Применение самостоятельной работы на уроках информатики, физики и математики как средство развития интеллектуальных способностей школьника | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Покидова, Н. Н. Применение самостоятельной работы на уроках информатики, физики и математики как средство развития интеллектуальных способностей школьника / Н. Н. Покидова, Г. Ю. Кушнерёва, Г. В. Власова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 21 (311). — С. 696-697. — URL: https://moluch.ru/archive/311/70521/ (дата обращения: 04.05.2024).



Ни одна школа не дает обучающимся запаса знаний на всю жизнь. Важнейшей задачей, стоящей перед учителями нашей школы является привитие детям навыков самостоятельной работы. Цели самостоятельной работы обучающихся: формирование навыков самостоятельной работы и потребности к творческому овладению знаниями, развитие познавательной активности,поднятие интереса к изучаемым дисциплинам, повторение и конкретизация учебного материала, умение применять полученные теоретические знания на практике, воспитание волевых черт личности.

Процесс формирования у обучающихся умственных и практических действий можно подразделить на ряд этапов.

Самостоятельные работы по образцу — низкий уровень самостоятельности. Это первый этап — обучающиеся работают под контролем учителя. Фронтальные экспериментальные практические навыки здесь просты и не требуют аналитических навыков ученика. Они должны состоять из первичных знакомств с приборами и методами (например с термометром для измерения температуры воды и воздуха, секундомером, определение объема тел с помощью мензурки или линейки, выполнение действий в операционной системе, ознакомление с устройством компьютера, его составляющими) и работы с ними.

Результатом освоения обучающимися этого этапа должно являться уверенное выполнение следующих действий без вспомогательных действий учителя:

  1. Определение цены деления и предела измерения прибора, снятие показаний
  2. Нахождение среднего значения измеряемых величин с заданной точностью
  3. Работа по подробной письменной или устной инструкцией учителя с приборами и линейными величинами
  4. Оформление письменного отчета в соответствии с требованием учителя
  5. Знание правил техники безопасности при работе в лаборатории, на уроке.
  6. Знание устройств и комплектацию компьютеров и др. электронных устройств и простейших программ.

Самостоятельные работы реконструктивно-вариативного типа — пороговый уровень самостоятельности, второй этап обучающиеся учатся выполнению конкретных экспериментальных работ, их планированию и анализу результатов. При этом обязательный обучающий инструктаж учителя, включающий показ и подробное объяснение каждого действия с последующим требованием повторить его.

Самостоятельная работа обучающихся на уроках включает в себя:

  1. Решение задач, доказательство теорем, вывод формул.
  2. Работа с базовым программным обеспечением
  3. Выполнение тестовых заданий.
  4. Выполнение программированных заданий.
  5. Составление схем, таблиц.
  6. Нахождение ошибок в готовых решениях или обоснованиях.
  7. Использование литературных произведений.

I и II этапы подготавливают обучающихся к самостоятельному приобретению знаний при выполнении эксперимента и практических заданий.

Не нужно забывать про лабораторные работы, поэтому третий этап- лабораторные работы, которые можно представить как учебные или самостоятельные исследования. Они должны приводить к формированию понятий, нахождение закономерностей, установлению законов. Примеры фронтальных экспериментальных заданий этого типа. В исследованиях подробно рассматриваются работы каждого этапа, обсуждается методика их подготовки и проведения.

Эти же этапы можно применять на уроках математики при решении задач, к методам тренировочных работ, к которым относятся задания на распознание различных объектов и их свойств. Например: какая из изображенных прямых является координатной прямой или какие из изображенных графиков являются графиками квадратичной функции? В тренировочных заданиях требуется воспроизвести или применить теоремы, определения, свойства каких-либо математических объектов. При выполнении данных работ можно учащимся помогать. К таким работам можно отнести выполнение заданий на карточках разного уровня, а также математические диктанты и работа в тетрадях с печатной основой.

Главными принципами организации самостоятельной работы на уроках в рамках современного образовательного процесса являются:

– принцип интерактивности обучения (обеспечение интерактивного диалога и обратной связи, которая позволяет осуществлять контроль и коррекцию действий обучающегося в течении всего урока);

– принцип развития интеллектуального потенциала обучающегося (формирование алгоритмического, наглядно-образного, теоретического стилей мышления, умений принимать оптимальные или вариативные решения в сложной ситуации, умений обрабатывать информацию);

– принцип обеспечения целостности и непрерывности школьного обучения (предоставление возможности выполнения всех звеньев работ в пределах изучаемой темы).

Эвристические самостоятельные работы — продвинутый уровень самостоятельности, это закрепляющие самостоятельные работы — это работы, которые способствуют развитию логического мышления и требуют комбинированного применения различных теорем и правил. Они показывают, насколько прочно, усвоен учебный материал. Данные задания учитель может брать из дидактического материала или составлять сам.

Повторительные работы проводятся перед изучением новой темы, чтобы выяснить подготовлены ли учащиеся, какие пробелы в знаниях, и тут же их устранить.

Самостоятельные работы развивающего характера могут быть как домашние задания — это составление докладов, подготовка к олимпиадам, сочинение математических игр и сказок программ и т. д., так и урочные — это самостоятельные работы, требующие умение решать исследовательские задачи, последовательно отбирать материал и делать выводы.

Внутрипредметные и межпредметные исследовательские самостоятельные работы — высокий уровень самостоятельности обучающегося, характерный для детей с высоким уровнем интеллектуального развития. Это высшая ступень в системе самостоятельных работ. Чтобы выполнять подобные самостоятельные работы, надо уметь преобразовывать и переносить знания и способы решения задач, самостоятельно разрабатывать новые способы решения, определять содержание, цель, разрабатывать план решения учебной задачи. Это творческие самостоятельные работы — это задания на поиск второго, третьего способа решения задач.

При тщательно продуманной методике проведения самостоятельных работ ускоряются темпы формирования у детей умений и навыков практического характера, а это в свою очередь оказывает положительное влияние на формирование познавательных умений и навыков. Постепенно у учащихся вырабатываются устойчивые навыки самостоятельной работы. Во всем многообразии ее видов самостоятельная работа учащихся не только способствует сознательному и прочному усвоению ими знаний, формированию умений и навыков, но и служит для них средством воспитания самостоятельности, как черты личности, а в дальнейшем позволяет самостоятельно решать различные жизненные задачи.

Литература:

  1. Демидова С. И., Денищева Л. О. Самостоятельная деятельность учащихся при обучении математике. –М.: «Просвещение», 2013.
  2. Леонтьева М. Р., Суворова С. Б. Упражнения в обучении алгебре. — М.: «Просвещение»,1995.
  3. Муравьев Е. М., Богоявленская А. Е. Справочник администрации школы по организации учебного процесса. М.: «Центр «Педагогический поиск»». 2006.
Основные термины (генерируются автоматически): работа, самостоятельная работа, задание, знание, навык, обучающийся, решение задач, самостоятельная работа обучающихся, способ решения задач, учебный материал.


Похожие статьи

Организация самостоятельной работы школьников на уроках

Самостоятельная работа учащихся, включаемая в процесс обучения, — это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть...

Система работы учителя математики по формированию навыков...

Этапы решения задач являются формами развития мыслительной деятельности. Решение задач — практическое искусство.

Как я организую работу по формированию навыков решения текстовых задач: 1. Виды организации деятельности обучающихся

Формы, методы и средства самостоятельной работы на уроках...

Наиболее полное определение самостоятельной работы учащихся, хотя и не лишенное некоторой односторонности, по мнению Пидкасистого П. И. (4), даётся в работе Б. П. Есипова (2): “Самостоятельная работа учащихся, включаемая в процессе обучения, — это такая...

Методы организации самостоятельной работы в кадетских...

Инновационные методы организации самостоятельной работы обучающихся на уроках и при самоподготовке – одно из основных заданий кадетских училищ. Подготовка кадет к жизни в современном обществе, воспитание мыслящего человека, который бы умел анализировать...

Формирование умений и развитие навыков самостоятельной...

«Учащийся не сосуд, который надо наполнить, А факел, который надо зажечь». Дени Дидро. Новая парадигма образования предопределяет смену приоритетов – самостоятельная работа (СРС) становится не просто формой образовательного процесса...

Самостоятельная форма работы как способ активизации...

Как правило, задачи с несколькими способами решения следует давать на заключительных

В процессе самостоятельной работы учащиеся овладевают более глубокими знаниями

Основные термины (генерируются автоматически): задача, задание, изученный материал...

Формы и методы контроля и оценки знаний обучающихся на...

самостоятельная работа, знание, работа, самостоятельная работа учащихся, учащийся

Самостоятельная работа, с одной стороны — учебная задача, которую должен выполнить

Работа с этим типом заданий направлена на отработку у обучающихся навыков и умений...

Отличие самостоятельной деятельности учащихся от...

самостоятельная деятельность, самостоятельная работа, учащийся, работа, самостоятельная деятельность учащихся, урок, учебный процесс, познавательный интерес, самостоятельная работа учащихся... Пути развития познавательного интереса у подростков.

Организация самостоятельной деятельности учащихся на...

Выход из сложившейся ситуации состоит в решении задачи — научить учащихся учиться самостоятельно, приобретать знания из различных источников информации самостоятельным путем, овладеть как можно большим разнообразием видов и приемов...

Приемы организации процесса самостоятельной работы...

Самостоятельная работа формирует у учащихся индивидуальный стиль и способы выполнения заданий. При коллективной работе все учащиеся должны пользоваться одинаковым способом и укладываться в определенное для всех время.

Похожие статьи

Организация самостоятельной работы школьников на уроках

Самостоятельная работа учащихся, включаемая в процесс обучения, — это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть...

Система работы учителя математики по формированию навыков...

Этапы решения задач являются формами развития мыслительной деятельности. Решение задач — практическое искусство.

Как я организую работу по формированию навыков решения текстовых задач: 1. Виды организации деятельности обучающихся

Формы, методы и средства самостоятельной работы на уроках...

Наиболее полное определение самостоятельной работы учащихся, хотя и не лишенное некоторой односторонности, по мнению Пидкасистого П. И. (4), даётся в работе Б. П. Есипова (2): “Самостоятельная работа учащихся, включаемая в процессе обучения, — это такая...

Методы организации самостоятельной работы в кадетских...

Инновационные методы организации самостоятельной работы обучающихся на уроках и при самоподготовке – одно из основных заданий кадетских училищ. Подготовка кадет к жизни в современном обществе, воспитание мыслящего человека, который бы умел анализировать...

Формирование умений и развитие навыков самостоятельной...

«Учащийся не сосуд, который надо наполнить, А факел, который надо зажечь». Дени Дидро. Новая парадигма образования предопределяет смену приоритетов – самостоятельная работа (СРС) становится не просто формой образовательного процесса...

Самостоятельная форма работы как способ активизации...

Как правило, задачи с несколькими способами решения следует давать на заключительных

В процессе самостоятельной работы учащиеся овладевают более глубокими знаниями

Основные термины (генерируются автоматически): задача, задание, изученный материал...

Формы и методы контроля и оценки знаний обучающихся на...

самостоятельная работа, знание, работа, самостоятельная работа учащихся, учащийся

Самостоятельная работа, с одной стороны — учебная задача, которую должен выполнить

Работа с этим типом заданий направлена на отработку у обучающихся навыков и умений...

Отличие самостоятельной деятельности учащихся от...

самостоятельная деятельность, самостоятельная работа, учащийся, работа, самостоятельная деятельность учащихся, урок, учебный процесс, познавательный интерес, самостоятельная работа учащихся... Пути развития познавательного интереса у подростков.

Организация самостоятельной деятельности учащихся на...

Выход из сложившейся ситуации состоит в решении задачи — научить учащихся учиться самостоятельно, приобретать знания из различных источников информации самостоятельным путем, овладеть как можно большим разнообразием видов и приемов...

Приемы организации процесса самостоятельной работы...

Самостоятельная работа формирует у учащихся индивидуальный стиль и способы выполнения заданий. При коллективной работе все учащиеся должны пользоваться одинаковым способом и укладываться в определенное для всех время.

Задать вопрос