Библиографическое описание:

Гарибов А. Г., Багирова И. Формирование и развитие экономических отношений Азербайджанской республики с Европейским союзом // Молодой ученый. — 2011. — №7. Т.1. — С. 78-79.

Азербайджанская Республика, став субъектом международного права, стремится стать равноправным партнером в системе международных отношений, старается развивать двусторонние и многосторонние отношения со странами ближнего и дальнего зарубежья, в том числе ЕС. Все это способствует развитию экономических связей между государствами, регионами, а также обеспечивает социально-экономическое развитие стран, участвующих во внешнеэкономических связях.

Европейский Союз - образование типичное, и в то же время, по многим параметрам совершенно уникальное для современной жизни. Чем дальше развивается исторический процесс, тем больше проблем многим странам приходится решать совместно, общими усилиями. В их числе не только вопросы экономики, охраны окружающей среды, но и политики, международного мира и безопасности. Именно отсюда и возникает потребность ввести единые стандарты в сфере прав и свобод, обязательные для всех государств мира.

Европейский Союз был создан после Второй Мировой Войны. Процесс европейской интеграции начался 9 мая 1950 года, когда Франция официально предложила заложить ''первый конкретный фундамент европейской федерации''. В самом начале объединились шесть стран (Бельгия, Германия, Франция, Италия, Люксембург и Нидерланды). После присоединения в четыре этапа других европейских государств (1973: Дания, Ирландия и Великобритания; 1981: Греция; 1986: Испания и Португалия; 1995: Австрия, Финляндия и Швеция), в ЕС входили 15 стран-членов. Затем, с расширение Европейского Союза в мае 2004 года в состав ЕС вошли новые страны из восточной и южной Европы (Эстония, Латвия, Литва, Польша, Чехия, Словакия, Словения, Венгрия, а также Мальта и Кипр). С 1 января 2007 года в состав ЕС входят также Болгария и Румыния. На очереди, с некоторыми оговорками, Хорватия и Турция - ближайшие кандидаты на вступление в ЕС. Европейский Союз основан на принципе верховенства закона и демократии. Союз - это не новое государство, создаваемое из ныне существующих стран, его нельзя сравнить и с другими международными организациями. Страны-члены ЕС делегируют часть своего суверенитета единым институтам власти, представляющим интересы Союза как единого целого в вопросах, представляющих общеевропейский интерес. Все решения и процедуры вытекают из основных договоров, ратифицированных странами-членами.

После распада Советского Союза 31 декабря 1991 г. Европейский Союз признал Азербайджанскую Республику в качестве независимого государства. Европейская Комиссия выступили с инициативой оказывать поддержку государствам СНГ в решении многих общих проблем.

22 апреля 1996 г. в Люксембурге между ЕС и государствами Южного Кавказа были подписаны двусторонние Соглашения о партнерстве и сотрудничестве предварительно сроком на 10 лет. В рамках соглашения, заключенного между Азербайджанской Республикой и ЕС предусматривалось дальнейшее развитие политического сотрудничества и торгового обмена между сторонами, предотвращение незаконной деятельности и нелегальной иммиграции.

В целях успешной реализации данного соглашения был создан совместный комитет «Азербайджан-Евросоюз», заседания которого проводились ежегодно то в Баку, то в Брюсселе. На них обсуждались, прежде всего, текущие вопросы сотрудничества между ЕС и Азербайджаном, в том числе оказание продовольственной и гуманитарной помощи нашей республике. В 1996 г. Европарламент создает специальную комиссию из 8 парламентариев по связям именно с закавказскими республиками. У нас в Азербайджане, в Милли Меджлисе была создана группа по сотрудничеству с Европейским парламентом, в рамках которой налаживались и укреплялись связи между законодательными органами, проводились двусторонние встречи, о результатах которых постоянно докладывалось комиссии Евросоюза.

За минувших лет Европейский союз и независимые государства Южного Кавказа прошли определенные этапы развития своих взаимоотношений. Республикам этого региона было выделено более 1млрд. долларов в соответствии с программами продовольственный и гуманитарной помощи. Когда Азербайджанская Республика, Армения и Грузия перешли к периоду проведения рыночных реформ и демократических преобразований начался следующий, более весомый этап в их отношениях с Евросоюзом. Самые разнообразные формы технической помощи они оказывали республикам Закавказского региона в рамках программы ТАСИС, ТРАСЕКА и др. С подписанием соглашений о партнерстве и сотрудничестве наступил качественно новый, более высокого уровня, этап во взаимоотношениях закавказских республик с Евросоюзом. После одобрения соглашений о партнерстве и сотрудничестве между Азербайджаном и ЕС всеми парламентами стран-членов Евросоюза, 1 января 1999 г. оно вступило в силу.

Многие страны СНГ, в том числе и Азербайджан, стремятся в будущем стать полноправными партнерами этой международной организации. Подобная перспектива, возможно, слишком далека, для кого-то она может казаться нереальной. Но, тем не менее, какими бы не были контуры более отдаленного будущего, Европейский Союз должен подготовить свои институциональные структуру к тому, чтобы достойно нести ответственность за самую весомую, современную демократию в мире.

На апрельском экономическом саммите Европейского Союза в 2004 г. было отмечено, что Азербайджан является крупнейшим партнером Европейского Союза на Кавказе, а уровень товарооборота в 2003 г. со странами ЕС увеличился на 37 ٪,достигнув 2,5 млрд. долл. С 1 мая 2004 г., расширившись еще на 10 стран, он активно интересуется экономическими и политическими процессами, происходящими на всем постсоветском пространстве, в том числе и на Южном Кавказе.

Азербайджан включен в программу ЕС "Восточное партнерство", принятой по инициативе Польши и Швеции и утвержденной 27 странами ЕС в декабре 2008 года на саммите в Брюсселе. Целью программы является сближение ЕС с Украиной, Арменией, Молдавией, Грузией, Азербайджаном и Белоруссией. Программа предусматривает значительное повышение уровня политического взаимодействия, широкую интеграцию бывших советских республик в экономику ЕС, увеличение объемов предоставляемой им финансовой помощи и усиление энергетической безопасности.

15 сентября текущего года главы МИД 27 стран ЕС выдали Еврокомиссии мандат на начало переговоров о заключении с Азербайджаном и Грузией двухсторонних соглашений об ассоциации с ЕС. Соглашение об ассоциации с ЕС - новый практический инструмент, который заменит двухсторонние планы действий в отношениях между ЕС и странами Южного Кавказа. Еврокомиссар по расширению ЕС Олли Рен заявил в сентябре в Брюсселе, что ЕС намерен расширять сотрудничество с Азербайджаном и Грузией на двухстороннем и многостороннем уровнях, и, когда для этого будут созданы условия, начать с ними переговоры о заключении соглашений о зоне свободной торговли.


Литература:

  1. Шреплер К.Л. Международные экономические организации.Москва.1999, с.270-271.

  2. Чернявский С.И. Новый путь Азербайджана.Москва.2002, с.70

  3. Самедзаде З.А. Этапы большого пути. Экономика Азербайджана за полвека, ее реалии и перспективы. Баку.2004.с.863.

  4. Эмир-Ильясова Э.И. Геополитика во внешнеэкономических связях Азербайджанской Республики. Баку.2003.с.122.

  5. Шакирзаде Н.А. Азербайджанская Республика во внешнеполитических и внешнеэкономических процессах. Баку.2007.с.453.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle