Библиографическое описание:

Кузурманов С. В. Проблемы социальной значимости предприятия в управлении национальной экономикой государства // Молодой ученый. — 2011. — №6. Т.1. — С. 154-157.

Актуальность темы исследования определяется следующими обстоятельствами. В условиях глобализации экономических процессов переход к устойчивому развитию экономики Российской Федерации требует нового подхода к регулированию экономических и социальных отношений, включающего процедуры выбора и реализации приоритетов хозяйственной политики, механизмы стимулирования инновационной активности, обеспечивающих экономический рост. Эта необходимость обусловливается поиском путей для выхода из системного кризиса, который поразил социально-экономическое устройство Российской Федерации: в процессе реформирования экономики сокращены объемы промышленного и сельскохозяйственного производства, снижен промышленно-производственный потенциал во многих отраслях экономики, функционирование которых является определяющим для народного хозяйства в целом.

Целью представленного исследования является общая характеристика социальной значимости предприятия в управлении национальной экономикой государства.

Данная цель реализуется посредством решения следующих взаимосвязанных задач:

  • рассмотреть структуру национальной экономики и факторы, влияющие на ее развитие;

  • охарактеризовать роль предприятия в экономике государства;

  • рассмотреть социальную значимость предприятия.

Структура работы определяется целью и задачами исследования состоит из введения, трех параграфов, заключения и библиографического списка использованной литературы.

Структура национальной экономики и факторы, влияющие на ее развитие

Прежде чем рассматривать структуру национальной экономики, необходимо дать ее понятие. В настоящее время национальная экономика расценивается как структурированная в отраслевом и региональном пространствах экономическая деятельность в масштабах страны, регулируемая институциональной системой, отвечающей складывающимся в этой стране экономическому, политическому (государственному) и идеологическому (общественному) порядкам1.

Национальная экономика представляет собой сложную систему, состоящую из множества макроэкономических элементов и подсистем, связанных друг с другом. 2

Ранее использовалось выделение отраслевой структуры народного хозяйства. Признание экономики России рыночной и ее интеграция в мировое экономическое пространство потребовало перехода к новой классификации отраслей хозяйства, соответствующей международному учету и статистике. Начиная с 2003 года, объектом классификация являются виды экономической деятельности. Функционально-видовая (отраслевая) структура национальной экономики отражает соотношения, связи и пропорции между крупными группами видов экономической деятельности. В составе отраслевой структуры выделяются: сфера материального производства; сфера материальных услуг; сфера социальных услуг.

Воспроизводственная структура экономики отражает деление составных частей национального продукта по их функциональному назначению. К элементам воспроизводственной структуры относятся, кроме того, необходимый и прибавочный продукт, а также фонды возмещения, накопления и потребления.

Субъектно-территориальная структура выражает деление национальной экономики на экономические районы, в которых фиксируются устойчивые связи отраслей и предприятий, источников сырья и энергии с рынком сбыта с наличием трудовых ресурсов.

Институциональная структура национальной экономики сочетает в себе общие механизмы регулирования рынка и специфические инструменты, различающиеся в зависимости от особенностей и фаз развития национальных экономических систем. Она является результатом метаконкуренции или конкуренции институтов1.

Центральными для национальной экономики являются проблемы экономического роста. Развитие общества и экономики оказывает влияние на набор факторов, оказывающих влияние на экономический рост. На современном этапе развития экономики большое влияние на экономический рост оказывают следующие факторы: природные ресурсы; увеличение численности населения, объемов трудовых ресурсов; увеличение степени концентрации капитала в рамках национальной экономики; научно-техническая революция, которая является основополагающим фактором экономического роста, поскольку связана с выходом экономики на качественно иной виток своего развития.

Главная задача государства состоит в том, чтобы максимально полно использовать существующие экономические факторы, ориентировать экономический рост на реализацию интересов всего населения. В тоже время на характер и глубину структурных изменений национальной экономики оказывают влияние не только экономические факторы, но и процессы, происходящие в социальной и политической сферах жизни общества.

Роль предприятия в экономике государства

Экономику государства упрощенно можно рассматривать как совокупность всевозможных предприятий, находящихся в тес­ной производственной, кооперированной, коммерческой и дру­гой взаимосвязи между собой и государством.

Предпринимательство является сильным фактором роста рыночной экономики а, следовательно, роста ВВП и налоговых платежей, что, в свою очередь, обеспечивает платежеспособность государства как инвестора и проводника масштабных социальных программ. В рыночной экономике как определенном организационном механизме предпринимательские отношения и предпринимательское поведение занимают особое место и не тождественны рыночным отношениям. Предприниматели – это особые субъекты рынка, о которых Й. Шумпетер говорил, что они отличаются от рутинных субъектов рынка инновационным поведением, благодаря которому рыночная экономика развивается, растет, причем именно интенсивно, качественно, а не только экстенсивно, количественно. Суть предпринимательства состоит в изобретательстве, новых идеях, в том, что предприниматели создают новое качество экономического роста, обязанного больше новым технологиям и эффективному управлению, чем просто добросовестному выполнению рыночных договоров1.

Сегодня в развитых и динамично развивающихся странах признана особая роль предпринимательства в достижении страной социально-экономической эффективности.

С макроэкономических позиций предприятия служат основой для:

  • увеличения национального дохода, ВВП, валового национального продукта;

  • возможности существования всего государства и выполнения им своих функций. Это связано с тем, что значительная часть государственного бюджета формируется за счет налогов и сборов с предприятий;

  • обеспечения обороноспособности государства;

  • простого и расширенного воспроизводства;

  • развития национальной науки и ускорения НТП;

  • повышения материального благосостояния всех слоев граж­дан страны;

  • развития медицины, образования и культуры;

  • решения проблемы занятости;

  • решения многих других социальных проблем.

Решение социальных проблем предприятия будут выполнять только в том случае, если они эф­фективно функционируют. Не случайно предпринимательское сознание и поведение, в основном характерное для сектора малого и среднего бизнеса, тщательно культивируется и защищается в современной экономической политике.

Сегодня на правительственном уровне признано понимание предпринимательской культуры как фактора устойчивого социально-экономического роста страны. Поэтому в современном мире, отличающемся беспрецедентной социальной динамикой, в том числе динамикой рыночной экономики, резко повысившей свою восприимчивость к технологическому прогрессу и инновационному развитию, актуальна защита предпринимательской культуры, в результате которой предпринимательство может выполнять свою миссию создания в национальной экономике устойчивого импульса к качественному росту.

Социальная значимость предприятия

Социальная значимость предприятия в экономике государства обусловлена тем, что любое эффективно функционирующее предприятие обеспечивает рабочие места и достойную жизненную среду, своевременное пополнение бюджета за счет уплаты налогов, поставку продукции на рынок, строительство объектов социальной сферы. В связи с этим, появление у хозяйствующего субъекта экономических проблем сказывается, в первую очередь, на социальной сфере. В качестве примера можно привести события в г. Пикалево летом 2009 года.

С конца 2008 года в Пикалево была остановлена деятельность трех заводов: «Пикалевский цемент», «БазэлЦемент-Пикалево» и «Метахим». Все три предприятия спроектированы как единый технологический комплекс и зависят от переработки глинозема на Пикалевском глиноземном заводе, входящем в «БазэлЦемент». Из 22 тыс. жителей Пикалево на этом производственном комплексе работают 4,5 тыс. человек. Таким образом, налицо высокая социальная значимость комплекса предприятий, от которого зависит и городской бюджет, и доходы населения.

С остановкой работы заводов около 4000 работников остались без средств к существованию. В мае 2009 года в связи со сложной экономической ситуацией была прекращена подача горячей воды. В результате в городе сложилась критическая ситуация, которая привела к прямому обращению жителей Пикалево к Президенту России Д. Медведеву.

В результате вмешательства в июне 2009 г. премьер-министра В. Путина главой холдинга «Базовый элемент» было подписано принципиальное соглашение с «ФосАгро» о поставках сырья, а местные власти в срочном порядке погасили все долги по зарплате рабочим. На рассмотрение в Государственную думу был внесен законопроект, предполагающий национализацию и объединение предприятий Пикалева. Антикризисная комиссия правительства утвердила перечень моногородов, где в 2010 году будет действовать программа господдержки.

Причин возникновения рассматриваемой ситуации несколько:

  • отправной точкой в критическом повороте истории Пикалевского комбината стал 2004 год, когда он перестал существовать как единый комплекс. «Передел собственности» и конфликты, связанные с финансовой деятельностью предприятий осенью 2008 г. привели к остановке производства, что и послужило причиной социального взрыва в Пикалево;

  • наличие слабых звеньев в аппарате управления: отсутствие механизма обратной связи; недостаток данных реальной полевой социологии; данные различных мониторингов не дают полной картины; местные органы власти зачастую не докладывают федеральным о проблемах конфликтах, с которыми не в силах разобраться самостоятельно;

  • аппарат госуправления и местные власти оказались неготовыми к решению проблемы моногородов. Данную проблему можно разделить на две: проблема ресурсов и проблема компетенций;

  • политическая система в широком смысле не способна решать частные проблемы. Отсутствует система диагностики социальных настроений, обратная связь не выстроена;

  • низкое правовое сознание и правовой нигилизм общества. Отсутствие возможности защиты своих прав наемными работниками от бизнеса было в значительной степени инспирировано государством. Зачастую работники не обращаются в суд, предпочитая решать проблемы путем митинга.

Необходимо отметить, что непосредственное управление ситуацией с уровня главы Правительства, решение вопросов о выплате задолженностей по заработанной плате может спровоцировать недобросовестных руководителей к созданию аналогичных ситуаций на других предприятиях. Последствиями этого может стать дестабилизация внутриэкономической ситуации в стране.

Таким образом, частный случай рассматриваемого моногорода демонстрирует сразу несколько патологий в развитии российского общества, власти и системы управления.

Для преодоления указанных проблем и предотвращения развития подобных ситуаций в других моногородах целесообразно принять следующие меры:

  • регламентировать глубину переработки апатитного концентрата. Если ввести правило об обязательной переработке 90% концентрата, владельцы использующих его предприятий вынуждены будут искать возможности для его переработки. Такие предприятия, как правило, сосредоточены в небольших городах, подобных Пикалево;

  • восстановить (преобразовать) другие, помимо конфликтующих, предприятия, которые могут быть поставщиками для Пикалевского комбината. В частности, речь может идти об освоении нового месторождения на Кольском полуострове;

  • принять меры по диверсификации и модернизации экономики моногородов. Необходимо создавать и развивать отрасли, в которых колебаний нет. Для этого, прежде всего, необходим комплексный анализ ресурсов, которыми располагает город;

  • обязать местные органы власти поселений, на территории которых находятся градообразующие предприятия, разработать и ежегодно предоставлять в Правительство РФ уточненные планы развития таких предприятий, а также отчетность по ним (рентабельность, наличие или отсутствие задолженностей по заработной плате, иных долгов и т.д.);

  • ввести особую процедуру совершения гражданско-правовых сделок с градообразующими предприятиями (выдача разрешения на совершение сделки компетентным органом при условии наличия экономического обоснования сделки);

  • перейти к точечному финансированию социально значимых проектов и предприятий.

Заключение

В процессе исследования данной темы напрашиваются следующие основные выводы.

Национальная экономика – это целостная хозяйственная, социальная, организационная система, обладающая совокупным экономическим потенциалом, включающим природно-экологическую, является исторически сложившейся системой общественного воспроизводства страны, взаимосвязанной системой отраслей и видов производств, охватывающей все сложившиеся формы общественного труда. Структура национальной экономики постоянно изменяется и трансформируется. Большое влияние на это оказывает научно-технический прогресс, который изменяет характер производства, способствует возникновению новых отраслей и сфер экономики.

Экономику государства можно упрощенно рассматривать как совокупность предприятий, находящихся в тесной производственной, кооперированной, коммерческой и другой взаимосвязи между собой и государством. От того, насколько эффективно работают предприятия и каково их финансовое состояние, зависит состояние экономики и индустриальная мощь государства.

Решение социальных проблем является главной задачей государства. Вместе с тем, причиной любого кризиса связанного, в том числе и с отсутствием решений в социальной сфере, является несовершенство управляющей структуры вертикали власти. Учитывая, что предприятий без непосредственного участия государства социальные проблемы решить не удастся, мы полагаем, что они, тем не менее, не должны влиять на национальную экономику. Решение указанной проблемы – в повышении социальной ответственности и социальной значимости предприятий.

Литература:
  1. Градов, А.П. Национальная экономика: Учебник [Текст] / А.П. Градов. – СПб: Питер, 2007. - 240 с.

  2. Капелюшников, Р.Н. Экономическая теория прав собственности (методология, основные понятия, круг проблем) [Текст] / Р.Н. Капелюшников. – М.: ИМЭМО РАН, 1991. – С. 78.

  3. Петросян, Д. Социальная справедливость в экономических отношениях: институциональные аспекты [Текст] / Д. Петросян // Вопросы экономики. - 2007. - № 2. – С. 59- 67.

  4. Стенькин, С.И. Особенности института предпринимательства и экономическая политика государства [Текст] / С.И. Стенькин // Вестник Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. – 2007. - № 3. – С. 92 - 96.

  5. Юрьев, В.М., Бабаян, В.Г., Дюба, С.М. Закономерности и антиэнтропийный механизм факторов роста в экономике [Текст] / В.М. Юрьев, В.Г. Бабаян, С.М. Дюба // Вестник Тамбовского ун-та. Сер. Естеств. и техн. науки. Т. 9. Вып. 3. – Тамбов, 2004. – С. 334 – 336.

1 Градов А.П. Национальная экономика: Учебник / А.П. Градов. – СПб: Питер, 2007. - С. 40.

2 Юрьев В.М., Бабаян В.Г., Дюба С.М. Закономерности и антиэнтропийный механизм факторов роста в экономике / В.М. Юрьев, В.Г. Бабаян, С.М. Дюба // Вестник Тамбовского ун-та. Сер. Естеств. и техн. науки. Т. 9. Вып. 3. – Тамбов, 2004. – С. 335.


1 Капелюшников Р.Н. Экономическая теория прав собственности (методология, основные понятия, круг проблем) / Р.Н. Капелюшников. – М.: ИМЭМО РАН, 1991. – С. 78.

1 Стенькин С.И. Особенности института предпринимательства и экономическая политика государства / С.И. Стенькин // Вестник Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. – 2007. - № 3. – С. 94.

Врезка1

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle