Библиографическое описание:

Козырева О. А., Колпаченко Л. Я., Загуляева Д. В. Возможности историко-профессиональных альбомов в формировании гражданско-профессиональной позиции обучающихся // Молодой ученый. — 2011. — №9. — С. 208-211.

Система начального профессионального образования уникальна в своей истории и практике. В профессиональном лицее №70 г. Новокузнецка ведется работа по созданию историко-профессиональных альбомов с момента зарождения музейно-выставочного центра профессионального лицея № 70 г. Новокузнецка.
Музейно-выставочный центр профессионального лицея № 70 был открыт 16 мая 2005 года. В музейно-выставочном центре активно функционирует Совет музея из числа учащихся лицея. Совет музея, по существу, является органом самоуправления музея, решающий управляющую, организационную, поисковую, исследовательскую функции деятельности МВЦ, участвующий в комплектовании, учете и хранении фондов, в показе и пропаганде собранных материалов.
Совет музея активно проводит массовую просветительскую работу среди обучающихся профессионального лицея № 70, а также среди населения города, путем проведения экскурсий, уроков мужества, торжественных мероприятий и других акций.
Особенность и уникальность поисковой деятельности, на которую опираются в качестве основного направления работы состоит в том, что самостоятельная исследовательская работа участников поискового процесса направлена на открытие нового, неизвестного, либо незаслуженно забытого историко-культурного наследия Кемеровской области, что приводит к глубокому рефлексивному осознанию различных жизненных ситуаций и ведет к закреплению высокоморального поведения молодых граждан России. Результаты участия музейно-выставочного центра профессионального лицея № 70 в областных, городских конкурсах, краеведческих конференциях показывают степень эффективности поисковой деятельности обучающихся.
Представленные на конкурсы материалы музейно-выставочного центра профессионального лицея № 70, созданные обучающимися, отмечены призовыми местами в г. Кемерово и г. Новокузнецке, что чрезвычайно повышает социальный статус обучающихся, придает нам уверенность при выборе жизненного пути, обогащает духовно и интеллектуально. По итогам работы за 2007/2008 учебный год музейно-выставочный центр профессионального лицея № 70 г. Новокузнецка занял первое место среди музеев системы НПО Кемеровской области.
В таких условиях и был создан историко-профессиональный альбом «Жизнь как подвиг знаменитых спортсменов XX века – выпускников начального профессионального образования Кузбасса», выполненный Д. В. Загуляевой. Мы уверены, что исследование и пропагандирование спортивного подвига выпускников системы начального профессионального образования Кузбасса, активизация самостоятельности и формирование культуры самостоятельной работы обучающихся профессионального лицея, формирования потребностей активно участвовать в спортивной жизни края, популяризация здорового образа жизни, может помочь молодым гражданам Кемеровской области выбрать правильные жизненные и профессиональные ориентиры.
Весь материал проекта «Жизнь как подвиг знаменитых спортсменов XX века – выпускников начального профессионального образования Кузбасса» является уникальным, так как не имеет аналогов.
Социально значимые проекты в условиях современных преобразований нашего общества – это один из способов и форм, фасилитирующих включение обучающихся средних школ, профессиональных лицеев, спузов и вузов в систему гуманно-личностных отношений, где нравственность представляет собой не просто термин, за который поставят по пятибалльной системе оценок наивысшую или промежуточную меру, а тот феномен, который позволяет самому себе сказать «я – человек»…
Профессиональный лицей № 70 в составе обучающихся, педагогического коллектива, администрации активно включены в моделирование и апробацию социально значимых проектов, направленных на повышение роли нравственных качеств и чувств в микро-, мезо- и мультисредовых системах социально-педагогического взаимодействия.
Так были разработаны проекты «Добрые сердца», «Линия жизни» и других, позволяющие включить в социально значимую и личностно-гуманную деятельность обучающихся профессионального лицея №70, создающего условия для всестороннего развития обучающихся по трем основным направлениям социализации и самореализации: наука, искусство и спорт.
Проект «Добрые сердца» был разработан инициативной группой волонтеров профессионального лицея № 70. Данный проект направлен на социализацию детей, оставшихся без попечения родителей; развитие у них коммуникативных навыков в условиях временного детского коллектива; создание условий для развития творческого потенциала детей, помощь в самоопределении и самореализации в предлагаемых видах деятельности; пропаганду среди детей здорового образа жизни, путем организации и проведения спортивных мероприятий.
Проект «Линия жизни» разработан инициативной группой обучающихся профессионального лицея № 70, входящих в Совет музейно-выставочного центра. Название данного проекта не случайно, т.к. «Линия жизни» в данном случае обозначает тот нравственный вектор, согласно которому молодые люди, получающие рабочую профессию, уже не дети, но часто не имеющие позитивного жизненного опыта и целенаправленного мировоззрения молодые граждане России, должны быть готовы к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей. По проведенному опросу среди учащихся образовательных учреждений Куйбышевского района г. Новокузнецка, авторами данного проекта было выявлено, что из 435 опрошенных только 5% смогли назвать государственные символы Российской федерации; 7% респондентов назвали дату начала и окончания Великой Отечественной войны и ни один из опрошенных не смог ответить на вопрос: «На территории какого государства закончилась 2-ая мировая война?». Эти проблемы не могли оставить безучастными педагогов и обучающихся профессионального лицея №70, г. Новокузнецка и побудили к разработке проекта «Линия жизни». Этим проектом обучающиеся профессионального лицея хотели помочь своим сверстникам в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении. Базовым, ситуативно-деятельностным результатом этой работы является формирование социально-необходимых знаний и навыков, определение гражданской позиции ребят на примерах ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов локальных войн, ветеранов профтехобразования Куйбышевского района г. Новокузнецка.
Как любая деятельность социально-педагогического генеза работа по моделированию и включению в социально значимую работу обучающихся профессионального лицея – одна из самых главных, тяжелых, результат которой будет виден не сегодня, а через десятки лет, когда будет стоять вопрос о ценности российской культуры, ее самобытности, нравственности, о гражданских позициях и чувстве патриотизме, от которого зависит на сколько мы оправдаем надежды наших предков по сохранению и продолжению той культуры, в которой нравственность была самой наиважнейшей ценностью, доказательством коего можно привести цитаты «Иду на Вы…», «…я русский человек, и изобретение моё принадлежит России»… Неужели это были последние, кто понимал ценность и уникальность нашего народа и государства с его историей и культурой в целом?!…
Проблема формирования гражданско-профессиональной позиции обучающихся – одна из базисных проблем современной педагогики, т.к. от того, на сколько мы справимся с формированием гражданско-профессиональных ценностей – зависит наше будущее и благополучие наших обучающихся. А основой формирования данных ценностей является система принципов педагогического взаимодействия, фасилитирующая процесс становления личности как субъекта деятельности и общения, культуры и искусства, спорта и науки и пр. Приведем одну из систем принципов педагогического взаимодействия, функционирующую в профессиональном лицее №70 г. Новокузнецка:
1. Принцип научности, последовательности, системности, систематичности, доступности педагогического взаимодействия;
2. Принцип гуманизма:
- принцип ценностно-смысловой направленности социально-педагогического воздействия;
- принцип веры в силы и возможности обучающихся при необходимом уровне требований и посильной сложности педагогических заданий;
- принцип аксиакмеологического взаимодействия в структуре формирования модели профессионального самосовершенствования, самореализации;
3. Принцип природосообразности и культуросообразности:
- принцип преемственности и последовательности изучения культуры;
- принцип уважения, тактичности, деликатности к каждому субъекту общества;
- принцип учета индивидуальных особенностей субъекта общества и требований микро-, мезо-, макро- и мегасреды;
4. Принцип формирования самостоятельности в системе полисубъектных отношений, возможности и ограничения:
- принцип единства самовоспитания, обучения, развития, образования, совершенствования, реализации;
- принцип формирования внутренней мотивации учения;
- принцип рефлексии и самоконтроля результатов учебно-практической деятельности;
5. Принцип воспитания, обучения, социализации и адаптации в коллективе и через коллектив:
- принцип своевременной смены и реконструкции социальных ролей;
- принцип воспитания ответственности, самостоятельности востребованной личности, гармонично сочетающей три
основополагающих, социокультурных модели: гражданин, человек-труженик, человек-семьянин;
- принцип коммуникативности, эмоционально-нравственного взаимодействия в условиях обогащения, сотрудничества и сотворчества;
6. Принцип дихотомического сочетания традиционного и инновационного в структуре педагогического взаимодействия;
7. Принцип ограниченности педагогического взаимодействия (материально-технических условий, социокультурных, пространственно-временных и т.д.).
Итак, данная система принципов реализуется в процессе педагогического, социально-педагогического взаимодействия в профессиональном лицее №70 в таких формах взаимодействия, как учебно-воспитательные программы, программы музейной педагогики (формирование патриотизма через обогащение личной деятельности студентов в организации работы музея), программы взаимопомощи и нуждающихся в помощи и пр.


Литература:

  1. Козырева, О. А. Воспитание как феномен моделирования и практики : монография / О. А. Козырева. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2010. – 410 с. – ISBN 978–5–7148–0346–8.
  2. Козырева, О. А. Культура самостоятельной работы : учебно-методичес­кое пособие к компьютеризированному учебнику / О. А. Козырева. – Новокузнецк, 1997. – 102 с.
  3. Козырева, О. А. Возможности мультисредового подхода в структуре формирования ценностей, компетенций и патриотизма / О. А. Козырева, Л. Я. Колпаченко // Проблемы эффективности реализации инноваций в учебном процессе: материалы Региональной научно-практической конференции (г. Нижневартовск, 22 апреля 2011 г.) / отв. ред. Э. М. Рянская. – Нижневартовск: НГГУ, 2011. – С.140-145.
  4. Козырева, О. А. Мультисредовый подход в структуре формирования ценностей и патриотизма / О. А. Козырева, Л. Я. Колпаченко // Инновации в патриотическом воспитании: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – СПб. : изд-во Политехн. ун-та, 2011. – С. 15-19.
  5. Колпаченко, Л. Я. Система принципов педагогического взаимодействия как модель формирования ценностей и ценностных ориентаций в социально-педагогическом континууме / Л. Я. Колпаченко, О. А. Козырева // Адаптация человека в условиях многообразия современного мира: материалы Всероссийской конференции с международным участием. – СПб.: изд-во Политехн. ун-та, 2011. – С.85-87.
  6. Козырева, О. А. Социальная педагогика : учебное пособие для студентов педагогических вузов / О. А. Козырева. – Новокузнецк : КузГПА , 2010. – 217 с. – [+приложение на CD]. – ISBN 978–5–85117–495–7.

5

Похожие статьи

Роль социально-гуманитарных дисциплин в формировании и развитии профессиональных качеств обучающихся в образовательных учреждениях силовых ведомств

Использование проектных технологий в формировании общих и профессиональных компетенций обучающихся

Возможности историко-профессионального альбома «Жизнь как подвиг знаменитых спортсменов ХХ века – выпускников НПО Кузбасса» в формировании гражданско-профессиональной позиции обучающихся

Внедрение в образовательный процесс активных и интерактивных форм проведения занятий по химии в целях достижения положительной динамики при формировании когнитивных, общих и профессиональных компетенций обучающихся

Формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся в рамках модульно-компетентностного подхода в профессиональных образовательных организациях

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Роль социально-гуманитарных дисциплин в формировании и развитии профессиональных качеств обучающихся в образовательных учреждениях силовых ведомств

Использование проектных технологий в формировании общих и профессиональных компетенций обучающихся

Возможности историко-профессионального альбома «Жизнь как подвиг знаменитых спортсменов ХХ века – выпускников НПО Кузбасса» в формировании гражданско-профессиональной позиции обучающихся

Внедрение в образовательный процесс активных и интерактивных форм проведения занятий по химии в целях достижения положительной динамики при формировании когнитивных, общих и профессиональных компетенций обучающихся

Формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся в рамках модульно-компетентностного подхода в профессиональных образовательных организациях