Автор: Ежкова Ирина Валерьевна

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №5 (28) май 2011 г.

Библиографическое описание:

Ежкова И. В. Концепция управления себестоимостью продукции на предприятии // Молодой ученый. — 2011. — №5. Т.1. — С. 180-183.

На современном этапе рыночных отношений устойчивое развитие отечественной экономики во многом определяется стабильным экономическим ростом ее субъектов – промышленных предприятий. В свою очередь, эффективность работы предприятия зависит от управленческой деятельности, обеспечивающей реальную экономическую самостоятельность предприятия, его конкурентоспособность и положение на рынке.

Проблема эффективного хозяйственного управления, в том числе себестоимостью продукции, приобретает все большее значение в условиях сложности и высокой подвижности происходящих на рынке процессов, необходимости адаптации к быстро меняющимся условиям внешней среды.

Повышение внимания к проблеме управление себестоимостью вызвано укреплением в условиях рыночных отношений самостоятельности и ответственности предприятий за результаты своей хозяйственной деятельности. Если в период перехода к рыночным отношениям многие предприятия стремились достичь роста рентабельности за счет повышения отпускных цен на продукцию, то в условиях жесткой конкуренции эти возможности резко сокращаются. Поэтому одним из главных инструментов в конкурентной борьбе становится управление себестоимостью. В этих условиях обеспечить себе конкурентные преимущества можно за счет рационального управления себестоимостью [5].

Себестоимость представляет собой величину затрат предприятия на производство общего объема продукции или отдельных ее видов, состоящую из стоимости потребленных ресурсов и других затрат, обусловленных процессом производства, а также обеспечивающую их возмещение для продолжения процесса воспроизводства [2].

Отметим, что сама концепция «управления себестоимостью» не является широко распространенной в экономической литературе в силу того, что большее внимание уделяется учетным и калькуляционным аспектам данного процесса.

Под управлением себестоимостью продукции предприятия следует понимать непрерывный процесс ее учета, анализа, планирования и контроля, результатом которого является выработка управленческих решений, направленных на оптимизацию затрат и их снижение.

Управление себестоимостью является составляющей частью управления предприятием в целом. Под управлением предприятием понимаем систему целенаправленного воздействия на все стороны его деятельности в целях повышения эффективности его работы и получения максимальной прибыли. В настоящее время в управленческой литературе существует тенденция рассматривать управление как реализацию функций. Управление рассматривается как процесс, серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления является общей суммой всех функций.

Большинство экспертов в области управления принимают следующее определение: управление – это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации [4].

Соответственно, процесс управления состоит из функций планирования, организации, мотивации и контроля. Эти четыре первичных функции управления объединены связующими процессами коммуникации и принятия решения.

Управление себестоимостью, являясь частью общей системы управления предприятием, реализуется также исходя из этих функций (рис. 1).


Планирование

&#;

Определение целей организации и конкретных задач, обеспечивающих достижение этих целей

&#;

Разработка и составление планов по себестоимости и отдельных ее составляющих

&#;


&#;


&#;

Организация

&#;

Разработка структуры организации, делегирование полномочий и права использовать ресурсы организации субъектам делегирования, принимающим на себя ответственность за успешное выполнение своих обязанностей

&#;

Разработка норм и нормативов потребления различных видов ресурсов, определение куга лиц, осуществляющих эту деятельность и принимающих не себя ответственность за успешное выполнение своих обязанностей

&#;


&#;


&#;

Мотивация

&#;

Создание внутреннего побуждения к действиям членов организации в соответствии с делегированными им обязанностями и сообразуясь с планом

&#;

Стимулирование членов организации к деятельности по снижению и оптимизации себестоимости

&#;


&#;


&#;

Контроль

&#;

Установление стандартов, измерение достигнутых результатов и сравнение их с ожидаемыми, проведение корректирующих действий по приведению фактических результатов в соответствие запланированным

&#;

Анализ себестоимости, контроль за соблюдением планов, выявление отклонений, разработка мер по предотвращению увеличении фактических затрат по сравнению с плановыми


Рис. 1. Содержание основных функций управления

Система управления себестоимостью представляет собой совокупность мероприятий, методов и средств, обеспечивающих координацию действий, необходимых для достижения главной цели – снижение и оптимизацию себестоимости и на этой основе повышения эффективности производства.

Из этого следует, что система управления себестоимостью является целевой, составной частью единой системы управления предприятием на всех его уровнях.

Процесс управления себестоимостью заключается в последовательной реализации основных функций, находящихся в тесной взаимосвязи друг с другом и направленных на минимизацию и оптимизацию затрат. Основные задачи функций управления себестоимостью приведены в таблице 1.

Таблица 1

Система задач функций управления себестоимостью

Функции управления

Основные задачи

Планирование

1. Разработка системы текущих планов и оперативных бюджетов затрат

2. Определение необходимых производственных ресурсов и их распределение в процессе производства и реализации продукции на основе применения установленных норм и нормативов

3. Составление среднесрочных и долгосрочных прогнозов изменения себестоимости

Учет и калькулирование

1. Оперативное отражение затрат на производство и реализацию продукции

2. Формирование достоверной и своевременной информации о затратах на производство продукции и себестоимости отдельных видов продукции

3. Обеспечение контроля за рациональным использованием производственных ресурсов предприятия

Анализ

1. Определение тенденции изменения себестоимости услуг за определенный период на основе сформированной базы исходных данных с помощью методов сравнительного, горизонтального, вертикального анализа
2. Определение влияния факторов на сформировавшийся уровень себестоимости услуг с помощью методов факторного, структурного анализа
3. Выявление, установка резервов по снижению себестоимости и разработка мероприятий по использованию этих резервов

Контроль и регулирование

1. Контроль за соблюдением плановых нормативов и показателей расходования ресурсов

2. Сопоставление фактических показателей себестоимости с плановыми

3. Разработка мероприятий по достижению оптимального уровня себестоимости


Очевидно, что указанные функции действуют в тесной взаимозависимости и каждая из них представляется довольно важной. Так, проведение анализа невозможно без исходной информации, источником которой является реализация других функций управления себестоимостью – планирования, учета и калькулирование. В свою очередь, качественный анализ является основой принятия решений в части планирования уровня себестоимости в перспективе.

Для обеспечения успешной деятельности предприятия постоянно должны выполняться все основные функции управления себестоимостью. Все функции «взаимопроникают» друг в друга, одна дополняет другую. Неэффективная работа одной функции сказывается на работе всех остальных функций управления себестоимостью. В результате происходят сбои в работе всего процесса управления себестоимостью, что отражается на снижении эффективности управления всей деятельности предприятия.

Таким образом, управление себестоимостью продукции выступает как одно из важнейших условий стабильного функционирования и развития промышленного предприятия.

Управление себестоимостью должно рассматриваться как важная часть системы управления производством, органически включенная эту систему и взаимодействующая со всеми другими ее элементами.

Организация управления затратами и себестоимостью предполагает выделение определенных принципов, на основе которых координируются действия предприятия в данной сфере и которые определяют характер структурных составляющих данного процесса, а также получаемые результаты. Обобщение и систематизация разработок российских и зарубежных исследователей в области управления затратами позволяет представить данные принципы в следующем виде [1]:

1) применение системного подхода к управлению затратами;

2) использование известных методов управленческого учета и контроля (бюджетирование, управленческий контроль, организация центов ответственности и т.д.);

3) оптимизация на предприятии процессов планирования, учета, анализа, контроля, принятия управленческих решений, а также системы оценки затрат предприятия и полученных результатов;

4) повышение заинтересованности подразделений в снижении затрат;

5) управление затратами по всем стадиям производственного цикла изготовления продукции и на всех стадиях жизненного цикла товара.

6) недопущение излишних затрат (использование методов нормативного учета затрат и стандарт-кост);

7) учет взаимосвязи изменения величины затрат с качеством производимой продукции;

8) совершенствование информативной базы о формировании величины затрат;

9) широкое внедрение эффективных методов снижения затрат.

В процессе управления затратами решается множество задач, основными из которых является определение и регулирование базы цен, оценка эффективности производства и предприятия, обеспечение режима экономии и увеличения прибыли путем учета, анализа и контроля затрат [6]. Однако, что несмотря на значительные достижения в разработке общих и частных вопросов управления затратами в современной экономической науке, в практике работы отечественных предприятий сохраняются определенные трудности внедрения современных методов управления затратами, которые хорошо уже зарекомендовали себя за рубежом. Сложности внедрения таких методов для отечественного менеджмента связаны [7]:

- с особенностями отечественного законодательства;

- определенной дороговизной внедрения и поддержания у себя подобных систем;

- отсутствием в нашей стране достаточно прозрачных, или, по крайней мере, относительно доступных достоверных информационных каналов;

- необходимостью обучения и переобучения персонала и т.д.

С другой стороны, отечественная теория и практика управления затратами получает сегодня все более широкое развитие, адаптируя западные разработки к российским условиям, а также корректируя и дополняя свой действующий набор методов управления затратами.

В заключение необходимо отметить, что учетом возрастания роли экономии ресурсов, вызванной как непрекращающимся ростом населения земного шара, так и медленной возобновляемостью природных ресурсов, будет возрастать и роль управления затратами предприятия [3].


Литература:

1. Гусева И.Б. Управление затратами в системе контроллинга: Монография. Нижегород. гос. техн. ун-т. – Н.Новгород, 2006. – 158 с.

2. Ефремова А.А. Себестоимость: от управленческого учета затрат до бухгалтерского учета расходов. – М.: Вершина, 2006г. – 208 с.

3. Лабзунов П.П. Управление затратами на промышленных предприятиях России. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2005. – 222.

4. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер. с англ. / Под ред. Л.И. Евенкою. – М.: Дело, 1997. – 702 с.

5. Стратегический контроллинг/Под ред. проф. Ю.Н. Лапыгина. – М.:КноРус, 2004 – 276 с.

6. Трубочкина М.И. Управление затратами предприятия. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 218 с.

7. Ежкова И.В. Актуальные проблемы управления затратами на предприятиях региона (по материалам Владимирской области) // Альманах современной науки и образования. – 2010. - №2. C. 137-141.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle