Библиографическое описание:

Кузьмина Е. О. О правовом статусе лиц, осуществляющих инновационную деятельность // Молодой ученый. — 2011. — №7. Т.2. — С. 19-22.

С февраля 2011 года на рассмотрении в Государственной думе находится законопроект «О государственной поддержке инновационной деятельности»[1,], большое внимание в котором уделено правовому статусу субъектов-участников отношений по государственной поддержки инновационной деятельности.

Субъекты правоотношений – участники правоотношений, имеющие субъективные права и юридические обязанности [2, c.446].

С. Е. Чаннов отмечает, что понятие субъекта права следует отличать от близкого ему понятия субъекта правоотношения: Субъект права – это лицо, потенциально имеющее возможность стать участником правоотношений; субъект правоотношений – лицо, реально являющееся их участником[3, c.92].

По мнению С. С. Алексеева, субъект права характеризуется двумя основными признаками: «Во-первых, это лицо, участник общественных отношений (индивиды, организации), который по своим особенностям фактически может быть носителем субъективных юридических прав и обязанностей. Для этого лицо должно обладать определенными качествами, которые связаны со свободой воли человека, коллектива людей, к числу их относятся: а) внешняя обособленность; б) персонификация (выступление вовне в виде единого лица – персоны); в) способность вырабатывать, выражать и осуществлять единую волю. Во-вторых, это лицо, которое реально способно участвовать в правоотношениях, приобрело свойство субъекта в силу юридических норм. Иными словами, юридические нормы образуют обязательную основу выступления индивидов, организаций, общественных образований как субъектов права»[4, c.138-139].

Таким образом, с правовой точки зрения субъект инновационной деятельности – лицо, которое в силу присущих ему признаков, определяемых юридическими нормами, может быть участником правоотношений в сфере инновационной деятельности.

С одной стороны инновационная деятельность – это особая разновидность предпринимательской деятельности, поэтому логично предположить, что субъект инновационной деятельности должен обладать признаками субъекта предпринимательского права. Именно такое определение дается в законе Пензенской области «Об инновационной деятельности в Пензенской области»: субъекты инновационной деятельности — физические и юридические лица (независимо от организационно-правовой формы и формы собственности), индивидуальные предприниматели, осуществляющие инновационную деятельность[5]. И. А. Смагина выделяет следующие признаки субъекта предпринимательского права: 1) легитимация в установленном законом порядке; 2) наличие хозяйственной компетенции, т.е. совокупности хозяйственных прав и обязанностей, которыми наделен субъект в соответствии с законом, учредительными документами, а в отдельных случаях – на основании лицензии; 3) наличие обособленного имущества как базы для осуществления предпринимательской деятельности; 4) самостоятельная имущественная ответственность[6, c.19]. Однако, на наш взгляд, как только деятельность субъекта выходит за рамки «классической предпринимательской деятельности», как только появляется желание придать какому-либо новшеству (уже внедренному или находящемуся на стадии идеи) статус инновации и, таким образом, претендовать, например, на государственную поддержку, соответствующие правоотношения усложняются, расширяется их субъектный состав. В него включается государство, субъекты инновационной инфраструктуры, характеризующиеся уже другими признаками.

По мнению Н.М. Фроловой, критерием субъекта инновационной деятельности является имущественное или личное неимущественное право на объект, которое возникает у управомоченного лица по закону либо по договору, и которое удостоверяется соответствующим документом (патентом, лицензией и др.). Обладатели указанного права приобретают статус субъекта инновационной деятельности[7, c.47]. Этот критерий соответствует одному из популярных подходов к определению инновационной деятельности, при которой она, по сути, отождествляется с созданием и последующей правовой охраной некоторого объекта интеллектуальной собственности[8, c.333-334]. Этот подход, на наш взгляд, следует признать устаревшим, поскольку, во-первых, внедрение инноваций (например, полная модернизация производства, обновление технологической базы, переход на современные стандарты) не всегда обладает признаком охраноспособности, а во-вторых, наличия патента недостаточно, на наш взгляд, для признания охраняемого объекта инновацией, необходимы действия, направленные на коммерциализацию (не секрет, что в научных организациях, в том числе в вузах, разработчики получают патенты, с целью увеличить число своих публикаций, не рассчитывая как-либо продвигать свою разработку в дальнейшем).

Мы считаем, что к определению субъектов инновационной деятельности следует подходить в широком смысле. Уместно процитировать М. В. Волынкину: «Для того чтобы стать полноценным товаром, результаты научной деятельности должны пройти путь от научного знания до опытно-конструкторской разработки, патентования и изготовления новой продукции. Здесь появляется следующая группа участников инновационной деятельности: информационные центры, консалтинговые фирмы, патентно-лицензионные службы (субъекты предпринимательской деятельности различных организационно-правовых форм). В их числе – техноцентры, малые инновационные предприятия, технопарки и др. Государство также является непосредственным участником инновационной деятельности как субъект отношений по управлению этой деятельностью и ее поддержке»[9, c.27]. Для каждого из перечисленных субъектов следует определить его правовой статус.

На наш взгляд, можно выделить следующие две основные группы правоотношений, различающиеся по своему субъектному составу:

1. Непосредственное осуществление инновационной деятельности. Заключается в модернизации производства, создании, внедрении, продвижении на рынок инноваций, их правовой охране. По своему составу они могут быть односубъектными (лица, осуществляющие инновационную деятельность) и двухсубъектными (лица, осуществляющие инновационную деятельность и субъекты инновационной инфраструктуры). Многосубъектные отношения, в которые вступают между собой субъекты предпринимательской деятельности в процессе осуществления инновационной деятельности (в том числе отношения инноватор—инвестор), не выходящие за рамки договорных отношений, в настоящей работе не затрагиваются.

2. Государственная поддержка инновационной деятельности. Эти отношения всегда многосубъектны и одним из их участников является государство.

При этом можно рассматривать следующие основные субъекты инновационной деятельности: лица, осуществляющие инновационную деятельность, субъекты инфраструктуры поддержки инновационной деятельности, научные организации, государство. В настоящей статье мы остановимся на первой категории.

В законопроекте «О государственной поддержке инновационной деятельности в Российской Федерации» в статье 9 «Субъекты государственной поддержки» такие лица предлагается разделять на две категории – лица, имеющие право на государственную поддержку и субъекты инновационной деятельности, на которые государственная поддержка автоматически распространяется с момента их государственной регистрации. К последним относятся хозяйственные общества, созданные бюджетными научными учреждениями, научными учреждениями, подведомственными государственным академиям наук, высшими учебными заведениями, в целях практического применения полученных в них результатов научной и научно-технической деятельности.

Вообще идея определения критериев, при соблюдении которых субъекты инновационной деятельности автоматически становятся участниками правоотношений по государственной поддержке, неоднократно высказывалась в юридической литературе. Так, С.В. Васильев, разрабатывая налоговые методы стимулирования инновационной деятельности, предлагает следующее определение инновационной организации: «организации, использующие результаты экспериментальных разработок научной (научно-исследовательской) или научно-технической деятельности, у которых доля доходов от реализации усовершенствованной или принципиально новой продукции (товаров, работ, услуг), реализации прав интеллектуальной собственности на новые или усовершенствованные способы (технологии) производства и иные нововведения, используемые при производстве и (или) реализации продукции (товаров, работ, услуг) составляет не менее 50 процентов от суммы всех доходов за предыдущий календарный год»[10, c.9]. Предложение внести соответствующее определение в НК РФ нам представляется спорным, поскольку видится множество способов для злоупотребления (в частности, неясно каким образом налоговые органы смогут проверить степень «усовершенствованности» продукции и способов производства). Что касается проблематики в целом, то мы видим нецелесообразным автоматическое распространение режима государственной поддержки инновационной деятельности. Мы считаем, что переход от частноправовых отношений, характерных для предпринимательской деятельности, к сфере административного права, должен происходить только в связи с явно выраженным намерением субъекта инновационной деятельности. Мы считаем, что при определенных условиях (в том числе предложенных в комментируемом законопроекте) государственная поддержка может оказываться на протяжении всего жизненного цикла организации, с момента ее государственной регистрации, но при этом обязательным дополнительным требованием должно быть соответствующее заявление.

В законопроекте отражаются также различия в правовом статусе крупного бизнеса и субъектов малого и среднего предпринимательства. Для получения государственной поддержки последними помимо общих требований предлагается дополнительное условие – производство инновационной продукции должно осуществляться в определенных отраслях экономики, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации (п.1 ст. 11 законопроекта).

Согласно действующему законодательству субъекты малого и среднего предпринимательства обладают особым правовым статусом, в том числе в сфере инновационной деятельности. Категории таких субъектов определяются в ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В качестве критериев закон устанавливает предел средней численности работников за календарный год, предельные значения выручки от реализации товаров (работ услуг) и 25-процентный лимит суммарного участия в уставном капитале юридических лиц Российской Федерации, ее субъектов, иностранных граждан и юридических лиц, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов[11, c.4006]. В последнем пункте сделано исключение, благодаря которому статус малых и средних предприятий будут иметь создаваемые бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственные общества[12, c.27]. Таким образом, прослеживается последовательная позиция законодателя по специализации субъектов осуществления инновационной деятельности – общая специализация, субъекты малого и среднего бизнеса, хозяйственные общества, создаваемые бюджетными научными и образовательными учреждениями.

Мы считаем, что законодательное закрепление правового статуса лиц, осуществляющих инновационную деятельность (и как отдельной категории – участников правоотношений по государственной поддержке инновационной деятельности) в специальном федеральном законе в настоящее время крайне актуально. При этом краеугольным принципом должен являться принцип добровольности – одним из условий признания лица, осуществляющего инновационную деятельность, субъектом соответствующих правоотношений (в том числе правоотношений по государственной инновационной деятельности) должно являться явно выраженное согласие этого лица.


Литература:
  1. Электронная регистрационная карта на законопроект № 495392-5 «О государственной поддержке инновационной деятельности в Российской Федерации» // Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности [Электронный ресурс] URL: http://asozd2.duma.gov.ru//main.nsf/ %28Spravka%29?OpenAgent&RN=495392-5&02 (дата обращения: 29 июня 2011 года).
  2. Теория государства и права: Учебник для вузов / Отв. ред. В.Д. Перевалов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2004. – С. 446.
  3. Чаннов С.Е. Служебное правоотношение: понятие, структура, обеспечение / под ред. В.В. Володина. М.: Ось-89, 2009. C. 92.

  4. Алексеев С.С. Общая теория права: Курс в двух томах. М., 1982. Т. 2. С. 138 - 139.

  5. Закон Пензенской области «Об инновационной деятельности в Пензенской области» от 22 октября 2010 г. // http://www.inno-terra.ru/normative

  6. См.: Смагина И.А. Предпринимательское право: учеб. пособие. 3-е изд., испр. и доп. // М.: Омега-Л, 2009. С. 19.

  7. Фролова Н.М. Субъекты патентного права России. Дисс. на соискание ученой степени канд. юрид. наук. М., 1993. С. 47.

  8. См., например: Ершова И.В. Предпринимательское право [Текст]: Учебник / Инна Владимировна Ершова. – Изд. 4-е, перераб. и доп. – М.: ИД «Юриспруденция», 2006. – С. 333—334; Судариков С.А., Грек Н.Г. Интеллектуальная собственность и инновации // Право интеллектуальной собственности. 2008. № 4. С. 8.
  9. Волынкина М.В. Инновационное законодательство и гражданское право: проблемы соотношения // "Журнал российского права", 2005, N 1. – С. 27.

  10. Васильев С.В. Правовые средства налогового стимулирования инновационной деятельности. Автореферат дисс. … канд. юрид. наук: 12.00.14 – М., 2009. – С. 9.
  11. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 30.07.2007, N 31, ст. 4006.
  12. Еременко В.И. О создании бюджетными учреждениями науки и образования хозяйственных обществ // Законодательство и экономика. 2010. N 1. С. 27.

Основные термины (генерируются автоматически): инновационной деятельности, субъекты инновационной, субъекты инновационной деятельности, поддержки инновационной деятельности, государственной поддержке инновационной, инновационную деятельность, предпринимательской деятельности, субъекта инновационной деятельности, субъект инновационной деятельности, сфере инновационной деятельности, субъекты инновационной инфраструктуры, осуществления инновационной деятельности, поддержке инновационной деятельности, стимулирования инновационной деятельности, государственной поддержки инновационной, субъекты предпринимательской деятельности, инновационной деятельности должен, субъектов инновационной деятельности, «Об инновационной деятельности, определению инновационной деятельности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle