Педагогический процесс под управлением компьютерной программы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (31) август 2011 г.

Статья просмотрена: 679 раз

Библиографическое описание:

Данилов, В. В. Педагогический процесс под управлением компьютерной программы / В. В. Данилов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 8 (31). — Т. 2. — С. 104-107. — URL: https://moluch.ru/archive/31/3592/ (дата обращения: 25.04.2024).

Широкое распространение компьютеров в образовательных учреждениях, произошедшее в середине–конце 80-х годов XX века, создало благоприятные предпосылки для развития компьютерных программ образовательного назначения. Автоматизированные обучающие системы (АОС), до того нередко представляющие собой специализированные программно-аппаратные комплексы, всё больше ограничиваются средствами компьютерных программ. Универсальность IBM-совместимых компьютеров позволяла решать все задачи, поднимаемые перед АОС. Итогом было значительное развитие АОС разных типов.

К середине 90-х годов XX века были выделены такие типы АОС как учебники, справочники, демонстрационные программы, проверяющие программы, моделирующие тренажёры, программы-практикумы [1]. Все они предоставляли школьному учителю средства для автоматизации отдельных учебных процессов: проверки знаний, объяснения учебного материала, моделирования химическим и физических процессов. Некоторые из них (электронные учебники) сочетали в себе решение нескольких задач, таких как объяснение учебного материала и последующая проверка его усвоения. Тем не менее, все они являются не более чем средством в руках учителя, который проводит обучение, ни одна из существующих АОС не может заменять учителя или брать на себя его функции ни на короткое, ни на продолжительное время.

В этой связи интересно создание нового типа АОС – компьютерных программ-учителей (КПУ), способных взять на себя управление педагогическим процессом, заменяя в этой роли учителя. При этом КПУ может реализовывать как все его этапы, так и только отдельную их часть, самостоятельно применяя в недостающих случаях сторонние средства.

Главная задача КПУ – проведение целостных уроков в рамках существующей классно-урочной системы школы. При этом КПУ осуществляет персонифицированное, индивидуальное обучение, самостоятельно распределяя нагрузку по учебному году и уроку, осуществляя текущий и итоговый контроль знаний, обеспечивая освоение учащимися учебной программы в отведённое учебным планом время. При этом на всех этапах обучения (включая объяснение учащимся базовых принципов работы с КПУ, их инструктаж) вмешательство человека-учителя не нужно, что создаёт даже теоретическую возможность функционирование школы без человека-учителя.

Актуальность исследования обеспечивается рядом факторов.

Развитие КПУ позволит педагогике рассмотреть педагогический процесс с принципиально иным субъектом – компьютерной программой, которая более не является средством в руках человека. Дальнейшее развитие этого направления, возможно, позволит создать достойную замену школьному учителю-человеку.

Создание действующей КПУ позволяет уже сегодня подключить её к обучению школьников, обеспечивая вариативность и разносторонность образования и накопление опыта применения КПУ.

Развитие направления КПУ представляет научный интерес благодаря возможности развития представлений о путях и перспективах применения компьютеров в педагогическом процессе, возможности замены человека-учителя на КПУ, рассмотрения вопросов наиболее тесного внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образование, развития представлений о возможности применения компьютера в педагогике.

Применение КПУ может защитить школу от временной или постоянной нехватки педагогических кадров. КПУ, способные принимать на себя функции учителя на любом этапе учебной программы и вести индивидуальное и групповое обучение в строгом соответствии с учебным планом, могут избавить от риска пропуска отдельных занятий или целых учебных курсов в результате отсутствия преподавателя.

Современное развитие техники позволяет решить проблему не только создания КПУ, но и её применения на любых IBM-совместимых компьютерах, которыми в настоящее время оснащены школы.

Педагогический процесс под управлением КПУ – это процесс обучения, осуществляемый без участия человека-учителя, в котором ведущую роль играет компьютерная программа.

Обучение, как объект управления подчиняется общим принципам управления [2] (схема 1). В ходе педагогического процесса реагирование управляющей системы оказывает влияние на содержание образования и на ход педагогического процесса; основанием для той или иной реакции является сравнение процесса обучения, его результатов и планируемого идеала педагогического процесса.

Схема 1. Управление процессом обучения (по Булыгину В.Г. [3])






Очевидно, что роль управляющей системы может брать на себя как человек, так и компьютерная программа. В таком случае схема 1 претерпевает некоторые изменения (схема 2).

Схема 2. Педагогический процесс под управлением КПУ











В результате передачи управления КПУ планируемый идеальный ход урока выносится из области управляющей системы, т.к. не входит в область функционирования КПУ. Идеальный ход урока закладывается в КПУ человеком, определяющим учебную программу, по которой будет учить КПУ. Сбор статистической информации также более не является субъективным фактором педагогической деятельности и напрямую определяется фактами процесса обучения. В остальном схема остаётся идентичной.

При передаче управления педагогическим процессом от человека-учителя к КПУ, педагогический процесс претерпевает существенные изменения, т.к. теряет участника, до того определявшего весь ход обучения. Тем не менее, педагогический процесс сохраняет противоречия, закономерности, принципы, цели и задачи в неизменном виде.

В то же время изменения претерпевают взаимоотношения учителя и учащегося, технологический компонент.

Школьный педагогический процесс в простейшем виде представлен на схеме 3. В процессе обучения у учащегося формируются знания, которые он воспроизводит в процессе контроля знаний, проводимо учителем. По результатам контроля учитель корректирует педагогический процесс. В такой стадии рассмотрения педагогического процесса нет разницы между человеком учителем и КПУ, которые выполняют одинаковые функции выдачи учебного материала, контроля их усвоения и корректировки учебного процесса в зависимости от результатов контроля.

С
хема 3. Педагогический процесс под управлением человека-учителя или КПУ


Рассматривая педагогический процесс с большей детализацией (схема 4) можно выделить некоторые различия. Учитель, руководствуясь целями обучения, формирует содержание обучения и выбирает технологии обучения учащегося, наиболее подходящие в данной ситуации; контролируя результат обучения, он корректирует учебный процесс в зависимости от успехов учащегося в освоении учебного материала.


Схема 4. Педагогический процесс под управлением человека-учителя



Применение КПУ для управления педагогическим процессом несколько меняет схему связей (схема 5). В рамках управления учебным занятием со стороны КПУ формирующую и направляющую роль играют не цели обучения, а фиксированная учебная программа, жёстко регламентирующая нагрузку и время обучения. Технологии обучения являются неотъемлемым элементом содержательной части обучения, определяемым при формировании учебной программы её создателем.

Схема 5. Педагогический процесс под управлением КПУ



Взаимодействие КПУ с учащимся происходит средствами интерфейса программы, выступающей самостоятельным структурным элементом педагогического процесса, определяющим внешний вид всего процесса обучения и функциональные возможности КПУ в области аудиовизуальных средств.


Литература:

  1. Никитин А.А. Создано обучаемых компьютерных программ в сфере специализированного образования // Информационные технологии в образовании. Новосибирск, 1995. Выпуск 12, с.4-11.

  2. Талызина Н.Ф. Психолого-педагогические основы автоматизации учебного процесса // Психолого-педагогические и психофизиологические проблемы компьютерного обучения. - М., 1985.

  3. Булыгин В.Г. Основы автоматизации процесса обучения. - Йошкар-Ола, 2003.

Основные термины (генерируются автоматически): педагогический процесс, схема, учебная программа, учебный материал, компьютерная программа, процесс обучения, управляющая система, результат контроля, учебный план, учебный процесс.


Похожие статьи

Учебный процесс как педагогическая система в процессе...

Все части педагогической системы связаны с целью обучения и служат ее воплощению. Цель формирования специалиста, личности определяется содержанием обучения (учебный план, учебная программа, учебники).

Электронные средства и методы обучения для повышения...

Результатами учебного процесса являются [1]

учебные программы, вариативные курсы, учебные модули по школьным предметам.

Основные термины (генерируются автоматически): учебный процесс, метод обучения, средство, учебный материал...

Внедрение автоматических обучающих систем в учебный...

Учебный процесс как педагогическая система в процессе подготовки учителей профессионального обучения. Тренинг как инструмент развития навыков и умений у курсантов военных институтов.

ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения

3. Личностные результаты — сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к

7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

Основы обеспечения взаимосвязи учебной программы трудового...

Основы обеспечения взаимосвязи учебной программы трудового образования. Система непрерывного образования основана на взаимосвязи образования, в результате чего обеспечивается определенная последовательность между всеми видами образования.

Внедрение интерактивных обучающих программ в учебный...

Устинова Л. В., Фазылова Л. С., Самойлова И. А., Спирина Е. А. Внедрение интерактивных обучающих программ в учебный процесс

Процесс информатизации образования в Казахстане предполагает активное внедрение компьютерных технологий в процесс обучения.

Моделирование процесса дистанционного обучения студентов

Понятие модель обучения нами больше используется в инструментальном значении, как обозначение схемы или плана действий педагога при осуществлении учебного процесса.

Методы контроля и оценки результатов обучения в учебном...

В статье рассматривается проблемы преимущества и недостатки традиционных и новых методов контроля оценки результатов обучения в учебном процессе. Контроль определяется как система научно-обоснованной проверки результатов обучения...

Методика использования интерактивных учебных комплексов по...

Интерактивный учебный комплекс (ИУК) включает в себя программы по образовательным или учебным курсам, учебные планы, электронные учебники по образовательным или учебным курсам, учебные или практические пособия, тестовые материалы для контроля качества...

Похожие статьи

Учебный процесс как педагогическая система в процессе...

Все части педагогической системы связаны с целью обучения и служат ее воплощению. Цель формирования специалиста, личности определяется содержанием обучения (учебный план, учебная программа, учебники).

Электронные средства и методы обучения для повышения...

Результатами учебного процесса являются [1]

учебные программы, вариативные курсы, учебные модули по школьным предметам.

Основные термины (генерируются автоматически): учебный процесс, метод обучения, средство, учебный материал...

Внедрение автоматических обучающих систем в учебный...

Учебный процесс как педагогическая система в процессе подготовки учителей профессионального обучения. Тренинг как инструмент развития навыков и умений у курсантов военных институтов.

ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения

3. Личностные результаты — сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к

7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

Основы обеспечения взаимосвязи учебной программы трудового...

Основы обеспечения взаимосвязи учебной программы трудового образования. Система непрерывного образования основана на взаимосвязи образования, в результате чего обеспечивается определенная последовательность между всеми видами образования.

Внедрение интерактивных обучающих программ в учебный...

Устинова Л. В., Фазылова Л. С., Самойлова И. А., Спирина Е. А. Внедрение интерактивных обучающих программ в учебный процесс

Процесс информатизации образования в Казахстане предполагает активное внедрение компьютерных технологий в процесс обучения.

Моделирование процесса дистанционного обучения студентов

Понятие модель обучения нами больше используется в инструментальном значении, как обозначение схемы или плана действий педагога при осуществлении учебного процесса.

Методы контроля и оценки результатов обучения в учебном...

В статье рассматривается проблемы преимущества и недостатки традиционных и новых методов контроля оценки результатов обучения в учебном процессе. Контроль определяется как система научно-обоснованной проверки результатов обучения...

Методика использования интерактивных учебных комплексов по...

Интерактивный учебный комплекс (ИУК) включает в себя программы по образовательным или учебным курсам, учебные планы, электронные учебники по образовательным или учебным курсам, учебные или практические пособия, тестовые материалы для контроля качества...

Задать вопрос