Автор: Леонтьева Ольга Леонидовна

Рубрика: Психология и социология

Опубликовано в Молодой учёный №6 (29) июнь 2011 г.

Библиографическое описание:

Леонтьева О. Л. Формирование профессионального самосознания учащихся гимназии в процессе обучения // Молодой ученый. — 2011. — №6. Т.2. — С. 97-98.

В современном мире обучение школьников обусловлено личностно-ориентированным подходом к выбору профессии. Подросток является субъектом всего образовательного процесса, а его личностное развитие и самореализация рассматриваются обществом в качестве приоритетной задачи. Профильное обучение создает условия для допрофессиональной подготовки школьника. Речь идет не о подготовке к конкретной специальности, а об определении профессионального маршрута по окончании общеобразовательной школы.

В московской гимназии № 1590 сформирована система профориентационной работы, берущая свое начало с лицейских педагогических классов, открытых в 1985 году. Работа по формированию профессионального самосознания учащихся включена в общую систему обучения. В неё входит деятельность, направленная на развитие навыков целеполагания, совершения осознанного выбора, активное и систематизированное знакомство учеников средней школы с миром профессий, со специфическими качествами и умениями, психологическое сопровождение. Формы работы делятся на пять блоков: психологическое сопровождение профориентационной работы, спецкурс в 9-х классах «Психология и выбор профессии», взаимодействие с ВУЗ-ами, дополнительное образование, внеклассная работа (схема № 1).

Схема № 1. Формы профориентационной работы в гимназии №1590.







Содержание психологического сопровождения профориентационной работы включает в себя: психодиагностику; аналитическую и прогностическую деятельность; развивающую работа; консультирование; психологическое просвещение. Психологическое сопровождение профильного обучения нельзя рассматривать в отрыве от «основной» работы школьного психолога. Профориентационная деятельность полноценно реализуется только в процессе решения общих задач психологического обеспечения функционирования школьной образовательной среды в соответствии с программой развития школы. Все виды психологических мероприятий служат основой для грамотного построения профориентационной работы.

Цель спецкурса по профессиональному самоопределению «Психология и выбор профессии» (Г.В. Резапкина) - формирование психологической готовности подростка к профессиональной карьере [1]. В него входят различные типы уроков, включающих профессиональную диагностику с использованием методик, деловых и ролевых игр, проблемно-поисковых задач, элементов исследовательской и проектной деятельности, контрольные задания.

Основные задачи спецкурса: формирование адекватного представления учащихся о своем профессиональном потенциале на основе самодиагностики и знания мира профессий; ознакомление со спецификой современного рынка труда, правилами выбора и способами получения профессии.

По результатам диагностических мероприятий всем учащимся составляются рекомендации по профилю дальнейшего обучения, проводятся индивидуальные консультации.

Изучение курса заканчивается защитой проекта «Моя будущая профессия». Цель защиты - показать осознанность и обоснованность своего выбора, рассказать о своих профессиональных целях и путях их достижения.

Взаимодействие с ВУЗами осуществляется по нескольким направлениям:
- презентация факультетов;
- участие в олимпиадах учащихся гимназии;
- встречи преподавателей с учащимися и родителями;
- курсы довузовской подготовки;
- тестирование учащихся 10-х классов по профильному обучению;
- сотрудничество на уровне ведомственных подразделений;
- совместные заседания и семинары преподавательского состава.

Дополнительное образование является неотъемлемой частью в работе по профессиональному самоопределению. Задачи дополнительного образования и профориентации пересекаются и дополняют друг друга и ведут к общей цели – обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей; адаптация их к жизни в обществе; формирование общей культуры. Блок дополнительного образования несет дополняющую функцию в обучающей, развивающей и адаптационной деятельности гимназии. Занятия в объединениях дополнительного образования позволяют детям познакомиться с той или иной профессиональной сферой жизнедеятельности, выявить свои личные возможности и определиться в выборе профессии, получить основы профессиональных знаний и мастерства.

Не всегда школьные занятия выявляют творческое начало в ребенке, да и сами дети, еще не до конца разбираясь в себе, могут выбрать увлечение по душе. Занятия в системе дополнительного образования позволяют взглянуть на детей с другой стороны, раскрыть творческие способности, наметить направленность будущей сферы профессиональной деятельности. Дети могут научиться различным техникам и творческим навыкам, посмотреть и опробовать различные материалы, узнать больше о своих сверстниках, а у родителей появляется возможность увидеть с неожиданной стороны своих детей и поддержать их интерес.

Первичные карты интересов, анкеты по их изучению могут быть предъявлены учащимся уже в 5-м классе. Безусловно, четкой картины предпочтений они не дадут, и это обусловлено особенностями возраста, тем не менее, такие исследования внесут вклад в изучение динамики интересов и склонностей. Накопление информации о профессиональных намерениях учащихся может оказаться важным для решения вопроса о профессиональном будущем учащегося.

В 7-9 классах работа психолога ориентирована на допрофильную подготовку и представляет собой комплекс просветительских и развивающих мероприятий, основанных на психодиагностических исследованиях. Обычно применяются анкеты, беседы, сочинения, комплексы психодиагностических методик.

Старшим подросткам (учащимся 9-х кл.) необходимо совершить первичное профессиональное самоопределение (быть готовыми к выбору профиля обучения в 10-м классе, а также вида и уровня продолжения образования после окончания основной школы). Выбор профиля обучения предопределяет профессиональный выбор учащихся.

Следующий этап (10-11кл.) называется этапом профессионального самоопределения и здесь учащийся должен уже вполне реально сформулировать для себя задачу выбора будущей профессиональной деятельности с учетом имеющихся психологического и психофизиологического ресурсов. Теперь школьник должен совершить выбор профессии, оценить с этой позиции школьные дисциплины, стремясь отдать больше времени и сил тем, которые соотносимы с будущей профессией.

Большую роль играет внеклассная работа, включающая в себя традиционные экскурсии на предприятия, выставки, музеи, культмассовые мероприятия. Это помогает ребятам расширить свои горизонты, познать мир и себя в этом мире.

Зрелый выбор, в отличие от романтического или случайного, предполагает, что учащийся осознает свои жизненные цели и планы и верно оценивает возможность для их реализации, а сделанный им выбор не расходится с его ценностными ориентациями и позволяет реализовать ему собственные намерения.

Перечисленные мероприятия позволяют наблюдать динамику интересов и склонностей учащихся, профориентационное и психологическое просвещение создают условия для широкой информированности учащихся о мире профессий, о необходимых навыках и умениях, личностных особенностях; психологические занятия способствуют развитию навыков принятия решения, целеполагания, ответственности за совершаемый выбор. Профконсультирование и личностно-ориентированное консультирование направлены на формирование у учащегося стремления к самостоятельному выбору профессии, с учетом полученных с помощью психолога знаний о себе, своих способностях и перспективах развития.


Литература:
  1. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие. -2-е изд. – Генезис, 2008. – 208.
  2. http://profession.krsnet.ru/teacher/metod/prof.html

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle