Библиографическое описание:

Василенкова Н. В. Проблемы рыбопромыслового флота России и их решения // Молодой ученый. — 2011. — №7. Т.1. — С. 75-78.

Врезка1

Судостроение всегда было одной из традиционно приоритетных и стратегических отраслей экономики России. В последние годы оно находится в довольно трудном положении и без государственной поддержки в решении стоящих перед отраслью задач не обойтись.

В 2010 году судов мощностью более 55 кВт в стране насчитывалось:

-добывающих судов — 2067 ед.;

-обрабатывающих судов — 23 ед.;

-транспортных рефрижераторных и приёмно-транспортных судов — 269 ед.;

-судов федерального подчинения (научно-исследовательские, аварийно-спасательные, учебные и рыбоохранные суда) — 60 ед.;

-вспомогательных судов — 1008 ед.

За последние семь лет с  2003 года количественный состав судов рыбопромыслового флота основных типов уменьшился на зловещее число -666 ед. Теперь этот флот составляет — 2419 ед.

Пугает и возрастной состав судов рыбопромыслового флота: старше 20 лет — 2492 судов, в возрасте от 10 до 20 лет — 775 судов и  лишь 160 судов — до 10 лет. 90 % судов рыбопромыслового флота отрасли составляют малоэффективные физически изношенные и морально устаревшие суда, построенные по проектам 60 — 80-х годов, имеющие крайне высокие показатели энергоемкости. Технико-эксплуатационные характеристики остались на уровне последней четверти прошлого века. Рыбопромысловый флот России вымирает[1].

За последние 2 года пополнение составило лишь 68 судов. Из них - только два новых. В то же время списано на слом - 252 единицы флота.

По приблизительным оценкам, при условии максимально возможного продления сроков эксплуатации, в составе добывающего флота Российской Федерации через десять лет останется в эксплуатации 1098 судов всех типов.

При этом дефицит добычи (вылова) водных биоресурсов составит:

к 2013 году — около 626 тысяч тонн;

к 2017 году — 2,4 млн. тонн;

к 2020 году — 3,9 млн. тонн.

Всё это неминуемо приведёт к банкротству значительной части рыбохозяйственных организаций, резкому снижению основных показателей производственного потенциала отрасли:

— ежегодные объёмы вылова водных биоресурсов упадут до 2,2 миллиона тонн;

— количество рабочих мест в рыбохозяйственном комплексе сократится на 46 тысяч единиц.

Ежегодные прямые потери федерального бюджета от недопоступления налогов и  сборов за  счет падения объёмов вылова водных биоресурсов и сокращения количества рабочих мест уже в  2013 гг. составят -4 миллиарда рублей, а к 2020 году достигнут 16,1 миллиарда рублей[2].

В сложившейся ситуации необходима в первую очередь поддержка государства, разработка и введение неотложных мер для скорейшего восстановления рыбопромыслового флота, а в дальнейшем и качественное его увеличение. Федеральное агентство по рыболовству совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработало ряд программных документов, которые одобрены Правительством Российской Федерации.

К настоящему времени предусмотрены следующие меры государственной поддержки.

1) Субсидирование рыбохозяйственным организациям и индивидуальным предпринимателям части затрат на уплату процентов по кредитам сроком до 5 лет, полученным на строительство и модернизацию рыбопромысловых судов (в 2010 году выделено средств федерального бюджета в размере 150,66 млн. рублей).

2) Субсидирование рыбохозяйственным организациям и индивидуальным предпринимателям части затрат на уплату лизинговых платежей по договорам лизинга на приобретение рыбоперерабатывающего, холодильного и технологического судового оборудования (в 2010 году выделено средств федерального бюджета в размере 31,28 млн. рублей).

Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества утвержден и вступил в силу с 1 января 2010 года Единый таможенный тариф, в котором в отношении некоторых видов судового и технологического оборудования для хранения, в том числе рыбной продукции, установлены более низкие ставки ввозной таможенной пошлины, чем в Таможенном тарифе Российской Федерации. В отношении отдельных видов судового и технологического оборудования для хранения, в том числе рыбной продукции установлена ставка ввозной таможенной пошлины 0%.

Однако, очевидно, что этих мер недостаточно. Более того, данные меры не могут обеспечить строительство крупнотоннажных судов рыбопромыслового флота типа БМРТ.

Поэтому к концу 2010 года планируется внести изменения в законодательство Российской Федерации. А именно:

— применение к основной норме амортизации судов рыбопромыслового флота отечественной постройки, учитываемых на балансе в качестве основных средств, специального коэффициента до 3 включительно (ускоренная амортизация).

— освобождение от уплаты таможенных пошлин, а также предоставление беспроцентной рассрочки по налогу на добавленную стоимость при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации судов рыбопромыслового флота, приобретенных за пределами таможенной территории Российской Федерации до 1 января.

— освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость судоремонтных работ;

— обеспечение использования долей квот добычи водных биоресурсов в качестве предметов залога для получения кредитов.

Росрыболовство подготовило предложения по внесению изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» с целью стимулирования строительства судов рыбопромыслового флота на отечественных судостроительных предприятиях:

1. Установить, что с 2012 года на аукционах по продаже изъятых долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов участвуют юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие рыболовство на собственных и приобретенных на условиях лизинга судах рыбопромыслового флота, построенных на российских судостроительных предприятиях.

2. Осуществлять с 2019 года допуск к предоставлению прав на добычу (вылов) водных биоресурсов, при добыче которых используются специализированные суда, только собственников и лизинговых фрахтователей, вновь построенных на российских судостроительных предприятиях судов необходимого типа.

3.Установить с 2019 года запрет осуществления промышленного и прибрежного рыболовства на судах рыбопромыслового флота, свыше определенного в установленном порядке нормативного срока их эксплуатации, за исключением судов, в отношении которых произведен ремонт и (или) модернизация на российских судостроительных предприятиях.

4.Порядок проведения экспертизы и определения критериев проектов судов рыбохозяйственного флота планирующихся к использованию для осуществления рыболовства, устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5.Установить запрет включения судов рыбопромыслового флота, нормативный срок эксплуатации которых истек, в государственный рыбохозяйственный реестр.

Одним из приоритетных направлений своей деятельности Федеральное агентство по рыболовству определило выработку механизма обновления дряхлеющего рыбопромыслового флота.

Предложения зарубежных судостроителей и поставщиков комплектующего оборудования продолжают оставаться более привлекательными по сравнению с отечественными аналогами. Это обусловлено и ценой, и качеством и международным авторитетом фирм, верфей и банков. Не удивительно, что рыбаки планируют поддерживать производственный потенциал своего флота путем приобретения импортных образцов.

И в советские времена основной состав рыбопромыслового флота страны был фактически построен за рубежом. Отечественного (российского) опыта строительства крупнотоннажных рыбопромысловых судов практически отсутствует.

Прежде вопросы политики в области судостроения для нужд рыбной отрасли находились введении Министерства рыбного хозяйства СССР, у которого были свои судостроительные предприятия. На них строились в основном маломерные и малотоннажные суда.

Среднетоннажные суда для прибрежного рыболовства и некоторые типы крупнотоннажного рыбопромыслового флота строились на предприятиях Министерства судостроительной промышленности СССР.

Крупнотоннажные и специализированные суда для нужд рыбной отрасли в основном приобретались за рубежом по линии Совета Экономической Взаимопомощи в ГДР и Польше, а также в странах: Норвегии, ФРГ, Испании, Дании и ряда других стран.

В Российской Федерации в настоящее время большая часть пользователей водных биоресурсов, обращающихся в банковские учреждения за предоставлением кредита на строительство судов, не способны исполнять обязательства по запрашиваемым ссудам, в том числе в связи с высокой кредитной нагрузкой, отсутствием свободной от обременения залоговой базы и недостатком оборотных средств и выручки.

Сложное финансовое состояние рыбодобывающих организаций не позволяет выстроить систему их кредитования для строительства новых судов, что в свою очередь приводит к невозможности создания плана-графика строительства серии судов с целью загрузки верфей, и, как следствие, удешевления стоимости строительства.

Российские судостроительные предприятия характеризуются избытком мощностей, которые в основном предназначены для ремонта и строительства кораблей военно-морского флота.

При этом существует значительный недостаток производственных мощностей, в том числе специализированных стапельных мест для строительства крупнотоннажного рыбопромыслового флота.

Другим недостатком отечественных судостроительных предприятий является морально и физически устаревшее технологическое оборудование, в связи, с чем российские предприятия не могут конкурировать с судостроительными предприятиями Испании, Португалии, Норвегии, Китая и Южной Кореи.

Необходима модернизация отечественных судостроительных предприятий. Строительство судов рыбопромыслового флота, с учетом необходимой минимальной реконструкции, может производиться на производственных мощностях:

ОАО «Северная верфь» г. Санкт-Петербург — мощности верфи позволяют строить весь спектр типов судов — от малотоннажного до крупнотоннажного;

ОАО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» г. Калининград — все типы судов;

ОАО «Адмиралтейские верфи» г. Санкт-Петербург — все типы судов;

ОАО «Выборгский судостроительный завод» г. Выборг — все типы судов;

ОАО «Ярославский судостроительный завод» г. Ярославль — малотоннажные и среднетоннажные суда;

ОАО «Амурский судостроительный завод» — от маломерных до крупнотоннажных судов;

ОАО «Судостроительный завод им. Октябрьской Революции» г. Благовещенск — от маломерных до среднетоннажных судов;

ОАО «Николаевский-на-Амуре судостроительный завод» г. Николаевск-на-Амуре — возможно строительство маломерных и среднетоннажных судов;

ОАО «Хабаровский судостроительный завод» г. Хабаровск — возможно строительство среднетоннажных судов;

ОАО «Дальневосточный судостроительный завод «Звезда», г. Большой Камень Приморского края — возможно строительство крупнотоннажных судов[3].

В марте 2009 года в г. Пусан (Республика Корея) Росрыболовством подписан с южно-корейской стороной «Меморандум о понимании» о строительстве в г. Находка на базе открытого акционерного общества «Приморский завод» судостроительного предприятия, специализирующегося на строительстве судов рыбопромыслового флота. После ввода в эксплуатацию необходимых мощностей ООО «Российско-корейский судостроительный завод» (ООО «РосКор судостроительный завод»), сможет осуществлять строительство всех типов судов рыбопромыслового флота.

Для определения основных направлений обновления рыбопромыслового флота в первую очередь необходимо определить:

а) проекты перспективных рыбопромысловых судов;

б) верфи, где будет осуществляться строительство судов, и поставщиков комплектующего оборудования;

в) источники финансирования строительства.

1. Разработка проектов перспективных рыбопромысловых судов осуществляется в рамках Федеральной целевой программы «Развитие гражданской морской техники». Достигнуто соглашение с Минпромторгом, что в части этой программы, касающейся проектирования рыбопромыслового флота, заказчиком будет выступать Росрыболовство.

2. Ответ на второй вопрос вытекает из повестки сегодняшнего совещания — будем строить на мощностях российских судостроительных предприятий, в том числе находящихся на Дальнем Востоке.

3. Решение третьего вопроса видим в реализации лизинговой схемы финансирования нового судостроения, которая предусматривает:

— 10—15 % авансового платежа в пользу лизинговой компании при подписании лизингового договора и последующий расчет за новое судно в течение 10—15 лет в зависимости от типа судна.

Анализ общей ситуации в российской судостроительной промышленности позволяет сделать вывод о целесообразности постройки современных судов рыбопромыслового флота с привлечением консорциумов, созданных из ведущих российских и зарубежных проектных и судостроительных предприятий на основе последних достижений мирового проектирования и судостроения.

В целях реализации программы обновления рыбопромыслового флота целесообразным будет создание лизинговой компании, которая могла бы привлечь дешевые кредитные ресурсы на длительный срок в зарубежных банках под гарантию ОАО «Россельхозбанк» для строительства судов и их последующей передачи в лизинг рыбодобывающим организациям. Указанные суда будут находиться в собственности лизинговой компании, и зарегистрированы под российским флагом.

Создание лизинговой компании в данном варианте позволит:

— обеспечить оптимальные условия финансирования строительства судов рыбопромыслового флота за счет привлечения дешевого и более долгосрочного кредитного ресурса немецких банков;

— в значительной степени упростить решение вопросов надежности залогового обеспечения при финансировании проектов и обслуживании кредитов;

— обеспечить возможность контроля практической реализации проектов со стороны профильного федерального органа исполнительной власти — Федерального агентства по рыболовству;

— обеспечить надежность и рациональность целевого использования средств, привлекаемых для реализации данной программы путем неукоснительного соблюдения бюджетов строительства по каждому отдельному проекту и по программе в целом.

На основе заявок пользователей водных биоресурсов лизинговая компания будет заключать договоры на строительство судов рыбопромыслового флота с отечественными судостроительными предприятиями.

После оформления построенных судов в собственность лизинговой компании суда будут передаваться предприятиям отрасли на основании лизинговых договоров.

Таким образом, реализация лизинговой схемы финансирования судостроения даст положительный результат, и рыбопромысловый флот начнет обновляться.


Литература:
  1. http://old.morvesti.ru

  2. «Российская газета» – Федеральный выпуск №4315 от 15.03.2007г.

  3. Андрей Крайний Актуальные проблемы рыбопромыслового флота России. //«Рыба и морепродукты» № 2 2010 г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle