Автор: Скворцова Елена Аркадьевна

Рубрика: Психология и социология

Опубликовано в Молодой учёный №7 (30) июль 2011 г.

Библиографическое описание:

Скворцова Е. А. Индивидные и психофизиологические предпосылки становления гендерной идентичности девушек и юношей 14-17 лет // Молодой ученый. — 2011. — №7. Т.2. — С. 64-70.

Статья посвящена проблеме изучения вклада индивидных (конституциональных) и психофизиологических особенностей развития подростков в становлении гендерной идентичности. В качестве таких предпосылок рассматриваются конституциональный пол (степень выраженности полового диморфизма в телосложении), профиль функциональной сенсомоторной асимметрии, скорость полового созревания и функциональные ресурсы организма юношей и девушек. Связанные с биологической половой принадлежностью психологические различия между подростками изучаются посредством оценки как гендерной идентичности, так и особенностей функционирования системы психологических защитных механизмов и развития интеллекта.

Ключевые слова: гендер, гендерная идентичность, маскулинность, фемининность, андрогиния, конституциональный пол, интеллект, психологические защитные механизмы, функциональная сенсомоторная асимметрия, функциональные ресурсы организма, акселерация, ретардация.

Psychological and psycho-physiological features of young men girls of 14- 17 years with the different degrees of expression of the specific sexual descriptions

E.A. Skvortsova

Article is devoted a problem of studying of the contribution individual (сonstitutional) and psychophysiological features of development of teenagers in formation of gender identity. As such preconditions are considered конституциональный a floor (degree of expressiveness of sexual dimorphism in a constitution), a profile functional sensomotor asymmetry, speed of puberty and functional resources of an organism of young men and girls. The psychological distinctions connected with a biological sex between teenagers are studied by means of an estimation both gender identity, and features of functioning of system of psychological protective mechanisms and intelligence development.

Key words: gender, gender identity, masculinity, femininity, androgyny, сonstitutional sex, intelligence, psychological protective mechanisms, functional sensomotor asymmetry, аcceleration, retardation;

Проблема гендерных различий и формирования гендерной идентичности является одной из наиболее популярных и активно развивающихся научных проблем [1, 2, 3, 4, 5, 31, 32, 33, 36, 38]. Непосредственно сам термин «гендер» относится к категории относительно новых понятий в психологии. Стоит также отметить, что до сих пор в науке отсутствует единый подход к пониманию данного термина [ 4 ].

Гендерная идентичность представляет собой сложный, интегративный комплекс свойств и качеств, в основе которого лежит тесный «сплав» результатов направленных социальных воздействий и определенных биологических влияний [7, 8, 9, 10, 12, 11, 29, 30 14, 15, 16, 17, 18, 19, 24, 25, 26, 22, 28, 23, 34]. Однако, менее изученным является вклад в процесс формирования гендерной идентичности некоторых индивидных и психофизиологических факторов. Идея интеграции природного и социального в формировании гендерной идентичности находит свое непосредственное отражение в работах В.Е. Кагана [18, 19]; В.В. Столина [36]; Т.И. Юферевой [39]; И. С. Кона [24] ; В. Мертенс [23]; Дж. Мани [40]. В доступных литературных источниках не удалось обнаружить экспериментальных работ, в которых был бы исследован вклад конкретных индивидных и психофизиологических предпосылок в формирование гендерной идентичности юношей и девушек. Таким образом, соотношение биологического и психо-социального пола является на настоящий момент времени одним из открытых вопросов, требующих специального изучения, что и определило актуальность темы нашего исследования.

В связи с вышесказанным целью нашего исследования являлось изучение вклада конституциональных и психофизиологических признаков в становление гендерной идентичности девушек и юношей 14-17 лет.

Постановка цели исследования определила выбор методов исследования. В качестве таковых выступали:

  1. В качестве метода исследования такой индивидной предпосылки формирования гендерной идентичности как конституциональный пол была использована методика антропометрических измерений [35, 6]. Посредством факторного анализа были отобраны четыре антропометрических индекса, обобщенные в интегральный показатель конституциональной фемининности – маскулинности.

  2. Оценка профиля ФСМА осуществлялась с помощью проб по зрительной, слуховой и двум моторным (руки и ноги) модальностям. Всего было использовано по три стандартных пробы при оценке ведущего глаза, уха и ноги, и пять стандартных проб – при оценке ведущей руки. Большее количество проб на оценку ведущей руки объясняется интегративностью признака «рукость», включающего в себя влияние как генетических, так и социальных факторов [27]. Решение о преобладании функций правой или левой сторон по каждой из четырех изучаемых модальностей принималось на основании преобладающего числа проб, выполненных с этой стороны. Результаты оценки ФСМА по каждой из модальностей суммировались в интегративный показатель преобладания функций правой или левой сторон. Подобный подход позволил разделить испытуемых на три группы: правопрофильные и преимущественно правопрофильные; смешанные; левопрофильные и преимущественно левопрофильные.

  3. Оценка функциональных ресурсов организма подростков (толерантности к транзиторной гиперкапнии и гипоксии) осуществлялась с помощью пробы на задержку дыхания Штанге [13].

  4. Скорость полового созревания (акселерация-ретардация) оценивалась посредством опроса испытуемых в отношении возраста менархе у девушек и андрархе у юношей.

  5. В качестве методики оценки гендерной идентичности испытуемых использовались поло-ролевой опросник С.Бем и шкала «Маскулинность-фемининность» из Фрайбургского личностного опросника (Freiburg Personality Inventory, FPI) Й. Фаренберга, Х. Зелга и Р. Гампела) [14].

  6. Система психологических защит личности оценивалась с помощью методики «Индекс жизненного стиля» Плутчика-Келлермана-Конте в модификации Каменской В.Г. [20, 21].

  7. Для оценки показателей развития и структуры интеллекта (вербальный и невербальный интеллект) использовался тест Амтхауэра [37]. И, наконец, оценка академической успеваемости учащихся по основным учебным дисциплинам осуществлялась путем интеграции годовых оценок.

В качестве объекта исследования выступали юноши и девушки в возрасте 14-17 лет в количестве 205 человек: 104 юноши и 101 девушка. Все испытуемые на момент обследования обучались в массовых общеобразовательных школах Санкт-Петербурга.

Статистическая обработка полученных результатов осуществлялась с помощью методов t – критерия Стьюдента и χ2 (хи-квадрата); материал также обрабатывался посредством корреляционного и компонентного анализа в компьютерной версии программы SPSS-11.


Основные результаты.

Сопоставительный анализ результатов обследования непосредственно всех девушек и юношей 14-17 лет позволил установить, что они являются типичными представителями обоих полов, поскольку комплекс выявленных индивидных, психофизиологических и психологических особенностей соответствует имеющимся в литературе сведениям о половых и гендерных различиях женщин и мужчин. Распределение девушек и юношей в зависимости от степени выраженности признаков конституционального пола показало, что девушки с выраженными маскулинными признаками встречаются несколько чаще, чем юноши с выраженными фемининными признаками (рисунок 1). Стоит также отметить, что выраженные признаки андрогинного пола в группах девушек и юношей встречаются с практически одинаковой частотой.

Рисунок 1. Распределение девушек и юношей (в %) в зависимости от выраженности полоспецифических признаков в пропорциях тела.


На втором этапе анализа полученных материалов осуществлялось сравнение трех групп девушек, различающихся по признаку конституционального пола: фемининного, андрогинного и маскулинного.

Сравнение юношей трех групп показало, что фемининные в конституциональном плане девушки характеризуются преобладанием фемининных психологических характеристик по отношению к маскулинным. Для таких девушек типично раннее половое созревание, правосторонний или преимущественно правосторонний профиль ФСМА, относительно невысокие функциональные ресурсы организма, снижение показателей интеллектуального развития, а также использование гендерно-адекватных психологических защит личности. Таким образом, в структуре личности девушек с фемининными конституциональными характеристиками сильнее представлены инфантильные черты в сочетании с более низкой мотивационной пластичностью.

Девушки же с признаками маскулинного конституционального пола характеризуются преобладанием в структуре личности маскулинных свойств и качеств по отношению к фемининным, а также более высокой частотой использования психологических защит личности, традиционно рассматриваемых как «мужские» и высокими показателями интеллектуального развития. При этом для таких девушек типично относительно позднее половое созревание, преобладание левосторонних признаков в профиле ФМСА (χ2 эм. = 6,63; χ2 кр. = 5,991; p<0,05), и относительно высокие функциональные ресурсы организма (см. рисунок 2).

Рисунок 2. Распределение девушек (в %) в зависимости

от профиля ФСМА.


Результаты корреляционного и компонентного анализа показали, что в группе девушек фиксируются тесные взаимосвязи всего комплекса изучаемых индивидных, психофизиологических и психологических признаков. В частности, конституциональный пол тесно взаимосвязан с ФСМА и скоростью полового созревания, которые, в свою очередь, коррелируют с функциональными ресурсами организма. Особое внимание обращает на себя тот факт, что гендерная идентичность в группе девушек определяется с индивидного уровня (конституциональный пол) и опосредованно или непосредственно «поддерживается» всем прочим комплексом изучаемых психофизиологических признаков.

На третьем этапе анализа полученных материалов осуществлялось сравнение трех групп юношей, различающихся по признаку конституционального пола: фемининного, андрогинного и маскулинного.

Сравнение юношей трех групп показало, что маскулинные в конституциональном отношении юноши характеризуются правым или преимущественно правым профилем ФСМА, тогда как появление признаков андрогинного и фемининного конституционального пола сопровождается увеличением количества левосторонних признаков в профиле ФСМА (χ2 эм. = 5,6; χ2 кр. = 3,841; p<0,05) (см. рисунок 3).

Рисунок 3. Распределение юношей (в %) в зависимости

от профиля ФСМА.


Оценка функциональных ресурсов организма юношей с помощью пробы Штанге показала, что по мере нарастания усиления фемининных конституциональных признаков эффективность выполнения данной пробы достоверно снижается. Скорость полового созревания у сопоставляемых групп юношей практически одинакова.

Сравнение трех групп юношей позволило установить, что все три группы юношей характеризуются андрогинным психологическим полом с незначительной тенденцией к макулинизации. Сравнение частоты использования психологических защитных механизмов в вышеуказанных группах юношей позволило усмотреть специфические особенности у юношей с выраженными фемининными конституциональными признаками, которые достоверно реже (в сравнении с юношами с маскулинными и андрогинными признаками) используют компенсацию, но, при этом, достоверно чаще (в сравнении с юношами с андрогинными и маскулинными признаками) используют проекцию. Такие особенности защит, безусловно, отражают целый комплекс проблем эмоционально-личностного развития юношей с признаками фемининного конституционального пола.

Результаты корреляционного и компонентного анализа показали, что в группе юношей (в сравнении с девушками) тесных взаимосвязей всего комплекса изучаемых индивидных и психофизиологических признаков обнаружить не удалось. В частности, такая индивидная характеристика как конституциональный пол оказалась взаимосвязана лишь с профилем ФСМА: усиление признаков фемининного конституционального пола сопровождается увеличением в профиле ФСМА левосторонних признаков. Однако более никаких взаимосвязей конституционального пола с прочими психофизиологическими, а также и психологическими особенностями не выявлено. Обнаруженные взаимосвязи касаются лишь скорости полового созревания и ФСМА. Как и в группе девушек, у юношей более раннее половое созревание сопровождается возрастанием числа правосторонних признаков в профиле ФСМА.

Единственной психофизиологической характеристикой, имеющей в группе юношей непосредственно отношение к становлению гендерной идентичности, являются функциональные ресурсы организма, оцениваемые с помощью проб Штанге и Генча. Наиболее высокие функциональные ресурсы организма непосредственно определяют в группе юношей становление маскулинных психологических свойств и качеств личности, их преобладание над фемининными, а также более высокие показатели интеллектуального развития.

Таким образом, становление гендерной идентичности юношей и девушек 14-17 лет в различной степени обусловлено индивидными и психофизиологическими особенностями развития.

Обобщая результаты исследования, можно сделать следующие выводы:

  1. Обследованные девушки и юноши 14-17 лет являются типичными представителями обоих полов, поскольку комплекс выявленных индивидных, психофизиологических и психологических особенностей соответствует имеющимся в литературе сведениям о половых и гендерных различиях женщин и мужчин. Распределение девушек и юношей в зависимости от степени выраженности признаков конституционального пола показало, что девушки с выраженными маскулинными признаками встречаются несколько чаще, чем юноши с выраженными фемининными признаками. Выраженные признаки андрогинного пола в группах девушек и юношей встречаются с практически одинаковой частотой.

  2. Фемининные в конституциональном плане девушки характеризуются более ранним половым созреванием, правым или преимущественно правым профилем ФСМА, относительно невысокими функциональными ресурсами организма, а также более выраженной психологической фемининностью и снижением частоты использования такой психологической защиты личности как гиперкомпенсация при одновременном возрастании частоты использования регрессии. Наиболее фемининные в конституциональном отношении девушки характеризуются снижением показателей интеллектуального развития и академической успешности.

  3. Появление признаков андрогинного и маскулинного конституционального пола у девушек сопровождается замедлением скорости полового созревания, увеличением количества левосторонних признаков в профиле ФСМА, возрастанием функциональных ресурсов организма (у маскулинных девушек), а также возрастанием вклада маскулинных психологических характеристик по отношению к фемининным и снижением частоты использования регрессии.

  4. Маскулинные в конституциональном отношении юноши характеризуются правым или преимущественно правым профилем ФСМА, а также наиболее высокими (по сравнению с юношами с фемининным конституциональным полом) функциональными ресурсами организма. Однако психологический пол юношей данной группы, равно как и система психологических защит, показатели интеллектуального развития и академическая успешность не имеют принципиальных особенностей.

  5. Появление признаков андрогинного конституционального пола сопровождается увеличением количества левосторонних признаков в профиле ФСМА. Появление у юношей выраженных признаков фемининного конституционального пола сопровождается дальнейшим увеличением количества левосторонних признаков в профиле ФСМА, существенным снижением функциональных ресурсов организма, а также снижением частоты использования таких психологических защит личности как компенсация и гиперкомпенсация при одновременном возрастании частоты использования проекции, замещения и регрессии. Данная группа юношей имеет наименее благоприятную иерархию психологических защит, отражающую проблемы эмоционально-личностного развития.

  6. В качестве предпосылок формирования гендерной идентичности в группе девушек выступает как индивидные, так и психофизиологические особенности развития. Гендерная идентичность предопределяется с индивидного уровня (конституциональный пол), и тесно взаимосвязана со всем комплексом изучаемых индивидных и психофизиологических характеристик. Психологически фемининные девушки характеризуются фемининным конституциональным полом, более ранним половым созреванием, правосторонним или преимущественно правосторонним профилем ФСМА, а также более низкими функциональными ресурсами организма. Наиболее фемининные в конституциональном и психологическом отношении девушки характеризуются более низкими показателями интеллектуального развития и более низкой академической успешностью.

  7. В качестве предпосылок формирования гендерной идентичности в группе юношей выступают психофизиологические особенности развития. Гендерная идентичность в группе юношей определяется такой психофизиологической особенностью как функциональные ресурсы организма. Психологически маскулинные юноши характеризуются более высокими функциональными ресурсами. Наиболее маскулинные в психологическом отношении юноши характеризуются более высокими показателями интеллектуального развития и более высокой академической успешностью.


Литература:
  1. Абраменкова, В.В. Полоролевая дифференциация и сексологизация детской субкультуры, или горький вкус запретного плода / В.В. Абраменкова Мир психологии. 2000. №1 с.143-154.

  2. Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека/ А.Г. Асмолов - М.: Смысл, 2007. - 526 с.

  3. Бендас, Т.В. Гендерная психология: Учебное пособие./ Т.В. Бендас - СПб.: Питер. 2005.- 431 с.

  4. Берн, Ш. Гендерная психология/ Ш. Берн - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК. 2001. - 320 с.

  5. Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе/ Л.И. Божович //Вопросы психологии. Психология личности. 2003. - 108-117с.

  6. Васильев, С.В. Основы возрастной и конституциональной антропологии./ С.В. Васильев - М., 1996

  7. Геодакян, В.А. Два пола: Зачем и почему?/ В.А. Геодакян - СПб., 1992.- 180 с.

  8. Геодакян, В.А. Роль полов в передаче и преобразовании генетической информации/ В.А. Геодакян /Проблемы передачи информации. 1965. № 1. 105 - 112с.

  9. Геодакян, В.А. Мужчина и женщина. Эволюционно-биологическое предназначение / В.А. Геодакян // Женщина в аспекте физической антропологии.- М.: ИЭА РАН, 1994.

  10. Геодакян, В. А. Эволюционные хромосомы и эволюционный половой диморфизм/ В.А. Геодакян // Известия Академии Наук, Серия Биологическая, 2000. № 2. - 133 - 148 с.

  11. Дворянчиков, Н.В. Взаимосвязь психологических защит и полоролевой идентификации в пубертатном периоде/ Н.В. Дворянчиков, С.С. Носов // Психологическая наука и образование (электронный журнал) - 2010. №4.

  12. Ениколопов, С. Н. Концепции и перспективы исследования пола в клинической психологии/ С. Н. Ениколопов, Н. В. Дворянчиков // Психологический журнал. - 2001. - Т. 22, № 3. – 100 - 115с.

  13. Заболотских, И.Б. Физиологические основы различий стрессорной устойчивости здорового и больного человека/ И.Б. Заболотских, В.А. Илюхина - Краснодар: Изд-во Кубанской мед. академии, 1995. - 182 с.

  14. Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. Психология, 1-е издание./ Е.П. Ильин - М., 2006г.

  15. Исаев, Д.Н. Половое воспитание детей. / Д.Н. Исаев, В.Е.Каган, - М. 1998 - 256 с.

  16. Каган, В.Е. Стереотипы мужественности-женственности и образ Я у подростков/ В. Е. Каган // Вопр. психол. 1989. № 3. - 53-62с.

  17. Каган, В.Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет/ В. Е. Каган // Вопр. психол. — 2000. №2. 65-69с.

  18. Каган, В. Е. Половой идентичности нарушения/ В. Е. Каган // Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста.- СПб.: Питер, 2000. - 214с.

  19. Каган, В. Е. Половая идентичность и развитие личности / В. Е. Каган // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. Бехтерева. — 1991. - № 4. - 25—33с.

  20. Каменская, В.Г. Психологическая защита и мотивация в структуре конфликта./ В.Г. Каменская - СПб.: Детство-пресс. 1999. - 144 с.

  21. Каменская, В. Г. Психология развития: обшие и специальные вопросы./ В. Г.Каменская, И. Е. Мельникова - СПб., Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС». 2008.— 368 с.

  22. Келли, Г. Ф. Основы современной сексологии./ Г.Ф. Келли - СПб.: Питер-паблишинг, 2000.

  23. Коломинский, Я.Л. Ролевая дифференциация пола у дошкольников/ Я.Л. Коломинский, М.Х. Мелтсас // Вопросы психологии. 1995. № 3. -165-171с.

  24. Кон, И.С. Психология половых различий/ И.С. Кон // Вопр. психол. 1981. № 2.- 47-57с.

  25. Кон, И.С. Андрология и генитальная хирургия / Научно-практический медицинский рецензируемый междисциплинарный журнал/ - 2008. - № 4. - 5- 12с.

  26. Кон, И.С. Психология юношеского возраста./ И.С. Кон - М,: Просвещение, 2001. - 175 с.

  27. Леутин, В.П. Функциональная асимметрия мозга: мифы и действительность./ В.П. Леутин, Е.И Николаева– СПб: Речь, 2005- 368 с.

  28. Либин, A.B. Половые различия: биологическая эволюция и социальные традиции/ A.B. Либин // Дифференциальная психология.- М.: Смысл, 1999.- 272-288с.

  29. Носов, С.С. Психологический пол в динамической системе психической адаптации/ С.С. Носов, Н.В. Дворянчиков // Сексология и сексопатология. 2004. № 1.

  30. Носов, С.С. Взаимосвязь психологических защит и полоролевой идентификации (на примере подростков) Автореф. дис. канд. психол. наук/ С.С. Носов - Москва, 2011- 25с.

  31. Радина, Н.К. Об использовании гендерного анализа в психологических исследованиях/ Н.К. Радина // Вопросы психологии. - 1999. - № 2. - 22-27с.

  32. Репина, Т. А. Анализ теорий полоролевой социализации в современной западной психологии/ Т. А. Репина / Вопр. психол. 1987. -№ 2. - 159-165с.

  33. Репина, Т.А. Особенности общения мальчиков и девочек в детском саду/ Т. А. Репина // Вопр. психол. 1984. №4. - 62-70с.

  34. Романов, И.В. Особенности половой идентичности подростков/ И.В. Романов / Вопр. психол. 1997. №4. - 39-47с.

  35. Рудкевич, Лев Александрович. Теоретико-экспериментальные основы возрастной и дифференциальной психосоматологии: Дис. докт. психол. наук / Л. А. Рудкевич - СПб., 2001.- 421 c.

  36. Столин, В.В. Самосознание личности/ В.В. Столин - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983.-284 с.

  37. Туник, Е.Е. Тест интеллекта Амтхауэра. Анализ и интерпретация данных/ Е.Е. Туник - Изд. «Речь» 2009.

  38. Шилов, И.Ю. Полоролевые образы и особенности тендерной идентичности в сознании старшеклассников, обучающихся в образовательных учреждениях разного типа: Дис. канд. психол. наук/ И.Ю. Шилов СПБ, 2000.- 187с.

  39. Юферева, Т.И. Формирование психологического поля/ Т.И. Юферева // Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. - М., 1987. - 137-146с.

  40. Money, J. Gender role, gender identity: usage and dedefinitions of terms / J.Money // Journal of American Academy of Psychoanalysis. – 1973. – Vol. 1. – P. 397–402.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle