Библиографическое описание:

Невесенко Е. Д. Влияние интернет-сообществ на региональные социальные процессы // Молодой ученый. — 2011. — №8. Т.2. — С. 88-92.

Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики

В наше время Интернет стал неотъемлемой частью жизни общества, благоприятной средой для развития многих социальных процессов, протекающих в реальности. Проблема влияния глобальной компьютерной сети на различные сферы жизни общества сейчас достаточно актуальна и повсеместно обсуждаема специалистами различных отраслей знания.

Особый интерес для нас представляет изучение данного вопроса на региональном уровне, т.к. во-первых, число региональных пользователей Сети с каждым годом растет, что способствует расширению регионального интернет-сообщества, а во-вторых, проблема интернет-влияния в региональном аспекте с научной точки зрения мало исследована.

Однако прежде чем говорить о характере и последствиях влияния интернет-сообществ на те или иные региональные социальные процессы, хотелось бы отметить, что под социальными процессами понимаются постоянные состояния или изменения, которые характеризуют жизнедеятельность общества [1, с. 370]. Причину возникновения социальных процессов Я. Щепаньский видит в столкновении стремлений индивидов, относящихся к одной и той же социальной группе, удовлетворять аналогичные потребности [2, с. 194].

Несмотря на существующее многообразие, можно выделить некоторые общие черты социальных процессов. Так Н.П. Гуляева в своей статье «Социальный процесс как объект управления» предлагает относить к социальным процессам лишь те серии социальных явлений, которые отвечают следующим критериям:

1) сохранение идентичности во времени, позволяющие выделить их из других серий;

2) предшествующие явления обусловливают хотя бы частично следующие за ними явления;

3) предшествующие явления вызывают однородное положение вещей [3].

Существуют различные классификации социальных процессов, в связи с чем рассмотрим один из предлагаемых вариантов как, по нашему мнению, более универсальный. И так, социальные процессы можно классифицировать

- по общей направленности: процессы функционирования и процессы развития;

- по уровню протекания: локальные, глобальные и т.п.;

- по результатам, последствиям: конструктивные, деструктивные;

- по продолжительности: длительные, кратковременные;

- по сферам распространения: экономические, политические, социально-культурные, духовные и т.п. [3].

Учитывая тематику статьи, мы ограничимся рассмотрением региональных социальных процессов.

Многие исследователи отмечают, что социальные процессы находят свое продолжение в социальной среде Интернет и корректируются посредством интернет-сообществ.

Интернет-сообщество – это стихийно или целенаправленно сложившаяся система постоянных пользователей-соавторов интернет-ресурса, которые в рамках политики данного ресурса осуществляют информационный обмен на установленную тематику, ведущийся на основе ранее принятых правил, запретов и санкциям к нарушителям, служащий целям поддержания и развития ресурса [4].

Интернет-пользователи могут преследовать разные цели, организуя интернет-сообщество, такие как:

- обсуждение актуальных проблем и возможность влияния на сложившуюся ситуацию;

- концентрация некоторой специфической информации, интересной определенному кругу лиц;

- активизация процессов коммуникации, обмен научной информацией и/или проведение профессиональных консультаций;

- получение дополнительного дохода [5, с. 89].

Базами формирования интернет-сообществ, как правило, являются различные чаты, форумы, блоги, он-лайн дневники, социальные сети и иные интернет-ресурсы, отличающиеся друг от друга своими техническим возможностям и позволяющие пользователям:

- устанавливать и поддерживать связь друг с другом без учета географических ограничений;

- обмениваться сообщениями и данными различного формата (текст, аудио, видео, графика);

- организовывать совместную деятельность, имеющую свое продолжение в реальности (например, организация флэшмобов) и т.д.

Благодаря своим специфическим техническим возможностям и популярности среди населения, Интернет и формируемые на его основе интернет-сообщества за последние десятилетия стали средством влияния (как положительного, так и отрицательного) на социальные процессы, протекающие в стране, в целом, и в регионах, в частности.

Региональные социальные процессы, находящиеся в сфере наших интересов, разделены нами на три основные группы с учетом понимания основных сфер общества, а именно политической, экономической, социальной и духовной сферы.

Исходя из этого, мы выделяем политические, экономические и социально-культурные процессы (являющиеся частью духовной сферы).

1. Политические процессы – это совокупность целенаправленных и повторяющихся действий, затрагивающих политическую сферу общества.

Среди общей массы политических процессов обозначим те из них, которые нам кажутся наиболее подходящими для объяснения механизма взаимодействия социальных процессов и деятельности интернет-сообществ:

Так Интернет способствует оптимизации процесса коммуникации между органами государственной власти, органами местного самоуправления и гражданами, проживающими в регионах и, как следствие, решению проблемы, связанной с недостаточной осведомленностью федеральной власти относительно истинного характера протекания тех или иных региональных социальных процессов [6]. Интернет-сообщества стали местом концентрации общественного мнения, формируемого в отношении тех или иных действий представителей власти и проблем, значимых для общества, а также специфической площадкой для проведения дискурсов между политическими деятелями и гражданами страны.

Примером эффективности взаимодействия государственных органов власти и интернет-сообщества стало открытое обсуждения интернет-аудиторией действий городских властей по созданию «потемкинской деревни» в городе Лыткарино в апреле 2011 г. [7], что в итоге способствовало принятию официальных мер, направленных на решение аналогичных проблем в других регионах. В частности, Общественной палатой РФ был запущен интернет-проект под названием «Родная потемкинская деревня» с целью разоблачения неправомерных действий местных органов власти по сокрытию «существенных недостатков» в подвластных им населенных пунктах с последующим публичным разбирательством [8].

Рассматриваемые нами в данном случае интернет-сообщества функционируют на базе официальных сайтов государственных органов и политических деятелей (http://президент.рф/ - сайт президента РФ) или иных (так сказать «политически нейтральных») веб-площадок (сервис он-лайн дневников Livejournal (Живой Журнал), он-лайн сервис для ведения микроблогов Twitter и др.).

Таким образом, появление Интернет-сообщества способствовало:

- включению в информационные потоки большего количества пользователей Сети, в том числе - проживающих в регионах;

- организации информационной открытости власти как на федеральном, так на местном уровне;

- значительному упрощению структуры коммуникации, путем устранения посреднических звеньев в диалоге между представителями органов государственной власти и/ или органов местного самоуправления и гражданами, что позволило избежать искажения передаваемой информации и, соответственно, получить более высокие результаты.

2. Экономические процессы – это совокупность целенаправленных и повторяющихся действий, затрагивающих экономическую сферу общества.

Интернет содействовал изменению характера протекания в регионах процессов экономического развития путем предоставления новых возможностей ведения бизнеса и формирования рынка интернет-торговли. Рассмотрим некоторые особенности этого влияния с позиции коммерческой организации и с позиции потребителя.

Внедрение информационных технологий оказалось благотворным для деятельности коммерческих организаций различного профиля. В частности, это способствовало оптимизации производственного процесса и получению дополнительных доходов, упрощению схемы информирования и обслуживания клиента и снижению издержек, созданию рабочих мест и увеличению налоговых поступлений, с одной стороны [9]. С другой стороны, Интернет значительно повысил шансы региональных коммерческих организаций выхода на мировой рынок: содействовал установлению деловых отношений с зарубежными фирмами, открыл новые каналы сбыта, привлек зарубежных инвесторов. Как известно, вложение инвестиций само по себе уже позволяет говорить о внедрении новых технологий, дополнительных капиталах, увеличении объёма производства и количества производимых товаров, приобретении новых организационных технологий и улучшении менеджмента [10].

Обозначенные для ведения бизнеса перспективы, привели к значительному росту Интернет-торговли. Так, по данным фонда «Общественное мнение», общий оборот рынка Интернет-торговли в марте 2011 года составил порядка 18 млрд. руб., а к концу 2011 года достигнет суммы в 245 млрд. руб.; при этом значительную долю покупателей составят жители российских регионов [11].

Причина активного развития Интернет-торговли объясняется также увеличением числа интернет-пользователей, в том числе, пользователей, проживающих в регионах (доля зарегистрированных в 2010 году региональных пользователей составила около 90 процентов от общего числа [12]).

Торговля в Интернет осуществляется посредством специализированных сайтов - товарных каталогов и интернет-магазинов.

Отметим, что товарные каталоги (и интернет-магазины) представляют собой корпоративные сайты фирм, предлагающих большой ассортимент товаров и характеризуются наличием разветвленной структуры товарных категорий, удобным видом описаний товаров, наличием фотографий и/или презентаций и указанием цен. Основным отличием товарных каталогов от интернет-магазинов является способ заказа товара. В товарных каталогах заказ поступает на электронную почту менеджера компании, где проходит обработку. Интернет-магазины же оснащены специальной функцией заказа и оплаты через Интернет (платежные системы Яндекс.Деньги, WebMoney, банковские карты) [13, с 25].

Согласно данным Фонда «Общественного мнения», наиболее востребованным товаром в интернет-магазинах по итогам 2010 года является бытовая и электронная техника (21 % всех покупок через Интернет в России), книги (19%) и одежда/обувь (18%) [14].

На базе товарных каталогов и интернет-магазинов формируются интернет-сообщества, как правило, представляющие собой форумы. Однако это могут быть и самостоятельные веб-ресурсы, не привязанные непосредственно к корпоративному сайту. В рамках форума пользователь имеет возможность:

- обсудить с другими членами сообщества вопросы, касающиеся того или иного продукта;

- поделиться своими соображениями относительно его качества, преимуществ и недостатков;

- проинформировать сообщество о нововведениях или законопроектах, связанных с возможностью использования данного товара.

Анализируя специфику функционирования различных интернет-сообществ (в частности, автомобильных форумов) и характер влияния Интернета, мы обратили внимание на некоторые виртуальные социальные процессы, имеющие свое продолжение в реальности. Схематично развитие этих социальных процессов можно представить следующим образом.

  1. Обращение пользователя к интернет-сообществу, выбранному на основании собственных социальных предпочтений, и активное участие в его деятельности, с целью удовлетворения определенного ряда социальных потребностей.

  2. Активизация в рамках интернет-сообщества массового информационного обмена между пользователями в отношении того или иного товара, его эксплуатации, возможности заказа, транспортировки и доставки по России.

  3. Рост восстребованности данного товара среди пользователей, проживающих в регионах.

  4. Установление связи и прочных деловых отношений между специализированными компаниями и региональными клиентами.

  5. Формирование нового сегмент рынка, ввиду массового спроса среди региональных клиентов.

  6. . Образование дистрибьюторской сети, открытие специализированных центров в регионах, предлагающих клиентам «ходовой» товар.

  7. Формирование собственно региональных рынков.

  8. Улучшение экономической ситуации в регионах.

Исходя из этого, отметим, что влияние Интернета и интернет-сообществ на региональные процессы экономического развития в целом благотворно сказывается на благосостоянии общества, способствуя повышению уровня и качества жизни населения.

3.Социально-культурные процессы - это совокупность целенаправленных и повторяющихся действий, затрагивающих духовную сферу общества.

Посредством Интернета жители регионов становятся членами различных интернет-сообществ, функционирующих на базе общего интереса, что позволяет удовлетворить возникающие потребности и открывает определенные возможности.

Прежде чем приступить к рассмотрению последствий влияния интернета и интернет-сообществ на различные социокультурные процессы хотелось бы отметить такое явление как киберсоциализация. Под киберсоциализацией (или «виртуальной компьютерной социализацией») понимается «локальный процесс качественных изменений структуры личности, происходящий в результате социализации человека в киберпространстве Internet-среды, т.е. в процессе использования его ресурсов и коммуникации с «виртуальными агентами социализации», встречающимися человеку в глобальной сети Internet» [15, с. 51-52]. Таким образом, результатом активной деятельности пользователя в сообществе является приятие им ценностей и норм, сформировавшихся и разделяемых всеми членами интренет-сообщества, что, в свою очередь, может влиять на мировоззрения и мироощущения пользователя, его социальное поведение как в виртуальной среде, так и в социальной реальности. К примеру, усвоение системы ценностей маргинальных интернет-сообществ может выявиться в девиантным поведением индивида в физической среде.

Однако влияние интернет-сообществ на характер протекания различных социокультурных процессов может иметь и положительный характер. Так Интернет-сообщества способствуют установлению контактов (дружеских, деловых и т.д.) между представителями различных регионов, городов, стран. В процессе интернет-общения пользователи получают возможность не только вести диалоги друг с другом на общие темы, но и:

- знакомиться с социальными и мировоззренческими особенностями культуры своих собеседников, тем самым расширяя свой кругозор и развивая эрудицию;

- совершенствовать знание иностранного языка (к примеру, интернет-сообщество сайта Study.ru (http://forum.study.ru/index.php?board=23.0);

- принимать активное участие в обсуждении и решении значимых для общества проблем (например, в плане помощи бездомным животным (интернет-сообщество «Потеряшка.Орг» (http://forum.covcheg.spb.su/forum/134-1364-1));

- получить консультацию профессионала или провести консультацию по тем или иным вопросам на форуме какого-либо профессионального интернет-сообщества (для примера - форум веб-мастеров СПб (http://spbpro.ru/)).

- предоставить и/или получить актуальную информацию, касающуюся учебного процесса, спорта, отдыха и т.д. (к примеру, Санкт-Петербургский Студенческий Форум (http://www.spbstudent.ru/forum/)).

- удовлетворить различного рода потребности, как например, потребности в общении и познании, потребности в самоуважении и уважении, потребности в одобрении и признании со стороны других людей, потребности в самовыражении и потребность в причастности к социальной группе и участие в совместной деятельности и др.

В общей сложности, участие индивидов в тех или иных Интернет-сообществах оказывает влияние на их установки и мировоззрения, определяет характер их отношения к тем или иным событиям и предпочтений в выборе способов решения возникающих проблем. С одной стороны, интернет-сообщества способствует росту грамотности (в том числе компьютерной грамотности) и повышению уровня образованности среди населения, расширению кругозора и углублению профессиональных знаний. В конечном счете, вовлечение индивидов в деятельность интернет-сообществ способствует повышению уровня компьютеризации общества в целом. С другой стороны, интернет-сообщества становятся базами для концентрации различных маргинальных элементов, деятельность которых негативно сказывается как на социальной среде Интернет, так и на жизни общества.

Подводя итог, подчеркнем, что специфические технические возможности Интернета и формируемые на его базе интернет-сообщества в той или иной степени оказывают влияние на характер протекания ряда социальных процессов. Рассмотрев серии социальных процессов, затрагивающих региональное социальное пространство, мы пришли к следующим выводам.

Во-первых, Интернет способствует оптимизации процесса коммуникации между органами государственной власти, органами местного самоуправления и гражданами, проживающими в регионах, и решению проблемы, связанной с недостаточной осведомленностью представителей федеральной власти относительно характера протекания тех или иных региональных социальных процессов.

Во-вторых, Интернет содействует изменению характера протекания в регионах процессов экономического развития путем предоставления новых возможностей ведения бизнеса и формирования рынка интернет-торговли, что, в конечном итоге, ведет к росту благосостояния общества.

В-третьих, Интернет влияет на характер развития социокультурных процессов в регионах. Результатом деятельности пользователя в том или ином интернет-сообществе является его киберсоциализация, то есть принятие своими ценностей и норм, присущих сообществу, что сказывается, как на его характере взаимодействия с другими пользователями, так и на поведении в социальной реальности. Таким образом, активная деятельность пользователей в Сети, с одной стороны, способствует росту грамотности (в том числе компьютерной грамотности), повышению уровня компьютеризации среди населения, а с другой стороны – является средством распространения взглядов и убеждений различных маргинальных элементов.

Литература:
Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев; уч. секр. О.Е. Чернощек. – М.: Норма, 2008 – 608 с. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии / Ян Щепаньский. – Москва : Прогресс, 1969. – 242 с.
  1. Гуляева Н.П. Социальный процесс как объект управления: информационный портал Института политической психологии – 2008 [Электронный ресурс]. URL: http://www.inspp.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=218&Itemid=3 (дата обращения: 13.07.2011).

  2. Шакула Д. Интернет-сообщества как субъекты, формирующие глобальную информационную среду: понятие, происхождение, типы: сайт научно-культурологического журнала «RELGA» - 2006 - [Электронный ресурс]. URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=1055&level1=main&level2=articles (дата обращения: 13.03.2011).

  3. Невесенко Е.Д. Специфика формирования и функционирования интернет-сообществ: социальные аспект [Текст] / Е. Д. Невесенко // Молодой ученый. — 2011. — №5. Т.2. — С. 88-92.

  4. Даргын-Оол Ч. К. Региональный аспект в исследовании социальных процессов современной России: Информационный гуманитарный портал "Знание. Понимание. Умение" - [Электронный ресурс]. URL: http://www.zpu-journal.ru/gum/new/articles/2007/Dargyn-ool/ (дата обращения: 19.06.2011).

  5. Медведев проверил "потемкинскую деревню" в Подмосковье и обещал жителям разобраться с местной мэрией: сайт NEWSru.com – 2011 [Электронный ресурс]. URL: http://www.newsru.com/russia/27apr2011/lytkarino2.html (дата обращения: 19.06.2011).

  6. Литвинко А. "Родные потемкинские деревни" разоблачат в интернете: сайт издания «Деловой Петербург» - 2011 [Электронный ресурс]. URL: http://www.dp.ru/a/2011/06/06/Rodnie_potemkinskie_dere (дата обращения: 19.06.2011).

Скьефлё И. Интернет способствует развитию экономики и повышению благосостояния общества: сайт компании Telenor – 2009 [Электронный ресурс]. URL: http://www.telenor.ru/ru/news-and-media/news/2009/internet-boosts-economic-growth-and-social-welfare (дата обращения: 21.06.2011). Грэм Дж. П. Прямые зарубежные инвестиции: сайт компании «Юнит-Консалтинг» - 2011 [Электронный ресурс]. URL: http://www.unitcon.ru/articles/view_int_article.php?id=309# (дата обращения: 22.06.2011). ФОМ: Оборот рынка Интернет-торговли в 2011 году составит 245 миллиардов рублей: сайт издательства «Открытие системы» - 2011 [Электронный ресурс]. URL: http://www.osp.ru/news/2011/0426/13007068/ (дата обращения: 22.06.2011). Маркелов Р. Количество интернет-пользователей в России увеличилось до 46,5 миллиона человек: сайт издания «Российская газета» - 2011 [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2011/04/25/site-site-anons.html (дата обращения: 22.06.2011). Гуров Ф. Н. Продвижение бизнеса в Интернете: все о PR и рекламе в сети/ Гуров Филипп Никитич. – М.: Вершина, 2008 – 136 с. Капустина Т. Интернет-торговля взорвет регионы: ежедневная интернет-газета ComNews – 2010 [Электронный ресурс]. URL: http://www.comnews.ru/index.cfm?id=57306 (дата обращения: 22.06.2011). Плешаков В.А. Киберсоциализация человека в информационном пространстве //Информация и образование: границы коммуникаций INFO'2009: Сборник научных трудов. – Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2009.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle