Библиографическое описание:

Тлегенова Т. Е. Студент как субъект формирования опыта творческой деятельности // Молодой ученый. — 2011. — №8. Т.2. — С. 138-140.

В современной психологии и педагогике понятие «субъект» рассматривается в основном в двух значениях: как субъект деятельности и как субъект жизни. Каждый человек для того чтобы состояться как личность, должен стать субъектом своего жизненного пути. «Подлинным субъектом жизни становится та личность, которая способна организовать свой жизненный путь как целое, сохранив на протяжении времени и обстоятельств свои важнейшие потребности, которые не удалось реализовать в настоящем, направляя всю свою жизнь на достижение главных ценностей, на решение задач самовыражения» [1, c. 76]. Внутренняя организация субъекта включает в себя такие структуры, которые обеспечивают возможность человеку реализовать себя как полного творца, организатора и распорядителя собственной жизнедеятельности: побуждения, ориентации, планирование, организацию и направленность деятельности, механизмы ее регуляции и способы осуществления и т. д.

Философская трактовка понятия «субъект» связана с представлением о субъекте как об идеальной структуре, высшем уровне развития, источнике активности, творчества [9, с. 12].

В самом полном и широком смысле слова субъект — это «все человечество в целом, представляющее собой противоречивое системное единство. Субъект — это человек, люди на высшем (для каждого из них) уровне активности, целостности (системности), автономности» [5, с. 30].

Анализ педагогических исследований (В.В. Краевский, В.В. Сериков, Г.И. Щукина) показывает, что понятие «субъект» употребляется для обозначения проявления способности человека к самодетерминации своего бытия и целенаправленной активности. Субъекта формирования опыта творческой деятельности характеризует внутренняя независимость от внешнего мира, активность, деятельное начало, самостоятельность в выборе целей и способов поведения, преобразовательное отношение к внутреннему и внешнему миру, способность к рефлексии.

Рассмотрим подробнее личностные характеристики субъекта, которые позволяют активно на них опираться в практике формирования опыта творческой деятельности студента.

Деятельное начало каждого субъекта

Известно положение, что основой превращения человека из объекта в субъект является деятельность, в которой реализуются те или иные социальные функции человека. Именно «в процессе деятельности человек утверждает свою жизнь, удовлетворяет и развивает свои материальные и духовные потребности» [6, c. 181].

Для нас важна концепция деятельности С. Л. Рубинштейна, А. В. Брушлинского, которые понимали деятельность не как замкнутую в себе сущность, а как проявление субъекта. Категория деятельности существенна как деятельность самого субъекта-деятеля, организующего и выстраивающего ее соответственно собственным целям и мотивам. Деятельность рассматривается С. Л. Рубинштейном в процессе ее становления и совершенствования: на разных этапах усложнения жизненного пути деятельность принимает новые формы и перестраивается.

В нашем исследовании особое внимание уделяется учебной деятельности, которая «вскрывает в материале внутренние и существенные отношения» [12, с. 166]. Она предполагает или определенные собственные преобразования в материале, или получение готовых связей между внешним и внутренним, явлением и сущностью, следствием и причиной, выделенных другими, что широко практикуется в традиционной педагогике. В творческом контексте учебной деятельности преподаватель «привносит в содержание образования свое эмоционально-ценностное отношение, находит во фрагменте культуры свои мысли и, обращаясь к личности студента, создает предпосылки для построения живого знания: способствует вопрошающей деятельности студентов, стимулирует их к актуализации собственного опыта, создает условия для его перестройки и коррекции, организует совместную деятельность по осмыслению содержания образования» [10, с. 147].

Активность

Для студента как субъекта опыта творческой деятельности в первую очередь необходима его активность. Подлинная активность проявляется в деятельности определенного качества — осознанной, свободной, эмоционально переживаемой личностью, порождаемой внутренними, сущностными побуждениями, собственными потребностями и интересами человека. По мере взросления человека всё большее место занимает процесс саморазвития личности, и больший удельный вес принадлежит внутренним силам, через которые действуют внешние факторы. Специфичность саморазвития, самоорганизации субъекта заключается в том, что в процессе становления, развития человека активность, возникающая в ответ на воздействие окружающей среды, сменяется собственной активностью по поиску того, что представляет смысл для его жизнедеятельности.

Будучи изначально активным, человеческий индивид, однако, не рождается, а становится субъектом в процессе общения, деятельности и других видов активности. Как отмечает С. Л. Рубинштейн, субъект формируется лишь тогда, «когда со стороны субъекта есть акт творческой самодеятельности». Необходимо отметить, что реализация субъекта происходит только при наличии соответствующей социальной среды» [8, с. 78]. Субъект при этом проявляет свои сущностные характеристики: субъектные – способность активно реагировать в новых условиях ситуации и субъективные — реагировать определенным образом. Причем, как отмечает Б. Г. Ананьев, высшей интеграцией субъективных свойств человека является творчество [2, с. 127].

Самостоятельность

Важнейшей характеристикой субъекта является самостоятельность. «Самостоятельность субъекта… включает более существенную способность самостоятельно, сознательно ставить перед собой те или иные задачи, цели, определять направления своей деятельности» [8, с. 637]. Подлинная самостоятельность предполагает сознательную мотивацию и обоснованность действий. Неподверженность чужим мнениям является подлинным проявлением самостоятельности. Активность является необходимым условием, внешним признаком появления и развития самостоятельности, а самостоятельность служит формой реализации активности, результатом ее воспитания.

Рефлексия

Под рефлексией в современной философско-методологической и психологической литературе понимаются мыслительные процессы особого рода, отличительный признак которых — направленность на осознание системы собственных действий и их содержательных оснований. При такой трактовке рефлексии создание с ее помощью принципиально нового в культуре оказывается невозможным, а сама рефлексия перестает отличаться от акта осознания. Нам близко определение, данное П. И. Пидкасистым: рефлексия — новое качество личности, система, в составе которой интроспекция, самокритика и желание стать лучше, избавиться от недостатков предшествующего воспитания [7, с. 112]. Такого рода «рефлексивное самопроектирование признано обеспечить создание новых способов поведения, общения и деятельности, а также смысловых перспектив реализации потенций личности в творчестве» [11, с. 21].

Рефлексивная деятельность позволяет студенту осознать свою индивидуальность, уникальность и предназначение, которые «высвечиваются» из анализа его предметной деятельности и ее продуктов, поскольку студент проявляет себя в тех приоритетных для него областях бытия и способах деятельности, которые присущи его индивидуальности.

Для более успешного формирования опыта творческой деятельности студента мы изучили особенности студенческого возраста.

Как правило, в студенческом возрасте происходит быстрое развитие интеллектуальных функций, структурирование интеллекта, формирование мышления, профессиональных знаний и умений, личностных качеств, обеспечивающих активное включение учащегося в профессиональную деятельность на определенной ступени образовательного процесса.

Основными характеристиками студента в качестве субъекта образовательного процесса являются:

  • осознание и принятие целевых установок педагогического процесса;

  • обладание ключевыми компетенциями;

  • овладение приемами самостоятельной учебной деятельности;

  • стремление к достижению высоких результатов успеваемости;

  • сознательное развитие рефлексивности творческого мышления;

  • ориентация на разностороннее саморазвитие, самосовершенствование, самоорганизацию, саморегуляцию личности; целенаправленное профессиональное самообразование и самовоспитание;

  • стремление к свободному владению профессиональными навыками;

  • проектирование перспективы роста и самоутверждения;

  • оптимистическое преодоление естественных трудностей процесса обучения и приобщения к профессии;

  • стремление к творческой реализации личностных проектов;

  • активная позиция в выборе разнообразных социальных ролей [3, с. 113].

Студенты начинают осознавать возможности самовоздействия и самопреобразования в соответствии со своими потребностями. Это проявляется в активной позиции субъекта, способности самостоятельно, творчески осуществлять свою деятельность и осознанно управлять ею, брать на себя ответственность за результаты своих действий и поступков. Для этого возраста характерна чувствительность к инновациям, повышенный социальный оптимизм, интенсивность «поиска себя» [4, с. 61].

Согласно схеме периодизации возрастов Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. В. Эльконина, именно в молодости, когда складываются способности к свободному мышлению - и самостоятельности, творческая деятельность, становится реальной личностной потребностью, именно студенческий возраст наиболее благоприятен для стимулирования, педагогического сопровождения творческой деятельности студента, его личностно-профессионального становления.

Таким образом, студенческий возраст – это благоприятный период для самостоятельного формирования опыта творческой деятельности студента, перевода его в субъектную позицию. Субъектом называется студент, проявляющий активность в учебной деятельности, умеющий ставить цели, взаимодействовать с преподавателями и другими студентами, менять способы и действия в зависимости от ситуации, принимать решения и нести ответственность. Стать субъектом формирования опыта творческой деятельности – значит обладать развитыми личностными качествами, активно осваивать способы и механизмы его формирования, быть способным самостоятельно применять ранее усвоенные знания, навыки и умения в новой ситуации, выдвигать идеи, гипотезы, и готовым к преобразованию и совершенствованию себя в постоянно меняющейся среде. Процесс формирования опыта творческой деятельности одновременно является процессом становления личности, поскольку субъект в своих деяниях, в своей творческой деятельности не только обнаруживается и проявляется, он в них созидается и определяется.

Студент – это самостоятельная, саморазвивающаяся личность, характеризующаяся следующими изменениями:

  • академической мобильностью;

  • ростом ответственности и социальной зрелостью;

  • способностью мыслить по новому, критически, вырабатывать и защищать собственную точку зрения.

Итак, рассмотренные личностные характеристики субъекта, а также особенности студенческого возраста позволяют говорить о том, что прогресс в разных областях научного знания во многом связан с деятельностью молодежи, усвоенные студентами знания, навыки, умения не только реализуются, но и получают свое дальнейшее развитие и творческое совершенствование. Именно в молодости человек наиболее способен к творчеству, к формулированию эвристических гипотез, максимально работоспособен и инициативен, а значит, может являться субъектом формирования опыта творческой деятельности.


Литература:

  1. Абульханова, К.А. Психология и сознание личности (проблемы методологии, теории и исследования личности). – М.: МПСИ / Воронеж: МОДЭК, 1999. – 224с.

  2. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. М.: Наука, 2000. – 350 с.

  3. Анненкова, Н.В. Основные характеристики студента как субъекта образовательного процесса / Анненкова, Н.В. // Проблемы психологии и педагогики, 2008. - №4. – С. 111-113

  4. Астахова, В.И. Студент XXI века: его сущностные черты и характерные особенности / Астахова В.И. // Alma Mater, 2010. - №8. – С. 60-63.

  5. Брушлинский, А.В. Психология субъекта: некоторые итоги и перспективы // Известия Российской академии образования. М: Магистр, 1999. - С. 30-41.

  6. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. // Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. II. - М.: Педагогика, 1993. - С. 94 – 231.

  7. Пидкасистый, П. И. Организация деятельности учащихся на уроке / П. И. Пидкасистый, Б. И. Коротяев. М. : Знание, 1985. - 184 с.

  8. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.

  9. Сайко, Э.В. Человек как субъект культуры / Отв. ред. Э В. Сайко. М. : Наука, 2002.- 445 с.

  10. Сенько, Ю. В. Гуманитарные основы педагогического образования: Курс лекций : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю. В. Сенько. М.: Академия, 2000. - 240 с.

  11. Степанов, С. Ю. Рефлексивная практика творческого развития человека и организаций / С. Ю. Степанов. М.: Наука, 2000. - 174 с.

  12. Терегулов, Ф. Ш. Теоретическая педагогика : учеб. пособие / Ф. Ш. Терегулов. Уфа : Восточный университет, 2004. - 332 с.



Обсуждение

Социальные комментарии Cackle