Библиографическое описание:

Селиванов И. Ю. Педагогические особенности развития организационных навыков менеджера социально-культурной деятельности в учреждениях культуры // Молодой ученый. — 2011. — №6. Т.2. — С. 160-162.

B современной системе подготовки специалистов - менеджеров СКД необходима, на наш взгляд, модернизация, одной из важных составляющих которой является применение инновационных, интерактивных технологий в процессе развития организационных навыков менеджера СКД. Особое значение это приобретает в учреждениях культуры, в которых осуществляется деятельность на качественно новом уровне. Это порождает необходимость подготовки современных менеджеров на основе интерактивных технологий.

Использование интерактивных технологий в процессе развития организационных навыков менеджеров СКД, в учреждениях культуры, позволяет развивать у них коммуникативные, деловые качества, а также умение руководить персоналом. Обладая такой подготовкой, менеджер СКД может использовать полученные знания для эффективного управления учреждениями культуры, с целью создания новых культурных продуктов и услуг, в которых нуждается все современное культурное пространство.

Вопросами подготовки специалистов социокультурного менеджмента занимались такие исследователи как: Е.В. Клеппер, Т.И. Бакланова, А.Д. Жарков, Е.И. Жданова, B.C. Кабанов, М.М. Лебедева, Г.П. Тулупов, Н.В. Кротова, Ю.Д. Красильников, B.C. Садовская и др., а значительный вклад в проблему обучения и подготовки менеджеров СКД был внесен известными отечественными исследователями В.М. Чижиковым и В.В. Чижиковым, в их работе "Теория и практика социокультурного менеджмента" [3].

Мы считаем, что организационные навыки менеджера СКД в учреждениях культуры можно развивать с помощью технологий социокультурного менеджмента, а так же с помощью современных педагогических методов обучения базирующихся на интерактивных технологиях. Интерактивные технологии обучения позволяют развивать организационные навыки менеджера СКД на его рабочем месте.

За счет этого, у руководителей учреждений культуры появилась еще одна возможность развивать и совершенствовать навыки своих специалистов, такие как: мотивация, стимулирование, контроль, мониторинг, оптимизация, планирование, установление делового контакта. Прежде организационные навыки менеджера СКД можно было развивать с помощью учебной и методической литературы. В настоящее время появилась возможность развивать вышеозначенные навыки используя менеджмент-программы, которые можно отнести к современным и эффективным обучающими технологиями. Менеджмент-программы относятся к классу интерактивных технологий обучения, так как основа обучения состоит во взаимодействии менеджера СКД с самой программой и ее приложениями. Также учебные менеджмент-программы позволяют работать менеджеру СКД в составе группы. Преимущество менеджмент-программ перед обычными учебными материалами состоит в том, что процесс подготовки менеджера СКД может осуществляться на его рабочем месте, в учреждении культуры, что позволяет экономить время и улучшает качество подготовки менеджера СКД.

Одной из основных менеджмент-программ развивающих организационные навыки менеджера СКД, которой необходимо уделить внимание, является программа "ZOHO". Обучение менеджера СКД работе с ней позволяет развивать несколько организационных навыков одновременно. Программа обучает: оптимизации, нормированию, мониторингу, контролю и пр. [6]. При работе менеджера СКД над социокультурным проектом можно не только учиться создавать проект, но и моделировать несколько вариантов проекта, которые можно будет использовать в дальнейшей практической работе. Основной функционал программы позволяет переходить от обучения к практике, что значительно сокращает время подготовки менеджера СКД. А отработанные менеджером СКД навыки на такой программе как "ZOHO", можно использовать при работе с другими аналогичными программами. Более того, некоторые результаты работы менеджера СКД с социокультурным проектом можно будет также перенести в другие программы. К примеру, отдельные текстовые файлы, папки и органайзер.

Обучающие менеджмент-программы намного эффективнее обычных интерактивных методов обучения, которые используются в современной педагогике. Ролевые игры, тесты, тематические упражнения и групповые задания требует больших временных затрат и четкой организации процесса обучения. Современные менеджмент программы, такие как "ZOHO" позволяют сократить время обучения вдвое и требуют лишь присутствие менеджера СКД на рабочем месте. Современные менеджмент-программы являются своего рода тренажерами, которые помогают менеджеру СКД отрабатывать и закреплять организационные навыки.

Каким образом происходит данный процесс? Все начинается с составления тестовой модели социокультурного проекта. После того, как менеджер СКД прошел обучение по работе с программой "ZOHO", освоил базовый функционал программы, ему будет предложено создать первый тестовый вариант социокультурного проекта. Создание начинается с построения "дерева проекта". Оно представляет собой текстово-графическую модель, на которой фиксируются основные цели и задачи социокультурного проекта такие как: составление шоу-программы, организация и проведение праздника, создание арт-галерии и пр. На ней также фиксируется иерархия задач по уровням подчиненности от первого до последнего. Фиксируются временные этапы выполнения каждой задачи и статус завершенности.

В процессе построения "дерева проекта" у менеджера СКД вырабатывается навык организационного планирования, при повторном повторении работы навык закрепляется. Далее менеджер СКД переходит к заполнению учетных карточек на членов своей проектной команды. Он фиксирует их учетные данные и контактную информацию. После этого менеджер СКД устанавливает он-лайн контакт с каждым членом своей команды. В результате у менеджера СКД вырабатывается навык установления и поддержания контакта. При повторном выполнении задания навык закрепляется.

После отработки первых двух навыков, менеджер СКД переходит к самому сложному этапу - созданию плана-графика социокультурного проекта. Мы считаем этот этап наиболее сложным потому, что у менеджера СКД вырабатывается несколько навыков одновременно. Это контроль, мониторинг, нормирование, оптимизация. Необходимо отметить, что отработка организационных навыков на такой программе как "ZOHO", в отличии от других программ, упрощается тем, что менеджеру СКД не нужно выполнять множество лабораторных работ перед тем как перейти к созданию социокультурного проекта. Программа сама делает подсказки, которые можно использовать в процессе создания проекта. Однако каждую выполненную операцию необходимо повторить как минимум дважды, чтобы запомнить, как это делать.

План-график проекта - это уже и есть сам проект, только в тестовой версии можно использовать предполагаемые задачи и предполагаемых исполнителей. В рабочей версии проекта можно использовать те же схемы и графики, учетные карточки, только с реальными задачами и исполнителями. Составляя план-график, менеджер СКД учится распределять задачи по времени, количеству исполнителей, также менеджер СКД учится контролировать результаты выполнения задач. Самое главное для менеджера СКД - научиться составлять сбалансированный план-график, т.е. не перегруженный, где на каждого участника проекта определен равный с другими участниками объем работ.

Мы уже отметили ранее, что обучение менеджера СКД работе с программой "ZOHO" не требует выполнения лабораторных работ, и мы видим в этом одно из главных ее преимуществ. Ведь руководителю учреждения культуры не нужно приобретать учебный пакет, который может состоять из видео, аудио лекций, тестов, лабораторных работ. Достаточно подключиться к программе. Подключение к программе является другим ее преимуществом и удобством для руководителя учреждения культуры. Для этого достаточно иметь доступ к Интернету и работающий Интернет браузер. Однако необходимо отметить главный минус менеджмент-программы "ZOHO" - это отсутствие русифицированной версии. Поэтому руководителю учреждения культуры придется подтягивать знание английского у себя и своих менеджеров СКД. Впрочем, можно использовать аналогичную русифицированную менеджмент-программу "Менеджмент Лайт".

Несмотря на некоторые проблемы обучения менеджеров СКД и формировании их организационных навыков в учреждениях культуры на основе менеджмент-программ, этот вопрос является актуальным. Ведь эффективность интерактивных методов обучения подтверждается современными научными исследованиями. Так, согласно данным Мичиганского университета, опубликованным на официальном сайте в 2010г., отмечалось следующее: "закрепление организационных навыков у менеджеров происходит значительно быстрее, если в процессе обучения используются современные менеджмент-программы" [4].

Мы считаем, что менеджмент-программы не просто формируют организационные навыки, такие как: умение руководить людьми, ставить задачи, закреплять задачи за исполнителями, проводить мониторинг рабочего графика, но и развивают организационные навыки. Работая с менеджмент-программой, менеджер СКД учится выполнять каждую поставленную перед ним задачу быстрее, чем в предыдущий раз. За счет этого, у менеджера развивается операционная скорость и автоматизм, а это является гарантией быстрой и качественной работы, что немаловажно для учреждения, в котором он работает.

Литература:

  1. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике-М: "ИНФРА-М", 2004.

  2. Рыбаков М.А. Проектный менеджмент-М.: «ЭКСМО», 2006.

  3. Чижиков В.М, Чижиков В.В. Теория и практика социокультурного менеджмента: Учебник-М. МГУКИ, 2008.
  4. Официальный сайт Мичиганского Государственного Университета
  5. URL: http://www.umich.edu/ (Дата обращения: 07.10.2010).
  6. Электронная энциклопедия "Википедия": Методы обучения.
  7. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Методы_обучения (дата обращения; 03.10.2010).
  8. Официальный сайт программы "ZOHO"
  9. URL: http://www.zoho.com/ (Дата обращения: 11.01.2011).
Основные термины: менеджера СКД, менеджер СКД, навыки менеджера СКД, организационных навыков, организационные навыки менеджера, подготовки менеджера СКД, менеджеров СКД, учреждениях культуры, менеджера СКД работе, организационных навыков менеджера, развития организационных навыков, интерактивных методов обучения, социокультурного проекта, менеджеру СКД, интерактивных технологий, навыков менеджера СКД, работе менеджера СКД, Обучение менеджера СКД, навыков менеджера социально-культурной, взаимодействии менеджера СКД

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle