Автор: Белых Ольга Владимировна

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №6 (29) июнь 2011 г.

Библиографическое описание:

Белых О. В. Понятие конкурентоспособности и его эволюция // Молодой ученый. — 2011. — №6. Т.1. — С. 145-147.

Исторически концепция конкурентоспособности основана на теории использования в международном разделении труда сравнительных преимуществ национальных экономик (дешевый труд, богатые при­родные ресурсы, благоприятные географические, климатические, ин­фраструктурные факторы и т. п.) для экспорта продукции в страны, где таких преимуществ нет, и импорта продукции из стран, которые обла­дают преимуществами по сравнению с национальной экономикой стра­ны-импортера. Конкуренция составляет основу динамичного развития индустри­ального общества, имеет первоначально форму свободной конкурен­ции частных производителей на открытых рынках и преимущественно ценовой механизм ее реализации на внутреннем и зарубежных рынках. При этом само понятие конкуренции в индустриальном обществе, раз­вивающемся на протяжении трех веков, динамично меняется.

В ходе индустриального развития в рыночной среде созревают но­вые конкурентные условия, меняющие общий вектор конкуренции от преимущественного использования сравнительных национальных преимуществ к использованию динамично меняющихся конкурент­ных преимуществ, основанных на научно-технических достижениях, инновациях на всех стадиях от создания товара до продвижения его от производителя к потребителю. В новой эконо­мике конкурентные преимущества связаны с информационной рево­люцией: телекоммуникационные фирмы на пороге XXI в. вышли в лидеры по капитализации, обогнав по этому показателю традиционные фирмы нефтяной, автомобильной и металлургической промышленности. В России наблюдается прямо противоположная картина: в десят­ке наиболее крупных компаний по капитализации в 2000 г. семь пред­ставляют энергетические корпорации, хотя уже становится очевидным, что, например, нефтяные компании в долгосрочной стратегии созда­ния конкурентных преимуществ страны не имеют реальной перспек­тивы.

Во второй половине XX в. конкуренция приобрела новые чер­ты: свободная конкуренция частных товаропроизводителей на изна­чально открытых рынках сочеталась в самых разнообразных формах с конкуренцией монополистических и олигополистических структур на частично закрытых, в том числе с помощью протекционизма, рынках; постепенно происходил сдвиг от использования в основном ценовых методов конкуренции к преимущественно неценовым, хотя в реальной экономике всегда наблюдается их сочетание; изменение структуры спро­са от потребления массовой унифицированной продукции к удовлетво­рению индивидуального потребительского и инвестиционного спроса трансформирует рынки на все более расщепляющиеся их сегменты с возрастающей интенсивностью конкуренции.

Быстрый рост совокупного спроса и интенсивное повышение эффективности материального производства в индустриальном обществе выявили, с одной стороны, ограничения в наращивании материальных потребностей, а с другой стороны, создали предпосылки для перехода значительной части рабочей силы в сферу услуг. В рамках индустри­ального общества созревают условия для перехода к постиндустриальному обществу, которое становится отличительной чертой XXI в.

Постиндустриальное общество, формирующееся с середины 70-х гг. XX в., базируется на производстве наукоемких товаров и интеллектуальных услуг; выше всего ценятся знания, информация, на базе которых развиваются информационные технологии, — основа но­вого электронифицированного типа производства, принципиально иных, чем ранее, управленческих систем, инфраструктурных сетей хозяйства, финансовых потоков.[1,с.65] В настоящее время особый интерес представляет проблема конкурентоспособности в условиях глобализации ми­рового хозяйства и формирования «новой экономики». Наиболее про­двинутой частью «новой экономики» выступает интернет-экономика. Суть проблемы заключается в использовании наиболее развитыми стра­нами новых конкурентных преимуществ, связанных с интернет-технологиями, позволяющими захватить выгодные сегменты быстро расши­ряющегося интернет-пространства. «В результате (преобразова­ний предпринимательских структур) сотрудничать и конкури­ровать на рынках начинают не организованные структуры, которые сейчас представляют компании, а чистые ноу-хау и владеющие ими брэнды».

В СССР отношение к проблеме конкурентоспособности было, мягко говоря, сдержанным — эта категория связывалась в основном с экспортными товарами. Поэтому и основой конкурентоспособности являлась сравнительная прибыльность экспорта поставщиков. Ярким примером такого отношения к понятию конкурентоспособности является определение, данное Ю. Ф. Шамраем и Г. В. Габунией: «Конкурентоспособность может быть опре­делена как сравнительная прибыльность экспорта поставщиков (фирм или стран), т. е. как разница между рыночными ценами и затратами на производство и реализацию поставляемой на мировой рынок про­дукции». Казалось бы, совершенно по-другому должно было быть в современной России. Однако и здесь, несмотря на ускоренное строительство рыночной экономики, проблеме конкурентоспособности сравнительно долго не уделялось достойного внимания, хотя эта категория является ключевой в контексте обеспечения ее успешной конкурентной борьбы в мировой экономике. Тем не менее на это есть веские причины: в дореформенных условиях обращение к этой области экономической жизни не было актуальным, а трансформация национальной хозяйственной системы России оказалась настолько быстрой и радикальной, что наука не успела основательно осмыслить новые реальности.

В отличие от отечественной зарубежная экономическая наука уделяла больше внимания пониманию конкурентоспособности и определяла это понятие более широко. Например, по определению гарвардского словаря «Field Guide to Business Terms» основой конкурентоспособности являются товары и услуги, которые могут успешно конкурировать на мировых рынках. Российские экономисты обратили более пристальное внимание на проблему конкурентоспособности в кризисный 1998 г. Так, М. Гельвановский, В. Жуковская, И. Трофимова в 1998 г. дали следующие определения конкурентоспособности: «Конкурентоспособность — обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования»[2,с.68]; «Мик­роконкурентоспособность — соотношение цены и качества конкретных товаров, производимых отдельными предприятиями и фирмами, или оказываемых ими услуг»[2,с.68]; «Мезоконкурентоспособность — эффективность работы отдельных отраслей национального хозяйства, оцениваемая, помимо традиционных критериев, по показателям, характерным для данной отрасли и описывающим степень ее живучести и динамичности при различных вариантах развития экономики данной страны и мира в целом». В основу разделения на уровни был положен отраслевой подход.

В 1999 г. А. З. Селезнев использовал территориальный подход и дал определение конкурентоспособности региона: «Конкурентоспособность региона — обусловленное экономическими, социальными, политическими и другими факторами положения региона и его отдельных товаропроизводителей на внутреннем и внешних рынках, отражаемые через показатели, адекватно характеризующие такое состояние и его динамику». М. Коллонтай спустился на более низкий уровень конкурентоспособности и дал определение конкурентоспособности товара с точки зрения покупателей: «Конкурентоспособность товара — это способность товара на единицу своей стоимости удовлетворять больше потребностей покупателей или на более высоком уровне, чем товар конкурентов». В связи с экономическим ростом экономики страны, нарастающей дискуссией по поводу конкурентоспособности России как экономики в целом и активизацией действий по вступлению в ВТО А. А. Дынкин и Ю. В. Куренков дали развернутое определение конкурентоспособности на национальном уровне как результирующего показателя, вложив в него такие составляющие, как эффективное производство, эффективное распределение и эффективные продажи, а также разумное использование экспортных преимуществ в целях повышения экономического потенциала: «Конкуренто­способность страны — результирующий показатель того, насколько эффективно по сравнению с другими странами она производит, распределяет и продает создаваемые в ней товары и насколько ра­зумно она использует свои экспортные преимущества для неуклон­ного повышения собственного экономического потенциала в самом широком смысле этого понятия»[3,с.56]; «Национальная конкурентоспособность — способность национальной экономики производить и потреблять товары и услуги в условиях конкурентной борьбы с товарами и услугами, производимыми в других странах».[5,с.57] Подобное же определение национальной конкурентоспособности дали в 2005 г. М. Дерябина и С. Колчин, но в более сжатом виде: «Национальная конкурентоспособность — способность национальной экономики в рыночной системе производить и потреблять товары и услуги в условиях конкурентной борьбы с товарами и услугами, производимыми в других странах»[4,с.43]. И. О. Миргородская определила конкурентоспособность как некую возможность приспособления к изменениям, подчеркнув при этом, что ее необходимо рассматривать только в среде соперничества: «Конкурентоспособность — это возможность приспособиться к изменяющимся условиям с точки зрения удержания или улучшения позиций среди соперничающих».[5, с.203] И. П. Богомолова и Е.  В.  Хохлов в 2005 г. дали общее определение конкурентоспособности, дополнив реальную способность объекта выполнения своих функциональных обязанностей в условиях возможного противодействия соперников потенциальной: «Конкурентоспособность объекта — состояние, характеризующее реальную или потенциальную возможность выполнения своих функциональных обязанностей в условиях возможного». Так изменялось понятие конкурентоспособности в российской экономической науке.

В современной теории по проблемам конкурентоспособности существуют два подхода к выделению уровней конкурентоспособности: территориальный и отраслевой. С точки зрения территориального подхода выделяют конкурентоспособность страны (макроуровень), конкурентоспособность региона (мезоуровень) и конкурентоспособность фирмы (микроуровень). Отраслевой подход выделяет национальную конкурентоспособность (макроуровень), конкурентоспособность отрасли (мезоуровень) и конкурентоспособность товара (микроуровень).

В самом широком смысле конкурентоспо­собность означает возможность выигрыша в со­ревновании. Применительно к экономической сфере конкурентоспособность в самом общем виде — обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического со­ревнования.

Литература:
  1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., 2009. С. 65. 

  2. Гельвановский М., Жуковская В., Трофимова И. Конкурентоспособность в микро-, мезо- и макроуровневом измерениях // Рос. экон. журн. 2008. № 3. С. 68. 

  3. Дынкин А. А., Куренков Ю. В. Конкурентоспособность России в глобальной экономике. М., 2003. С. 56. 

  4. Дерябина М., Колчин С. Конкурентоспособность российской экономики в условиях глобализации // Власть. 2005. № 2. С. 43. 

  5. Миргородская Е. О. Конкурентоспособность как интегральное свойство рыночной системы хозяйствования // Философия хозяйства. М., 2005. № 4/5. С. 203. 


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle