Библиографическое описание:

Ланчук И. А. Тренинг как инструмент развития навыков и умений у курсантов военных институтов // Молодой ученый. — 2011. — №8. Т.2. — С. 117-119.

Современная ситуация характеризуется осознанием высокой значимости не просто человеческого ресурса, а грамотно действующего человека для планирования и эффективного выполнения поставленных задач. Развитие современной армии, вынужденной реагировать на вызовы времени, возможно только при условии высокой компетентности всего личного состава, и офицеров в частности.

Главными целями военно-морских учебных заведений сегодня являются формирование личности офицера, его общей и военно-профессиональной культуры; выработка умения анализировать и прогнозировать ход общественных процессов в военном деле, в их диалектическом единстве; воспитание у курсантов чувства долга, чести, достоинства офицера ВМФ, любви к Родине и флоту. Современные условия службы требуют умения прогнозировать социальные процессы в воинских коллективах, наличия собственных устойчивых моральных и нравственных убеждений, общей и политической культуры. Офицер обязан знать и предвидеть развитие событий по исполняемой должности. Его действия должны носить прогностический характер, предполагающий наличие профессиональных знаний, приобретаемых в учебном заведении или самостоятельно.

Проблемам обучения и воспитания офицеров, особенно молодых, уделяется достаточное внимание. О молодых специалистах, о том, каким должен быть выпускник военно-морского института и каким он нужен флоту в среде корабельных офицеров, флагманских соединений, объединений и флотов, а также среди преподавателей военно-морских учебных заведений давно ведется дискуссия. К слушателям и курсантам военных вузов стали предъявляться новые, более высокие требования. Для успешного выполнения служебных обязанностей каждый из них должен обладать качествами командира, технического специалиста и грамотного руководителя. Преобладающими недостатками в подготовке многих молодых офицеров по-прежнему остаются:

— растерянность и неуверенность в сложной обстановке;
— недостаточная требовательность к себе и к своим подчиненным;
— необходимость постоянного контроля со стороны командования;
— отсутствие инициативы в выполнении служебных обязанностей;
— неразвитое трудолюбие;
— невыдержанность;
— низкая исполнительность;
— отсутствие чувства ответственности за порученное дело;
— слабое знание своей специальности.

Эти недостатки приведены в порядке их преобладания. Из систематизированных сведений видно, что основные недостатки молодых офицеров проявляются как следствие слабой воли, низкой ответственности за порученное дело, а также отсутствии достаточных навыков решения повседневных вопросов.

Формирование умений и навыков один из приоритетов образования, предопределяющий успешность всего последующего обучения. Известно, что умения и навыки без проработки усвоенных теоретических знаний на деле сами по себе не сформируются. При регулярном выполнении каких-либо действий в начале неуверенные действия со временем преобразуются в отработанные навыки работы.[2, c.1.]

Серьезнейший пробел в практической подготовке курсантов, обостряющийся ежегодно для тех, кто приступает к заключительному этапу обучения в институте – недостаточное количество корабельной практики. Эффективность в формировании навыков и умений в последние десятилетия совершенно однозначно доказал такой метод обучения как практический тренинг. Тренинги активно используются в зарубежных и российских организациях и позволяют сотрудникам за короткое время освоить новые навыки и применить полученные знания.

Тренинг - групповой активный метод обучения, построенный (полностью или в значительной мере) на моделировании профессиональной деятельности участников тренинга и направленный на получение ими успешных практических умений и навыков, необходимых им в практической работе. Исходя из сказанного, одним из вариантов выхода из положения, создавшегося в военном образовании видится организация на практических занятиях, так называемых тренингов по решению задач, возникающих ежедневно на корабельной службе и повседневной профессиональной деятельности. Тренинги призваны решать следующие задачи:

Инструментальная: формирование определенных навыков и умений;

Гностическая: формирование знаний и развитие мышления курсантов;

Социально-психологическая: развитие коммуникативных и командных навыков.

Для повышения эффективности тренинга его алгоритм должен отвечать определенным требованиям:

Тренинг должен соответствовать целям обучения;

Тренинг должен затрагивать практическую повседневную или чрезвычайную ситуацию, возникающую на корабле или в части;

Необходим определенный уровень теоретической подготовки курсантов, соответствующий тематике тренинга;

Приветствуется нестандартное мышление для решения задач, при условии соответствия средств целям и предписаниям руководящих документов;

Преподаватель должен выступать не только в роли руководителя, но и как корректор и консультант в процессе развития сценария тренинга.

Тренинг состоит из нескольких этапов:

  1. Подготовительный. На данном этапе преподаватель:

а) определяет содержание и основную задачу тренинга, это может быть выработка командных навыков, навыков принятия решений в экстренных ситуациях, умение разрешать конфликты с личным составом и т.п.;

б) формирует параметры ситуации. Место действия, погодные условия (при необходимости), состояние корабля, личного состава, вооружения и др.;

в) самостоятельно решает задачу, опираясь на свой личный опыт и руководящие документы. Фиксирует алгоритмы действий, решения и приказы, обеспечивающие оптимальное решение задачи, продумывает предполагаемые ответы и реплики;.

г) информирует курсантов о планируемом тренинге и рекомендует учебный материал и литературу для подготовки.

2) Непосредственная организация тренинга. Преподаватель проводит инструктаж с курсантами, сообщает правила и условия, в которые поставлен корабль и личный состав, распределяет роли.

3) Проведение тренинга, в результате которого должна быть решена поставленная задача; В ходе тренинга один из курсантов может выполнять роль секретаря, фиксируя принятые курсантами решения, приказы и т.п. Преподавателю предпочтительно не вмешиваться в ход процесса, позволив курсантам полностью самостоятельно решать поставленные задачи.

4) Подведение итогов. Анализ хода и результатов тренинга как самими участниками, так и преподавателем.

Следует отметить, что в тренингах используется не только игровой метод как таковой. В процессе можно применять групповую и индивидуальную работу, совместное обсуждение, проводить тестирование и опрос, создавать ролевые ситуации. Иными словами, тренинг органично сочетает и позволяет использовать различные методы – анкетирования, социометрии, «мозгового штурма» и др.

Исходя из методов, целей и особенностей тренинги, соответствующие потребностям военно-морских учебных заведений можно разделить на следующие разновидности:

- имитационные, используются в профессиональном обучении при формировании определенных профессиональных навыков.

- сюжетно-ролевые. В их основе лежит конкретная ситуация - повседневная, чрезвычайная или иная. Занятие в этом случае напоминает постановку, где каждый курсант выполняет определенную роль. Это тренинги творческие, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности, поэтому в данном случае большое значение играет профессиональная подготовка участников и детальная разработка сценария.

Положительные моменты в применении тренингов:

- Как правило, участники испытывают удовольствие, есть высокая мотивация, эмоциональная насыщенность процесса обучения;

- Происходит подготовка к профессиональной деятельности, формируются знания-умения, т.е. курсанты учатся применять свои знания;

- Итоговое обсуждение способствует закреплению знаний;

- Оперативная связь (внешняя и внутренняя).

Отрицательные стороны:

- Высокая трудоёмкость подготовки к занятию (для преподавателя);

- Большая напряженность для преподавателя, так как он сосредоточен на непрерывном творческом поиске.

Тренинг предусматривает достижение как учебных, так и воспитательных целей коллективного характера на основе знакомства с реальной организацией службы на корабле, воинской части и т.п.

Ожидаемая эффективность:

1) познавательная: в процессе тренинга курсанты знакомятся с диалектическими методами исследования вопроса (проблемы), организацией воинского коллектива, функциями своей «должности» на личном примере;

2) воспитательная: в процессе тренинга формируется сознание принадлежности ее участников к воинскому коллективу; сообща определяется степень участия каждого из них в работе; ощущается взаимосвязь участников при решении общих задач; коллективно обсуждаются все вопросы, что формирует критичность, сдержанность, уважение к мнению других, внимательность к товарищам по службе;

3) развивающая: в ходе тренинга развиваются логическое мышление, способность к поиску ответов на поставленные вопросы, речь, командные навыки, навыки управленческой деятельности.

Подводя итоги, следует отметить, что основной акцент в тренинге ставится не на освоении теоретического материала, а на получении практических навыков, необходимых для осуществления повседневной деятельности. В процессе обучения тренинг целесообразно использовать как вспомогательный элемент, дополнение к теоретическому материалу и, очевидно, тренинг не может выступать в качестве основного метода обучения. О результатах применения обучающих тренингов в целом свидетельствуют многочисленные исследования отечественных специалистов, которые отмечают, что эта технология позволяет повысить эффективность обучения в среднем в 3 раза.[4 с.2]


Литература:

  1. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. РГУ, 1983 – 115 с.

  2. Общеучебные умения и навыки как объекты оценивания в новых стандартах образования. Нинель ЧУТКО, к.п.н., профессор кафедры коррекционно-развивающего образования Педагогической академии последипломного образования Московской обл.

  3. Генике Е.А. Дидактическая диагностика деятельности учителя //lerner.edu3000.ru/genike.htm

  4. Современные психолого-педагогические технологии обучения. Чернова Елена Николаевна
Основные термины (генерируются автоматически): военно-морских учебных заведений, Похожая статья, командных навыков, Тренинг должен, курсантов военных институтов, деятельности участников тренинга, основную задачу тренинга, соответствующий тематике тренинга, Непосредственная организация тренинга, развития сценария тренинга, курсантов чувства долга, повышения эффективности тренинга, формирование определенных навыков, практической подготовке курсантов, выработка командных навыков, инструмент развития навыков, развитие мышления курсантов, результатов тренинга, отсутствии достаточных навыков, Проведение тренинга.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle