Библиографическое описание:

Василенкова Н. В. Проблемы рыбопромыслового флота России и их решения // Молодой ученый. — 2011. — №7. Т.1. — С. 75-78.

Врезка1

Судостроение всегда было одной из традиционно приоритетных и стратегических отраслей экономики России. В последние годы оно находится в довольно трудном положении и без государственной поддержки в решении стоящих перед отраслью задач не обойтись.

В 2010 году судов мощностью более 55 кВт в стране насчитывалось:

-добывающих судов — 2067 ед.;

-обрабатывающих судов — 23 ед.;

-транспортных рефрижераторных и приёмно-транспортных судов — 269 ед.;

-судов федерального подчинения (научно-исследовательские, аварийно-спасательные, учебные и рыбоохранные суда) — 60 ед.;

-вспомогательных судов — 1008 ед.

За последние семь лет с  2003 года количественный состав судов рыбопромыслового флота основных типов уменьшился на зловещее число -666 ед. Теперь этот флот составляет — 2419 ед.

Пугает и возрастной состав судов рыбопромыслового флота: старше 20 лет — 2492 судов, в возрасте от 10 до 20 лет — 775 судов и  лишь 160 судов — до 10 лет. 90 % судов рыбопромыслового флота отрасли составляют малоэффективные физически изношенные и морально устаревшие суда, построенные по проектам 60 — 80-х годов, имеющие крайне высокие показатели энергоемкости. Технико-эксплуатационные характеристики остались на уровне последней четверти прошлого века. Рыбопромысловый флот России вымирает[1].

За последние 2 года пополнение составило лишь 68 судов. Из них - только два новых. В то же время списано на слом - 252 единицы флота.

По приблизительным оценкам, при условии максимально возможного продления сроков эксплуатации, в составе добывающего флота Российской Федерации через десять лет останется в эксплуатации 1098 судов всех типов.

При этом дефицит добычи (вылова) водных биоресурсов составит:

к 2013 году — около 626 тысяч тонн;

к 2017 году — 2,4 млн. тонн;

к 2020 году — 3,9 млн. тонн.

Всё это неминуемо приведёт к банкротству значительной части рыбохозяйственных организаций, резкому снижению основных показателей производственного потенциала отрасли:

— ежегодные объёмы вылова водных биоресурсов упадут до 2,2 миллиона тонн;

— количество рабочих мест в рыбохозяйственном комплексе сократится на 46 тысяч единиц.

Ежегодные прямые потери федерального бюджета от недопоступления налогов и  сборов за  счет падения объёмов вылова водных биоресурсов и сокращения количества рабочих мест уже в  2013 гг. составят -4 миллиарда рублей, а к 2020 году достигнут 16,1 миллиарда рублей[2].

В сложившейся ситуации необходима в первую очередь поддержка государства, разработка и введение неотложных мер для скорейшего восстановления рыбопромыслового флота, а в дальнейшем и качественное его увеличение. Федеральное агентство по рыболовству совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработало ряд программных документов, которые одобрены Правительством Российской Федерации.

К настоящему времени предусмотрены следующие меры государственной поддержки.

1) Субсидирование рыбохозяйственным организациям и индивидуальным предпринимателям части затрат на уплату процентов по кредитам сроком до 5 лет, полученным на строительство и модернизацию рыбопромысловых судов (в 2010 году выделено средств федерального бюджета в размере 150,66 млн. рублей).

2) Субсидирование рыбохозяйственным организациям и индивидуальным предпринимателям части затрат на уплату лизинговых платежей по договорам лизинга на приобретение рыбоперерабатывающего, холодильного и технологического судового оборудования (в 2010 году выделено средств федерального бюджета в размере 31,28 млн. рублей).

Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества утвержден и вступил в силу с 1 января 2010 года Единый таможенный тариф, в котором в отношении некоторых видов судового и технологического оборудования для хранения, в том числе рыбной продукции, установлены более низкие ставки ввозной таможенной пошлины, чем в Таможенном тарифе Российской Федерации. В отношении отдельных видов судового и технологического оборудования для хранения, в том числе рыбной продукции установлена ставка ввозной таможенной пошлины 0%.

Однако, очевидно, что этих мер недостаточно. Более того, данные меры не могут обеспечить строительство крупнотоннажных судов рыбопромыслового флота типа БМРТ.

Поэтому к концу 2010 года планируется внести изменения в законодательство Российской Федерации. А именно:

— применение к основной норме амортизации судов рыбопромыслового флота отечественной постройки, учитываемых на балансе в качестве основных средств, специального коэффициента до 3 включительно (ускоренная амортизация).

— освобождение от уплаты таможенных пошлин, а также предоставление беспроцентной рассрочки по налогу на добавленную стоимость при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации судов рыбопромыслового флота, приобретенных за пределами таможенной территории Российской Федерации до 1 января.

— освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость судоремонтных работ;

— обеспечение использования долей квот добычи водных биоресурсов в качестве предметов залога для получения кредитов.

Росрыболовство подготовило предложения по внесению изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» с целью стимулирования строительства судов рыбопромыслового флота на отечественных судостроительных предприятиях:

1. Установить, что с 2012 года на аукционах по продаже изъятых долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов участвуют юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие рыболовство на собственных и приобретенных на условиях лизинга судах рыбопромыслового флота, построенных на российских судостроительных предприятиях.

2. Осуществлять с 2019 года допуск к предоставлению прав на добычу (вылов) водных биоресурсов, при добыче которых используются специализированные суда, только собственников и лизинговых фрахтователей, вновь построенных на российских судостроительных предприятиях судов необходимого типа.

3.Установить с 2019 года запрет осуществления промышленного и прибрежного рыболовства на судах рыбопромыслового флота, свыше определенного в установленном порядке нормативного срока их эксплуатации, за исключением судов, в отношении которых произведен ремонт и (или) модернизация на российских судостроительных предприятиях.

4.Порядок проведения экспертизы и определения критериев проектов судов рыбохозяйственного флота планирующихся к использованию для осуществления рыболовства, устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5.Установить запрет включения судов рыбопромыслового флота, нормативный срок эксплуатации которых истек, в государственный рыбохозяйственный реестр.

Одним из приоритетных направлений своей деятельности Федеральное агентство по рыболовству определило выработку механизма обновления дряхлеющего рыбопромыслового флота.

Предложения зарубежных судостроителей и поставщиков комплектующего оборудования продолжают оставаться более привлекательными по сравнению с отечественными аналогами. Это обусловлено и ценой, и качеством и международным авторитетом фирм, верфей и банков. Не удивительно, что рыбаки планируют поддерживать производственный потенциал своего флота путем приобретения импортных образцов.

И в советские времена основной состав рыбопромыслового флота страны был фактически построен за рубежом. Отечественного (российского) опыта строительства крупнотоннажных рыбопромысловых судов практически отсутствует.

Прежде вопросы политики в области судостроения для нужд рыбной отрасли находились введении Министерства рыбного хозяйства СССР, у которого были свои судостроительные предприятия. На них строились в основном маломерные и малотоннажные суда.

Среднетоннажные суда для прибрежного рыболовства и некоторые типы крупнотоннажного рыбопромыслового флота строились на предприятиях Министерства судостроительной промышленности СССР.

Крупнотоннажные и специализированные суда для нужд рыбной отрасли в основном приобретались за рубежом по линии Совета Экономической Взаимопомощи в ГДР и Польше, а также в странах: Норвегии, ФРГ, Испании, Дании и ряда других стран.

В Российской Федерации в настоящее время большая часть пользователей водных биоресурсов, обращающихся в банковские учреждения за предоставлением кредита на строительство судов, не способны исполнять обязательства по запрашиваемым ссудам, в том числе в связи с высокой кредитной нагрузкой, отсутствием свободной от обременения залоговой базы и недостатком оборотных средств и выручки.

Сложное финансовое состояние рыбодобывающих организаций не позволяет выстроить систему их кредитования для строительства новых судов, что в свою очередь приводит к невозможности создания плана-графика строительства серии судов с целью загрузки верфей, и, как следствие, удешевления стоимости строительства.

Российские судостроительные предприятия характеризуются избытком мощностей, которые в основном предназначены для ремонта и строительства кораблей военно-морского флота.

При этом существует значительный недостаток производственных мощностей, в том числе специализированных стапельных мест для строительства крупнотоннажного рыбопромыслового флота.

Другим недостатком отечественных судостроительных предприятий является морально и физически устаревшее технологическое оборудование, в связи, с чем российские предприятия не могут конкурировать с судостроительными предприятиями Испании, Португалии, Норвегии, Китая и Южной Кореи.

Необходима модернизация отечественных судостроительных предприятий. Строительство судов рыбопромыслового флота, с учетом необходимой минимальной реконструкции, может производиться на производственных мощностях:

ОАО «Северная верфь» г. Санкт-Петербург — мощности верфи позволяют строить весь спектр типов судов — от малотоннажного до крупнотоннажного;

ОАО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» г. Калининград — все типы судов;

ОАО «Адмиралтейские верфи» г. Санкт-Петербург — все типы судов;

ОАО «Выборгский судостроительный завод» г. Выборг — все типы судов;

ОАО «Ярославский судостроительный завод» г. Ярославль — малотоннажные и среднетоннажные суда;

ОАО «Амурский судостроительный завод» — от маломерных до крупнотоннажных судов;

ОАО «Судостроительный завод им. Октябрьской Революции» г. Благовещенск — от маломерных до среднетоннажных судов;

ОАО «Николаевский-на-Амуре судостроительный завод» г. Николаевск-на-Амуре — возможно строительство маломерных и среднетоннажных судов;

ОАО «Хабаровский судостроительный завод» г. Хабаровск — возможно строительство среднетоннажных судов;

ОАО «Дальневосточный судостроительный завод «Звезда», г. Большой Камень Приморского края — возможно строительство крупнотоннажных судов[3].

В марте 2009 года в г. Пусан (Республика Корея) Росрыболовством подписан с южно-корейской стороной «Меморандум о понимании» о строительстве в г. Находка на базе открытого акционерного общества «Приморский завод» судостроительного предприятия, специализирующегося на строительстве судов рыбопромыслового флота. После ввода в эксплуатацию необходимых мощностей ООО «Российско-корейский судостроительный завод» (ООО «РосКор судостроительный завод»), сможет осуществлять строительство всех типов судов рыбопромыслового флота.

Для определения основных направлений обновления рыбопромыслового флота в первую очередь необходимо определить:

а) проекты перспективных рыбопромысловых судов;

б) верфи, где будет осуществляться строительство судов, и поставщиков комплектующего оборудования;

в) источники финансирования строительства.

1. Разработка проектов перспективных рыбопромысловых судов осуществляется в рамках Федеральной целевой программы «Развитие гражданской морской техники». Достигнуто соглашение с Минпромторгом, что в части этой программы, касающейся проектирования рыбопромыслового флота, заказчиком будет выступать Росрыболовство.

2. Ответ на второй вопрос вытекает из повестки сегодняшнего совещания — будем строить на мощностях российских судостроительных предприятий, в том числе находящихся на Дальнем Востоке.

3. Решение третьего вопроса видим в реализации лизинговой схемы финансирования нового судостроения, которая предусматривает:

— 10—15 % авансового платежа в пользу лизинговой компании при подписании лизингового договора и последующий расчет за новое судно в течение 10—15 лет в зависимости от типа судна.

Анализ общей ситуации в российской судостроительной промышленности позволяет сделать вывод о целесообразности постройки современных судов рыбопромыслового флота с привлечением консорциумов, созданных из ведущих российских и зарубежных проектных и судостроительных предприятий на основе последних достижений мирового проектирования и судостроения.

В целях реализации программы обновления рыбопромыслового флота целесообразным будет создание лизинговой компании, которая могла бы привлечь дешевые кредитные ресурсы на длительный срок в зарубежных банках под гарантию ОАО «Россельхозбанк» для строительства судов и их последующей передачи в лизинг рыбодобывающим организациям. Указанные суда будут находиться в собственности лизинговой компании, и зарегистрированы под российским флагом.

Создание лизинговой компании в данном варианте позволит:

— обеспечить оптимальные условия финансирования строительства судов рыбопромыслового флота за счет привлечения дешевого и более долгосрочного кредитного ресурса немецких банков;

— в значительной степени упростить решение вопросов надежности залогового обеспечения при финансировании проектов и обслуживании кредитов;

— обеспечить возможность контроля практической реализации проектов со стороны профильного федерального органа исполнительной власти — Федерального агентства по рыболовству;

— обеспечить надежность и рациональность целевого использования средств, привлекаемых для реализации данной программы путем неукоснительного соблюдения бюджетов строительства по каждому отдельному проекту и по программе в целом.

На основе заявок пользователей водных биоресурсов лизинговая компания будет заключать договоры на строительство судов рыбопромыслового флота с отечественными судостроительными предприятиями.

После оформления построенных судов в собственность лизинговой компании суда будут передаваться предприятиям отрасли на основании лизинговых договоров.

Таким образом, реализация лизинговой схемы финансирования судостроения даст положительный результат, и рыбопромысловый флот начнет обновляться.


Литература:
  1. http://old.morvesti.ru

  2. «Российская газета» – Федеральный выпуск №4315 от 15.03.2007г.

  3. Андрей Крайний Актуальные проблемы рыбопромыслового флота России. //«Рыба и морепродукты» № 2 2010 г.

Основные термины: рыбопромыслового флота, судов рыбопромыслового флота, Российской Федерации, водных биоресурсов, крупнотоннажного рыбопромыслового флота, строительства судов рыбопромыслового, судах рыбопромыслового флота, рыбопромыслового флота России, рыбопромыслового флота отрасли, рыбопромыслового флота типа, рыбопромыслового флота отечественной, восстановления рыбопромыслового флота, рыбопромыслового флота страны, рыбопромыслового флота за счет, рыбопромыслового флота с отечественными, состав судов рыбопромыслового, рыбопромыслового флота с привлечением, рыбопромыслового флота целесообразным, Федерации судов рыбопромыслового, включения судов рыбопромыслового

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle