Автор: Морковкина Елена А.

Рубрика: Психология и социология

Опубликовано в Молодой учёный №3 (3) март 2009 г.

Библиографическое описание:

Морковкина Е. А. Исследование профессионально-важных качеств водителей транспортных средств // Молодой ученый. — 2009. — №3. — С. 143-151.

Развитие психологии профессиональной деятельности обусловлено социально-экономическими потребностями общества в знаниях психических особенностей человека в различных сферах его профессиональной активности, стремлением к гуманизации труда, научно-техническим прогрессом и возрастанием роли человека в управлении людьми и техникой, особенно в экстремальных условиях [2].  Формирование  научной области знаний и общественной практики в отечественной психологии труда и инженерной психологии принадлежит Б.Ф. Ломову. Своими фундаментальными работами по психологии трудовой деятельности Б.Ф. Ломов создал концепцию системного подхода к анализу операторской деятельности и оптимизации процесса взаимодействия человека и машины [9]. Системный подход определяет общеметодическую природу изучения законов (закономерностей) образования, строения, функционирования, развития целого, единого, чем и является профессиональная деятельность [2].

По мнению В.А. Бодрова, психология профессиональной деятельности расширила свои связи с другими отраслями психологии и науками о человеке и заложила принципы субъективного подхода к изучению человека во всех его проявлениях (организм, индивид, личность, профессионал) и взаимосвязях с компонентами структуры деятельности. Исследования  развивают методологию и теорию профессиональной деятельности, обосновывают принципы и методы формирования профессиональной пригодности, совершенствуют способы психологического обеспечения работоспособности человека, разрабатывают вопросы инженерно-психологического проектирования систем «человек-машина» и т.д. [4].

Деятельность водителя транспортных средств является разновидностью операторской деятельности, изучаемой в системе «Человек – Техника», являющейся самой большой по количеству профессий и специальностей.  Сюда относятся профессии, включающие в процессе трудовой деятельности различного рода манипуляции с объектом. В технической деятельности различают три стороны  [14]:

  • техническое понимание – как умение быстро и точно усваивать строение и работу технических устройств;
  • техническую исполнительскую деятельность, которая требующую умение обращаться с инструментами и машинами для изготовления технических изделий по чертежам и техническим картам;
  • конструктивно-техническую деятельность – как улучшение существующих и сознание новых технических конструкций и изделий.

Общим для всех профессий системы «Человек – Техника» является непосредственное или опосредованное оперирование объектами в пространстве. Для выполнения такой деятельности рабочим и специалистам квалифицированного труда необходимо иметь пространственно-образное представление, развитый глазомер и  хорошую оперативную память, определенную устойчивость к монотонии, физическую выносливость, хорошую переключаемость внимания [1].

Кроме того, деятельность водителей транспортных средств осуществляется в особых и экстремальных условиях. Между экстремальными и нормальными условиями деятельности существует промежуточный класс условий, который имеет самостоятельное психологическое содержание, значительно  отличается от других и эти условия названы особыми.  В таких условиях  деятельность субъекта сопряжена с эпизодическим, то есть непостоянным действием экстремальных факторов.  Экстремальные условия, имеют место постоянно действующих экстремальных факторов [7]. Как показывают исследования, экстремальные факторы связаны со спецификой профессиональной деятельности и являются значимыми объективными причинами, влияющими на характер, содержание и качество деятельности субъекта. Наиболее распространенными  экстремальными факторами в деятельности водителя транспортных средств являются:

·         механические воздействия типа вибраций, перегрузок и т.п.;

·         сильные акустические воздействия;

·         ситуация поддержания готовности к экстренным действиям. В таких случаях известно, что экстремальная ситуация может возникнуть обязательно, но время её наступления и характер предстоящей оперативной деятельности не определены. Поддержание такой высокой функциональной готовности требует от субъектов труда мобилизации внутренних резервов, что связано с высокими  психоэнергетическими затратами.

·         ситуация риска, которая обусловливает высокую психофизиологическую цену принятия соответственного решения, риск еще и сопряжен с боязнью совершить ошибку;

·         специфика деятельности – стресс, психическая напряженность, монотонность [10].

Экстремальные условия деятельности характеризуются постоянным действием интенсивных экстремальных факторов, которые могут представлять потенциальную опасность не только для водителя транспортного средства, но и для других субъектов труда, работающих в подобных  условиях деятельности.

В формировании психологической системы деятельности особое место принадлежит подсистеме профессионально важных качеств. Они выступают в роли тех внутренних характеристик психологических особенностей субъекта, в которых отражаются внешние специфические воздействия факторов конкретного процесса, выступающих в форме профессиональных требований к личности. Кроме того, значение профессионально важных качеств в обеспечении успешности освоения и реализации профессиональной деятельности определяется тем, что в них проявляются основные характеристики структуры личности, определяющие психологические особенности системы деятельности – мотивационно-потребностные, познавательные, психомоторные, эмоционально-волевые и другие [3].  Согласно А.К. Марковой профессионально важные качества (ПВК) – это качества человека, влияющие на эффективность осуществления его труда по основным характеристикам (производительность, надежность и др.). ПВК являются предпосылкой профессиональной деятельности и, с другой стороны, они сами совершенствуются, шлифуются в ходе деятельности, являясь ее новообразованием; человек в ходе труда изменяет и самого себя. В качестве ПВК могут выступать психические процессы (мыслительные, сенсорные, речевые, мнемические), психические состояния, а также мотивы, отношения (к труду, к другим людям) [11]. 

Целью  нашего исследования стало выявление условий, влияющих  на профессионально-важные качества водителей транспортных средств.

         Гипотеза исследования: на становление профессионально важных качеств  может оказывать влияние продолжительный стаж работы и личностные характеристики водителей транспортных средств.    

Предметом исследования являются профессионально-важные качества водителей транспортных средств.

Объектом исследования водители транспортных средств с различным стажем трудовой деятельности.

 Задачи исследования:

1) дать психологический анализ профессионально-важных качеств водителей транспортных средств;

2) соотнести  профессионально-важных качества водителей транспортных средств со стажем работы.

Основная проблема исследования состоит в определении роли профессионально-важных качеств водителей транспортных средств как индикатора системных взаимосвязей между человеком, профессией и обществом и как регулятора преобразования социальных функций в профессиональной деятельности.

Нами исследовались личностные различия между тремя группами водителей транспортных средств, имеющих разный профессиональный стаж.   Всех респондентов мы разделили на следующие группы:

·         I группа – со стажем работы менее 5 лет;

·         II группа – со стажем работы от 5 до 10 лет;

·         III группа – со стажем работы более 10 лет.

Методики использовались в бланковом варианте, каждому водителю выдавались методики и бланки регистрации ответов. Обследованию были подвергнуты водители маршрутных такси в количестве 46 человек, в возрасте от 22 до 58 лет.

. Для решения поставленной  задачи участники исследования отвечали на вопросы диагностического опросника «Человек - Техника» (ЧТ), «Экспресс-диагностика социальных ценностей личности», затем методика «Уровень притязаний» (УП).

 Диагностический опросник «Человек - Техника» (ЧТ) (Ф.Д. Горбов), предназначенный для определения состояния здоровья, усидчивости, внимания, чувства самосохранения, реакции, выдержки, умения сосредоточиться при наличии внешних раздражителей, первичного определения пригодности испытуемого для работы на транспорте,  позволяющего выявить интерес к технике и физическому развитию. Для определения профессионально важных качеств водителей транспортных средств,  осуществляющих свою деятельность в особых и экстремальных условиях,  важно учитывать профессиональную пригодность.

Профессиональная пригодность – есть совокупность психологических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения им (при наличии  специальных знаний, умений, навыков) общественно приемлемой эффективности труда [12].  По мнению А.К. Марковой, формирование пригодности к профессии обусловлено природными свойствами человека, его мотивацией к профессиональной деятельности и профессиональной подготовленностью [11]. Профпригодность – это гибкое, динамическое образование, складывающееся и шлифующееся в ходе самой профессиональной деятельности [5]. Профпригодность является не простым соответствием некоторых свойств организма определенным требованиям профессии, а есть результат длительного процесса, в ходе которого психологические качества субъекта, сталкиваясь с препятствиями, выдвигаемыми профессией, претерпевают ряд изменений. Абсолютная профпригодность требуется в усложненных  условиях деятельности водителя транспортных средств. Например, при  неожиданном возникновении опасных ситуаций важна быстрота принятия решения.

Диагностика социальных ценностей личности (С.С. Бубнова), способствует выявлению личных, профессиональных и социально-психологических ориентаций. Ценностные ориентации в профессиональной деятельности – это выработанные и принятые обществом основания для оценки назначения труда, его сторон, системы духовных ценностей, профессиональных менталитетов, правил профессиональной этики [11]. Осознавая собственные ценностные ориентации, человек занимает особое место в мире, размышляет над смыслом и целью жизнедеятельности. Ценность означает для человека значимость чего-то в мире, выполняет функцию ориентира поведения. С.Л. Рубинштейн говорил, что ценностная ориентация обнаруживает себя в определенной направленности сознания и поведения, проявляющихся в общественно значимых делах и поступках [13].

Психодиагностическая методика по определению уровня притязаний (УП) (В. Гербачевского), предназначена для выявления уровня притязаний испытуемого посредством диагностики компонентов мотивационной структуры личности [1]. Уровень притязаний личности как  стремление к достижению цели той степени сложности, на которую человек считает себя способным, тесно связан с самооценкой личности и мотивацией достижения успехов в различных видах деятельности. Профессиональные притязания – это стремление достичь результата определенного уровня профессиональной деятельности. Это тот уровень профессиональной деятельности, который выбирает человек, зная свои предыдущие результаты [11]. Уровень притязаний определяет зону субъективной ответственности человека в профессиональной деятельности, то, за что он берется, как он в состоянии оценить свои успехи или неудачи. Уровень профессиональных притязаний динамичен, меняется от чередования успеха или неуспеха в профессиональной деятельности.

С этой точки зрения принципиальным является то, что качество деятельности зависит от уровня развития выделенных  профессиональных качеств.  Значение профессионально важных качеств водителя транспортных средств  растет, поскольку сам по себе технический прогресс и совершенствование условий дорожного движения без учета человеческого фактора еще не обеспечивает безопасности на дорогах.  Эта цель может быть достигнута путем непосредственного изучения человека в различных проявлениях его личности и профессиональной деятельности.

Полученные эмпирические данные подвергались статистической обработке с использованием компьютерной программы STATISTICA 7.0, в результате чего была определена достоверность различий. Для окончательных выводов использовались  результаты  на   уровне  значимости 

р ≤ 0,1; р ≤ 0,05; р ≤ 0,01. В анализ включались описательные статистики, критерий Колмогорова-Смирнова для одной выборки, однофакторный дисперсионный анализ, критерий Крускала-Уоллиса.

В результате применения критерия Колмогорова-Смирнова для одной выборки, нами было установлено, что распределение переменных диагностического опросника «Человек-Техника» значимо отличается от нормального, поэтому при сравнении профессионально-важных качеств водителей с разным стажем работы мы использовали непараметрический критерий Крускала-Уоллиса (табл. 1).

Таблица 1.

Переменные

Значение критерия

Н

Уровень значимости

P

 

Быстрота принятия решения (ЧТ 4)

5,435

0, 066

Наличие чувства самосохранения (ЧТ 8)

6,158

0,046

 

Сравнение психологических характеристик водителей транспортных средств показало, что выявлены достоверные различия по шкале ЧТ 8 – наличие чувства самосохранения и тенденция к достоверным различиям для переменной ЧТ 4 – быстрота принятия решения (реакция).

Под быстротой принятия решения или реакцией понимается любой ответ организма  на изменение во внешней или внутренней среде:  от биохимической реакции отдельной клетки до условного рефлекса [13]. В обстоятельствах, возникающих в особых и экстремальных условиях деятельности водителя транспортного средства,  значение имеет исполнение или принятие мгновенного решения. Как считает К.М. Гуревич, для быстроты реакции в водительской деятельности необходимы определенные природные данные, то есть  абсолютная профессиональная пригодность [6]. 

Известно, что управление транспортным средством предъявляет повышенное требование к характеристикам внимания водителя транспортного средства. Постоянная нагрузка на внимание связана с необходимостью восприятия огромного количества сигнальных и движущихся объектов. Следовательно, существенной необходимостью профессиональной деятельности водителя является требование к продолжительной произвольной концентрации внимания при одновременной способности к его экстренным переключениям. Таким образом, скорость переключения внимания является профессионально-значимой психологической характеристикой водителя транспортного средства, данная функция должна оцениваться при определении профессиональной пригодности.

Результаты проведенного теста показали, что  две группы водителей транспортных средств, со стажем работы от 0 до 5 лет и от 5 до 10 лет, чаще попадают в ситуации, требующие быстрого принятия решение, чем водители транспортных средств со стажем работы от 10 лет и более (рис. 1). Эти результаты дают нам основание считать, что группы водителей транспортных средств со стажем работы до 10 лет, из-за малого опыта и навыка работы, чувствуют себя неувереннее на трассе, в отличие от опытных и проверенных водителей транспортных средств со стажем работы более 10 лет.

Рис. 1. Сравнительный анализ быстроты принятия решения (реакций) водителей с разным стажем работы.

Самосохранение – это целостная система работы над собой, которая требует соответствующих знаний, умений, квалификации, способностей и даже таланта. Работа по самосохранению исходит из той модели профессионала и того образа личности в профессии, которые человек осознанно  или неосознанно принимает для себя [11]. Каждому человеку совершенно необходимо и вполне реально построить собственную индивидуальную программу профессионального развития и самосохранения, стремясь постоянно приближаться к решению поставленных задач в разной степени и в зависимости от зрелости своей личности. Результатом и показателем эффективности программы самосохранения являются физическое, а также профессиональное творческое долголетие человека.

Эмоциональное состояние имеет большое значение в деятельности водителя транспортного средства и во многих случаях определяет правильность и точность его действий. У субъекта труда, помимо переживаний, свойственных каждому человеку, могут возникать эмоции, связанные с его профессиональной деятельностью. Причинами возникающих эмоций при управлении транспортным средством могут быть и  опасные ситуации на дорогах, движение в условиях плохой видимости, ответственность за жизнь и здоровье пассажиров, неудовлетворительное состояние дорожного покрытия, плохие метеорологические условия (гололедица, снег, метель, дождь), необходимость резкого торможения и внезапное изменение направления движения из-за создавшейся дорожной ситуации.

Основным фактором, вызывающим у водителя транспортного средства эмоциональное напряжение, является необходимость в постоянной оценке непрерывно меняющейся дорожной обстановки  и в принятии решений в условиях недостатка времени. Степень эмоциональной напряженности водителя транспортного средства в процессе его деятельности также постоянно меняется в зависимости от характера дорожных ситуаций и условий движения [8]. Важным для него является способность безошибочно и быстро действовать в состоянии эмоционального напряжения, вызванного экстремальной ситуацией на дороге.

Для правильного понимания индивидуально-психологических особенностей водителей транспортного средства недостаточно изучения отдельных психических процессов, необходимо знание психических свойств, характеризующих человеческую личность, т.е. направленность, уровень притязания, ценностные ориентации, способности, темперамент, характер и т.д.

Рис 2. Связь стажа работы  водителей транспортных средств с чувством самосохранения.

Чувство самосохранения (рис.2) в меньшей степени развито у группы водителей транспортных средств со стажем работы до 5 лет. Так, значение медианы М = 3. У группы, имеющий стаж работы от 5 до 10 лет М = 4. Более высокие показатели  у группы водителей стаж, которых достиг более 10 лет М =  5.

Данные этого теста позволяют нам утверждать, что малоопытные водители допускают больше ошибок в принятии решений во время управления транспортным средством, вследствие меньшей развитости чувства самосохранения, чем у водителей с продолжительным стажем. Чем продолжительнее стаж работы водителя транспортного средства, тем лучше развито его чувство самосохранения, а значит, допускается меньше ошибочных действий  во время управления транспортным средством.

Экспресс-диагностика социальных ценностей личности позволила нам выявить особенности ценностных ориентаций водителей. В результате применения критерия Крускала-Уоллиса обнаружены достоверные различия (Н= 10,453; р=0,0054) по шкале «финансовые ценности». Из рис. 4 видно, что финансовые ценности являются наиболее важными для водителей со стажем работы от 5 до 10 лет, так как значение медианы М равно 200. Социальные ценности (рис.3) имеют тенденцию понижаться со стажем работы (р=0,0828).

Рис. 3. Связь стажа работы водителей транспортных средств с ценностными ориентациями.

Психодиагностическая методика по определению уровня притязаний включает в себя 15 компонентов, представляющих собой потенциальную мотивационную структуру, возникающую в ходе выполнения задания. В результате применения однофакторного дисперсионного анализа, установлена тенденция к достоверным различиям по 3 компонентам (табл. 2.)

Таблица 2.

Переменные

Значение критерия

F

Уровень значимости

P

 

Уровень притязаний 2 (познавательный мотив)

2, 861

0, 0682

Уровень притязаний 8 (сложность задания)

2,448

0, 0984

Уровень притязаний 15 (инициативность)

2,987

0,061

 

·                    УП 2  - познавательный мотив, который относится к ядру мотивационной структуры личности  и характеризует субъекта, проявляющего интерес к результатам своей деятельности (рис. 4).  В нашем исследовании водители транспортных средств со стажем от 0 до 5 лет проявляют самый высокий интерес  – 18,4; со стажем более  10 лет немного ниже – 17,6; от 5 до 10 лет самый низкий  - 15,9.

·                    УП 8 – уровень сложности задания относится к группе компонентов, связанных с достижением достаточно сложных целей, относящихся к положению дел в настоящий момент: водители транспортных средств, имеющие стаж работы более 10 лет имеют самый высокий показатель – 8,2; меньше показатели у водителей транспортных средств со стажем от 5 до 10 лет – 6,2 и  со стажем от  0 до 5 лет  – 6,1. 

·                    УП 15 –выражает проявление индивидом инициативы и находчивости при решении поставленных перед ним задач. Водители транспортных средств, имеющие стаж от 0 до 5 лет имеют самый высокий показатель – 17,2; со стажем от 5 – 10 лет – 16,8; у водителей транспортных средств, стаж которых составляет более 10 лет – 14,7.

Рис 4. Связь стажа работы  водителей транспортных средств с уровнем притязания.

Методика по определению уровня притязаний позволила определить, что стаж профессиональной деятельности  водителей транспортных средств влияет на стремление и высокий интерес к познанию профессии. 

С приобретением опыта, накоплением стажа профессиональной деятельности, повышением уровня профессионализма  у водителя транспортного средства развиваются профессионально важные качества. Одновременно с формированием профессионально важных качеств развивается  профессиональное мышление, формируется  личностная характеристика с соответствующими ценностными ориентациями, характером, индивидуальными особенностями профессионального поведения и образа жизни в целом. По статистике, приведенной выше, группа водителей  со стажем работы от  10 лет и более допускает меньше ситуаций, требующих быстрого принятия решения. Финансовые и социальные ценности, которые являются важными  в профессиональной деятельности  у водителей  со стажем работы от  10 лет и более, понижаются, что связано с проявлением наибольшего интереса к решению сложных профессиональных задач.

Список используемой литературы:

  1. Батаршев А.В., Алексеева И.Ю., Майорова Е.В. Диагностика профессионально важных качеств. СПб, Питер, 2007.
  2. Бодров В.А. Развитие системного подхода в исследованиях профессиональной деятельности // Психол. журн., 2007. Т. 28. № 3 С. 23-28.
  3. Бодров В.А., Орлов В.Я. Психология и надежность: человек в системах управления техникой. М., Изд-во «Институт психологии  РАН», 1998.
  4. Бодров В.А. Психология профессиональной деятельности: справочное руководство /  Под ред. В.Н. Дружинина. М: ИНФРА-М, 1999.
  5. Геллерштейн С.Г. К вопросу о профессиональной типологии //  История советской психологии труда / Под ред. В.П. Зинченко, В.М. Мунипова, О.Г. Носковой. М., 1983. 
  6. Гуревич К.М. Психофизиологические вопросы становления профессионала. М., 1974.
  7. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Профессионализм деятельности в особых и экстремальных условиях. М., МААА, 1998.
  8. Игнатов Н.А. Человек за рулем. 2-е изд. перераб. и доп. М., Транспорт, 1976.
  9. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., Наука, 1984.
  10. Ломов Б.Ф. Психологические проблемы деятельности в особых условиях. М., Наука, 1985.
  11.  Маркова А.К. Психология профессионализма. М., Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996.
  12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд.  СПб., 2004.
  13. Психологический словарь / Под ред. В.В. Давыдова и др. М., 1983.
  14. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М., 1982.

Результаты являются статистически незначимыми, если р > 0,1. В статье приводятся результаты, которые значимы на уровне тенденции (0,05<р≤0,1) и статистически значимые (р≤0,05), на основании использованной литературы Кутейников А.Н. Математические методы в психологии. Учебное пособие. – СПб., 2008 (с. 43)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle