т.д.) [3, c. 183 – 199], при описании осуществления творческого акта указывается на тесную взаимосвязь функционирующих мотивационных, эмоционально-ценностных, когнитивных, саморегуляционных проявлений, обеспечиваемых операциональной активностью.

Для целенаправленного создания психологических условий, способствующих формированию, развитию и актуализации творческого компонента в профессиональной компетентности социального работника (как во время обучения в образовательных учреждениях, так и в период осуществления профессиональной деятельности в соответствующих организациях), необходимо выявить такие условия для всех его элементов, опираясь на знания их особенностей и специфики функционирования.

Когнитивный элемент включает в себя совокупность знаний и представлений специалиста по социальной работе (общая эрудиция, приобретенные в ходе учебы и практики знания о профессии и профессиональных тонкостях в социальной работе, о смежных профессиональных областях, воссозданные на основе предыдущего опыта представления о проблемных ситуациях нуждающихся в помощи граждан, возможных способах и методах решения поставленных задач, и др.) и является интеллектуальным звеном в данном творческом компоненте. Сущность эмоционально-ценностного элемента творческого компонента проявляется в том, что эмоции служат сигнализаторами смысла творческой деятельности, ориентируют избирательность поведения, побуждают к действиям и сопровождают весь процесс творческого решения поставленной перед социальным работником задачи, а наличие ценностей, обусловливающих особый взгляд через их призму на окружающий мир, детерминирует эмоционально окрашенное отношение к осуществляемой деятельности. Посредством саморегуляционного элемента, проявляющегося в самоконтроле и самокоррекции, социальный работник удерживает процесс творческой работы над проблемой клиента в изначально заданном русле, при необходимости вносит в него определённые коррективы, осуществляет контроль за его выполнением. В операциональный элемент творческого компонента включаются умения и навыки, полученные в ходе обучения и практики и применяемые социальным работником в своей профессиональной деятельности для достижения поставленных целей. Мотивационно-энергетический элемент (влечения, жела­ния, стремления, интересы, склонности, идеалы, мировоззрение, убеждения, состояния вдохновлённости) является средоточием динамических сил, которые приводят творческие процессы в действие и сопровождают их по мере протекания. К благоприятным психологическим условиям формирования и развития данных элементов, входящих в состав творческого компонента в профессиональной компетентности социального работника, относятся:

- условия ближайшего окружения: широкий круг общения, в том числе с творческими взрослыми; взрослое окружение, выступающее как образец для подражания; демократический стиль взаимоотношений родителей и детей; разрешение ребенку эмоционального самовыражения; активная, деятельная позиция взрослых; ранее приобщение ребенка к самостоятельному труду; приобщение к творчеству через посещение различных кружков; одобрение исследовательской деятельности ребенка и т.д.;

- моральные и материально-технические условия обучения в образовательных учреждениях: вовлечение преподавателями всех обучающихся в активную работу на занятиях [7, с.550]; использование современных материально-технических средств обучения, а также вспомогательных средств; акцентирование при обучении нравственных аспектов профессиональной деятельности будущих социальных работников; использование при обучении профессиональным навыкам игровых ситуаций, методов акцентирования эмоций и ценностей, решения моральных дилемм (Л. Кольберг) воспитывающих ситуаций [6, с. 3]; создание учебных ситуаций, требующих от обучаемого осуществления деятельности по планированию, проектированию и моделированию; приобщение к активным занятиям физической культурой и спортом [8, с. 139] и др;

- условия рабочей среды и трудового коллектива: доброжелательные взаимоотношения с сотрудниками; достойный размер оплаты труда; демократический стиль управления персоналом; целенаправленность, последовательность, алгоритмичность профессиональной деятельности (перед человеком должны стоять конкретные задачи, решение которых приводит к достижению ясной цели) и т.д.

Что же касается собственно творческих задатков и способностей социального работника, наличие и задействование которых наделяет его деятельность определённой степенью креативности, то к целенаправленно создаваемым психологическим условиям их формирования и развития в учебных заведениях и социальных учреждениях и организациях по оказанию помощи нуждающимся относят:

- Наличие в вузе высокопрофессиональных преподавателей, ориентированных на работу с креативами (внимательное и чуткое отношение к проявлениям творческой активности учащихся, стремление к формированию высокой самооценки учащихся и др.), обладающих творческими способностями и использующих их в преподавательской работе (умение нестандартно взглянуть на проблемы обучения, мотивируя студентов к учебной деятельности, нестереотипное мышление, гибкость ума, развитое воображение и т.д.), располагающих соответствующими средствами обучения и воспитания (высокой квалификацией, заслуженным авторитетом, учебно-методическими и материально-техническими средствами вуза и т.д.) [4, с 120];

- Психолого-педагогическое сопровождение одарённых студентов – работы Дж. Гилфорда, С. Майлза, С. Ладжоула и др. показали, что к концу школы многие творчески одаренные и талантливые дети испытывают тяжелые состояния депрессии и вынуждены «маскироваться» от сверстников и взрослых, а самоубийства среди одаренных детей встречаются в 2,5 раза чаще, чем у их сверстников, что приводит к пониманию необходимости специальной психологической помощи и поддержки в развитии творческой личности (помощь педагогов и психологов в определении индивидуального подхода к процессу познания, составлении плана индивидуальной работы с обязательной последующей самооценкой выполнения; систематизация методики преподнесения изучаемого материала; разработка тематики практических работ, а также формы контроля изучаемого материала и т.д.) [5, с. 25];

- Внедрение в учебный процесс игровых и тренинговых технологий, создающих предпосылки к сознательному проявлению оригинальности мышления студентов, нивелированию запретов, накладываемых культурными традициями, снижению зависимости от общественного мнения, открытости для дискуссий, поиску необычных способов применения обычных вещей, отказу от привычных способов деятельности, использованию метода мозгового штурма и мн.др.;

- Изучение опыта, возможностей и способов креативного поведения профессиональных социальных работников (так как подражание креативному поведению ведёт к росту креативности личности и усилению таких качеств, как открытость новому опыту, чувствительность к проблемам, высокая потребность в творчестве и т.д. (Е.Л. Солдатова), включение в систему образования некоторых аспектов и способов креативного поведения и самовыражения, моделирования творческих действий, освоения технологий творческой деятельности приводит к формированию профессионально значимых творческих способностей социального работника) [2, с. 130];

- Психолого-педагогическая работа по выявлению, оцениванию и преодолению барьеров для актуализации творческих способностей социальных работников, возникающих в трудовом коллективе, при взаимоотношении с клиентами и т.д. [1, с.73].

Ориентация в учебных заведениях и организациях по оказанию социальной помощи и поддержки населения на создание данных психологических условий способствует задействованию творческих резервов социального работника и благоприятному сопровождению его креативных тенденций проявлениями когнитивного, эмоционально-ценностного, саморегуляционного, операционального и мотивационного характера.


Литература:
  1. Бабаева Ю.Д. Динамический подход к идентификации одаренности: Материалы IV Всероссийского съезда Российского психологического общества. Т. 1. М., 2007.

  2. Барышева Т.А., Жигалов Ю.А. Психолого-педагогические основы развития креативности. СПб., 2006.

  3. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб.,1999.

  4. Ермолаева-Томина Л.Б. Исследование факторов, детерминирующих индивидуальные различия в проявлении творческой активности: Психология творчества. М., 1990.

  5. Звонарева О.В. Психолого-педагогическое сопровождение индивидуально-образовательной траектории развития интеллектуально одаренных детей дошкольного возраста: Материалы IV Всероссийского съезда Российского психологического общества. Т.2. М., 2007.

  6. Лобанова Г.А. Эмоционально-ценностный компонент содержания образования: от сущности – к проектированию и реализации. URL: www.lerner.edu3000.ru/Wladimir_biblos/lobanjva.htm (дата обращения: 14.07.2011.).

  7. Маклаков А. Г. Общая психология. СПб., 2001.

  8. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 2: Психология образования. М. 2003.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle