Библиографическое описание:

Козырева О. А., Колпаченко Л. Я., Загуляева Д. В. Возможности историко-профессиональных альбомов в формировании гражданско-профессиональной позиции обучающихся // Молодой ученый. — 2011. — №9. — С. 208-211.

Система начального профессионального образования уникальна в своей истории и практике. В профессиональном лицее №70 г. Новокузнецка ведется работа по созданию историко-профессиональных альбомов с момента зарождения музейно-выставочного центра профессионального лицея № 70 г. Новокузнецка.
Музейно-выставочный центр профессионального лицея № 70 был открыт 16 мая 2005 года. В музейно-выставочном центре активно функционирует Совет музея из числа учащихся лицея. Совет музея, по существу, является органом самоуправления музея, решающий управляющую, организационную, поисковую, исследовательскую функции деятельности МВЦ, участвующий в комплектовании, учете и хранении фондов, в показе и пропаганде собранных материалов.
Совет музея активно проводит массовую просветительскую работу среди обучающихся профессионального лицея № 70, а также среди населения города, путем проведения экскурсий, уроков мужества, торжественных мероприятий и других акций.
Особенность и уникальность поисковой деятельности, на которую опираются в качестве основного направления работы состоит в том, что самостоятельная исследовательская работа участников поискового процесса направлена на открытие нового, неизвестного, либо незаслуженно забытого историко-культурного наследия Кемеровской области, что приводит к глубокому рефлексивному осознанию различных жизненных ситуаций и ведет к закреплению высокоморального поведения молодых граждан России. Результаты участия музейно-выставочного центра профессионального лицея № 70 в областных, городских конкурсах, краеведческих конференциях показывают степень эффективности поисковой деятельности обучающихся.
Представленные на конкурсы материалы музейно-выставочного центра профессионального лицея № 70, созданные обучающимися, отмечены призовыми местами в г. Кемерово и г. Новокузнецке, что чрезвычайно повышает социальный статус обучающихся, придает нам уверенность при выборе жизненного пути, обогащает духовно и интеллектуально. По итогам работы за 2007/2008 учебный год музейно-выставочный центр профессионального лицея № 70 г. Новокузнецка занял первое место среди музеев системы НПО Кемеровской области.
В таких условиях и был создан историко-профессиональный альбом «Жизнь как подвиг знаменитых спортсменов XX века – выпускников начального профессионального образования Кузбасса», выполненный Д. В. Загуляевой. Мы уверены, что исследование и пропагандирование спортивного подвига выпускников системы начального профессионального образования Кузбасса, активизация самостоятельности и формирование культуры самостоятельной работы обучающихся профессионального лицея, формирования потребностей активно участвовать в спортивной жизни края, популяризация здорового образа жизни, может помочь молодым гражданам Кемеровской области выбрать правильные жизненные и профессиональные ориентиры.
Весь материал проекта «Жизнь как подвиг знаменитых спортсменов XX века – выпускников начального профессионального образования Кузбасса» является уникальным, так как не имеет аналогов.
Социально значимые проекты в условиях современных преобразований нашего общества – это один из способов и форм, фасилитирующих включение обучающихся средних школ, профессиональных лицеев, спузов и вузов в систему гуманно-личностных отношений, где нравственность представляет собой не просто термин, за который поставят по пятибалльной системе оценок наивысшую или промежуточную меру, а тот феномен, который позволяет самому себе сказать «я – человек»…
Профессиональный лицей № 70 в составе обучающихся, педагогического коллектива, администрации активно включены в моделирование и апробацию социально значимых проектов, направленных на повышение роли нравственных качеств и чувств в микро-, мезо- и мультисредовых системах социально-педагогического взаимодействия.
Так были разработаны проекты «Добрые сердца», «Линия жизни» и других, позволяющие включить в социально значимую и личностно-гуманную деятельность обучающихся профессионального лицея №70, создающего условия для всестороннего развития обучающихся по трем основным направлениям социализации и самореализации: наука, искусство и спорт.
Проект «Добрые сердца» был разработан инициативной группой волонтеров профессионального лицея № 70. Данный проект направлен на социализацию детей, оставшихся без попечения родителей; развитие у них коммуникативных навыков в условиях временного детского коллектива; создание условий для развития творческого потенциала детей, помощь в самоопределении и самореализации в предлагаемых видах деятельности; пропаганду среди детей здорового образа жизни, путем организации и проведения спортивных мероприятий.
Проект «Линия жизни» разработан инициативной группой обучающихся профессионального лицея № 70, входящих в Совет музейно-выставочного центра. Название данного проекта не случайно, т.к. «Линия жизни» в данном случае обозначает тот нравственный вектор, согласно которому молодые люди, получающие рабочую профессию, уже не дети, но часто не имеющие позитивного жизненного опыта и целенаправленного мировоззрения молодые граждане России, должны быть готовы к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей. По проведенному опросу среди учащихся образовательных учреждений Куйбышевского района г. Новокузнецка, авторами данного проекта было выявлено, что из 435 опрошенных только 5% смогли назвать государственные символы Российской федерации; 7% респондентов назвали дату начала и окончания Великой Отечественной войны и ни один из опрошенных не смог ответить на вопрос: «На территории какого государства закончилась 2-ая мировая война?». Эти проблемы не могли оставить безучастными педагогов и обучающихся профессионального лицея №70, г. Новокузнецка и побудили к разработке проекта «Линия жизни». Этим проектом обучающиеся профессионального лицея хотели помочь своим сверстникам в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении. Базовым, ситуативно-деятельностным результатом этой работы является формирование социально-необходимых знаний и навыков, определение гражданской позиции ребят на примерах ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов локальных войн, ветеранов профтехобразования Куйбышевского района г. Новокузнецка.
Как любая деятельность социально-педагогического генеза работа по моделированию и включению в социально значимую работу обучающихся профессионального лицея – одна из самых главных, тяжелых, результат которой будет виден не сегодня, а через десятки лет, когда будет стоять вопрос о ценности российской культуры, ее самобытности, нравственности, о гражданских позициях и чувстве патриотизме, от которого зависит на сколько мы оправдаем надежды наших предков по сохранению и продолжению той культуры, в которой нравственность была самой наиважнейшей ценностью, доказательством коего можно привести цитаты «Иду на Вы…», «…я русский человек, и изобретение моё принадлежит России»… Неужели это были последние, кто понимал ценность и уникальность нашего народа и государства с его историей и культурой в целом?!…
Проблема формирования гражданско-профессиональной позиции обучающихся – одна из базисных проблем современной педагогики, т.к. от того, на сколько мы справимся с формированием гражданско-профессиональных ценностей – зависит наше будущее и благополучие наших обучающихся. А основой формирования данных ценностей является система принципов педагогического взаимодействия, фасилитирующая процесс становления личности как субъекта деятельности и общения, культуры и искусства, спорта и науки и пр. Приведем одну из систем принципов педагогического взаимодействия, функционирующую в профессиональном лицее №70 г. Новокузнецка:
1. Принцип научности, последовательности, системности, систематичности, доступности педагогического взаимодействия;
2. Принцип гуманизма:
- принцип ценностно-смысловой направленности социально-педагогического воздействия;
- принцип веры в силы и возможности обучающихся при необходимом уровне требований и посильной сложности педагогических заданий;
- принцип аксиакмеологического взаимодействия в структуре формирования модели профессионального самосовершенствования, самореализации;
3. Принцип природосообразности и культуросообразности:
- принцип преемственности и последовательности изучения культуры;
- принцип уважения, тактичности, деликатности к каждому субъекту общества;
- принцип учета индивидуальных особенностей субъекта общества и требований микро-, мезо-, макро- и мегасреды;
4. Принцип формирования самостоятельности в системе полисубъектных отношений, возможности и ограничения:
- принцип единства самовоспитания, обучения, развития, образования, совершенствования, реализации;
- принцип формирования внутренней мотивации учения;
- принцип рефлексии и самоконтроля результатов учебно-практической деятельности;
5. Принцип воспитания, обучения, социализации и адаптации в коллективе и через коллектив:
- принцип своевременной смены и реконструкции социальных ролей;
- принцип воспитания ответственности, самостоятельности востребованной личности, гармонично сочетающей три
основополагающих, социокультурных модели: гражданин, человек-труженик, человек-семьянин;
- принцип коммуникативности, эмоционально-нравственного взаимодействия в условиях обогащения, сотрудничества и сотворчества;
6. Принцип дихотомического сочетания традиционного и инновационного в структуре педагогического взаимодействия;
7. Принцип ограниченности педагогического взаимодействия (материально-технических условий, социокультурных, пространственно-временных и т.д.).
Итак, данная система принципов реализуется в процессе педагогического, социально-педагогического взаимодействия в профессиональном лицее №70 в таких формах взаимодействия, как учебно-воспитательные программы, программы музейной педагогики (формирование патриотизма через обогащение личной деятельности студентов в организации работы музея), программы взаимопомощи и нуждающихся в помощи и пр.


Литература:

  1. Козырева, О. А. Воспитание как феномен моделирования и практики : монография / О. А. Козырева. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2010. – 410 с. – ISBN 978–5–7148–0346–8.
  2. Козырева, О. А. Культура самостоятельной работы : учебно-методичес­кое пособие к компьютеризированному учебнику / О. А. Козырева. – Новокузнецк, 1997. – 102 с.
  3. Козырева, О. А. Возможности мультисредового подхода в структуре формирования ценностей, компетенций и патриотизма / О. А. Козырева, Л. Я. Колпаченко // Проблемы эффективности реализации инноваций в учебном процессе: материалы Региональной научно-практической конференции (г. Нижневартовск, 22 апреля 2011 г.) / отв. ред. Э. М. Рянская. – Нижневартовск: НГГУ, 2011. – С.140-145.
  4. Козырева, О. А. Мультисредовый подход в структуре формирования ценностей и патриотизма / О. А. Козырева, Л. Я. Колпаченко // Инновации в патриотическом воспитании: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – СПб. : изд-во Политехн. ун-та, 2011. – С. 15-19.
  5. Колпаченко, Л. Я. Система принципов педагогического взаимодействия как модель формирования ценностей и ценностных ориентаций в социально-педагогическом континууме / Л. Я. Колпаченко, О. А. Козырева // Адаптация человека в условиях многообразия современного мира: материалы Всероссийской конференции с международным участием. – СПб.: изд-во Политехн. ун-та, 2011. – С.85-87.
  6. Козырева, О. А. Социальная педагогика : учебное пособие для студентов педагогических вузов / О. А. Козырева. – Новокузнецк : КузГПА , 2010. – 217 с. – [+приложение на CD]. – ISBN 978–5–85117–495–7.

5

Основные термины: профессионального лицея, центра профессионального лицея, педагогического взаимодействия, начального профессионального образования, центр профессионального лицея, музейно-выставочного центра профессионального, принципов педагогического взаимодействия, выпускников начального профессионального, профессионального образования Кузбасса», волонтеров профессионального лицея, «Линия жизни», профессиональном лицее, структуре формирования, структуре формирования ценностей, числа учащихся лицея, Система начального профессионального, Совет музея, профессиональных компетенций, принцип аксиакмеологического взаимодействия, формирования модели профессионального

Похожие статьи

Роль социально-гуманитарных дисциплин в формировании и развитии профессиональных качеств обучающихся в образовательных учреждениях силовых ведомств

Использование проектных технологий в формировании общих и профессиональных компетенций обучающихся

Возможности историко-профессионального альбома «Жизнь как подвиг знаменитых спортсменов ХХ века – выпускников НПО Кузбасса» в формировании гражданско-профессиональной позиции обучающихся

Внедрение в образовательный процесс активных и интерактивных форм проведения занятий по химии в целях достижения положительной динамики при формировании когнитивных, общих и профессиональных компетенций обучающихся

Формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся в рамках модульно-компетентностного подхода в профессиональных образовательных организациях

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Роль социально-гуманитарных дисциплин в формировании и развитии профессиональных качеств обучающихся в образовательных учреждениях силовых ведомств

Использование проектных технологий в формировании общих и профессиональных компетенций обучающихся

Возможности историко-профессионального альбома «Жизнь как подвиг знаменитых спортсменов ХХ века – выпускников НПО Кузбасса» в формировании гражданско-профессиональной позиции обучающихся

Внедрение в образовательный процесс активных и интерактивных форм проведения занятий по химии в целях достижения положительной динамики при формировании когнитивных, общих и профессиональных компетенций обучающихся

Формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся в рамках модульно-компетентностного подхода в профессиональных образовательных организациях