Библиографическое описание:

Лосева Л. П. Качество подготовки специалиста в системе высшего профессионального образования как объект управления // Молодой ученый. — 2011. — №6. Т.2. — С. 152-155.

Проблема «вхождения» молодежи, получившей профессиональное образование, в рынок труда во многом обусловлена социально-психологическими факторами, связанными с тем, что представления выпускников о перспективах трудоустройства и о будущей трудовой деятельности в целом не всегда совпадают с реальной обстановкой на рабочем месте и реальным соотношением спроса и предложения на рынке труда. Зачастую это является следствием качества подготовки специалиста в процессе его профессиональной подготовки.

Изначально неправильный выбор будущей профессии, низкая информированность о различных ее аспектах, социальная незрелость молодых специалистов, их психологическая неподготовленность к вхождению в рынок труда приводят к формированию негативных стереотипов восприятия выпускников вузов со стороны работодателей.

Для современного молодежного рынка труда характерно увеличение разрыва между трудовыми притязаниями молодых и возможностями их удовлетворения. Если молодежь не имеет практического опыта работы (либо он недостаточен), данная категория граждан оказывается мало востребованной на рынке труда. А высокие требования с их стороны к оплате труда делают проблематичным поиск подходящей работы.

Концепция качества образовательного процесса, являющаяся основополагающей для учебной работы Московского государственного университета культуры и искусства, позволяет учитывать требования соответствия высшего профессионального образования социальным потребностям страны, а также внутренние и внешние условия функционирования учебного заведения как сложной многоуровневой системы [1]. Повышение качества подготовки специалиста становится одной из главных задач на длительную перспективу в системе управления образовательным процессом.

При определении понятия «качество образования» мы выделяем три основных направления в работе университета:

  • обеспечение качества содержания образования;

  • обеспечение качества результатов образования (качества образованности выпускников университета);

  • обеспечение качества образовательных технологий (качества методов обучения и воспитания).

Останавливаясь на важнейшей проблеме обеспечения качественной подготовки будущего выпускника, мы отмечаем, что цель работы нашего учебного заведения – конкурентоспособный специалист с требуемым уровнем подготовки. Эта же цель поставлена перед ФГОС ВПО нового поколения.

На основе опыта разработки и реализации ГОС ВПО первого и второго поколения и с учетом документов Болонского процесса проект макета ФГОС ВПО предусматривает [2]:

- формирование стандартов по направлениям подготовки как совокупности образовательных программ бакалавра, специалиста и магистра, объединяемых на базе общности их фундаментальной части;

- формирование требований к результатам освоения основных образовательных программ подготовки в виде компетенций как  в области профессиональной деятельности, так и социально-личностной;

- разработку стандартов без деления их на федеральный, национально-региональный и вузовский компоненты одновременно с расширением академических свобод вузов при формировании основных образовательных программ (ООП);

- установление требований к результатам освоения отдельных разделов образовательных программ;

- введение научно-исследовательской работы студента как обязательного компонента основной образовательной программы;

- установление трудоемкости (объема учебной работы студента) основных образовательных программ в зачетных единицах вместо часовых эквивалентов.

Говоря об управлении качеством подготовки специалиста, следует остановиться на всех составляющих схемы [3]:

  • любой процесс, в том числе образовательный, зависит от входных параметров (учебный процесс в университете зависит от уровня подготовленности абитуриентов: оценивания их на «входе» в учебный процесс мы тем самым измеряем качество данного начального этапа);

  • каждая специальность должна быть обеспечена соответствующей ФГОС ВПО учебно-материальной базой и квалифицированным профессорско-преподавательским составом, что гарантирует качество обучения студентов на разных уровнях образовательного процесса;

  • необходимо учитывать, что без совершенствования учебных дисциплин и технологий обучения, то есть без совершенствования учебного процесса, достичь соответствия (качества) подготовки выпускников требованиям ГОС СПО невозможно.

Профессиональная подготовка будущего специалиста социально-культурной сферы формируется через участие в различных видах деятельности, что предполагает воспитание его как профессионала, становление личности, обладающей знаниями, умениями и навыками. Перед специалистами таких профилей профессиональной деятельности ставятся задачи, которые не всегда можно решить традиционными путями, а требуется креативный подход. Раскрытию творческого потенциала способствует внеучебная деятельность, которая реализуется посредством привлечения студентов к участию в фестивалях, концертах, спортивных соревнованиях, в выставках, различного рода кружках и помогает студенту адаптироваться в тех или иных условиях, раскрыть свои скрытые ресурсы.

Выявляя степень обеспеченности заявленного стандартом уровня подготовки специалиста, университет постоянно проводим сравнительный анализ результатов обучения студентов по курсам и отделениям.

Сопоставляя данные по успеваемости студентов разных отделений за последние три года, мы попытались выявить и устранить причины, тормозящие качественную подготовку будущего выпускника. Так, студент зачастую не видит ценности материала конкретного урока, его места в изучаемой дисциплине, важности взаимосвязи с другими дисциплинами и со своей будущей профессией, что влечёт отсутствие интереса к дисциплине. Студент не видит и не понимает того, что от него требует преподаватель. В университете общепринята практика, в соответствии с которой каждый преподаватель знает место дисциплины в модели подготовки специалиста и предъявляет требования к студенту на уровне стандарта. На каждую дисциплину студенту известен входной уровень знаний, умений и навыков для того, чтобы оценить, какими средствами и усилиями обеспечить качественный выход. По каждой дисциплине в УМК разработаны входной и выходной измерительные материалы уровня обученности студентов в зависимости от цели изучаемой дисциплины.

Известно, что любой процесс управляется более качественно, если есть обратная связь, положительная или отрицательная. Для учебного процесса – это качество полученного образования глазами студента, поскольку выпускник – это потребитель образовательных услуг. Анкетирование студентов 4 и 5 курсов, проведённое нами, помогало выявить наиболее значимые дисциплины для выполнения дипломного проекта и формирования профессиональной компетентности, определить, знание каких дисциплин студент применяет осознанно. То есть, в данном случае, сам выпускник оценивал качество полученного образования изнутри, как процесс, участником которого он является.

В заключении необходимо отметить, что с обновлением требований к выпускникам университета в соответствии с ФГОС ВПО нового поколения проблемы качества управления качеством и оценки качества образования становятся приоритетными. Главное требование – обеспечение качества подготовки специалиста – заключается в совершенствовании одновременно всех составных частей схемы реализации ФГОС ВПО.

В контексте обеспечения качества образования как его интегральный показатель рассматривается компетентность, которая определяется не суммой знаний и умений, а его готовностью к решению типовых профессиональных задач в зависимости от уровня его образования, квалификации и мастерства. Современные требования к уровню подготовки будущих специалистов, к профессиональной деятельности специалистов социально-культурной сферы ориентированы именно на компетентностный подход.

В контексте модернизации образования как интегральный показатель качества рассматривается компетентность, которая определяется не суммой знаний и умений, а его готовностью к решению типовых профессиональных задач в зависимости от уровня его образования, квалификации и мастерства. Современные требования к уровню подготовки будущих специалистов, к профессиональной деятельности специалистов социально-культурной сферы ориентированы именно на компетентностный подход.

Многонациональный характер российского государства, его федеративное устройство, полиэтническая структура общества, функционирование в некоторых субъектах Российской Федерации двух государственных языков – русского языка и языка титульной нации – предопределяют необходимость развития коммуникативной компетентности будущих специалистов социально-культурной сферы.

Компетентностный подход в деятельности специалистов социально-культурной сферы означает постепенную переориентацию доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляцией знаний, с формированием навыков на создание условий для овладения комплексом компетенций, означающих потенциал, способности молодого специалиста к выживанию и устойчивой жизнедеятельности в условиях современного многофакторного социально-политического, рыночно-экономического, информационно и коммуникативно насыщенного пространства.

В современном образовательном пространстве вузы культуры и искусств играют особую конструктивную и культуро-творческую роль, формируя и утверждая ее культурные приоритеты.

Вузы культуры и искусств выполняют многообразные функции, среди которых могут быть выделены как общие - типичные для всей высшей школы, так и специфические, характерные только для данной сферы.

К важнейшим функциям вузов культуры и искусств относятся:

- образовательная, нацеленная на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров для учреждений культуры и искусств различного профиля;

- научно-исследовательская, органично связанная с усилением фундаментальности учебного процесса на базе выполнения Федеральных и региональных проектов и программ развития культуры России;

- методическая, заключающаяся в организации консультативной помощи учреждениям культуры и искусств региона. Филиал активно участвует в организации научно – методической помощи с учреждениями дополнительно образования;

- художественно-творческая, находящая выражение в деятельности высокопрофессиональных художественно-творческих и исполнительских коллективов преподавателей и студентов;

- просветительская, заключающаяся в распространении знаний в области интеллектуальных, культурных и нравственных ценностей общества среди населения, в повышении его культурного уровня, реализации потребностей личности по приобретению высшего образования в сфере культуры и искусств.

Московский государственный университет культуры и искусств - Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования - признанный лидер образования в сфере культуры и искусств, творческое сообщество профессоров, преподавателей, сотрудников и обучающихся, видящих свою цель в утверждении гуманистических ценностей отечественной и мировой культуры.

Сегодня университет обладает традициями, знаниями и методиками, позволяющими лидировать на рынке российского образования в сфере культуры, способствовать созданию сети региональных вузов культуры и искусств, обеспечивающей их интеграцию в мировое образовательное пространство.


Литература:
  1. ГОСТ Р ИСО 9004-2001. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности. - М.: Изд-во стандартов, 2001. - 45 с.

  2. Соболев В.С. Ключевые факторы качества высшего профессионального образования // Менеджмент качества в образовании: Материалы конф.-совещ, 28-29 октября 2002 г., СПбГЭТУ "ЛЭТИ". - СПб.: Изд-во СПбГЭТУ "ЛЭТИ", 2002. - С. 78-79.

  3. Комплексная оценка высших учебных заведений: Учеб. пособие // В. Г. Наводнов, Е. Н. Геворкян, Г. Н. Мотова, М. В. Петропавловский. - Москва; Йошкар-Ола: Науч.-информ. центр гос. аккредитации, 2001. - 192с.

Основные термины (генерируются автоматически): высшего профессионального образования, подготовки специалиста, качества подготовки, качества подготовки специалиста, системе высшего профессионального, специалистов социально-культурной сферы, обеспечение качества, условие качества подготовки, деятельности специалистов социально-культурной, качества подготовки младшего, подготовки младшего специалиста, образовательных программ, специального профессионального образования, профессиональной деятельности, основных образовательных программ, качества образования, младшего специалиста среднего, специалиста среднего специального, подготовки будущих специалистов, Синергетическая природа подготовки.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle