Автор: Дерябина Алена Сергеевна

Рубрика: Психология и социология

Опубликовано в Молодой учёный №8 (31) август 2011 г.

Библиографическое описание:

Дерябина А. С. Гендерные подходы в психологических теориях и исследованиях // Молодой ученый. — 2011. — №8. Т.2. — С. 92-95.

В статье представлен теоретический анализ гендерной проблематики в психологии.

Ключевые слова: гендер, гендерный стереотип, полоролевая дифференциация, маскулинность, фемининность.

В последнее время гендерная проблематика все активнее стала заявлять о себе в различных отраслях научного знания. Влияние социокультурных факторов на сложившуюся систему взаимоотношений полов вызвало новую дефиницию, отражающую это влияние – «гендер».

Введение конструкта «гендер» зафиксировало тот факт, что психологический пол не может быть достаточно адекватным объяснением развития психических качеств и личностных структур, моделей поведения, видов деятельности, социальных ролей, выбора профессий. Существующая социальная и психологическая дифференциация по половому признаку является отражением принятой в данной культуре гендерной системы и поддержанием ее практикой воспитания, внедрением в сознание детей гендерных норм, предписаний и стереотипов.

Гендер – это совокупность биологических, психологических, социальных характеристик, определяющих существующие различия между мужчинами и женщинами.

В современной интерпретации гендер обозначает пол как социальную конструкцию. Предполагается, что почти все традиционно считающееся естественными различия между полами на самом деле являются системой социальных и культурных установок. В основе существующих в обществе гендерных установок и ролей лежат гендерные стереотипы.

Гендерный стереотип – это упрощенный схематизированный эмоционально окрашенный и устойчивый образ мужчин и женщин. Все описываемые гендерные стереотипы можно выделить в три группы:

1 группа – стереотипы маскулинности – фемининности

Маскулинность-фемининность – нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин. Согласно которым, мужчины доминантны, компетентны, самоуверенны, агрессивны и склонны рассуждать логически. Женщины покорны и зависимы, эмоциональны, комформны и нежны.

2 группа – стереотипы семейных и профессиональных ролей в соответствии с полом

Для женщины главными социальными ролями являются семейные (мать, хозяйка), для мужчины – профессиональные. Мужчин принято оценивать по профессиональным успехам, женщин – по наличию семьи и детей.

3 группа – стереотипы, связанные с содержанием труда

У женщин – это экспрессивная сфера деятельности, где главным является исполнительский и обслуживающий характер труда. Инструментальная сфера – это область деятельности мужчин, где главным является творческий, руководящий, созидательный труд.

Идеал женственности довольно прост: женщина должна быть нежной, красивой, мягкой, ласковой, но в то же время пассивной и зависимой, позволяя мужчине чувствовать себя по отношению к ней сильным, энергичным и преуспевающим. Эти фемининные качества и сегодня высоко ценятся, но в женском самосознании появились также и новые черты. [1]

Стереотип маскулинности также изменился. Раньше маскулинность выдвигала на первый план такие качества, как физическая сила. Подавление нежности, функциональное отношение к женщине и одновременно несдержанность в выражении гнева, страсти. Сейчас маскулинность ставит интеллект выше физической силы, допускает и даже требует проявления нежности и душевной тонкости, а также обуздания «грубых» чувств и порывов.

Стереотипы маскулинности/фемининности становятся менее жесткими и полярными. Подобно социальным ролям, далеко не все человеческие качества дифференцируются по полу. Кроме того, идеалы маскулинности и фемининности сегодня, как никогда, противоречивы. Во-первых, традиционные черты в них переплетаются с современными. Во-вторых, они значительно полнее, чем раньше, учитывают многообразие индивидуальных вариаций. В-третьих, и это особенно важно, они отражают не только мужскую, но и женскую точку зрения.[1]

Новые, более совершенные тесты рассматривают маскулинность/фемининность уже не как полюсы одного и того же свойства, а как независимые измерения. Сравнение показателей одного и того же индивида по шкалам маскулинности и фемининности позволяет вычислить степень его психологической андрогинии; андрогинными считаются индивиды, имеющие высокие показатели и по фемининности и по маскулинности, что позволяет им менее жестко придерживаться полоролевых норм, свободнее переходить от традиционно женских занятий к мужским. Понятие психологической андрогинии касается не соматических качеств, а только поведения и установок. Речь идет о независимости, заботливости и способности выполнять специфические мужские, специфические женские и не дифференцируемые по полу функции. В результате вместо простой дихотомии «мужского» и «женского» появилось 4 психологических типа:

- маскулинные мужчины (высокие показатели по маскулинным и низкие по фемининным чертам);

- фемининные мужчины (много фемининных и мало маскулинных черт);

- андрогинные мужчины (высокие показатели по обеим шкалам);

- психологически недифференцируемые мужчины (низкие показатели по обеим шкалам);

и такие же 4 категории женщин (по типологии представленной Сандрой Бем).

Сравнение этих типов показало, что максимальное соответствие индивида полоролевому стереотипу, то есть высокая маскулинность у мужчин и высокая фемининность у женщин, отнюдь не гарантия психического и социального благополучия. Фемининные женщины часто отличаются повышенной тревожностью и пониженным самоуважением; эти черты даже входят в набор фемининности. Маскулинные мальчики-подростки чувствовали большую уверенность в себе и удовлетворенность своим положением среди сверстников, но после 30 лет эти мужчины оказались более тревожными и менее уверенными в себе и менее способными к лидерству. Фемининные женщины и маскулинные мужчины хуже справляются с деятельностью, не совпадающей с традиционными нормами полоролевой дифференцировки. Дети, поведение которых более всего соответствует требованиям их половой роли, часто отличаются более низким интеллектом и меньшими творческими способностями.

Шкалы маскулинности и фемининности соотносятся, с одной стороны, с индивидуальными свойствами, а с другой – с социальными определениями пола и полоролевыми предписаниями, принятыми в определенной социальной среде. Однако, это совершенно разные явления. Между тем, расхождения в определении набора маскулинных и фемининных черт или их желательности (нормативности) в значительной мере предопределяют результаты экспериментов.

Ряд исследований показывает, что женщины предпочитают андрогинные свойства фемининным, мужчины же ориентируются на более традиционные нормы полоролевой дифференцировки.

Кроме того, ориентация на андрогинию, то есть выход за пределы жесткой половой дихотомизации, чаще встречается среди более старших людей, в конце юности или у взрослых, тогда как подростки ориентируются преимущественно на полярные образы «мужского» и «женского».

Широкое распространение в научной среде имела биологическая теория полового диморфизма В.А. Геодакяна [2], которая психологами трактовалась как доказательство врожденности и неустранимости всех наблюдаемых половых различий. Суть указанной концепции в общих чертах сводится к тому, что процесс воспроизводства любой биологической системы включает в себя две противоположные тенденции:

- наследственность (консервативный фактор, который стремится сохранить неизменными у потомства все родительские признаки)

- изменчивость (благодаря которой возникают новые признаки)

Женское начало обеспечивает воспроизводство потомства, передачу характеристик и свойств от поколения к поколению, а мужской пол, как передовой отряд популяции, берет на себя функции столкновения с новыми условиями существования. Поэтому мужской пол более уязвим, а женский обладает большей устойчивостью и жизнестойкостью к нежелательным воздействиям среды. Суть концепция В.А. Геодакяна [2] состоит не в противопоставлении мужского и женского начал как «лучшего» и «худшего», а в их отношениях и взаимодополнительности, позволяющих приблизиться к пониманию половых различий.

Итогом исследования половых различий в западной психологии явилось осознание факта, что наличие психологических различий между людьми разного пола – это не статичный, а процессуальный феномен.

Работы отечественных исследователей, посвященные проблеме психологии половых различий, можно разделить на две группы [3]:

К первой группе относятся те, в которых представлены результаты исследований западных психологов, посвященных половым различиям в рамках одной из сфер личности или по отдельной психологической характеристике (статьи Т.В. Виноградовой, Бендас и др.). В указанных работах представлены результаты многочисленных зарубежных исследований, посвященных половой дифференциации в детском и взрослом возрастах. Особое внимание уделяется исследованиям половых различий в интеллектуальной сфере и сфере поведения. Подробно анализируются факторы половой дифференциации.

Вторая группа работ – это статьи, основанные на результатах собственных эмпирический исследований, посвященных изучению психологических различий между полами (работы М.Ю. Арутюнян, Т.В. Бендас, И.С. Клециной [3,4]. При объяснении выявляемых психологических различий между полами названные авторы принимают во внимание процессы трансформации, происходящие в современном обществе. Социальная ситуация развития детей и взрослых в современных условиях такова, что жесткая полоролевая поляризация социальных функций мужчины и женщины разрушается, происходит ломка культурных стереотипов мужского и женского поведения. Сферы деятельности и общественное производство все меньше подчиняются делению на сугубо женские и мужские (например, появились женщины – военные, женский футбол, женский хоккей, мужчины – домохозяйки). Отечественные авторы, так же как и их зарубежные коллеги, склоняются к точке зрения, что за исключением параметров обусловленных генетической программой созревания организма, большинство наблюдаемых психологических различий между полами детерминировано влиянием социального контекста.

Второе направление развития гендерных исследований в психологии можно определить как исследования женской психологии. Данное направление развивается под влиянием западной фемининистской идеологии и отечественной фемининологии. Представители этого направления разделяют взгляды психологов-фемининисток о том, что женская психология в отличие от мужской является более совершенной. Отечественных психологических работ, выполненных в рамках данного направления, довольно мало (Д.В. Попова, О.В. Митина). Еще одна область, где изучаются психологические особенности женщин специфические и отличные от мужских, – это социологические исследования женщин в сфере предпринимательства и бизнеса. В ряде социологических работ, направленных на анализ поведения женщин в сфере профессиональной деятельности, приводят результаты исследований о более эффективном, чем у мужчин, стиле руководства женщин-менеджеров, об особых социально-психологических качеств женщин-руководителей, о специфике технологий женского менеджмента. (А.Е.Чирикова, Е.С.Гвоздева)

Третье направление гендерных исследований в психологии – это исследования, которые проводятся в рамках социально-конструктивистского направления. Указанное направление развивается учеными-психологами, разделяющими позиции социального конструктивизма. Теоретическим основанием для этих исследований является гендерный подход, который сконцентрирован на том, как специфическое поведение и роли приобретают гендерную окраску, как разделяется труд, символически подчеркивая гендерные различия, и как различные социальные структуры отражают гендерные ценности и преимущества. Гендерный подход в психологии ориентирован на анализ последствий половой дифференциации и иерархичности (мужское доминирование и женское подчинение) в складывающихся отношениях между мужчинами и женщинами, на возможностях их личностной самореализации в семейной и профессиональной сферах. Наиболее распространенной в рамках гендерного подхода является социально-конструктивистская парадигма, которая задает рамки исследования механизмов формирования и воспроизводства мужественности и женственности, гендерной культуры, «создание гендера» в повседневности, в публичной и приватной сферах, а также способы формирования знания о них. Отечественных психологических работ, выполненных в рамках данного направления, пока мало (М.В.Бураков, Н.К. Радина, Г.В. Турецкая). К социально-конструктивистскому направлению могут быть отнесены работы Н.В. Ходыревой и Е Ивановой. Дальнейшим шагом в изучении данной проблемы становится осознание необходимости исследования социо-гендерных отношений, пронизывающих все сферы индивидуальной и общественной жизни. Таким образом, высветилась вторая сторона становления индивида в гендерном плане – полоролевая социализация личности, в результате которой усваиваются принятые обществом стандарты гендерной дифференциации.

Проблема гендерной социализации, включающая в себя формирование психологического пола ребенка, психологических половых различий и полоролевой дифференциации, лежащая на стыке наук (социологии, биологии, медицины) – одна из важнейших и актуальнейших проблем психологии. Без нее невозможно разрабатывать методы дифференцированного подхода к воспитанию детей разного пола для формирования у них основ таких качеств, как мужественность и женственность, необходимых им для успешного выполнения в будущем своих функций в семье и обществе. Подготовка молодежи к семейной жизни наряду с формированием нравственного мира предполагает формирование особой системы представлений о себе как о человеке данного пола, включающих специфические для мальчиков и девочек потребности, мотивы, ценностные ориентации, отношения к представителям другого пола и соответствующие этим образам формы поведения. В настоящее время, когда границы между традиционными представлениями мужественности и женственности размыты, ребенку бывает трудно уяснить особенности полоролевого поведения, что может привести к рассогласованию биологического и психологического пола, либо к образованию недифференцированности психологического пола. Данные отклонения чреваты трудностью адаптации таких индивидов в обществе, сложностью установления ими межличностных контактов, в семейных отношениях. Проблемы нарушения гендерной идентификации являются проблемами нарушенной самоидентичности личности. «Самоидентичность – устойчиво переживаемая тождественность собственного «Я» во времени и пространстве. Она предполагает аутентичность самовосприятия, высокий уровень интеграции частных динамичных и противоречивых образов «Я» в единую связанную систему». В соответсвии с функциями, которые выполняет самоидентичность принято выделять несколько ее видов: гендерную, нравственно-ценностную, этническую, профессиональную и возрастную. Гендерная идентичность – частный случай личностной самоидентичности, благодаря которой возникает субъективное чувство пола, развиваются модели поведения по маскулинному или фемининному типу и реализуются желания в выборе сексуального партнера.

Именно потому, что гендерная идентификация – это неотъемлемая часть личности, влияющая на глубинные процессы ее формирования, этапы и особенности становления гендерной идентификации стали объектом научного исследования.


Литература:

  1. Агеев, В.С. Психологические социальные функции полоролевых стереотипов/ В.С. Агеев//Вопросы психологии.-1987.-№2.- с.152-158

  2. Геодакян, В.А. Эволюционная теория пола/ В.А. Геодакян //Природа.-1991.-№8.-c.60-69

  3. Клецина, И.С. От психологии пола к гендерным исследованиям в психологии./ И.С. Клецина //Вопросы психологии.-2003.-№4

  4. Клецина, И.С. Развитие гендерных исследований в психологии//Общественные науки и современность.-2002.-№3

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle