Библиографическое описание:

Храпова О. П., Лепёхина С. И. Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка, литературы и изобразительного искусства // Молодой ученый. — 2011. — №7. Т.2. — С. 126-128.

Здоровье человека — актуаль­ная проблема во все времена, а в наше время она приобретает первостепенное значение. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. По данным Минздрава РФ каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения. А ведь успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в первый класс. Однако результаты медицинских осмотров детей говорят о том, что здоровым можно считать лишь 20-25% первоклассников. У остальных имеются различные нарушения в состоянии здоровья. Так какими же они перейдут в среднее звено?

Анализ причин "школьных болезней" привел врачей к заключению о неудовлетворительной организации обучения, приводящей к нарушению здоровья. К этим недостаткам образования относятся: 
- недостаточная освещенность классов;
- плохой воздух школьных помещений; 
- неправильная форма и величина школьных столов;
- стрессовая тактика авторитарной педагогики; 
- интенсификация учебного процесса, т.е. увеличение темпа и объема учебной нагрузки; 
- несоответствие технологий обучения возрастным особенностям учащихся; 
- несоблюдение элементарных гигиенических требований к организации учебного процесса; 
- отсутствие у учащихся элементарных знаний о том, как стать здоровым.

Вышеуказанные факты свидетельствуют о том, что необходима специальная работа детского учреждения по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Ведущим фактором является образ жизни, формировать который может и призвана школа.

В системе образования накоплен определённый опыт реализации здоровьесберегающих технологий.

Здоровьесберегающие технологии – система мер по охране и укреплению здоровья детей, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды, условия жизни ребенка. Они предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к себе.

Переход учащихся из начальной школы в среднее звено имеет определённый период адаптации. Именно поэтому мы, как учителя – предметники, в первую очередь, обращаем внимание на индивидуальные особенности здоровья каждого ученика, пришедшего в пятый класс. Наша задача создать условия для включения ребёнка в учебный процесс и найти методы, адекватные именно его психофизиологическим особенностям, помогающие формированию позитивного мышления и способности к “конструированию” собственного здоровья. На уроках мы стремимся создать благоприятную микросреду и морально-психологический климат, ведём целенаправленную пропаганду здорового образа жизни.

Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная интонация речи, внимание к каждому мнению ученика, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности— вот далеко не весь арсенал, которым пользуемся мы, стремясь к раскрытию способностей каждого ребенка. Дети должны входить в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием приобрести багаж новых знаний. В процессе такого урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ребёнок с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Отсутствие страха и напряжения помогает освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.

При подготовке к урокам обращаем внимание на продолжительность, частоту чередования различных видов учебной деятельности. Используем следующие методы преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельную работу и другие .

На каждом уроке проводим динамические паузы: упражнения для глаз, кистей рук и опорно-двигательного аппарата с целью снятия напряжения на уроке, переключения на новый вид деятельности. Также на уроках используем элементы релаксации (включение аудиозаписей «Звуки природы», упражнения «Послушай и нарисуй», прослушивание музыкальных фрагментов классической музыки, сопровождающих чтение стихотворений). Наличие эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, использование юмористических картинок, поговорок, афоризмов ведёт к психологической разгрузке.

На уроках изобразительного искусства разрешается свободное перемещение по кабинету в ходе выполнения практической работы (налить воду в стакан, вымыть кисти, руки и т.д.), что ведёт к снятию напряжения.

Система уроков развития речи по русскому языку и уроков изобразительного искусства тесно взаимосвязаны. При изучении картин бытового жанра (Т.Н. Яблонской «Утро», С.Григорьева «Вратарь» и других) учитель изобразительного искусства обращает внимание как на цветовое решение, так и на главную мысль полотна, подчёркивающую здоровый образ жизни: игры на свежем воздухе, необходимость выполнения утренней зарядки. Эта работа продолжается на уроках русского языка. Учащиеся пишут сочинения по данным картинам, выражая своё отношение к спорту.

Программа по литературе (для 5-11 классов) включает стихи поэтов: Жуковского В.А., Пушкина А.С., Толстого А.К., Бунина И.А., Тютчева Ф.И., Фета А.А., Блока А.А., Есенина С.А., Ахматовой А.А. о неповторимых красотах русской природы. Анализируя их поэзию с художественной точки зрения, педагог обращает внимание школьников на роль пейзажа в раскрытии внутреннего мира лирического героя и читателя. А учителем изобразительного искусства проводится урок «Зарисовка деревьев с натуры» на свежем воздухе.

При изучении биографий писателей и художников показываем тесную взаимосвязь духовного и физического развития человека. Особенно это видно на примере жизни Льва Николаевича Толстого, который писал: « Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле». Сам писатель всю жизнь работал физически, занимался спортом, сохранял душевное равновесие, пропагандировал культуру, богатство русского языка и народного искусства. Учащиеся убеждаются в том, что здоровый образ жизни способствует долгой и плодотворной жизни.

В соответствии с особенностями каждого обучающегося учитель составляет задания, разные по степени сложности и требующие разнообразных видов деятельности. К примеру, на уроках литературы можно предложить учащимся тесты трех уровней сложности. Задания первого уровня рассчитаны на знания и воспроизведение текста (например, найти какой-либо эпизод и пересказать его). Второй уровень сложности предполагает какие-либо формальные, фактические наблюдения (например, найти стилистические фигуры и тропы), а задания третьего уровня сложности - целостное восприятие произведения - в единстве формы и содержания (например, определить композиционную роль того или иного эпизода).

На одном из занятий изобразительного искусства предлагается выполнить коллективную работу «Моё село». Сильные ученики делают макеты изб, вырезают фигуры людей. Дети, имеющие средний уровень развития, готовят из цветной бумаги изображения деревьев и кустарников. Слабые учащиеся приклеивают все детали на ватман, создавая единую композицию.

 На уроках русского языка для лингвистического анализа, в качестве контрольных, самостоятельных работ можно использовать тексты, пропагандирующие спорт, разные его виды, туризм. При изучении наклонений глаголов можно рассмотреть режим дня школьника с последующим его обсуждением. Знакомство с числительными даёт возможность использовать тексты, рассказывающие детям об истории Олимпийских игр, завоёванных медалях нашими спортсменами в разные периоды. Учитель изобразительного искусства предлагает выполнить аппликацию на тему «Мой любимый вид спорта».

За годы работы в школе пришли к выводу, что дети не умеют рационально распределять время при выполнении домашних заданий, что ведёт к физическим и умственным перегрузкам (Получив задание за несколько дней, ребята всё равно выполняют его накануне). Поэтому, в первой четверти пятого класса мы проводим интегрированный урок (литература, изобразительное искусство) по теме «Учись учиться», на котором говорим о режиме дня, о правилах выполнения домашних заданий, анализируем стихотворение Н.Заболоцкого «Не позволяй душе лениться…»

Не позволяй душе лениться!

Чтоб воду в ступе не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Завершением урока является выполнение тематического рисунка «Делу время, потехе - час».

Часто при выставлении оценок дети испытывают психологический стресс. Для снятия эмоционального напряжения мы используем три вида оценивания:

  1. Ученик оценивает сам свою работу.

  2. Взаимопроверка (работа в парах).

  3. Обоснованная оценка учителя.

Одним из принципов нашей работы является выполнение домашнего задания только в течение учебной недели. Общий объем домашних заданий должен соответствовать требованиям СанПиНа. Домашнее задание должно быть чётко прокомментировано учителем на уроке.

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в списке ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: “В здоровом теле - здоровый дух”, то не ошибётся тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового. 

Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности.

Закончить статью нам хочется словами великого философа Платона: «Для соразмерности, красоты и здоровья требуется не только образование в области наук и искусства, но и занятия всю жизнь физическими упражнениями, гимнастикой».


Литература:

    1. Апанасенко Г.Л. Охрана здоровья здоровых: некоторые проблемы теории и практики. М.; Просвещение, 1987.

    2. Антропова М.В. Родителям о здоровье школьников, М.: Педагогика, 1975.

    3. Козловская Г.В. Состояние психического здоровья детского населения // Журн. социальной психиатрии. 2002. № 2. С. 22–25; Козловская Г.В. Психологическое здоровье детей – социальная проблема страны // Вестник педагогики. 2003. № 3. С. 42–47

    4. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. М.: «ВАКО», 2004, 296 с. - (Педагогика. Психология. Управление).

    5. Криворучко Т.С. Динамика показателей функционального состояния организма учащихся с 1 по 8 класс. // В кн.: Актуальные вопросы гигиены обучения и воспитания. М.: Просвещение. 1977.

    6. Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению пере­грузки учащихся / Е.А. Менчинская. — М. : Вентана-Граф, 2008. — 112 с. — (Педагогическая мастерская).

    7. Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/авт.-сост. Н.Н. Шапцева. Волгоград: Учитель, 2009. – 184 с.

    8. Новые здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании детей: [гендер. подход в обучении и воспитании: психол. аспект]/ С.Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности.-№2.-С.171-187.

    9. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 62.

    10. Тверская Н.В. Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика//Образование в современной школе.-2005.-№2.-С.40-44.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle