Библиографическое описание:

Пожарская Л. А. Интеграция организационно-педагогических усилий в воспитании безопасности дорожного движения среди детей и подростков // Молодой ученый. — 2011. — №7. Т.2. — С. 115-118.

безопасность дорожного движения детей и подростков является одной из наиболее острых проблем не только для России, но и во всем мировом пространстве. Число автомобилей на дорогах планеты растет небывалыми темпами. Россия вступила в период масштабной автомобилизации. Меняются привычные понятия мобильности населения, постоянно растет интенсивность транспортных потоков, осваиваются новые территории, на дороги выходят более скоростные, более мощные машины.

На этом фоне все острее становятся и проблемы связанные и ним. Со все возрастающей тревогой человечество говорит о невосполнимых потерях, которые оно несет в результате дорожно – транспортных происшествий. Гибель на дорогах становится поистине национальным бедствием. Как отмечает министр МВД РФ Нургалиев Р.Г., если сейчас мы не примем необходимых мер для повышения безопасности дорожного движения, то уже к 2030 году число погибших может достигнуть 2,4 млн. человек [3].

для того, чтобы коренным образом изменить положение на дорогах и добиться сокращения числа погибших и раненых в дорожно – транспортных происшествиях нужна интеграция усилий всех тех структур, кто так или иначе, вовлечен в процесс профилактики.

Одним из реальных и наиболее действенных шагов на пути преодоления критических ситуаций в сфере обеспечения безопасности дорожного движения стала Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 – 2012 годах» [2].

Среди главных направлений реализации этой программы – формирование эффективной системы управления дорожным движением, взаимодействие федеральных органов власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также формирование правового сознания участников дорожного движения [2].

Наиболее уязвимым звеном в дорожной безопасности, безусловно, является категория – дети и подростки. Отсутствие систематически организованной профилактики в учебно-воспитательном процессе, приводит к безвременным потерям. А ведь именно школа и дошкольное учреждение обладают огромным организационным ресурсом: ни одно подрастающее поколение не проходит мимо системы общего образования, через их стены проходят практически все люди.

Основными социальными институтами, призванными обучать и воспитывать подрастающее поколение, являются дошкольные и общеобразовательные учреждения. Поэтому, создание организационно-педагогических условий профилактики детского дорожно-транспортного травматизма необходимо рассматривать в числе наиболее актуальных, как требующих обеспечения теоретических и научно-обоснованных исследований в данной области.

Несмотря на сложнейшую демографическую ситуацию в стране, которой способствует и высокая травмированность и смерть на дорогах, до сих пор на уровне государственной власти не решены вопросы введения в общеобразовательных учреждениях отдельной дисциплины по основам безопасности дорожного движения. Некоторое время назад эти вопросы решались в отдельно взятом регионе – Краснодар, Ростов, Татарстан. Но с принятием единого образовательного стандарта на территории России объем получаемых знаний в рамках учебных уроков значительно сокращен.

В.Н. Кирьянов отмечает, что система обеспечения безопасности дорожного движения в стране должна быть нацелена на защиту жизни и здоровья участников движения [1]. Однако проблемам воспитания у подрастающего поколения дисциплинированности и высокой культуры поведения на дорогах, улицах и транспорте до настоящего времени уделяется недостаточное внимание.

постоянно сталкиваясь, и не только при регистрации дорожно-транспортных происшествий, с большим количеством пострадавших на дорогах, сотрудники государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД) много лет пытаются поднять эту проблему перед обществом. Эффективность решения проблемы связано, в первую очередь, с тем, что педагогическое сообщество не является активным проводником идей безопасности дорожного движения детей и подростков, и всегда считало это задачей сотрудников ГИБДД. Кроме того, существовавшая политика замалчивания информации в нашей стране способствовало тому, что негативное состояние безопасности дорожного движения стало одним из острых социально – экономических и демографических проблем, представляющих угрозу национальной безопасности [1].

Проведенный аналитический обзор психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования показал, что на сегодняшний день отсутствует достаточно полный объем научных изысканий, касающихся построения учебно-воспитательного процесса в части обучения детей безопасности дорожного движения, практически отсутствуют какие-либо научные рекомендации об организации данного процесса во взаимодействии с системой внутренних дел (а именно государственной инспекцией безопасности дорожного движения).

Опыт организации воспитательной работы с учащимися образовательных учреждений в городе Набережные Челны республики Татарстан позволяет констатировать возможность эффективной реализации Федеральной целевой программы «Повышения безопасности дорожного движения в Российской Федерации в 2006-2012 годах».

В 2002 г. сотрудники отдела пропаганды безопасности дорожного движения ГИБДД, г. Набережные Челны на основе анализа аварийности в городе выявили рост дорожно-транспортных происшествий (ДТП) детей среднего и старшего школьного звена и были поставлены задачи:

1. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.

2. Формирование навыков соблюдения правил дорожного движения у детей и подростков.

3. Активизация и внедрение новых форм деятельности образовательных учреждений по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах

4. Повышение престижа сотрудников ГИБДД, завоевание доверия к службе в глазах населения.

Решить первые две задачи в короткий срок можно используя такую способность, как творческую активная самого участника дорожного движения - ребенка. Причем, учитывая, чтобы мера его усилий соответствовала его возможностям. Для этого нужно было организовать игровую площадку с элементами состязательности, ролевыми ситуациями, положительным подкреплением усилий. Все это, создаваемое планомерно, обеспечивало щадящий режим целенаправленной активности детей. Второй составляющей планируемого процесса, был учет постоянно изменяющихся потребностей детей, которые очень вариативны – материальных, духовных и социальных, находящихся в постоянном противоречии.

сотрудники отдела пропаганды безопасности дорожного движения ГИБДД г. Набережные Челны разработали широкомасштабный и долгосрочный проект. В рамках проекта в октябре 2002 г. стартовала городская акция «Зебра». Для мотивации участия в ней детей, родителей и педагогов важнейшей составляющей компонентой этого мероприятия - было определение финансирования. Задачу поощрения победителей и участников взяла на себя Дирекция финансирования научных и образовательных программ по БДД РТ, а в последующие годы включились в этот процесс крупные предприятия и учреждения города.

Прежде всего, была определена возрастная группа воздействия. Так как рост аварийности по вине детей на то время был именно в возрасте 10 -16 лет, решено было начать именно с этого возраста.

Параллельно следовало провести мониторинг их родителей, а также педагогов в образовательных учреждениях, для предотвращения психологического сопротивления со стороны взрослых активному взаимодействию подростков и сотрудников силовых структур. В 2002 году для создания благоприятной среды это было не самой легкой задачей. Но именно на родительских собраниях прослеживалась реальная ситуация формирования позитивных открытых взаимоотношений горожан и сотрудников службы Госавтоинспекции.

Наиболее комфортной средой развития детей подросткового возраста являются конкурсные испытания, позволяющие определить победителей. Были разработаны положения конкурсов, учитывались возраст детей, их предполагаемые интересы, возможности и разницу в интеллектуальном развитии.

В последующие годы состав конкурсов не являлся постоянным, менялась и возрастная направленность, и виды самих конкурсов. Для высокой материальной составляющей мотивации, предложены были дорогостоящие призы (электроника).

В период проведения городской акции «Зебра» с детьми младшего школьного звена проводились творческие занятия. Исходя из анализа аварийности, в игровой театрализованной форме разбирались ошибки детей, попавших в аварии. Творческие занятия проходили в форме спектакля. За эти годы театральная студия «Парадиз» поставила более 10 новых спектаклей по безопасности дорожного движения.

Важным пунктом акции было планирование поощрения победителей. Для награждения победителей организован был концерт, проводимый в крупнейшем концертном зале города. В качестве гостей приглашены были руководители города, родители и преподаватели, инспекторы по делам несовершеннолетних, начальники районных ОГИБДД. Мероприятие освещалось городскими средствами массовой информации.

Операция «Зебра» дала возможность наладить партнерские отношения с крупнейшими предприятиями города. Их представители включались в состав судейской коллегии конкурсов и выступали социально-ориентированными спонсорами соревнований. Так, в конкурсе изготовления макетов безопасного города из вторичного сырья, ребята 5-6 классов сотрудничали с экологами. Для семиклассников конкурс баннеров по безопасности дорожного движения судили представители рекламных фирм и поощряли призеров также они. Оценку работ конкурса статей в многотиражных и школьных газетах по проблемам детского дорожно-транспортного травматизма осуществляли журналисты городской газеты. Для девятиклассников написано было положение на конкурс «Модельное агентство «Зебра». Он получился один из самых зрелищных конкурсов. Спонсорами и судьями его стали ателье и модельные фирмы. Конкурс компьютерных учебных программ оценивали специалисты технической службы компьютерных центров. ГИБДД поощряло не только детей, но педагогов и руководителей образовательных учреждений, активных участников проекта.

Такое взаимодействие ГИБДД, школ и крупных предприятий города в рамках акции стало ежегодным. В первый год в мероприятии приняли участие только 15 школ и около 10 тысяч детей, уже в 2009-2010 - более 36 тыс. детей и 4 тыс. взрослых с 67 образовательных учреждений города и 6 учреждений дополнительного образования. Общее число награждаемых – 1082 ребенка, семей, команд. Потраченных средств – более 3 миллионов рублей.

Самым важным достижением акции стал анализ аварийности: во время проведения «Зебры» снизилось количество ДТП с участием детей на 20%.

Рис.1. Динамика количества аварийности в г. Набережные Челны с 2000 г. по 2010 г. (количество)

Как видно по рис.1, несмотря на то, что в последний год наблюдался значительный рост ДТП, число ДТП по вине самих детей сократилось в несколько раз.

Таким образом, реализация сотрудниками отдела пропаганды безопасности дорожного движения ГИБДД г. Набережные Челны проекта с учащимися общеобразовательных учреждений позволил достичь несомненных результатов в деле сохранения жизни на дорогах. За этими достижениями стоит трудоемкая и кропотливая воспитательная работа отделения пропаганды ГИБДД совместно с педагогами системы образования. Нам удалось достичь основной цели проекта - не позволять людям, не усвоившим понятия о скрытых опасностях на дороге, ставить эксперимент на себе.

То, что страна свыкается со смертями на дорогах, - трагедия массового сознания общества. Россия ежегодно теряет население крупного районного центра – 20 - 30 тысяч человек. Очень показательным выглядит сравнение с небольшими европейскими странами, так, например, в Финляндии каждая смерть на дорогах освещается специальным докладом на заседании правительства страны.

В целом безопасность является ключевой комплексной проблемой – личности, общества, государства. В обществе есть понимание необходимости разрабатывать превентивные, профилактические меры с целью снижения аварийности на дорогах и есть опыт такой успешной работы.


Литература:

  1. Кирьянов В.Н. О состоянии и мерах повышения БДД в РФ.

  2. Федеральная целевая программа «Повышения безопасности дорожного движения в Российской Федерации в 2006-2012 годах». Постановление Правительства № 100 от 20 февраля 2006 г.

  3. Нургалиев Р.Г. Доклад на встрече делегации Российской Федерации в Китае по взаимообмену опытом в апреле 2011 г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle