Библиографическое описание:

Харланова Е. М. Роль социальной активности будущего специалиста в его профессиональном становлении // Молодой ученый. — 2009. — №3. — С. 204-207.

Определим, какое место занимает социальная активность будущего специалиста в его профессиональной подготовке.

В законе «О высшем и послевузовском образовании», действующем государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования не содержатся прямых указаний на важность развития  социальной активности. Значит ли это, что этот процесс не является приоритетным?

При поверхностном взгляде это выглядит действительно так. Однако, анализируя суть происходящих перемен в системе образования и вызванной ими смены приоритетов в подготовке будущего специалиста, отметим, что одним из важнейших показателей качества его подготовки  является готовность к инновационной деятельности, раскрытие инновационного потенциала личности. Сам образовательный процесс предполагает изменение позиции студента, он становится субъектом учебно-профессиональной деятельности, определяет собственную образовательную траекторию.

Так авторы модели образования 2020 выделяют следующие требования к подготовке будущего специалиста:

-     запрос на массовость креативных компетенций;

-     формирование социальных компетенций;

-     готовность к самообразованию и переобучению;

-     усвоение специализированных знаний и формирование профессиональных компетенций;

-     освоение иностранного языка на уровне, достаточном для свободной коммуникации, обучения, участия в совместных исследовательских и образовательных проектах [1, с. 37-46].

Важную роль в реализации данной задачи выполняет социальная активность личности.

Если ранее социальная активность будущих специалистов связывалась прежде всего с усиленной деятельностью по реализации поставленных перед ними социально значимых задач по строго определенным нормам (А.И. Шендрик) [2], то в настоящее время признается, что только сам человек, будучи автором своей жизни (субъектом деятельности), способен осознать свою сущность и реализовать заложенный инновационный потенциал во взаимодействии с социумом (К.А. Абульханова-Славская, В.И. Андреев, А.А. Волочков) [3], [4], [5].

Социальная активность связывает две стороны: внутреннюю психическую с потребностями, установками, сложившейся системой отношений личности к себе и миру, определенным уровнем саморегуляции и притязаний, и внешнюю практическую включающую многообразие взаимоотношений и взаимодействия с социальной средой в которой личность реализует свои потребности в деятельности, что приводит к изменениям самой личности. Социальная активность это результат взаимодействия этих двух сторон. Обращаясь к своему внутреннему Я, осуществляя самоопределение, осознавая свои желания и потребности человек встает на путь самодетерминированности. Однако реализация желаний и потребностей происходит во внешней практической деятельности и всегда сопровождается взаимодействием с окружающим миром. Человеку необходимо познать и понять этот мир, чтобы научиться взаимодействовать с ним, реализуя свои потребности и желания, наиболее оптимально это происходит тогда, когда он начинает осознавать проблемы этого мира и выстраивать свою деятельность таким образом, чтобы, удовлетворяя свои потребности, способствовать преобразованию окружающего мира, разрешая имеющиеся проблемы. Это путь проявления своей Самости, своего внутреннего потенциала во благо общества. Это путь, на котором человек выступает субъектом деятельности, творцом взаимодействия.

Осознавая диалектическую взаимосвязь между внешними и внутренними, объективными и субъективными факторами, полагаем, что гармонию развития личности в целом и социальной активности в частности обеспечивает найденный личностью путь  самореализации, проявления своих сущностных сил в социально-ценном, социально значимом направлении, который открывает для себя человек после длительной осознанной работы, и которую невозможно «создать» для личности из вне.

В этой трактовке социальная активность студента  является фактором подготовки будущего специалиста как к инновационной деятельности, т.е. к деятельности по разработке и реализации нововведений  –  целенаправленных изменений, которые вносят в среду внедрения новые относительно стабильные элементы (новшества) [5, с. 50], так и к профессиональной деятельности в целом.

Социальная активность может проявляться в любой сфере деятельности однако, если для студента ведущей является учебно-профессиональная деятельность, следовательно в ней прежде всего проявляется и развивается социальная активность будущего специалиста.

Социальная активность как самодетерминированность (самопричинность) взаимодействия личности с социумом, направленного на его преобразование в социально значимом направлении, обеспечивает  становление субъектности (авторства) личности в учебно-профессиональной деятельности.Суть социальной активности будущего специалиста проявляется в определении личностью своих сущностных сил, внутренних желаний которые раскрываются и реализуются в условиях учебно-профессиональной деятельности в процессе разработки инициатив и их ответственного осуществления будущим специалистом по разработанному плану (проектов, исследований), имеющих социально-позитивную направленность.

Учебно-профессиональная деятельность  вне социальной активности самого студента в этой деятельности не развивает будущего специалиста. Об этом пишет К.А. Абульханова-Славская «именно в той деятельности, за осуществление которой личность целиком берет на себя ответственность, которую она хочет усовершенствовать, в  которую она вкладывает все свои устремления, происходит развитие личности» [3, с. 329].

От типа и уровня социальной активности студента в образовательном процессе (учебно-профессиональной деятельности) зависят профессиональные качества будущего специалиста, его профессиональная позиция, и следовательно, в целом, качество подготовки.

Категория «тип» обозначает такую совокупность признаков, которая образует внутренне устойчивое «ядро» взаимозависимостей. Поэтому, для типологии необходимо выявить общность изучаемых объектов, и их сходства и различия. Основываясь на типологии социокультурной активности представленной в исследованиях философа и психолога О.П. Елисеева [7, с. 304-308], мы выделили  четыре типа социальной активности будущего специалиста:

1.      Адаптирующийся тип. Данный тип характеризуется выбором личностью стремления к уравновешенности со средой. Человек этого типа активности, направлен на свой внутренний мир, ценит покой,  проявляет активность под воздействием  внешних факторов, ведомый, готов соблюдать предъявляемые требования, в ответ рассчитывает на получение соответствующего вознаграждения, предпочитает четкие инструкции и образцы выполнению творческих заданий, в пределах исполнительских компетенций организован и дисциплинирован.

2.      Конкурентный тип. Стремиться овладеть наиболее ценными с его точки зрения атрибутами внешней среды (власть, престиж, собственность и др.) в связи с чем, его активность направлена на внешний мир. Энергичен. Целеустремлен. Готов к конкурентной борьбе. Имеет широкий круг общения и интенсивно взаимодействует с окружающими.

3.      Самоактуализирующийся тип. Направлен на саморазвитие, несколько замкнут, стремиться к профессиональному совершенству в выбранном деле. Обладает высокой познавательной мотивацией.

4.      Созидающий тип.  Ориентирован на преобразование окружающей действительности, ее совершенствование в процессе осуществления творческой трудовой профессиональной деятельности. Открыт для взаимодействия, в котором стремиться к сотрудничеству, согласованию интересов разных сторон.

О.П. Елисеев подчеркивает, что в рамках каждого типа есть свои сильные стороны и каждый из типов социально значим.

Уровневый подход предполагает определение ступеней развития какого либо объекта или процесса (уровней).

Критериями уровней развития социальной активности являются: целенаправленность, осознанность социальной активности личности, характер социальной активности, стиль саморегуляции в реализации социальной деятельности, включенность в социальное общение, инициативность и удовлетворенность результатами собственной социальной деятельности.

На основе данных критериев мы выделяем уровни развития социальной активности будущих специалистов.

Адаптационно-репродуктивный уровень  развития социальной активности будущего специалиста соответствует проявлению произвольной активности, т.е. активности обусловленной целью и волей субъекта, и в то же время на данном уровне, активность остается преимущественно ситуативной, т.е. соответствующей требованиям ситуации, достаточной для решения тех задач, которые возникают в данной ситуации, но не более того.

Поисково-эвристический уровень развития социальной активности будущих специалистов – отличается большей целенаправленностью, устойчивым ценностным отношением к социально-значимой деятельности, осознанностью путей и способов ее реализации в рамках учебно-профессиональной деятельности, стремлением преодолеть «узость» академической программы, выйти за ее пределы, расширить свой кругозор, добыть и изучить дополнительную литературу, новые источники, осуществить пробу своих сил.

Творческо-преобразующий уровень развития социальной активности будущих специалистов – характерны умения ставить цели и сверхцели, целостность системы социальных знаний, субъектная позиция в осуществлении разработанных проектов в деятельности. На этом уровне студент проявляет надситуативную (способность подниматься над уровнем требований ситуации, ставить цели избыточные с точки зрения исходной задачи) и сверхнормативную активность (стремление превысить официально предъявляемые обществом требования к индивиду).

В процессе учебно-профессиональной деятельности студенты проявляют разные типы активности. В рамках определенного типа развитие социальной активности будущего специалиста  связано с изменением уровня социальной активности.

Таким образом, социальная активность будущего специалиста в учебно-профессиональной деятельности является необходимым условием, обеспечивающим качество профессиональной подготовки студента, подготовку конкурентоспособного специалиста, готового к реализации инноваций. Так как от того, какое значение и ценность студент придает учебно-профессиональной деятельности, как выстраивает собственную систему отношений и как регулирует свое взаимодействие с различными субъектами образовательного процесса по преобразованию себя и социума в ходе учебно-профессиональной деятельности зависит, какие качественные преобразования с ним, как будущим специалистом  произойдут, что он приобретет.

Роль социальной активности будущего специалиста важно учитывать и при реализации новой модели высшего профессионального образования. Обозначенные в ней положения невозможно осуществить исключительно административными методами. Увеличив время на самостоятельную работу студентов, но, не изменив меру социальной активности студентов, основанную на осознанном отношении к самому образованию, в результате вероятнее всего получим падение качества образования. Если студент не осознает, что в процессе обучения он развивает свои способности и не проявляет социальной активности как будущий профессионал, он, как правило, в лучшем случае обогащается информацией, в худшем просто соблюдает некие формальные требования  для получения диплома, но это ограничивает освоение им профессиональных компетенций.

Социальная активность будущего специалиста является важнейшим фактором профессионального развития, проявления потенциала личности, привнесения инновационного в развитие общества.

Литература

1.            Волков, А.Е. Российское образование - 2020: модель образования для инновационной экономики: материал для обсуждения / А.Е. Волков, Я.И. Кузьминов, И.М. Реморенко, Б.Л. Рудник, И.Д. Фрумин, Л.И. Якобсон // Образовательная политика. – 2008. – №  8 . – С. 32–64.

2.            Шендрик А.В. Социальная активность советской студенческой молодежи и пути её повышения: дис. … канд. фил. наук / А.В. Шендрик. – М., 1976. – 179 с.

3.            Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. – М.: Мысль, 1991. – 299 с.

4.            Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев.– Казань: Центр инновац. технологий, 2000. – 608 с.

5.            Волочков, В.А. Активность субъекта бытия: интегративный подход / А.А. Волочков. – Пермь: Перм. гос.пед.ун-т, 2007.  –  376 с.

6.            Иваненков, С.П. Молодежь и государство: инновационные подходы: на материалах Оренбургской области / С.П. Иваненков, А.Ж. Кусжанова. – Оренбург, 2005. – 365 с.

7.            Елисеев О.П. Активность и социокультурная эволюция человека: дис. … д-ра филос. наук / О. П. Елисеев.  – М., 2004. – 387 с.

 

 

 

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle