Библиографическое описание:

Романенко И. Н. Некоторые аспекты готовности учащихся общеобразовательной школы к профессиональному образованию // Молодой ученый. — 2009. — №3. — С. 177-180.

Одной из важных особенностей современного образования является его постоянное совершенствование. Изменения в педагогическом сообществе, связанные с ускорением научно – технического прогресса, возникновением «информационного общества», предъявляют новые требования к современному образованию. Большое внимание уделяется развитию многогранной личности, способной к самооценке, к саморазвитию, к самоанализу. С особой остротой, в свете этой необходимости, стоит вопрос совершенствования профессионального образования.

Современность диктует следующие требования к выпускнику:

·         высокий уровень общей и профессиональной культуры;

·         наличие профессиональных и личностно-значимых качеств;

·         способность к быстрому усвоению знаний и умений.

Профессиональное образование практико-направленное, имеющее своей конечной целью подготовку качественного специалиста, готового к практическому решению и осуществлению профессиональных задач. Главной целью практико-направленного обучения, несомненно, надо признать формирование у будущего специалиста полной готовности к профессиональной деятельности. Учитывая требования современного рынка труда, профессиональное образование должно ориентироваться на качественно новый уровень оснащённости выпускника, как знаниями, так и практическими умениями. Практика трудоустройства выпускников в последние годы показывает, что потенциальные работодатели в подборе персонала выражают заинтересованность в кадрах, уже имеющих помимо специального образования, опыт профессиональной деятельности.

В настоящее время возросла роль профессионального самоопределения для учащихся, заканчивающих общеобразовательную школу. И чем точнее будет это самоопределение, тем больше вероятность того, что общество получит качественного специалиста. Однако достаточно часто проблема выбора будущей профессии совершается под влиянием случайных факторов. Вследствие этого возникает вопрос, насколько потенциальный абитуриент, совершая выбор профессии, осознаёт её реальную сущность, её практическую реализацию в последующей трудовой деятельности, насколько он готов к профессиональному образованию?

Для получения информации по интересующей нас проблеме, было проведено исследование потенциальных абитуриентов. В качестве метода исследования было выбрано анкетирование, проведённое на базе муниципального образовательного учреждения средней, общеобразовательной школы. Всего в анкетировании приняли участие 80 учащихся 11 классов.

Целью анкетирования являлось определение готовности потенциального абитуриента к профессиональному образованию.

Первый вопрос, по сути, являлся подготовительным, настраивающий респондента на анкетирование, и выявлял намерение учащихся продолжить образование после окончания школы. Результаты представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 Получение образования

Исходя из результатов ответов, мы отмечаем то, что 91,25% учащихся намерены получить образование. Только 2,5% респондентов абсолютно уверены в том, что продолжать образование они не будут. Несколько большее число участников анкетирования не определись с намерением продолжить образование – 6, 25%. Результат ответов по сути прогнозируемый. На данном историческом этапе развития общество осознаёт важность получения образования для последующей социальной реализации человека. Это объясняет то, что большинство учащихся выпускных классов изъявляют желание продолжить образование по окончании школы.

Следующий, второй вопрос анкеты выявлял, какие аспекты будущей профессии привлекают учеников. В качестве вариантов ответов были предложены следующие: престижность данной профессии, высокий уровень заработной платы, востребованность данной профессии на рынке труда, интерес к профессии, возможность принести пользу обществу. Респонденты имели возможность выбрать несколько устраивающих их вариантов ответов. Результаты представлены на рисунке 2.

Рисунок 2 Предпочтения в выборе профессии

Высокий уровень заработной платы - самый популярный ответ, 65% учеников считают, что получение образования сможет обеспечить достойную оплату в последующей трудовой деятельности. Престижность данной профессии актуальна для 35 % респондентов. Интерес к профессии актуален для 45% респондентов. Задумываются о востребованности желаемой профессии на рынке труда 28,75% респондентов, что говорит или о низкой заинтересованности учеников в последующем трудоустройстве по профессии, или о непродуманном выборе профессии исходя из ошибочных целей и задач. Рассматривают выбранную профессию как возможность принести пользу обществу 7,5 % респондентов.

Необходимо отметить, что лидирующими причинами при выборе профессии являются две: высокий уровень заработной платы и интерес к профессии. Безусловно, интерес к профессии важен, поскольку он изначально ориентирует учащегося на получение конкретной, приоритетной профессии. Если учащийся имеет предпочтения при профессиональном выборе, то он в большей мере будет заинтересован в её всестороннем освоении, как теоретическом, так и практическом.

Вместе с тем, учащиеся недостаточно задумываются о востребованности желаемой профессии на рынке труда. Это вводит учащихся в противоречие самим себе: высокий уровень заработной платы не может обеспечить профессия, не востребованная на рынке труда.

Приобретение профессии как возможность принести пользу обществу, респонденты рассматривают в наименьшей мере – 7,5% выбрали данный вариант ответа.

Последующие вопросы анкеты были ориентированы на выявление уровня заинтересованности учащихся в освоении предпочитаемой профессии.

Третий вопрос определял, в чём потенциальные абитуриенты заинтересованы в наибольшей степени: в теоретических знаниях или практических умениях по профессии? Результаты ответов представлены на рисунке 3.

Рисунок 3 Предпочтения учащихся в выборе знаний и умений

Из общего числа опрашиваемых 60% респондентов сделали выбор в пользу теоретических знаний, 40% респондентов – предпочитают получить практические умения необходимые для будущей профессии. Ученики, имея намерения получать образование, осваивать профессию, в недостаточной степени осознают необходимость практического обучения. Принимая во внимание данный факт, мы можем говорить о недостаточной ориентированности учеников на практическую сторону предполагаемой профессии. Исходя из этого, мы можем сделать вывод о том, что потенциальные абитуриенты не имеют ярко выраженной заинтересованности в практико-направленном обучении. Задача учебного заведения видится в формировании и развитии интереса к практико-направленному обучению.

Четвёртый, заключительный вопрос анкеты звучал следующим образом: «Вы считаете, что получение образования, в плане его содержания, должно быть…» Респонденты могли выбрать только один вариант ответа. Результаты ответов представлены на рисунке 4.

Рисунок 4 Приоритеты в содержании образования

Доступность и интересность учебного процесса считают важным в общей сложности 46,25 % респондентов. Достаточно большое число респондентов осознают важность соответствия содержания образования требованиям современности – 22,5%. Вместе с тем лишь незначительное число респондентов задумываются о полезности содержания образования – 12,5%. Научность содержания образования важна для 3,75% респондентов. Можно констатировать то, что интерес к образовательному процессу играет существенную роль для учащегося. Важно осознать актуальность сохранения преподавательским коллективом фактора заинтересованности учащегося к учёбе. И, следовательно, распространять фактор заинтересованности на весь учебный процесс, включая практико-направленное обучение. Видится совершенно очевидным, что в системе профессионального образования важно формировать положительный настрой учащихся к освоению практических аспектов получаемой профессии.

В целом, по результатам проведённого нами исследования учащихся средней, общеобразовательной школы, на предмет их готовности к профессиональному образованию можно обозначить следующие тенденции:

·         учащиеся в абсолютном большинстве проявляют намерения получения профессионального образования;

·         эти намерения продиктованы как перспективой высокой заработной платы, так и интересом к профессии;

·         вместе с тем, потенциальные абитуриенты в большей мере проявляют заинтересованность в получении теоретических знаний по профессии, нежели практических умений;

·         получение образования, по мнению большинства учащихся должно быть интересным и доступным, отвечать требованиям современности.

В данном случае необходимо говорить о недостаточном понимании учащимися роли практико-направленного обучения в общем образовательном процессе. Соответственно качество практического овладения профессией при таком подходе окажется минимальным. Для предупреждения обозначенных проблем необходимым видится изначальная актуализация интереса учащихся к практико-направленному обучению на первоначальном этапе профессионального образования.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle