Общение как ценность в работе среднего медицинского работника | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология и социология

Опубликовано в Молодой учёный №3 (3) март 2009 г.

Статья просмотрена: 462 раза

Библиографическое описание:

Вишневская, Н. В. Общение как ценность в работе среднего медицинского работника / Н. В. Вишневская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2009. — № 3 (3). — С. 155-157. — URL: https://moluch.ru/archive/3/208/ (дата обращения: 19.04.2024).

Деятельность медицинского работника, заключается в первую очередь в оказании помощи больным людям, испытывающим вследствие заболевания страдание, тревогу, подавленность, раздражение и другие негативные эмоции.

Оказание помощи больному человеку невозможно без общения с ним. При этом процесс общения с больным значительно отличается от процесса общения со здоровым человеком.

Помимо необходимого объема знаний, умений, практических навыков, она должна обладать особым даром человеческого общения, основой которого является гуманное, уважительное, терпимое и сострадательное отношение к людям.

Общение - это процесс установления, сохранения и развития контактов между людьми. А. Н. Леонтьев понимал под общением «намеренное влияние (взаимовлияние) и воздействие на поведение, состояние, установки, уровень активности и деятельности партнера».       

Общение, с одной стороны, необходимо для осуществления совместной деятельности. С другой стороны, это одна из основных потребностей человека. Оно включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия понимания другого человека. В процессе общения личность, с одной стороны, вступает в контакт, а с другой стороны, стремится сохранить и раскрыть свою индивидуальность. Общение служит установлению общности между людьми, регулирует совместную деятельность, является инструментом познания мира и самосознания. Все это можно рассматривать как информацию, и тогда сам процесс коммуникации может быть понят как процесс  обмена информацией [1, с. 84].

Выделяют следующие функции общения:

- информационную;

- регулятивно-управляющую;

- эмоционально-коммуникативную.

К глубинным механизмам общения относятся заражение, подражание, внушение, соревнование и убеждение. В результате их действия в процессе общения возможны сближение либо поляризация психических состояний участников, взаимное усиление или ослабление эмоций.

Виды общения.

 По форме: непосредственное опосредованное; по содержанию: формальное; неформальное; по числу участников: парное; групповое; межгрупповое;. по характеру используемых средств: вербальное (словесно-речевое); невербальное (мимика, жесты, интонации).

Медработнику необходимо знать особенности психологического отражения своего состояния пациентами разного возраста и осуществлять соответственно деонтологическую тактику общения.

Дети дошкольного возраста. Для них характерно:

·          отсутствие осознания болезни в целом;

·         неумение формулировать жалобы;

·         сильные эмоциональные реакции на отдельные симптомы болезни;

·         восприятие лечебных и диагностических процедур как устрашающих мероприятий;

·         усиление дефектов характера, воспитания ребенка в период болезни;

·         чувства страха, тоски, одиночества в стенах лечебного учреждения, вдали от родителей.

Деонтологическая тактика. Эмоциональное теплое отношение  (быть и медицинской сестрой, и воспитателем, и матерью), отвлечение от болезни, организация нешумных игр, чтение, проведение процедур с уговорами. Профессиональное обращение с родственниками больного ребенка.

Подростки. У них преобладает психологическая доминанта возраста - «притязание на взрослость». Бравада для них является формой самозащиты при внутренней психологической ранимости. Пренебрежительно относятся к болезни, факторам риска.

Деонтологическая тактика медработника. Общение с учетом возрастных психологических особенностей, опоры на самостоятельность, взрослость подростка.

Пациенты работоспособного возраста. Необходимо, прежде всего, познать личность пациента и ее индивидуальность. Выяснить отношение к болезни, медперсоналу, позицию на взаимодействие пациента с медперсоналом.

Деонтологическая тактика медработника. Ориентация на трудовую и социальную реабилитацию. Проведение коррекции неадекватных установок, психотерапию тревожно-мнительных пациентов.

Пациенты пожилого и старческого возраста. Для них характерна психологическая доминанта возраста ¬«уходящая жизнь», «приближение смерти».

Чувства тоски, одиночества. Нарастающая беспомощность. Чисто возрастные изменения: снижение, слуха, зрения, памяти, сужение интересов, повышенная обидчивость, ранимость, снижение возможности самообслуживания. Интерпретация болезни только через возраст, отсутствие мотивации к лечению и выздоровлению.

Деонтологическая тактика:

·         поддержание у пациента ощущения собственной значимости;

·         подчеркнуто уважительное, тактическое, деликатное отношение, без фамильярности, приказного тона, нравоучений;

·         ориентация на двигательную активность;

·         мотивация на выздоровление [2, с. 206-207].

Существует несколько правил эффективного общения, знание которых поможет медицинскому работнику установить психологический контакт с пациентом, поддерживать атмосферу доверия и даст возможность взаимодействия и сотрудничества с ним в борьбе с недугом (болезнью).

Эти простые правила также помогут создать и сохранить спокойную, взаимоуважительную и доброжелательную атмосферу как в коллективе, так и в общении с пациентами:

Проявляйте искренний интерес и уважение к личности собеседника.

Постарайтесь увидеть, понять и оценить достоинства человека, с которым вы общаетесь. Выразите это словами ободрения и похвалы.

1.      Будьте открыты, благожелательны, позитивны и приветливы.

2.      Обращайтесь к человеку по имени и отчеству.

3.      Будьте терпимы к чужому мнению. Не осуждайте других людей. Старайтесь понять мотивы, побуждающие их поступать так, а не иначе. Не допускайте раздражения и критики.

4.      Постарайтесь понять круг интересов собеседника. Старайтесь вести беседу с учетом его индивидуальных особенностей, вкусов, желаний. Говорите с человеком на понятном ему языке.

5.      Умейте поставить себя на место другого человека, чтобы понять его.

6.      Дайте возможность другому человеку выговориться. Научитесь быть внимательным слушателем.

7.      Указывая на очевидные ошибки другого человека, начинайте разговор с подчеркивания его достоинств и положительных качеств. Делайте акцент не на личностных особенностях человека, а на фактах или явлениях.

8.      Никогда не критикуйте человека при посторонних, чтобы не унизить и не уязвить его самолюбие [4, с. 16].

Ошибки атрибуции - общие ошибки при оценке причин того или иного поведения, как собственного, так и окружающих. Например, «фундаментальная ошибка атрибуции» - тенденция недооценивать влияние внешней ситуации и переоценивать влияние личности и наоборот.

К общим факторам неуспешности общения относятся:

·         оценочное мышление (привычка говорить и мыслить о людях с позиции крайних оценок, поиск виноватых);

·         стереотипы (шаблонные образы поведения и мышления, из которых следуют готовые способы решения проблем, ведущие к рутинности, схематичности поведения);

·         нереалистические представления, нарушающие эмоциональные отношения: например, иллюзорные модели любви и дружбы в виде «единственного предназначенного человека», «превосходства над потенциальными соперниками», «постоянного одобрения в дружбе».

Решение проблем общения может быть достигнуто путем анализа собственного поведения; предвидения последствий своих поступков и отношений; формирования умений управлять своим поведением, эмоциями, общением.

 

Литература:

1.      Ценности профессионально – трудовой сферы. Учебно-методическое пособие /Под общей ред. Н.А. Асташовой. – Брянск: Изд-во БИПКРО, 2007. – С. 248.

2.      Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей. – М. «Академия»,2007. – С. 206-207.

3.      Полянцева О.И. Психология.- Ростов – на – Дону «Феникс»,                  2002. – С. 414.

4.      Хетагурова А.К. проблемы этики и деонтологии в работе медицинской сестры/ В помощь практикующей медицинской сестре, 2008. №1               С. 5-8,14-16.

Основные термины (генерируются автоматически): процесс общения, общение, медицинский работник, обмен информацией, оказание помощи, совместная деятельность, тактик медработника.


Похожие статьи

Этика и деонтология в работе среднего медицинского персонала

В процессе деятельности между медицинской сестрой и пациентом, необходимо установления доверительных отношений.

Принцип справедливости требует равного отношения медицинских работников и оказания равноценной помощи всем пациентам вне...

Коммуникативный аспект профессиональной этики в работе...

В статье рассмотрена специфика профессии медицинского работника, которая

Оказание медицинской помощи в любой медицинской организации должен

Самым сложным, на наш взгляд, выступает то, что необходимо выбрать линию «золотой середины» в общении с...

Проблемы управления конфликтной ситуацией в среде...

Бытовые условия медицинских работников: отдельную квартиру имели 92,7

Конструктивное разрешение конфликта возможно лишь в процессе эффективного общения конфликтующих

Процесс оказания медицинской помощи можно отнести к категории «трудных ситуаций» для...

Зарубежный опыт этических принципов сестринского дела...

В частности, это нормы общения с пациентом и его представителями, соблюдение

‒ развитие системы хосписов и оказанием паллиативной помощи умирающим, базирующейся на

Бастрыкина Г. А. Этико-деонтологические основы деятельности среднего медицинского...

Формирование позитивного имиджа медицинского работника

Пациенты ожидают оказания грамотной помощи, проведенной на должном профессиональном уровне.

Профессионализм медицинского работника состоит из 3-х звеньев — профессионализм знаний (ПЗ), профессионализм общения (ПО), профессионализм...

Преодоление трудностей в поведении при общении...

Коммуникативные барьеры общения. Адекватное восприятие информации зависит также от наличия или отсутствия в процессе общения коммуникативных барьеров.

Какое явление, часто встречающееся в среде медицинских работников, можно увидеть в данном сюжете?

О модели взаимодействия специалистов различного профиля...

Полезная информация. Спецвыпуски.

Медицинский работник изучает и оценивает соматическое здоровье и состояние нервной системы

Метод обучения в сотрудничестве как средство развития совместной работе, открытому стилю взаимодействия, общения.

К вопросу о коммуникативной компетенции врача как об условии...

...с целью постановки предварительного диагноза, а в дальнейшем оказания медицинской помощи.

Особые требования предъявляются дискурсивной компетенции доктора, как лидера, владеющего коммуникативной инициативой и организующего процесс общения.

Совершенствование этики и деонтологии в сестринском процессе

...поведения средних медицинских работников в сестринском процессе, а также получить оценку деятельности медсестринского персонала в

Из ответа респондентов можно сделать выводы, что культура общения среднего медицинского персонала находится не на должном...

Похожие статьи

Этика и деонтология в работе среднего медицинского персонала

В процессе деятельности между медицинской сестрой и пациентом, необходимо установления доверительных отношений.

Принцип справедливости требует равного отношения медицинских работников и оказания равноценной помощи всем пациентам вне...

Коммуникативный аспект профессиональной этики в работе...

В статье рассмотрена специфика профессии медицинского работника, которая

Оказание медицинской помощи в любой медицинской организации должен

Самым сложным, на наш взгляд, выступает то, что необходимо выбрать линию «золотой середины» в общении с...

Проблемы управления конфликтной ситуацией в среде...

Бытовые условия медицинских работников: отдельную квартиру имели 92,7

Конструктивное разрешение конфликта возможно лишь в процессе эффективного общения конфликтующих

Процесс оказания медицинской помощи можно отнести к категории «трудных ситуаций» для...

Зарубежный опыт этических принципов сестринского дела...

В частности, это нормы общения с пациентом и его представителями, соблюдение

‒ развитие системы хосписов и оказанием паллиативной помощи умирающим, базирующейся на

Бастрыкина Г. А. Этико-деонтологические основы деятельности среднего медицинского...

Формирование позитивного имиджа медицинского работника

Пациенты ожидают оказания грамотной помощи, проведенной на должном профессиональном уровне.

Профессионализм медицинского работника состоит из 3-х звеньев — профессионализм знаний (ПЗ), профессионализм общения (ПО), профессионализм...

Преодоление трудностей в поведении при общении...

Коммуникативные барьеры общения. Адекватное восприятие информации зависит также от наличия или отсутствия в процессе общения коммуникативных барьеров.

Какое явление, часто встречающееся в среде медицинских работников, можно увидеть в данном сюжете?

О модели взаимодействия специалистов различного профиля...

Полезная информация. Спецвыпуски.

Медицинский работник изучает и оценивает соматическое здоровье и состояние нервной системы

Метод обучения в сотрудничестве как средство развития совместной работе, открытому стилю взаимодействия, общения.

К вопросу о коммуникативной компетенции врача как об условии...

...с целью постановки предварительного диагноза, а в дальнейшем оказания медицинской помощи.

Особые требования предъявляются дискурсивной компетенции доктора, как лидера, владеющего коммуникативной инициативой и организующего процесс общения.

Совершенствование этики и деонтологии в сестринском процессе

...поведения средних медицинских работников в сестринском процессе, а также получить оценку деятельности медсестринского персонала в

Из ответа респондентов можно сделать выводы, что культура общения среднего медицинского персонала находится не на должном...

Задать вопрос