Библиографическое описание:

Паукова А. М. Возможности системы дополнительного образования в формировании познавательной активности учащихся средствами туризма // Молодой ученый. — 2011. — №7. Т.2. — С. 113-115.

По результатам всероссийской научно-практической конференции «Пути развития и совершенствования детско-юношеского, молодежного и оздоровительного туризма», прошедшей в Москве 4-5 декабря 2010г следует, как отмечают респонденты, за последние годы сократилось финансирование туристско-краеведческой деятельности. Это не дает возможности поддержки со стороны государства востребованной учащимися ТКД. «100% респондентов считают наиболее важным для улучшения детско-юношеского и спортивно-оздоровительного туризма в России разработку и реализацию федеральной и региональных программ развития. Кроме того, более 64% специалистов считают необходимым координацию работы федеральных и региональных организаций детско-юношеского туризма в целях дальнейшего развития туристско-краеведческой деятельности…. Обработка и анализ анкетного опроса высокопрофессиональных специалистов и экспертов дает возможность квалифицированно ответить на основные проблемные вопросы о состоянии и возможностях сохранения туристско-краеведческой деятельности в стране».

Проблема образования в туризме приобретает особую остроту и жизненную необходимость как для всего общества в целом, так и для всестороннего развития молодежи. В условиях научно-технического и социального прогресса возрастает потребность в усвоении человеком большого объема разнообразной информации, быстром обновлении знаний, совершенствования умений. Но, в то же время, наблюдается тенденция в отсутствии интереса у подрастающего поколения к событиям и жизнедеятельности окружающего мира. Важными направлениями современного образования являются развитие школы будущего и сети дополнительного образования в сфере туризма с целью приобщения подростков к культурной жизни в обществе, к сосуществованию в коллективе. Одним из основных видов деятельности педагогических кадров на данном этапе является развитие у подрастающего поколения познавательной активности, побуждение учащихся мыслить самостоятельно, умению анализировать окружающую действительность.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства России от 17 ноября 2008 г. № 1662-р) туризм рассматривается как существенная составляющая инновационного развития нашей страны в долгосрочной перспективе, экономически выгодная и экологически безопасная отрасль национальной экономики.

Основными целями современной системы образования являются интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого мышления, умения работать с информацией.

Процессы реформирования российской образовательной системы задают новые стандарты государственного образования, которые призваны сформировать в личности учащихся мотивационную и операциональную готовность к познанию и самообразованию. Современная система образования должна быть построена на предоставлении учащимся возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знания фактов, законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт. Личностно-ориентированная модель образования изменяет прежнюю стратегию подхода к учащимся и формирует новые цели образования, направленные на максимальное раскрытие и развитие индивидуальных способностей личности.

В педагогике значение термина «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. И более узком (собственно психологическом) значении, этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. В трактовке Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова учебная деятельность – это один из видов деятельности учащихся (школьников, студентов), направленный на усвоение теоретических знаний и способствующий интенсивному развитию мышления. Учебная деятельность является частью, специфической разновидностью учения, которая специально организуется, чтобы учащийся, осуществляя ее, изменял самого себя. [2, 4]

Рассматривая вышеизложенное, следует обратить внимание на то, что качественная характеристика знаний учащихся должна включать в себя не только привычные ЗУНы и стоящие за ними приемы, действия и операции с учебным материалом, но и овладение приемами самоконтроля, самооценки. Самоконтроль, самооценка, самоанализ – понятия, характеризующие рефлексию. Рефлексия является одним из главных критериев формирования познавательной активности у учащихся. Психологическая готовность к самоопределению, как отмечается в работах Выготского Л.С., Гуткиной Н.И., Кон И.С., Лихачева Д.С., Мудрика А.В. и др., предполагает формирование у учащихся выпускных классов таких психологических образований и механизмов, которые обеспечивают им в дальнейшем сознательную и активную творческую и созидательную жизнь.

Проблема формирования саморегуляции продиктована тенденциями развития общества, которое предъявляет к личности проявления самостоятельности, целеустремленности, мотивации к достижению успеха. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку обдуманного, понятого каждым учебного материала. Цель рефлексии заключается не только в зафиксированном результате, но и в умении выстраивать смысловые цепочки, сравнивать способы и методы, применяемые другими со своими. Эффективность образовательного процесса, успешность учебно-познавательной деятельности обеспечивается такой позицией учащихся, когда накапливается их субъективный опыт, предполагающий передачу им инициативы в построении учебного познания и индивидуального образовательного маршрута, содействуя эффективному развитию познавательной активности. Работа по формированию саморегуляции познавательной активности предполагает формирование всех групп общеучебных умений и навыков, а именно таких учебно-организационных и поисково-информационных умений и навыков, которые соответствуют структуре саморегуляции. [4] Желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (результат-знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат-умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащегося. Следует также обратить внимание на определение целей образования самими учащимися, их личностно-ориентированному выбору: что касается школьного обучения, то цели учащегося определяются требованиями школьной программы, а если рассматривать систему дополнительного образования, то цели учащегося выбираются им самим, что говорит о сильной личностно-мотивационной направленности. Но, приобретение новых знаний и умений, достаточно ограничено во времени, поэтому современная образовательная парадигма поставила в центр образовательной системы личность учащегося, его развитие, формирование у него познавательной активности. На наш взгляд, формирование познавательной активности как становление субъекта деятельности в значительной степени обусловлено индивидуальными особенностями человека и, с другой стороны, направлено на целостное развитие его индивидуальных свойств. Поэтому в решении проблемы формирования познавательной активности важное место занимают воздействия одновременно на все сферы человека. [3]

По мнению исследователей в области изучения формирования познавательной активности у учащихся, в номенклатуру общих целей по формированию этой активности необходимо включить:

- развитие всех компонентов учебной деятельности (мотивация учения, учебные действия, самоконтроль, самооценка);

- развитие составляющих интеллектуальной сферы (мышление в его различных видах и типах, качества ума, познавательные процессы, мыслительные операции, учебные умения, активизация механизмов самостоятельной интеллектуальной деятельности);

- развитие составляющих мотивационной сферы (интеллектуальная и познавательная потребности, потребности в достижении и в общении, направленность мотивации на овладение не только знаниями, но и способами действий, умение ставить цели учебной деятельности и стремление добиваться их выполнения);

- развитие составляющих эмоциональной сферы (гармоничное развитие различных чувств и эмоций, формирование адекватной самооценки, развитие умений понимать собственные эмоциональные состояния и причины, их порождающие, преодоление излишней эмоциональной напряженности и повышенной тревожности);

- в волевой сфере необходимо развить целеустремленность, самостоятельность в выполнении учебных действий;

- в предметно-практической сфере важно развить творческие способности в области педагогической теории и практики (способности к постановке проблем, к нахождению способов их решения, к анализу ситуаций и др.);

- в экзистенциальной сфере важно вырабатывать ценностные ориентации, плодотворные ориентации, способность "проектировать себя";

- в сфере саморегуляции необходимо вырабатывать независимость взглядов, суждений, подходов и т. п., свободу выбора и определения учебных задач, способов их решения, контроля результатов своей деятельности, необходимо развивать рефлексивные процессы (анализ учебных и познавательных действий, самоконтроль и самооценку), развивать способность управлять своими состояниями (эмоциональными, волевыми, мотивационными и др.), поведением. [3, 4, 5]

Развитие способности к самопознанию, самоизменению, рефлексии, самосовершенствованию и самореализации является необходимым условием образования и подготовки молодежи к самореализации. Именно в решении этих задач может помочь система дополнительного образования. В деятельности дополнительного образования, по мнению О.С.Газмана, чаще используются педагогические технологии, которые направлены на развитие «самости», самостоятельности человека, а именно: исследовательская, дискуссионная, моделирующая, рефлексивная, что в условиях классно-урочной системы школьного образования реализовать сложнее.

Согласно Концепции модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации, дополнительное образование детей – это «мотивированное образование за рамками основного образования, позволяющее человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно». [6] Одним из направлений работы в системе дополнительного образования является туристско-краеведческая деятельность. Туризм имеет комплексный характер, основывается на знаниях из различных областей науки – географии, истории, биологии, краеведения, экологии, спорта. Туризм в своей основе строится на активном физическом и духовном развитии, в реализации и расширении знаний, что говорит о его образовательной функции. Образовательная функция туризма содержит в себе огромный потенциал по формированию у учащихся познавательной активности. Возвращаясь к вышеизложенному, следует подчеркнуть, что образовательная функция туризма как раз и содержит в себе развитие у учащихся учебно-организационных и поисково-информационных умений и навыков. Эти умения и навыки составляют учебно-познавательную коммуникативную деятельность. Коммуникативная деятельность человека является формой его реального существования. В условиях дополнительного образования коммуникативная деятельность учащихся занимает ведущее место и пронизывает их совместную практическую деятельность.

Совместная практическая деятельность учащихся в туристском объединении должна основываться, в первую очередь, на интересе, увлечении конкретным делом, осмыслении работы, и уже во вторую – на занятиях теоретического и практического характера по изучению основ туризма. К организации познавательной деятельности учащихся, развитию у них познавательной активности, а также к методике организации учебно-воспитательного процесса в условиях дополнительного образования по туристскому направлению требуется особый подход. Сущность учебно-познавательной сферы учащихся заключается в активном и целенаправленном поиске, в получении новых знаний. Процесс усвоения знаний, понятий должен быть неразрывно связан с их применением, поэтому организация познавательного процесса в туристском объединении располагает всеми необходимыми возможностями. Усвоение знаний учащимися носит активный характер, выражающийся в мыслительных операциях: анализе и синтезе, установлении причинно-следственных связей, обобщении и систематизации, абстракции и конкретизации. В основном, вся работа туристского направления носит практический характер. Особое место занимают наблюдения, когда учащиеся, выполняя какие-то самостоятельные действия, примеряют на себя роль исследователей, совершающих новые для себя открытия. Их интерес подкрепляется, пороги любознательности расширяются, отчетливо проявляются взгляды и убеждения. В учебно-познавательной деятельности чувственная ступень познания, мышление и практические действия находятся в тесной взаимосвязи, что способствует более эффективному развитию познавательной активности. Развитие познавательной активности через туристско-краеведческую деятельность позволяет осуществить интеграцию теоретических знаний в жизненную практику, что особенно значимо в допрофессиональной подготовке на современном этапе образования молодежи.


Литература:

  1. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

  2. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников/Под ред.Д.Б. Эльконина, В.В Давыдова. М.,1962г.

  3. Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века Новые ценности образования. Выпуск 6. М.: Инноватор, 1996.- 10-38

  4. Гребенюк О.С. Педагогика индивидуальности. Калиниград, 1995г.

  5. Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности. - М.: «Дом педагогики», 1998г.

  6. Концепция развития системы дополнительного образования на 2008-2011 годы.

  7. www.pedagogics-book.ru

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle