Библиографическое описание:

Мухаммедова Д. Ч. Мобильные ремонтные базы для восстановления линейной части магистральных газопроводов // Молодой ученый. — 2011. — №6. Т.1. — С. 82-85.

Повышение надежности магистральных трубопроводов невозможно без широкого внедрения современных методов и средств технической диагно­стики. Своевременная диагностика способствует раннему выявлению и устранению дефектов, позволяет определить оптимальные сроки вывода трубопровода в ремонт и вид ремонта, сократить трудовые затраты и время, необходимые для выполнения ремонтных работ.

Развитие методов и технических средств диагностики позволяют перейти от планирования капитального ремонта и приоритетного ремонтно-технического обслуживания к созданию программ гарантированного продления срока службы объектов трубопроводного транспорта.

За последние годы существенно изменился характер ремонтных работ. Развитие средств диагностики трубопроводов, особенно внутритрубной дефе­ктоскопии, создание комплекса машин, позволяющих качественно проводить работы по переизоляции трубопроводов, различных типов ремонтных муфт, способствовали переходу от сплошного ремонта к выборочному, а также поз­волили проводить ремонт трубопроводов без остановки транспорта продукта.

Наиболее перспективными способами капитального ремонта трубопро­водов являются сплошная переизоляция и выборочная. Различие в спосо­бах переизоляции газопроводов и нефтепроводов является то, что в целях обеспечения безопасности перед производством работ газопровод полно­стью освобождают от газа, а на нефтепроводах переизоляцию осуществляют без прекращения перекачки нефти. При этом рабочее давление понижают до 2,0-2,5 МПа и соблюдают весьма жесткие условия - сохранять неизмен­ным высотное положение трубопровода во время проведения работ и после засыпки переизолированного трубопровода.

Общими для газопроводов и нефтепроводов являются способы вскры­тия трубопровода, удаление старого изоляционного покрытия, подготовка поверхности трубопровода под нанесение новой изоляции, нанесение нового изоляционного покрытия, засыпка траншеи, рекультивация земель.

Известные к настоящему времени технологии ремонта трубопроводов, связанные с их полной или частичной переизоляцией, имеют достаточно ограниченную область применения. В основном традиционно применяе­мые технологические решения распространяются на участки трассы, где местность имеет спокойный рельеф и на ней отсутствует заболоченность или обводненность.

Для ремонта до сих пор применяют традиционную технику и техноло­гию. Снятие старого антикоррозионного покрытия и подготовка поверхно­сти для нанесения нового с использованием дорогостоящего и энергоемкого импортного оборудования определяют, в конечном счете, высокую стои­мость ремонтных работ при низком качестве их выполнения.

В связи с этим назрела необходимость повышения степени индустриали­зации ремонтных работ и создания современных отечественных технологий, машин и механизмов.

На основе анализа и практики производства ремонтных работ считаем, что перспективным является создание мобильных ремонтных баз - МРБ.

Основное назначение МРБ - проведение ремонтных работ по переизоляции ЛЧМГ с частичной или полной заменой труб в трассовых услови­ях в различных природно-климатических условиях (рис.1). Кроме того, они могут применяться для восстановления труб, бывших в эксплуата­ции; ремонта поврежденных участков трубопровода и других ремонтных работ, необходимость в проведении которых возникает при эксплуатации газопроводов.

Оптимальная зона обслуживания такими базами зависит от конкретных расстояний между линейными кранами и составляет 20÷30 км.

Предполагается выпускать МРБ, укомплектованные оборудованием трех типоразмеров: 1 - для труб диаметром 300-500 мм; 2 - для труб диа­метром 700-1000 мм и 3 - для труб диаметром 1200-1400 мм.

Каждый типоразмер МРБ может быть укомплектован оборудованием для нанесения различных видов изоляционного покрытия, в том числе по­лимерно-битумного, на основе полиуретанов и рулонного.

Все оборудование изготавливается в блочном исполнении и доставляется к месту работы на автомобильном транспорте повышенной проходимости.



Рис. 1. Достоинства и условия наиболее целесообразного применения МРБ

Монтаж оборудования не требует специальной подготовки, рабочей пло­щадки, кроме планировочных работ. МРБ состоит из следующих блоков:

- очистки поверхности труб от старого изоляционного покрытия;

- отбраковки труб, обработки фасок и подготовки поверхности труб к на­несению нового изоляционного покрытия;

- нанесения нового изоляционного покрытия';

- диагностики и контроля качества работ;

- накопления изолированных труб для дальнейшей их вывозки на место работ;

- вспомогательного оборудования (устройства и механизмы для ремонта локальных мест повреждения изоляции, для изоляции сварных стыков, ремонта тела трубы, ликвидации свищей и др.);

- блока жизнеобеспечения работы всей МРБ.

Мобильная ремонтная база (рис. 2) состоит из транспортируемых блоков, размещенных в специальных контейнерах. Для перевозки блоков используют стандартные полуприцепы грузоподъемностью 10 т. Для раз­мещения МРБ необходима спланированная площадка размером 50×20 м.



Рис. 2. Технологическая схема восстановления труб на мобильной ремонтной базе

Для работы оборудования необходимо электрическое питание от трех­фазной сети переменного тока напряжением 380 В, частотой 50 Гц, суммар­ной мощностью 200 кВт.

МРБ состоит из шести основных участков:

- накопления неизолированных труб;

- подготовки труб для нанесения новой изоляции;

- накопления праймированных труб;

- подготовки изоляционного материала;

- нанесения изоляционного покрытия;

- накопления изолированных труб.

Перемещение труб производится транспортерами. Для перекладки труб предусмотрены соответствующие перегружатели. Участки праймирования и нанесения изоляционного покрытия укрыты легким навесом для защиты от атмосферных осадков.

Предполагаемая производительность МРБ в течение одной рабочей смены (10 ч) составляет:

- для труб диаметром 300-500 мм - 1 000 п.м;

- для труб диаметром 700-1000 мм - 700 п.м;

- для труб диаметром 1200-1400 мм - 600 п.м.

Применение МРБ позволит:

- повысить степень индустриализации ремонтных работ за счет комплекс­ного выполнения технологических операций в базовых условиях;

- осуществить инструментальный контроль качества операций по очист­ке, подготовке поверхности и изоляции труб;

- увеличить темп производства ремонтных работ независимо от природно-климатических условий;

- выполнить требования по охране окружающей среды.


Литература:
  1. Березин В.Л., Ращепкин К.Е., Телегин Л.Г., Зиневич A.M., Халлыев Н.Х. Капитальный ремонт магистральных трубопроводов. М.: Недра, 1978.

  2. Халлыев Н.Х. Ремонт линейной части магистральный газонефтепроводов: Методическое пособие: М.: ИРЦ «Газпром», 2001.

  3. Березин В.Л., Иванцова С.Т., Бобков A.A., Захаров Д.Б., Халлыев Н.Х. Пособие по расчету технологических параметров ремонтно-строительных потоков. М.: РГУ нефти и газа, 1999.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle