Библиографическое описание:

Гайсумова Л. Д., Алиханова Д. В., Давлаков М. В. Формирование экономического механизма реализации региональных программ развития лесного хозяйства (на примере Чеченской Республики) // Молодой ученый. — 2011. — №5. Т.1. — С. 160-162.

Одним из важнейших природных богатств республики являются леса. На базе разработки лесных ресурсов, которыми богаты горные районы, в постсоветское время получили развитие лесопильная промышленность, производство мебели, столярных изделий и многое другое.

Также важна роль лесов в обеспечении экологического благополучия городов и населенных пунктов республики.

Леса выполняют водоохранные, защитные и санитарно-гигиенические функции. Среди них есть особая категория, имеющая чисто рекреационное назначение. К сожалению, на данный момент зеленый фонд поселений, в том числе городские леса, значительно меньше нормативной потребности.

В связи с тем, что в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации все леса Чеченской Республики отнесены к категории защитных, то естественно в них изменен режим пользования лесом.

Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих функций, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

Для реализации программы развития лесного хозяйства учитывались следующие ос­новные факторы: наличие официально утвержден­ной лесной политики; структура прав собственности на лесные ресурсы (полнота определения прав собственности на лесные ресурсы в действующем экономическом и лесном законодательстве; защита прав собственности на лесные ресурсы; механизм реализации прав государственной собственности на лесные ресурсы); развитие рынка лесных ресурсов; формы экономических отношений между лесным хозяйством и лесопользователями; правовые нор­мы, обеспечивающие финансовые гарантии устой­чивого развития лесного хозяйства; неформальные "правила игры", определяющие морально-этические нормы взаимоотношений между деловыми партне­рами; зависимость оплаты труда в лесном хозяйст­ве от эффективности лесопользования и воспроиз­водства лесных ресурсов; организационная струк­тура управления лесами и лесным хозяйством; сис­тема планирования и оценки результатов лесохозяйственной деятельности; рыночный механизм в сфере лесопользования; рыночный механизм в сфере воспроизводства лесных ресурсов; органи­зация эффективного взаимодействия между терри­ториальными органами управления лесным хозяй­ством и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению выполне­ния действующего лесного законодательства, вза­имному согласованию интересов.

Действующее лесное законодательство создает весьма ограниченные предпосылки для развития рыночных отношений в сфере лесопользования и воспроизводства лесных ресурсов. Разработка эффективного правового, экономического и орга­низационного механизма формирования и реали­зации региональных программ развития лесного хозяйства требует решения целого ряда вопросов теоретического и практического плана. Суть его заключается в создании институциональных, эко­номических и организационных предпосылок неистощительного лесопользования.

Основными элементами формирования меха­низма реализации программы социально-эконо­мического развития лесного хозяйства области явились: развитие рыночных отношений в лесо­пользовании; создание региональной правовой базы для управления лесопользованием и вос­производством лесных ресурсов; формирование рыночных отношений в сфере воспроизводства лесных ресурсов.

Четкое определение прав собственности на лес­ные ресурсы - необходимая предпосылка обеспе­чения баланса прав и обязанностей Российской Федерации и ее субъектов относительно владения, распоряжения и пользования лесными ресурсами. Важнейшим правом собственника лесных ресурсов - государства - является изъятие и распределение лесного рентного дохода. В интересах настоящего и будущих поколений коллективных собственников лесных ресурсов - граждан России - плата за право пользования участками лесного фонда должна быть не ниже нормативных затрат на воспроизводство лесных ресурсов. В противном случае сохранение лесного капитала невозможно.

Изъятие лесной ренты напрямую связано с раз­витием рыночных отношений в лесном хозяйстве - формированием конкурентной среды и обеспече­нием равных условий для всех участников рынка лесных ресурсов. Одновременно с этим обеспече­ние долговременных интересов собственников лесных ресурсов в сохранении и приумножении лесного капитала требует разработки мероприятий по государственному регулированию лесопользо­вания и воспроизводства лесных ресурсов. Основ­ное значение при этом имеет ограничение объе­мов рубок главного пользования рамками размера неистощительного лесопользования, контроль над качеством воспроизводства лесных ресурсов, обеспечение эффективного использования финан­совых ресурсов на проведение мероприятий по воспроизводству лесных ресурсов. Лесные ресурсы Республики позволяют создать новые лесоперерабатывающие производства с эффективностью, удовлетворяющие современным рыночным отношениям в лесном кластере. Однако для эффективного и динамичного развития лесного комплекса, необходимо завозить часть древесины из лесопроизводящих регионов. Для этого требуется разработка «баланса производства и потребления древесины». Важным элементом в лесном комплексе является повышение эффективности лесовосстановления и выращивание хозяйственно-ценных древесных пород. Расчетная лесосека установленная по Чеченской Республике в 1990 году составляла 39,5 тыс. м3 в год, в том числе по деловой древесине 20,7% или 58,6%. Основная доля приходится на бук – 93,8%. Остальные породы в расчетной лесосеке представлены незначительной долей дубовых и мягколиственных насаждений.

Решение этих вопросов требует соответст­вующего правового и информационного обеспе­чения, а также организации взаимодействия меж­ду федеральным и территориальными органами государственного управления лесами, с одной стороны, и региональными органами представи­тельной и исполнительной власти, с другой.

Необходимыми условиями эффективного функ­ционирования экономического механизма управ­ления лесами и лесным хозяйством являются пре­образование действующего институционального окружения и обеспечение институциональной ста­бильности. Нестабильность созданных на уровне области институциональных структур обусловлена, главным образом, нерешенностью проблемы соб­ственности на лесные ресурсы. В соответствии с действующим Лесным кодексом Российской Федерации леса на­ходятся в федеральной собственности. Однако до сих пор на уровне Российской Федерации не ре­шены вопросы гарантированного финансирования лесного хозяйства в объемах, необходимых для перехода на устойчивое развитие. При этом име­ется в виду утверждение в Бюджетном кодексе РФ, по крайней мере, двух положений о целевом на­значении воспроизводственного платежа в составе лесного дохода, о направлении определенного процента прироста лесного дохода на решение перспективных задач развития лесного хозяйства.

Важнейшее условие формирования организа­ционного механизма управления лесами - согла­сование основных целей региональной лесной политики с органами представительной и испол­нительной власти области, федеральным орга­ном государственного управления лесами, а так­же с лесопользователями.

Развитие партнерства с лесопользователями, предприятиями и организациями других отраслей. Многие вопросы, связанные с реализацией регио­нальных программ развития лесного хозяйства, выходят за отраслевые рамки. Их решение воз­можно лишь путем налаживания партнерских от­ношений с лесопользователями, предприятиями и организациями других отраслей, занятыми охра­ной, заготовкой и переработкой лесных ресурсов.

Устойчивое развитие лесного хозяйства в зна­чительной мере зависит от соблюдения лесо­пользователями лесоводственных требований при проведении рубок главного пользования, за­готовке недревесных ресурсов леса, использова­нии лесов в целях рекреации. В условиях перехо­да к рыночной экономике влияние лесопользова­телей на условия устойчивого развития лесного хозяйства усиливается. Значительную часть ме­роприятий по лесовосстановлению выполняют арендаторы. Развитие рынка лесных ресурсов во многом определяет рынок лесных товаров. Сле­довательно, лесное хозяйство, так же, как и лес­ная промышленность, заинтересовано в развитии глубокой химико-механической переработки дре­весины, так как без этого невозможно решить проблему прогрессирующего накопления запасов низкокачественной хвойной, а также мягколиственной древесины. Названные проблемы не могут быть решены одними административными мера­ми. Так, одной из причин некачественного восста­новления вырубок является недостаток средств у лесхозов для оплаты этих работ. Аналогичное положение складывается с сохранением подроста хозяйственно-ценных пород. В этих условиях, на­ряду с усилением контроля за деятельностью арендаторов в лесу, необходима систематическая работа с администрацией региона и лесопользо­вателями.

При развитии партнерства с лесопользовате­лями, предприятиями и организациями других отраслей учтены основные теоретические поло­жения современной теории менеджмента. Сфера деятельности менеджмента не должна быть огра­ничена юридически. Менеджмент современного общества, экономики и человеческих отношений это организация или общественный институт, цель деятельности которого - достижение опре­деленного результата.

В условиях экономического кризиса исключи­тельно важное значение приобретает использо­вание партнерских отношений, неформальных союзов, различных форм сотрудничества с орга­низациями, решающими сходные с лесным хозяй­ством задачи.


Литература:
1. Байраков И.А. и др. География, экономика, экология Чеченской Республики, Грозный 2006.
2. Гайсумова Л.Д. Давлаков М.В. Концепция экологического мониторинга лесных экосистем горных территорий Сборник статей 3-ей Международной научно-практической конференции «Современные проблемы науки» 27 - 28 марта 2010 г. Тамбов. 2010
3. Гайсумова Л.Д. Эльмурзаев Р.С. Эколого-экономическое характеристика лесопользования Чеченской Республики. Сборник статей 6-ой Международной научно-практической конференции «Качество науки – качество жизни» 26 - 27 февраля 2010, г.Тамбов. 2010
Основные термины: лесных ресурсов, развития лесного хозяйства, Чеченской Республики, воспроизводства лесных ресурсов, рынка лесных ресурсов, программ развития лесного, Российской Федерации, сфере воспроизводства лесных, собственников лесных ресурсов, лесные ресурсы, хозяйства Чеченской Республики, управления лесами, рыночных отношений, крестьянско-фермерского хозяйства Чеченской, разработки лесных ресурсов, ландшафты Чеченской Республики, годы Республики Тыва, лесных экосистем, лесного капитала, воспроиз­водства лесных ресурсов

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle