Библиографическое описание:

Данилов В. В. Педагогический процесс под управлением компьютерной программы // Молодой ученый. — 2011. — №8. Т.2. — С. 104-107.

Широкое распространение компьютеров в образовательных учреждениях, произошедшее в середине–конце 80-х годов XX века, создало благоприятные предпосылки для развития компьютерных программ образовательного назначения. Автоматизированные обучающие системы (АОС), до того нередко представляющие собой специализированные программно-аппаратные комплексы, всё больше ограничиваются средствами компьютерных программ. Универсальность IBM-совместимых компьютеров позволяла решать все задачи, поднимаемые перед АОС. Итогом было значительное развитие АОС разных типов.

К середине 90-х годов XX века были выделены такие типы АОС как учебники, справочники, демонстрационные программы, проверяющие программы, моделирующие тренажёры, программы-практикумы [1]. Все они предоставляли школьному учителю средства для автоматизации отдельных учебных процессов: проверки знаний, объяснения учебного материала, моделирования химическим и физических процессов. Некоторые из них (электронные учебники) сочетали в себе решение нескольких задач, таких как объяснение учебного материала и последующая проверка его усвоения. Тем не менее, все они являются не более чем средством в руках учителя, который проводит обучение, ни одна из существующих АОС не может заменять учителя или брать на себя его функции ни на короткое, ни на продолжительное время.

В этой связи интересно создание нового типа АОС – компьютерных программ-учителей (КПУ), способных взять на себя управление педагогическим процессом, заменяя в этой роли учителя. При этом КПУ может реализовывать как все его этапы, так и только отдельную их часть, самостоятельно применяя в недостающих случаях сторонние средства.

Главная задача КПУ – проведение целостных уроков в рамках существующей классно-урочной системы школы. При этом КПУ осуществляет персонифицированное, индивидуальное обучение, самостоятельно распределяя нагрузку по учебному году и уроку, осуществляя текущий и итоговый контроль знаний, обеспечивая освоение учащимися учебной программы в отведённое учебным планом время. При этом на всех этапах обучения (включая объяснение учащимся базовых принципов работы с КПУ, их инструктаж) вмешательство человека-учителя не нужно, что создаёт даже теоретическую возможность функционирование школы без человека-учителя.

Актуальность исследования обеспечивается рядом факторов.

Развитие КПУ позволит педагогике рассмотреть педагогический процесс с принципиально иным субъектом – компьютерной программой, которая более не является средством в руках человека. Дальнейшее развитие этого направления, возможно, позволит создать достойную замену школьному учителю-человеку.

Создание действующей КПУ позволяет уже сегодня подключить её к обучению школьников, обеспечивая вариативность и разносторонность образования и накопление опыта применения КПУ.

Развитие направления КПУ представляет научный интерес благодаря возможности развития представлений о путях и перспективах применения компьютеров в педагогическом процессе, возможности замены человека-учителя на КПУ, рассмотрения вопросов наиболее тесного внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образование, развития представлений о возможности применения компьютера в педагогике.

Применение КПУ может защитить школу от временной или постоянной нехватки педагогических кадров. КПУ, способные принимать на себя функции учителя на любом этапе учебной программы и вести индивидуальное и групповое обучение в строгом соответствии с учебным планом, могут избавить от риска пропуска отдельных занятий или целых учебных курсов в результате отсутствия преподавателя.

Современное развитие техники позволяет решить проблему не только создания КПУ, но и её применения на любых IBM-совместимых компьютерах, которыми в настоящее время оснащены школы.

Педагогический процесс под управлением КПУ – это процесс обучения, осуществляемый без участия человека-учителя, в котором ведущую роль играет компьютерная программа.

Обучение, как объект управления подчиняется общим принципам управления [2] (схема 1). В ходе педагогического процесса реагирование управляющей системы оказывает влияние на содержание образования и на ход педагогического процесса; основанием для той или иной реакции является сравнение процесса обучения, его результатов и планируемого идеала педагогического процесса.

Схема 1. Управление процессом обучения (по Булыгину В.Г. [3])






Очевидно, что роль управляющей системы может брать на себя как человек, так и компьютерная программа. В таком случае схема 1 претерпевает некоторые изменения (схема 2).

Схема 2. Педагогический процесс под управлением КПУ











В результате передачи управления КПУ планируемый идеальный ход урока выносится из области управляющей системы, т.к. не входит в область функционирования КПУ. Идеальный ход урока закладывается в КПУ человеком, определяющим учебную программу, по которой будет учить КПУ. Сбор статистической информации также более не является субъективным фактором педагогической деятельности и напрямую определяется фактами процесса обучения. В остальном схема остаётся идентичной.

При передаче управления педагогическим процессом от человека-учителя к КПУ, педагогический процесс претерпевает существенные изменения, т.к. теряет участника, до того определявшего весь ход обучения. Тем не менее, педагогический процесс сохраняет противоречия, закономерности, принципы, цели и задачи в неизменном виде.

В то же время изменения претерпевают взаимоотношения учителя и учащегося, технологический компонент.

Школьный педагогический процесс в простейшем виде представлен на схеме 3. В процессе обучения у учащегося формируются знания, которые он воспроизводит в процессе контроля знаний, проводимо учителем. По результатам контроля учитель корректирует педагогический процесс. В такой стадии рассмотрения педагогического процесса нет разницы между человеком учителем и КПУ, которые выполняют одинаковые функции выдачи учебного материала, контроля их усвоения и корректировки учебного процесса в зависимости от результатов контроля.

С
хема 3. Педагогический процесс под управлением человека-учителя или КПУ


Рассматривая педагогический процесс с большей детализацией (схема 4) можно выделить некоторые различия. Учитель, руководствуясь целями обучения, формирует содержание обучения и выбирает технологии обучения учащегося, наиболее подходящие в данной ситуации; контролируя результат обучения, он корректирует учебный процесс в зависимости от успехов учащегося в освоении учебного материала.


Схема 4. Педагогический процесс под управлением человека-учителя



Применение КПУ для управления педагогическим процессом несколько меняет схему связей (схема 5). В рамках управления учебным занятием со стороны КПУ формирующую и направляющую роль играют не цели обучения, а фиксированная учебная программа, жёстко регламентирующая нагрузку и время обучения. Технологии обучения являются неотъемлемым элементом содержательной части обучения, определяемым при формировании учебной программы её создателем.

Схема 5. Педагогический процесс под управлением КПУ



Взаимодействие КПУ с учащимся происходит средствами интерфейса программы, выступающей самостоятельным структурным элементом педагогического процесса, определяющим внешний вид всего процесса обучения и функциональные возможности КПУ в области аудиовизуальных средств.


Литература:

  1. Никитин А.А. Создано обучаемых компьютерных программ в сфере специализированного образования // Информационные технологии в образовании. Новосибирск, 1995. Выпуск 12, с.4-11.

  2. Талызина Н.Ф. Психолого-педагогические основы автоматизации учебного процесса // Психолого-педагогические и психофизиологические проблемы компьютерного обучения. - М., 1985.

  3. Булыгин В.Г. Основы автоматизации процесса обучения. - Йошкар-Ола, 2003.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle