Библиографическое описание:

Ламанов А. В., Зарубина Н. В. Регион как основа инновационного развития // Молодой ученый. — 2011. — №6. Т.1. — С. 157-160.

В современных условиях существует острая необходимость перевода экономики России на инновационный путь развития, усиление ее конкурентоспособности. Уже устоявшийся ресурсоориентированный, перерабатывающий тип национальной экономики не способен достичь желаемых темпов роста без ущерба для социальной и экологической обстановки России, а так же занять достойное положение на мировом рынке. Решение поставленной задачи невозможно без использования высокого инновационного потенциала страны, обеспеченного мощным научным сектором.

Согласно теории «цикличности экономического развития» Н.Д. Кондратьева в гражданских отраслях российской экономики пока преобладают технологии третьего и четвертого укладов, а экономическая активность в нашей стране все больше смещается в отрасли и секторы национального хозяйства, по большей части, избавленные от конкуренции с импортом, такие как: строительство, большая часть отрасли производства строительных материалов, жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт и торговля. В развитых же странах, таких как Северная Америка, Япония, и страны Западной Европы наступил пятый технологический уклад, а экономика носит инновационный характер, где основными факторами развития являются знания и человеческий капитал. Практически у всех этих стран приоритетные научные исследования базируются на следующих прорывных технологических направлениях: нанотехнологии, биотехнологии, информационно-коммуникационные технологии, технологии новых материалов и технологии, связанные с этими направлениями. Руководители этих государств понимают, что дальнейшее развитие возможно только на путях освоения новых технологических укладов. Из 50 современных макротехнологий, обеспечивающих производство наукоемкой продукции, Россия обладает 17 и могла бы претендовать на 10-15% мирового рынка наукоемкой продукции вместо 0,2–0,3% занимаемых на сегодняшний день. [1, с.145] Если соотнести мировой рынок высоких технологий (порядка 3 трлн. долл.) и рынок энергетических ресурсов (порядка 700 млрд. долл.), то разница будет чуть больше, чем в четыре раза. В течение ближайших лет (до 2020 г.) ожидается прогнозный рост объема рынка высокотехнологичной продукции до 10–12 трлн. долл. по основным направлениям, а рынка энергетических ресурсов – до 1 трлн. 200 млн. долл. Следовательно, если сегодня соотношение высокотехнологичного и энергосырьевого рынков равно 4:1, то в будущем произойдет масштабное изменение этого соотношения, которое составит 10:1. [3, с.217]

Таким образом, если Россия не встанет на путь инновационного развития, то у нее практически не будет шансов избавиться от роли сырьевого придатка развитых стран.

Инновационное развитие страны требует организации эффективной системы управления способной объединить ее субъектов в единую структуру для достижения поставленных целей, а так же обеспечивающей выполнение основных функций менеджмента, таких как планирование, организация, мотивация, контроль и координация, без которых невозможен ни один процесс. Данная система, включает в себя ряд уровней (Рис. 1): индивидуальный уровень (инновационная деятельность на уровне конкретного человека.), уровень предприятия (инновационная деятельность одного предприятия), региональный уровень (инновационная деятельность на уровне одного региона), федеральный уровень (инновационная деятельность в общероссийских масштабах). При этом согласно принципу иерархии, каждый из нижестоящих уровней является управляемой подсистемой по отношению к вышестоящему уровню. А значит, следуя законам управления, эффективная их деятельность во многом зависит от посыла, данного вышестоящим уровнем-субъектом управления.

Рисунок 1 – Уровни управления инновациями


В настоящее время основным реальными источниками генерирования национальной конкурентоспособности, и создания современной инновационной экономики бесспорно должны стать региональные экономические системы. «Регион – это территория в административных границах субъекта Федерации, характеризующаяся: комплексностью, целостностью, специализацией и управляемостью, т.е. наличием политико-административных органов управления». [2, c.10]

В связи с различием социально-экономических условий, система управления инновационным развитием не может быть унифицированной для всех субъектов. Программа инновационного развития должна строиться с учетом особенностей для каждого региона в отдельности. Новые требования к наукоемкости производства и выпуск товаров способных составить конкуренцию на мировых рынках, требуют создание локальных альянсов ученых, предпринимателей и власти, одного из важнейших факторов достижения успеха. Пространственная близость создателей «интеллектуального капитала», «технологических ресурсов» и бизнеса принимает решающее значение для успеха инновационной деятельности, поскольку направления научной деятельности и бизнеса должны быть максимально согласованы. Поэтому объединение усилий всех субъектов инновационной деятельности в рамках одного региона является рациональным путём инновационного развития. Государственное регулирование инновационной деятельности (правовое, финансовое) должно быть построено с учетом особенностей региональных экономик. Смещение акцента в управлении инновационным развитием в регион и передача части прав региональным органам власти позволит усилить тенденции к самоорганизации регионов.

В этих условиях важное значение принимает региональный менеджмент, ориентированный на реализацию модели инновационного и устойчивого развития. Такая модель развития предполагает создание условий в регионе для функционирования высокотехнологичного и ресурсосберегающего промышленного производства, обмена знаниями и технологиями между участниками инновационной деятельности на разных уровнях, стимулирование инновационной активности, формирование и совершенствование инновационной инфраструктуры, создание эффективной системы коммуникаций между субъектами инновационной деятельности и т.д.

С позиции функционального подхода процесс управления инновационным развитием региона складывается из выполнения ряда действий, называемых управленческими функциями. Можно выделить четыре первичные, или общих функций (планирование, организация, мотивация, и контроль), которые объединяются в единую систему связующей функцией координации. Первичные функции располагаются последовательно в виде «круга управления», а связующая или функция координации внутри круга. Соединительные линии между всеми функциями указывают на то, что они взаимосвязаны и образуют единую систему управления. (Рис. 2)

Рисунок 2 - Функции управления инновационным развитием региона

Реализуя функцию планирования в процессе управления инновационным развитием региона, необходимо на основе глубокого и всестороннего анализа положения, в котором в данный момент находится регион, сформировать стоящие перед ним цели и задачи, разработать стратегию действий, составить необходимые планы и программы.

Сам процесс планирования позволяет более четко формулировать целевые установки инновационного развития региона и использовать систему показателей деятельности, необходимую для последующего контроля результатов.

Реализацию планов берут на себя другие функции и, прежде всего, функция организации. Задачей этой функции является формирование структуры управления инновационным развитием региона, упорядочивание всех субъектов инновационной деятельности, а так же обеспечение всем необходимым для ее работы - персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами и т.д. В рамках этой функции можно отнести формирование инновационного потенциала региона, т.е. совокупности различных видов ресурсов для организации инновационного развития региона. Часто это требует перестройки структуры производства и управления с тем, чтобы повысить их гибкость и приспособляемость к требованиям рыночной экономики.

Мотивация - это деятельность, имеющая целью активизировать субъекты инновационного развития работающих в регионе, и побудить их к действию в соответствии с целями инновационного развития региона, приоритеты и цели которого были поставлены на первом этапе, планирования.

Контроль - это процесс, обеспечивающий достижение целей инновационного развития региона. Он необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьезными, и может также использоваться для стимулирования успешной деятельности. Процесс контроля состоит из установки стандартов, изменения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов. Так же для эффективной реализации этой функции на уровне региона необходима четкая система статистических показателей, наиболее полно отражающих динамику инновационного развития.

Центральной функцией управления инновационным развитием на уровне региона является координация. Ее задача состоит в достижении согласованности между всеми участниками инновационной деятельности на региональном уровне, путем установления рациональных связей (коммуникаций) между ними. Характер этих связей может быть самым различным, так как зависит от координируемых процессов. С помощью коммуникаций устанавливается взаимодействие между субъектами, осуществляется маневрирование ресурсами, обмен технологиями, обеспечивается единство и согласование всех стадий процесса управления (планирование, организации, мотивации и контроля).

Таким образом, для перехода России на инновационные рельсы экономического развития, переход к экономике знаний, необходимо уделить особое внимание управлению инновационным развитием на региональном уровне. Управление инновационным развитием на уровне региона должно децентрализовать сложившуюся систему управления. Регион должен стать основным ядром координации науки, власти и бизнеса, площадкой для реализации государственной инновационной политики, наделенный необходимыми правами и инструментами.


Литература:

  1. Гришин В.В. Управление инновационной деятельностью в условиях модернизации национальной экономики: Учебное пособие / В. В. Гришин. – М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. – 368с.

  2. Золотухина А. В. Проблемы инновационного и устойчивого развития регионов: М.:КРАСАНД, 210. – 240 с.

  3. Кузык Б.Н. Инновационное развитие России: сценарный подход // Вестник Российской Академии Наук, №3, 2009-го года. С.216.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle