Библиографическое описание:

Дикарева И. Г. Организация подготовки учащихся к итоговой аттестации по географии и биологии на основе технологии портфолио // Молодой ученый. — 2011. — №9. — С. 206-208.

Ежегодно перед учителем возникают вопросы, связанные с организацией подготовки к государственной итоговой аттестации: как наиболее эффективно распределить материал для повторения, какие темы вызывают затруднения, что предпринять, чтобы преодолеть психологические барьеры на пути к экзамену. Кроме того, важным аспектом становится степень осознанности учащимися выбора предмета и необходимости подготовки. Экзамены по дисциплинам естественнонаучного цикла, в частности географии и биологии, не являются обязательными, редко встречаются в перечне вступительных в средне специальные учебные заведения. Как правило, их выбор обусловлен решением родителей учащихся, положительными результатами обучения предмету, сложившимися отношениями с учителем, выбором «за компанию». В результате формируется группа учащихся с различной мотивацией, неодинаковым уровнем готовности по предмету, поэтому первым шагом становится доверительная беседа о предстоящем экзамене, цель которой – выявить отношение к нему, установить самооценку готовности. Среди основных «страхов» чаще всего встречаются боязнь избытка информации, поскольку объем теоретического материала для повторения оказывается значительным, сложных заданий, нехватки времени на выполнение теста. Уровень тревожности тем выше, чем больше учащийся нацелен на высокий балл. На данном этапе важной задачей учителя становится структурирование деятельности учащихся с учетом индивидуальных особенностей. Необходимо наметить «контрольные точки» на пути подготовки к экзамену, которые пройдет каждый, но в своем темпе. Нельзя допустить, чтобы ученик сравнивал свои достижения или сложности только с чужими успехами или неудачами, не замечая собственного, пусть медленного, продвижения. Наглядно представить динамику готовности поможет портфолио.

В современном российском образовании портфолио – это папка достижений учащихся, в наиболее общем понимании – «форма и процесс организации образцов и продуктов учебно-познавательной деятельности обучаемого…» [1, 360]. В зависимости от целей выделяют несколько типов портфолио: «папка достижений», рефлексивное, проблемно-исследовательское, тематическое, портфолио-антология и т.д. Зачастую рознятся названия и количество типов, выделяемых разными авторами классификаций. Цель обращения к данной технологии – раскрыть динамику личностного развития, отследить результативность подготовки к экзамену, создать возможность для самооценки учащимся собственной деятельности. Такое портфолио будет включать включает работы учащегося за определенный период времени, которые показывают произошедшие изменения в его знаниях. Следовательно, нас интересует рефлексивный тип или рабочее портфолио. Каков бы ни был вид портфолио, оно представляет собой набор материалов, структурированных определенным образом. В данном случае выделяем разделы «Титульный лист», «Цели и задачи», «Об экзамене», «Путь к успеху (рабочие материалы)», «Динамика достижений». Возможно применение страниц-разделителей основных компонентов.

Какие продукты деятельности будет содержать портфолио?

В рабочее портфолио могут быть включены:

  • лист целей, которых ученик хотел бы достигнуть в процессе подготовки к экзамену (важно выделить и задачи, пошаговое решение которых поможет приблизиться к желаемому результату);

  • план подготовки к экзамену, составленный самостоятельно или с помощью учителя;

  • содержание или структура теоретического материала, который необходимо повторить (весьма интересно включать перечень требований к выпускнику основной школы, представленный в Обязательном минимуме содержания основного общего образования);

  • правила работы с теоретическим материалом, разработанные с учетом индивидуальных особенностей учащихся;

  • демонстрационная версия экзаменационного теста, на примере которой рассматриваются виды тестовых заданий и методика их решения;

  • демонстрационная версия бланка ответов (применение образцов бланков во время подготовки позволяет снять излишнюю тревожность, связанную с представлениями о сложности самой процедуры экзамена, вероятностью ошибки при внесении данных в соответствующие поля);

  • подборка тестовых заданий по каждой из тем (целесообразно выдавать не все задания одновременно, а постепенно в течение периода, отведенного в плане на повторение отдельных вопросов дисциплины), выполненных учащимся;

  • выполненные лабораторные работы по биологии;

  • контурные карты с нанесенными географическими объектами и другой картографический материал (выполненные задания по топографическим картам, анализ климатических диаграмм, графики и т.п.);

  • листы самоконтроля с описанием того, что ученик не понимает в данной теме, в какой помощи нуждается;

  • работы над ошибками, выполненные в классе и дома;

  • копии административных контрольных работ, отслеживающих готовность учащихся к экзамену;

  • варианты экзаменационных работ, выполненных учащимся с анализом допущенных ошибок;

  • индивидуальный лист динамики с указанием количества баллов, набранных при решении различных вариантов экзаменационных работ;

  • итог – лист результата экзамена.

Перечень продуктов деятельности может быть изменен, но подобный подход позволяет не только структурировать работу учащихся, но и стимулировать их к рефлексивной деятельности, способствовать повышению осознанности в отношении подготовки к экзамену.

Вопросы основных и специфических компонентов портфолио, процесса его оценки, внешнего оформления и обсуждения решаются как совместно, так и индивидуально. Поскольку цель – это рефлексия собственной готовности к экзамену, то оценивание портфолио со стороны учителя можно считать излишним, однако регулярные беседы с учащимися позволят направлять их работу, отслеживать и своевременно корректировать затруднения.

Внешнее и внутреннее оформление может быть различным. Для формирования портфолио удобно использовать обычную папку-скоросшиватель. Это позволит наблюдать за увеличением «толщины» вследствие постоянного пополнения продуктами деятельности, а значит, учащимся легче осознать, каков объем проделанной ими работы, устраивает ли результат, к чему необходимо стремиться, за счет активации каких ресурсов.

Непосредственно работа с портфолио распределена по этапам.

На первом этапе учащиеся знакомятся с темой, назначением, правилами организации портфолио. Здесь же учащиеся определяют целевой компонент, формулируют собственные трудности, опасения, совместно с учителем разрабатывают план подготовки к экзамену, выделяют задачи, которые необходимо решить для достижения успеха. Данный этап раскрывает перед учащимися весь спектр предстоящих задач, способствует целеполаганию.

Второй этап работы над портфолио осуществляется в соответствии с планом, с учетом времени, отведенного на повторение каждой темы. Это период активной индивидуальной самостоятельной работы, когда учитель выступает в роли помощника, направляя и корректируя деятельность. Здесь уместны разные темпы выполнения заданий, но контрольные сроки определены для всех. Данный этап основной, самый продолжительный по времени, самостоятельная работа учащихся сопровождается консультациями, на которых рассматриваются ключевые, наиболее сложные вопросы, обсуждаются варианты решения заданий, рассматривается поведение на экзамене в случае возникновения неожиданных ситуаций. Учителю следует обратить внимание учащихся на различные способы работы с информацией, предостеречь от механического зазубривания материала. Такими способами могут стать:

  • конспектирование сложных тем или составление тезисов;

  • ведение записей по ходу чтения, поскольку это способствует лучшему усвоению прочитанного, а также позволяет облегчить доступ к наиболее существенным моментам, обеспечить удобство их использования;

  • выделение и запись вопросов, вызвавших затруднение, требующих дополнительного пояснения;

  • использование закладок с надписями;

  • составление схем, таблиц, способствующих систематизации знаний;

  • ведение словаря терминов и понятий.

Результаты работы с информацией, будучи продуктами деятельности, становятся частью портфолио, выступая своеобразным отчетом. Подобный отчет важен прежде всего для самого учащегося, поскольку способствует повышению уверенности в себе, собственных силах, а также позволяет учителю отслеживать интенсивность и качество подготовки. Работа над портфолио на данном этапе должна сопровождаться рефлексией, заполнением учащимися листов самоконтроля.

Третий, заключительный этап предполагает подведение итогов, определение самооценки готовности к экзамену. Результатом может быть сводная таблица динамики достижений, мини-сочинение, рецензия учителя. Важно, чтобы были обозначены реальные достижения и проблемы, определены рекомендации на будущее на основе осознания причин трудностей.

Наконец, завершающей страницей нашего рефлексивного портфолио становится количество баллов, набранное по результатам экзамена.

Организация подготовки учащихся к итоговой аттестации на основе применения технологии портфолио требует большой систематической работы, но обладает рядом преимуществ: прекращается «натаскивание на тесты», мотивируется и структурируется деятельность учащихся, становится доступной для отслеживания динамика изменений уровня готовности каждого из них, формируется более осознанное отношение к подготовке к экзамену как со стороны учеников, так и родителей, возможно представить подробный отчет об этом процессе.

Представим несколько примеров оформления страниц портфолио.

Врезка1§

Рис. 1. Лист «Структура теоретического материала»

Врезка2

Рис. 2. Лист «План подготовки к экзамену»

Врезка3

Рис. 3. Индивидуальный лист динамики

Врезка4

Рис. 4. Лист самоконтроля



Литература:

1. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т. 1 [Текст] / Г.К. Селевко. М.: НИИ школьных технологий, 2006. – С. 360, 363.

2. Чибисова, М.Ю. Единый государственный экзамен: психологическая подготовка [Текст] / М.Ю. Чибисова. – М. : «Генезис», 2004.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle