Библиографическое описание:

Храпова О. П., Лепёхина С. И. Роль краеведения на уроках русского языка, литературы и изобразительного искусства // Молодой ученый. — 2011. — №6. Т.2. — С. 169-171.

Любовь к малой Родине – это

нечто отвлечённое, это – и любовь

к своему народу, к своей местности,

к памятникам её культуры, гордость

своей историей…

К патриотизму нельзя только

воспитывать любовь к родным местам,

воспитывать духовную оседлость.

Д.С. Лихачев


Одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закреплённых в Законе об образовании Российской Федерации, является воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.

Воспитание патриотов – самая высокая задача любой системы образования, не теряющая значимости на протяжении всей истории человечества. Сегодня именно перед нами, педагогами, остро встали проблемы патриотического воспитания, духовно - нравственного становления ребёнка, формирования здорового образа жизни.

Проблема гуманизации образования предполагает новый подход к урокам литературы, русского языка и изобразительного искусства, связь с элементами краеведения. «Понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена. Ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе: они вырастают на родной почве и могут быть понятны только в связи со своей родной страной»,- эти слова академика Д.С.Лихачева близки и понятны каждому учителю, стремящемуся воспитать у подрастающего поколения любовь к родному краю, малой родине. Эти слова в полной мере можно отнести и к изобразительному искусству.

История России сложна и многообразна, она вбирает в себя историю деревень, сел, городов, областей и краев, тем самым, вооружая нас знаниям по истории родного края, где общие закономерности развития общества проявляются в конкретных условиях.

Литературное и эстетическое краеведение являются одним из эффективных средств и составной частью общей системы учебно-воспитательной работы общеобразовательной школы, играют большую роль в повышении качества обучения и воспитания учащихся.

Основываясь на приобретенных учащимися в начальной школе знаниях, мы стараемся расширять и углублять их представления о природных условиях и богатствах родного края, о национальных обычаях и традициях нашей малой Родины. Многие из этих обычаев уходят корнями в далекое прошлое, но они являются частью человеческой культуры. В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения русской духовности, изучения истории народа, восстановления традиций. Любовь к родине, народу, истории своей страны важно прививать с детства. Школьное краеведение способствует развития любознательности, познавательных интересов, собирательской активности, увлечению наукой.

Включение элементов краеведения на уроках - лучшая пища для детского ума и воображения, средство развития памяти, интереса, внимания и воли. На этих занятиях создаются благоприятные условия для развития логического мышления детей. Ученик, опираясь на конкретно-образное мышление, возникающее в процессе наблюдения, приходит к умозаключениям, обобщениям, применяя доступные для его возраста логические операции: сравнения и аналоги, анализ и синтез, обобщение и конкретизацию. Задача учителей умело направлять мыслительную деятельность детей. Этому способствуют уроки и внеклассные мероприятия инновационных жанров: урок-исследование, урок-мастерская, урок-размышление, дидактическая игра, круглый стол, учебная конференция, урок вопросов и ответов, исследовательские конференции, которые воспитывают в детях любовь и уважение к литературе, русскому языку и изобразительному искусству.

2009 год в Воронежской области был объявлен годом Алексея Кольцова. Интересуясь творчеством великого земляка, изобразительным искусством, литературой ученица 10 «Б» класса Синюгина Лилия и ученица 7 «Б» класса Кудрякова София под руководством учителей изо и литературы провели исследовательские работы на темы: «Образ Кольцова в произведениях воронежских художников» и «Кольцов в творчестве воронежских композиторов ». В процессе исследования девочки посещали музеи, библиотеки (районную в Новой Усмани, в г. Воронеже библиотеку им. Никитина, библиотеку Искусств), концерты в Союзе композиторов и филармонии. Их работы стали победителями районного и областного конкурсов «Мой Кольцов» и напечатаны в книге, выпущенной областной библиотекой.

Уроки русского языка, литературы и изобразительного искусства - различные формы познания ребёнком окружающего мира.

При знакомстве с праздничной народной одеждой на уроках изобразительного искусства особое внимание уделяется понёвному типу (одежде южных регионов России, в первую очередь Воронежской области.) Учащиеся обращают внимание на особенности вышивки, орнамента разных сёл и деревень. На этом уроке дети знакомятся с Петром Денисовичем Понамарёвым, воронежским художником, заслуженным работником культуры России, знатоком народных промыслов художественных ремёсел. Он известен не только как знаток, но и собиратель произведений русского народного искусства: народных игрушек, старинных изделий кузнецов, керамики, вышивок. За многие годы художник создал целую коллекцию рисунков крестьянской одежды, бережно сохранённой на дне сундуков в сёлах и деревнях Воронежской губернии.

Очень внимательно дети слушают о народных промыслах России. Гордостью и любовью наполняются их души, когда видят Рамонскую глиняную игрушку, Богучарские тряпичные куклы, Воронежскую красавицу - матрешку.

С каким неподдельным интересом знакомятся учащиеся с рецептом выпечки Бутурлиновских пряников XYII-XYIII веков, по которому и в наши дни мастера - бутурлиновцы готовят это прекрасное лакомство к Рождественским праздникам.

Необходимая информация включается в виде специального рассказа, предшествующего выполнению практического задания или завершающего урок. Постепенно к работе по сбору соответствующих материалов можно подключать и учеников. Подобрать материал для индивидуальных сообщений помогают уроки развития речи по русскому языку, на которых тексты изложений, тексты для комплексного анализа содержат соответствующую информацию по краеведению (тексты о традиционном народном костюме Воронежского края, описание действий по изготовлению Рамонской глиняной игрушки, других ремёсел, о росписи матрёшек.) Интересна ребятам лексическая работа, раскрывающая этимологическое происхождение слов: понёва, порты, рубаха «рубища», убор, кокошник, ремесло, браное, ремизное и закладное ткачество и т.д. Возникает необходимость работы со словарями. Подобная деятельность увлекает детей. Появляется возможность собрать интересную информацию по теме урока и обеспечить занятию хорошую эмоциональную и интеллектуальную базу, подготовить учащихся к полноценной работе. Плюс к этому у детей развиваются поисковые способности, умение работать с дополнительной литературой, компьютером, расширяется их кругозор, совершенствуется речь.

Краеведческий материал можно также использовать при изучении пейзажа, натюрморта, портрета, исторического и бытового жанров.

Дети передают то, что видят вокруг себя, и то, что чувствуют. Изображение окружающего мира и своих чувств помогают глубже проникнуть в тайны природы Воронежского края, увидеть её красоту, осмыслить взаимосвязь и взаимозависимость действительности.

Процесс написания пейзажа Новоусманских земель приносит учащимся радость, душевное равновесие. Школьники (особенно 5-х - 6-х классов) могут «жить» в рисунке, «петь» в нём, «двигаться», «танцевать». Всё это происходит у них по-настоящему. Дети рисуют свободно, не боясь красок и размера листа, выражая в рисунке свои впечатления, свой внутренний мир.

При знакомстве с творчеством русских, советских и современных художников, особое внимание уделяется работам наших земляков: В.Криворучко, Д.Лихачёва, Е. Киселёвой, И. Крамского и других. Написанные ими картины, пропитаны любовью к родной Воронежской земле, к её прошлому и настоящему, к простому народу. Используя краеведческий материал на уроке, дети в интересной форме узнают не только о месте рождения художника, но и его юности, необычных случаях, способствующих написанию картин. На уроках развития речи по русскому языку дети учатся писать сочинения-описания полотен художников, с творчеством которых познакомились на уроках изобразительного искусства. В основе этих занятий - близость содержания ведущих тем и их логическая взаимосвязь. Интеграция помогает сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, более глубоко и в большем объёме преподносить их детям. Эта совместная работа направлена на развитие духовности личности, творческих способностей ребёнка.

Для расширения знаний по истории родного края нами проводятся интегрированные уроки изобразительного искусства и литературы. В соответствии с требованиями Стандарта общего образования учащиеся 5-х классов получают сведения о государственных символах России - флаге, гербе, гимне. Этот учебный материал имеет большое значение для патриотического воспитания учащихся. Учитель литературы начинает урок с пословиц и поговорок о Родине. Особое внимание при работе над темой «Гербы и эмблемы» уделяется символике Воронежа и Новой Усмани, эмблеме Новоусманского лицея. Рассказывается об истории их создания, демонстрируются эскизы, выполненные художниками в творческом поиске. Филолог даёт задание самостоятельно найти в словаре лексическое значение новых терминов. Для развития воображения и мышления предлагается ребятам создать эскиз герба своего рода, семьи. В конце урока учащиеся читают стихи поэтов-земляков. Для закрепления данной темы даётся домашнее задание: составить кроссворд по теме «Геральдика».

Дети принимают активное участие в инсценированных праздничных народных гуляньях, где встречаются с художественным, музыкальным фольклором и с устным народным творчеством.

Литературная жизнь Воронежского края известна далеко за его пределами. Она обогатила русское литературное творчество и сама вобрала в себя то лучшее, что было и есть в наследии поэтов и писателей прошлого. Учитель литературы изучает произведения А.В.Кольцова, И.С.Никитина, С.Я.Маршака, А.Платонова, В.Пескова, уроженцев и жителей земли Воронежской. На уроках изобразительного искусства педагог знакомит учащихся с живописными и скульптурными произведениями, посвящёнными великим землякам.

Во внеурочное время вместе с учащимися посещаем выставки, встречаемся с воронежскими и новоусманскими художниками и писателями, организовываем экскурсии по достопримечательным местам Воронежа и области.

Формирование истинного патриота своей Родины – дело благодатное, значимое и серьёзное. Какое глубокое удовлетворение испытываешь от своей работы! Сколько интересного и важного открываешь для себя и своих воспитанников. А главное - убеждаешься и веришь в то, что дело, которому отдаёшь силы и творчество, не пропадает даром: детская душа чутко прикасается к тому волшебному источнику, из которого потом всю жизнь будет черпать живительную влагу, - любовь к своему Отечеству.


Литература:

  1. Акиныпин А.Н. Два века воронежского краеведения: Люди, труды, события: кратк. обзор / А.Н. Акиныпин, О.Г. Ласунский. Воронеж, 2000. - 60 с.

  2. Ангеловски К. Учителя и инновации: пер. с макед. / К. Ангеловски. М.: Просвещение, 1991. - 156 с.

  3. Аносова Н.А. Нетрадиционные модели обучения / Н.А. Аносова // Проф. образование. 2001. - № 9. - с. 22 - 29.

  4. Ашурков В.Н. Историческое краеведение: учеб. пособие для студентов ист. фак. пед. ин-тов / В.Н. Ашурков, Д.В. Кацюба, Г.Н. Матюшкин. 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Просвещение, 1980. - 192 с.

  5. Звонарева Л. Любите малую родину / Л. Звонарева // Клуб: Творчество. Общение. Интересы. 2000. - № 3. - С. 10 - 12.

  6. Кацюба Д.В. Краеведение в воспитании учащихся: пособие для учителей / Д.В. Кацюба. М., 1965. - 117 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle