Автор: Кауров Алексей Семенович

Рубрика: Психология и социология

Опубликовано в Молодой учёный №3 (3) март 2009 г.

Библиографическое описание:

Кауров А. С. Психологическая профессиография в XXI веке: социально-культурный подход (на примере профессии звукорежиссера) // Молодой ученый. — 2009. — №3. — С. 139-143.

Выявляя  систему требований, предъявляемых   определенной профессией к субъекту труда, его индивидуально-личностным особенностям, психологическая наука  прибегает к  профессиографии – «комплексному методу изучения и описания содержательных и структурных характеристик профессии» [5, с. 73]. Изучение психологических характеристик деятельности, ее содержания, средств, условий подводит к обоснованию критериев профессиональной пригодности (степени соответствия индивидуально-личностных качеств субъекта требованиям профессии), а также позволяет вывести принципы классификации профессий по содержательно-психологическому принципу. 

Ниже мы приводим три фундаментальных теоретико-методологических подхода к изучению профессий [3, с. 82]. Данные походы отражают разные точки зрения на процесс труда, роль в нем субъекта, задачи исследователей, осуществляющих изучение профессиональное развитие, профессиографию.

Операционно-технологический подход. Профессия представлена как сумма трудовых актов, требующих развития некоторых способностей, на основе которых осваивается определенные знания и навыки. Профессиограмма – сводка технических, санитарно-гигиенических, психофизиологических, психологических знаний.

Системный операционно-технологический подход. В рамках данного подхода трудовой процесс рассматривается во взаимосвязи с интимно-личностным отношением человека к технологическому процессу, условиям и организации труда. Выявляется связь мотивации  конкретного человека с объективной сложностью деятельности, взаимосвязь целей деятельности и представлений человека о способах ее достижения. Данный подход задает общую ориентацию исследования субъект-объектных взаимодействий.

Системно-деятельностный поход. В центре изучения здесь – множественные состояния сознания субъекта в процессе труда, образы-представления как психические регуляторы труда, система «сознание-знание-отношение» как признак осмысленной готовности к труду. Обеспечивается изучение динамики становления, развития, формирования, саморегуляции, оценки уровня деятельности субъекта труда, оценка уровня его сформированности и причин неудач, разработка средств коррекции на операторно-психологическом и психофизиологическом уровнях. 

Продуктивный подход к изучению профессий предложен О. А. Ахалая [1]. Его основные положения были оформлены нами в виде таблицы.

Цель труда

- гностическая

- преобразующая

- организация и упорядочивание

- обслуживание

- изыскательская

Орудия и средства труда

Внешние:

- инструменты

- механизмы, оборудование машинное, транспорт

- автоматическое оборудование

- приборы и измерительные устройства.

Внутренние:

- речь (деловая, эмоционально-выразительная),

- поведение

- интеллектуальные средства

Степень проблемности деловых ситуаций

- низкая (работа определена нормативными актами)

- средняя (иногда возникают ситуации, требующие нестандартного решения)

- высокая (требуется творческая активность)

Социально-психологические параметры

Степень коммуникативности процесса труда:

- низкая (индивидуальный труд)

- высокая (коллективный труд)

Степень самостоятельности:

- исполнитель

- организатор собственной деятельности

- руководитель

Особенности трудового взаимодействия:

(по кол-ву контактов)

- немногочисленные контакты

- многочисленные

(по типу партнеров)

- клиенты

-сотрудники-коллеги

- подчиненные

- равноправные партнеры

(по степени постоянства)

- постоянные

- меняющиеся

 

Эмоционально-волевые параметры

Характеристика ответственности:

- повышенная (за жизнь и здоровье других людей)

- материальная

- морально-этическая

- средняя ответственность сотрудника.

Работа в различных  микроклиматических условиях:

- в помещении

- на открытом воздухе

- в необычных условиях (под водой, в лесу и т.д.).

Факторы, вызывающие психическую напряженность:

- риск для жизни

- общение с правонарушителями, с больными

людьми

- физическая нагрузка

- четко регламентированный темп работы, или, наоборот – рваный ритм

- ночные смены

- длительное пребывание в одном положении

- специфические температурные условия, воздействие вибрации, запахов, шума.

 

 

 

Представив значимые и продуктивные, на наш взгляд, подходы к изучению профессий, мы переходим к собственной разработке – теоретической модели профессии.

Теоретическая модель профессии имеет следующие обязательнее элементы:

- основа: профессионально ориентированное мировоззрение – некоторый аспект, «угол зрения», который является системообразующим в отношении видения мира субъектом труда;

- социально-культурные ценности, поддерживаемые профессией;

- выражение социокультурных ценностей на деятельностном уровне (конкретные сферы реализации труда, полезный эффект труда)

- профессионально-значимые качества субъекта труда.

Рассмотрим каждый из уровней данной модели более подробно.

Каждая профессия «поддерживает и защищает определенные, избранные социальные ценности, а общество, в свою очередь, санкционирует существование профессии и обеспечивает ей общественное признание» [8 с. 19, 29]. Ценности, поддерживаемые, например, искусством как сферой профессиональной деятельности, связаны с приоритетом эстетически направленного восприятия мира, ориентацией на рефлексию, художественным отражением реальности, обеспечением оптимальных условий в социуме для приобщения его членов к специфической культуротворческой  деятельности. Мы видим, что данное теоретическое положение нашло отражение в практике. Так, вся совокупность профессий в сфере искусства обобщенно обозначается категорией художник (искусствоведение, например, давно и прочно пользуется этой категорией – художниками в широком смысле называют писателей, музыкантов, поэтов, танцовщиков).

Процесс принятия человеком социально-культурных ценностей, поддерживаемых той или иной профессией, мы назовем важнейшим актом профессионализации, а саму профессионализацию – непременным условием развития личности. Таким образом, овладение профессией представляет собой сложный акт опредмечивания личностных отношений к реальности в конкретной, исторически сложившейся форме - в деятельности,  в труде (а точнее, в какой-либо одной из многих возможных его сфер).

Мы считаем, что возможно применить термин  профессиональность мировоззрения для того, чтобы отразить место профессии в развитии личности подлинного профессионала.

Термин профессиональность мировоззрения (профессионально ориентированное мировоззрение) отражает прямую связь профессии с формированием взглядов человека на бытие, оценкой перспектив жизненного пути, отношением к культурным, духовным, интеллектуальным ценностям. Обоснование данного термина связано с существующим уже  термином «профессиональное мировоззрение», который, однако, по мнению автора, утратил свою четкость, при его употреблении не возникает ясного понятия, которое он призван обозначить. 

Сегодня, говоря о профессиональном мировоззрении, его часто отождествляют с профессиональным самосознанием, субъективной картиной профессиональной деятельности и даже индивидуальным стилем деятельности. Исследователи склонны, в первую очередь, указывать,  «что профессиональное мировоззрение отражает ту часть мировоззрения человека (курсив мой – А. К.), которая связана с его профессиональной деятельностью» [7, с. 55]. Профессиональное сознание (или профессиональное самосознание) главным образом осмысливается как  познание и самооценка профессионально значимых качеств, выработка осознанного отношения к труду, его результатам [4]. Говоря о субъективной картине профессиональной деятельности, авторы отмечают, что она «является важнейшей составляющей профессионального бытия человека, формируется на основе накопленного опыта, определяет направленность профессиональной деятельности», в ней проявляется «своеобразие видения человеком своей профессии», «уровень постановки профессиональных задач» [2, с. 173].

Профессионально ориентированное мировоззрение будет отличаться следующими признаками. Его базовыми структурами – ценностями и идеалами – выступят те социокультурные ценности, которые поддерживаются определенной профессией. Данные ценности не только глубоко осмысливаются профессионалом, но и вызывают к себе стойкие эмоциональные отношения - чувства. В данном случае, это  состояния, связанные с переживанием своей идеальной представленности – в других людях, в новых поколениях, в профессии как социокультурной и исторической общности, чувства, связанные с переживанием упорядоченности всей системы индивидуальных знаний и представлений о мире, - то есть, состояния, вызванные  преодолением человеческой дилеммы (пользуясь терминологией Э. Фромма). Социокультурные ценности профессии не представлены в  сознании профессионала «сами по себе», в отрыве от общей картины социального взаимодействия и исторического развития конкретного общества, человечества в целом (что характерно для профессиональной деформации личности, показывает низкий общий уровень развития человека). Напротив, профессионал видит тот «вклад» (по образному выражению А. В. Петровского), который он делает в другие личности и, через них, в общественное развитие. В этом отличие профессионализма от профессиональной деформации, в случае   которой человек не видит подлинного положения социокультурных ценностей профессии  в системе общественных отношений - например, как Сальери в психологическом этюде Б. М. Теплова. Профессиональность мировоззрения предполагает активную жизненную позицию, изначально подразумевает возможность определенного влияния на реальность, посредством  распространения и поддержания создания социокультурных ценностей, поддерживаемых профессией. Таким образом, можно сказать, что человек, отличающийся профессиональностью мировоззрения, обладает и определенной психологической устойчивостью, позволяющей ему противостоять негативным воздействиям среды, сохранять собственную тождественность.

Наличие профессионально ориентированного мировоззрения свидетельствует о действительно состоявшемся развитии человека, осуществленном  в деятельности, в труде, в результате чего был сформирован определенный образ мира. Именно профессиональность мировоззрения, «профессиональное видение мира», на наш взгляд, отличает одаренных детей – собственно, будущих профессионалов по возрасту, но, можно сказать, начинающих профессионалов (а иногда уже и сложившихся) по своей сути.

В нашем случае мы обращаемся к стремительно развивающейся, востребованной профессии звукорежиссера. О необходимости  научного изучения данной профессии  говорят такие ее представители как Петр  Кириллович Кондрашин - доцент кафедры звукорежиссуры Российской Академии музыки им. Гнесиных,  Евгений Павлович Кочетков - доцент кафедры звукорежиссуры Российской Академии театрального искусства (бывший ГИТИС) и др.

В основу теоретической модели профессии звукорежиссера мы заложили базис профессионально ориентированного мировоззрения. В данном случае – это  «Чувство медиа», формирующееся на духовных способностях человека в условиях научно-технического прогресса:  «осознавая историю, человек осознает и ее преходящий характер. … Человек сознает свою конечность и свою смертность. И в духовном стремлении выти за границы смертности он стремится утвердиться в истории культуры» [9, с. 183-184]. Сохранение звучания мира, его голосов и есть обеспечение живой связи поколений, утверждение человека и его дел во времени.

Естественным образом из данного образа мира вытекают особые социально-культурные ценности, поддерживаемые профессией – это следующей уровень теоретической модели. Среди указанных ценностей следующее: 

- расширение коммуникации между людьми, установление межкультурных связей, создание особой глобальной мировой культуры, массового приобщения  к ценностям культуры, организация досуга, повышения уровня информированности, компетентности людей в различных сферах общественного сознания;

- удовлетворение духовных (культурных) потребностей, утверждение и поддержание в качестве ценности  интенсивной духовной, интеллектуальной, художественно-творческой деятельности, ставшей неотъемлемой частью жизни передового общества во всем мире.

Третьим уровнем модели выступают профессионально значимые качества звукорежиссера. Важнейшими из них являются:

- четкое осознание и принятие профессионалом социально-культурных ценностей,     поддерживаемых профессией,  доминирование собственно профессиональной      направленности над предметной и ситуативной (личность и профессионал становятся единым целым, профессия предстает как способ бытия, без чего оказывается невозможным сложный процесс интегрированного художественного и технического творчества);

- наличие аналитического слуха - способность выявлять тончайшие субмодальности звука, оперировать ими, создавая совершенные фонограммы; особое, осознанное, уважительное, творческое отношение к звуку как к великой ценности человечества, дающей неограниченные      возможности самовыражения и общения;

- умение сочетать техническое творчество (развитое техническое мышление) и    художественный взгляд на мир;

- лидерские и организаторские навыки: способность провести собственную творческую         позицию, организовать полноценный процесс звукозаписи, трансляции;

  -  выносливость, терпение, способность к кропотливому (нередко монотонному) труду;

-  высокий уровень общей культуры человека, необходимый для следующего комплекса качеств:

- творческой самостоятельности – то есть, собственной личностной позиции в вопросах искусства, в    отношении  профессии, честность и принципиальность в вопросах творчества;

- ориентация на дело, готовность поступиться занятием определенного положения ради     успешно выполненной работы (имена «чародеев звука», тех профессионалов, которые предоставляют возможность мобильного доступа к художественным ценностям всему обществу, сохраняют величайшие достижения искусства для новых поколений, чаще всего остаются в тени).

В настоящей статье пути интеграции личностного и профессионального самоопределения представлены на примере творческой в своей сути профессии. С чем это связано? Конечно не с тем, что мы настаиваем на выделении «низших» и «высших» профессий. Однако именно творческая профессия подразумевает как условие успешности интеграцию личностного и профессионального самоопределения. Данное положение обусловлено  тем, что средства деятельности «могут быть не только внешними, вещественными, но и внутренними, психическими» [4, с. 65], в творческих же профессиях эти внутренние средства являются преобладающими, обращение к внутреннему миру является здесь необходимым условием деятельности. На эмпирическом уровне (да и в научной литературе) мы часто можем встретить определение «художник» в отношении самых различных специальностей. «Художник», «поэт своего дела» говорят о профессионале, добившемся значительных результатов. Возможно, интуитивно в этих случаях отмечается главное в профессиональной деятельности –   переход профессии в «способ бытия», полная  реализация и развитие  личности  в труде.   

Постоянное рождение новых профессий делает сложным их изучение  с прежних позиций, так как научно-технический прогресс и обновляющиеся социокультурные ценности открывают все новые грани приложения неисчерпаемого человеческого потенциала - новые, сложнейшие объекты и инструментарий труда, новые производственные отношения.  Нам представляется, что разработка теоретических моделей профессий может стать тем практическим инструментарием, который будет способствовать интеграции личностного и профессионального самоопределения.   

                                             Список литературы

1.      Ахалая О. А. Практикум по психофизиологии профессиональной деятельности. – СПб, 2007

2.      Гаврилова Л. В. Субъективная картинная профессиональной деятельности// Материалы межвузовской научно-практической конференции «Психология индивидуальности». – М., 2007

3.      Иванова Е. М. Системно-деятельностный подход к психологическому профессиографированию: Дисс.. д-ра психологич. нак. – М., 2004

4.      Климов Е. А. Психология профессионала. – М., Воронеж, 2003.

5.      Психология: Учебник для гуманитарных вузов /Под общ. Ред. В.Н.

6.      Дружинина. – СПб.: Питер, 2003

  1. Рыбин С. Ю. Формирование профессионального мировоззрения студентов музыкальных специализаций в вузах культуры и искусств: Дис… канд пед. Наук. – М, 2001.

8.      Цвык В.А. Профессионализм: социально-философский анализ: Дисс. … д-ра      философских  наук. – М., 2004

9.      Шадриков В. Д. Способности человека. – М., 1997

 

 

 

Основные термины: профессиональной деятельности, профессиональной деятельности, профессиональность мировоззрения, профессиональность мировоззрения, профессии звукорежиссера, профессии звукорежиссера, определенной профессией, определенной профессией, ориентированного мировоззрения, ориентированного мировоззрения, доцент кафедры звукорежиссуры, доцент кафедры звукорежиссуры, кафедры звукорежиссуры Российской, кафедры звукорежиссуры Российской, звукорежиссуры Российской Академии, звукорежиссуры Российской Академии, изучению профессий, изучению профессий, часть мировоззрения человека, часть мировоззрения человека

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle