Библиографическое описание:

Нечаев В. В. Соблюдение основ международного права в контексте деятельности ООН // Молодой ученый. — 2011. — №7. Т.2. — С. 22-25.

Международное право зародилось с появлением первых государств: так или иначе заключались устные или письменные договора о мире, союзе, пакты о ненападении. Международное право старались соблюдать все, потому что в случае несоблюдения договоров и конвенций — порицание остальными странами, падение авторитета, недоверие, а иногда и объявление войны.

Эта отрасль права развивалась, совершенствовалась с течением времени. Критический рывок же она сделала после Второй Мировой войны. Зарождение ООН в 1945 позволило Международному праву вступить на новый уровень. Декларации и конвенции, принятые ООН, брали на себя роль регулятора отношений между странами.

Как известно Резолюции Генеральной Ассамблеи принимаются открытым голосованием и содержат лишь различного рода рекомендации и правила, которые должны выполнять голосовавшие за них государства. Но из-за того, что они принимаются открытым голосованием, а не подписываются, они не обязательны для исполнения странами-участницами.

Рассмотрим же успехи ООН и её комитетов за последние 66 лет. Одной из первых резолюций, принятых на первом заседании Генеральной Ассамблеи ООН была о координации привилегий и иммунитетов Объединенных Наций и специализированных учреждений. Резолюция гласит: «Признавая, что всем специализированным учреждениям нужны все те привилегии и иммунитеты, которые могут быть необходимы другим, и что некоторым из них могут, в силу особых функций, быть нужны привилегии специального характера, которые не требуются для самой Организации Объединенных Наций, Генеральная Ассамблея считает, что привилегии и иммунитеты Организации Объединенных Наций должны рассматриваться как максимум, в пределах которого различные специализированные, учреждения должны пользоваться такими иммунитетами, какие может требовать должное выполнение их соответствующих функций, и что не должны испрашиваться никакие привилегии и иммунитеты, в которых нет действительной необходимости».

На этой же первой сессии (второй части) Генеральной Ассамблеи на основании Устава ООН был принят ряд других резолюций: о привилегиях и иммунитетах членов персонала Организации Объединенных Наций, о привилегиях и иммунитетах Международного Суда, секретаря Суда, должностных лиц Секретариата, асессоров, представителей и поверенных сторон, о временном соглашении, о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций, заключенном со Швейцарским Федеральным Советом и других.

Все они сформулировали указанные международно-правовые нормы о предоставлении дипломатического иммунитета представителям и сотрудникам ООН, ее органов и, поэтому, должны рассматриваться как источники международного права. Эти две резолюции позволили ООН и её представителям действовать свободно на территории стран-участниц в контексте деятельности Организации Объединённых Наций.

Так же источниками следует считать резолюции о запрещении ядерного оружия от 21 января 1946, которые, по сути, соблюдалась большинством участников лишь формально. Но сам факт принятия этих резолюций очень важен, так как они не допустили попадания ядерного оружия в неблагополучные страны, из которых уже сами ядерные боеголовки, в будущем, могли достаться террористам.

По предложению СССР 14 декабря 1946 года была принята резолюция о сокращении вооружений, а уже 3 ноября 1947 года — о запрете пропаганды агрессивной войны. Таким образом, на первых заседаниях ООН попытались обеспечить главные условия, предотвращающие возможное начало третьей Мировой войны.

Резолюция от 3 ноября 1947 года сформулировала новую, ранее неизвестную, международно-правовую норму о запрещении пропаганды войны в любой форме, которая имеет безусловную юридическую силу и обязательна для всех государств-членов ООН, голосовавших за эту резолюцию. Дальнейшей конкретизацией и выполнением этой общей нормы явилось издание законов о защите мира во всех социалистических государствах того времени. Однако капиталистические страны до сих пор еще не приняли аналогичных законов и не выполняют этой резолюции, что доказывает отношение современных стран к ООН, как к организации-советчику, нежели организации надгосударственной. Необходимо отметить, что решения Генеральной Ассамблеи, принимаемые в форме резолюции, согласно статьям 10, 11 и 14 Устава ООН, имеют характер рекомендаций. Но рекомендации, относящиеся к поддержанию международного мира и безопасности народов, к разоружению и другим важнейшим вопросам международной жизни, это - «не просто рекомендации, а особые рекомендации в смысле инструкции. Поэтому они носят не факультативный, а обязательный характер для всех членов ООН.

Следует отметить, что юридическая сила и морально-политический авторитет рекомендаций Генеральной Ассамблеи ООН признавался как в советской, так и в Российской науке международного права. Так, проф. Кожевников отмечает: «Постановления Генеральной Ассамблеи имеют, как общее правило, лишь характер рекомендаций. Однако можно считать, что постановления этого органа ООН, принятые им единогласно, выходят за рамки простых рекомендаций и приобретают значение правовой силы». В 1948 году эту мысль высказал советский юрист-международник П.С. Ромашкин.

Среди постановлений международных организаций, в том числе органов ООН, особое место занимают решения Совета Безопасности ООН. Важность решений Совета Безопасности заключается в том, что их содержанием является регулирование первостепенных политических вопросов, связанных с поддержанием всеобщего мира и безопасности народов, а также в том, что выполнение этих решений обязательно для всех государств. Обладая, таким образом, безусловной юридической силой, решения Совета Безопасности, принятые в соответствии со статьей 27 п.3 Устава ООН, являются значимыми источниками современного международного права.

Основные решения по различным вопросам современных международных отношений приняла XII сессия Генеральной Ассамблеи ООН. Среди них особо нужно отметить резолюцию «Мирные и добрососедские отношения между государствами». Эта резолюция призывает государства «приложить все усилия к укреплению международного мира и к развитию дружественных отношений и сотрудничества».

Несомненно, эта резолюция устанавливает главенство переговоров в международной политике. Стоит подчеркнуть строки, устанавливающие что, «отношения терпимости между государствами в соответствии с Уставом ООН на основе взаимного уважения и взаимной выгоды, ненападения, взаимного уважения, суверенитета, равенства и территориальной целостности и невмешательства во внутренние дела друг друга, а также осуществления целей и принципов Устава». Резолюция является основополагающей для всего международного права и политики как таковых, но и её не все стремятся соблюдать. Посмотрите, как учитываются принципы суверенитета и невмешательства во внутреннюю политику в наше время. Например, вторжение Америки в арабские страны под предлогом защиты демократии является грубейшим нарушением этой резолюции. А ведь США были одной из первых стран утвердивших эту резолюцию.

Источниками современного международного права являются также те резолюции Генеральной Ассамблеи и других органов ООН, в которых сформулированы определенные права и обязанности государств-членов ООН по вопросам международных отношений, направленные на развитие сотрудничества между странами. Так, Генеральная Ассамблея на своей пятой сессии 14 декабря 1950 года приняла резолюцию номер 427 «Мероприятия для мирного разрешения проблемы военнопленных». В ней отмечается, что все военнопленные, оказавшиеся в результате Второй Мировой войны непосредственно во власти союзных держав, должны были быть давно репатриированы и что об их судьбе нужно дать ответ в соответствии с общепризнанными нормами международных отношений. Исходя из этого, Генеральная Ассамблея «предлагает всем правительствам, во власти которых еще находятся указанные лица», действовать в соответствии с общепринятыми международными нормами. Нельзя не отметить также то, что ООН пытается смягчить последствия войны и даёт понять странам то, что война уже окончена, а военнопленные при этом являются ни в чём не повинными заключёнными.

В резолюции принятой 1 декабря 1950 года пятой сессией Генеральная Ассамблея указывала на необходимость участия всех государств-членов ООН в деятельности специализированных учреждений, подчеркивая, что международное сотрудничество — важное условие их успешной работы. Она выражала надежду, что «Члены организации, в настоящее время не участвующие в работе в специализированных учреждениях, найдут возможным как можно скорее принять участие в их работе или возобновить свое участие в ней». Тем самым указывая, что, так или иначе, все страны приглашаются к сотрудничеству в ООН — организации открытой и готовой к сотрудничеству. В то время эта резолюция являлась большим шагом к сближению со странами вообще не участвовавшими в мировой политике. Так, например, на сцену вышли такие страны Азии как Бутан или Бангладеш.

Серьёзным актом в области международного права является «Проект Декларации прав и обязанностей государств», одобренный Генеральной Ассамблеей ООН на ее четвертой сессии. В принятой резолюции говорится, что Генеральная Ассамблея «считает проект Декларации важным и существенным вкладом в дело прогрессивного развития международного права и его кодификации и в качестве такового предлагает его неуклонному вниманию государств — членов Организации и юристов всех стран».

В преамбуле «Проекта Декларации прав и обязанностей государств», разработанного Комиссией международного права ООН, подчеркивается, что «Государства всего мира образуют общение, управляемое международным правом... что прогрессивное развитие международного права требует эффективной организации общения государств..., что является: «желательным» формулировать некоторые основные права и обязанности государств». Проект Декларации, состоящий из 14 статей, выражает действующие основные принципы современного международного права, в том числе и пять принципов мирного сосуществования. Статья 1 гласит: «Каждое государство имеет право на независимость, на свободное, без диктата,  осуществление всех своих законных прав, включая право выбора своей собственной формы государственного управления». Иными словами, она выражает принцип суверенитета государств и право наций на самоопределение. В статьях 2, 3, 5 нашли отражение такие основные принципы, как территориальная целостность   и   неприкосновенность каждого государства, невмешательство, равноправие всех государств.

Важное правило содержит и статья 8: «Каждое государство обязано разрешать свои споры с другими государствами мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность, равно как и правосудие». Следовательно, в данной статье воплощен другой общий принцип — мирное решение спорных вопросов. Общий принцип — запрещение агрессивной войны формулирует ст. 9. По сути, эта декларация подтверждает резолюцию от 3 ноября 1947 года, упрочняя её позиции. Она повторяет основные принципы: суверенитет, невмешательство, самостоятельность, равенство.

Большое значение для развития международного права и его кодификации имеет известная резолюция Генеральной Ассамблеи ООН под номером 95 «Подтверждение принципов международного права, признанных Статутом Нюрнбергского Трибунала», принятая 11 декабря 1946 г., на ее первой сессии.

В этой резолюции Генеральная Ассамблея «принимает к сведению соглашение об учреждении Международного военного трибунала для привлечения к ответственности и наказанию главных военных преступников стран оси (Германия, Италия, Япония) в Европе, подписанное в Лондоне 8 августа 1945 г., а так же, что аналогичные принципы были приняты в Статуте Международного военного трибунала для суда над главными военными преступниками на Дальнем Востоке, провозглашенном в Токио 19 января 1946 года».

Подтверждая принципы международного права, вытекающие из общего принципа запрещения агрессивной войны и ее наказуемости, Генеральная Ассамблея «предлагает Комиссии международного права рассматривать в качестве вопроса первостепенной важности проекты с целью формулирования и внесения принципов, признанных Статутом Нюрнбергского Трибунала и нашедших выражение в его решении, в общую кодификацию преступлений против мира и безопасности человечества или в международный уголовный кодекс». Можно отметить, что в этой резолюции очень сильно влияния англо-саксонской системы права. А именно—системы прецедентов. Впоследствии, такая практика суда над военными «преступниками» использовалась при большинстве внутренних и внешних конфликтов различных стран. Например: Югославская война, Чистки в Камбоджи и т.д.

Резолюция, подтверждая международно-правовые принципы, признанные тремя союзными державами — СССР, США и Англией 8 августа 1945 г. и сформулированные в Статуте Нюрнбергского Военного Трибунала, в то же время исходит из другого общего принципа международного права — pacta sunt servanda (соглашения должны соблюдаться) — и распространяет действие указанных принципов на всех членов ООН. Тем самым указанные принципы получили характер общепризнанных норм, обязательных теперь для всех государств — членов ООН, а не только для трех держав, первоначально сформулировавших их. Очевидно, что такое позитивное решение Генеральной Ассамблеи представляет собой немаловажный источник современного международного права.

Названные выше резолюции, имея огромное морально-политическое значение, являются одновременно крупными нормативными актами, содержащими ряд новых международно-правовых принципов. Они устанавливают равенство всех стран в международной политике, невозможность преобладания интересов одной страны над интересами другой. Однако, противореча предписанию этой резолюции, в Ливию были введены войска НАТО под предлогом помощи демократической оппозиции. Один этот факт подтверждает, что с резолюциями ООН мало кто считается, если речь заходит о государственных интересах сильнейших стран.

Обязательность резолюций Генеральной Ассамблеи ООН для всех государств — членов, т.е. юридическую силу этих резолюций, неоднократно подчеркивало Советское правительство в своих нотах и других официальных внешнеполитических актах, так как именно с подачи СССР само ООН и было создано. На «положительные» резолюции Генеральной Ассамблеи ООН (обычно принятые единогласно), как имеющие обязательную силу для всех государств, чаще всего указывало Советское правительство. Например, оно в своих предложениях по вопросу о разоружении от 30 апреля 1957 года, направленных правительствам западных держав, указывало, что последние не выполняют резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от З.11.1947 года о запрещении пропаганды войны, систематически нарушают ее своей политикой «холодной войны» и потребовало прекращения пропаганды войны в этих странах. Или речь Никиты Сергеевича Хрущёва 1960 года в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке, в которой он указал на то, что равенство стран в ООН не всегда учитывается, а капиталистическим странам даётся в ООН больше прав, нежели социалистическим. Следует отметить, что обязательность резолюций Генеральной Ассамблеи ООН для ее членов признается и Международным Судом. Например, инцидент с Южно-Африканским союзом и Юго-Западной Африкой 11 июля 1950 года и 7 июня 1955 года, который был решён не без участия СССР.

Казалось бы, что после развала Союза эту ответственность должно было взвалить на себя мировое сообщество. Российская Федерация могла бы сыграть такую роль, но неопределенная политическая и экономическая обстановка в стране в начале 90х годов не позволила стать новому государству защитником принципов, проводимыми ООН. И в связи с этим многие резолюции потеряли свой вес. Суверенитет стран не соблюдается, страны-агрессоры не находят мирового порицания, а интересы большинства редко учитываются. ООН в своём нынешнем виде мало что из себя представляет без поддержки извне.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle