Библиографическое описание:

Шкурыгин Д. И. Религиозные особенности русского масонства // Молодой ученый. — 2011. — №5. Т.1. — С. 245-247.

Масонство появляется в России в 30-е годы XVIII века, и к концу того же века в деятельность масонских лож уже вовлечены несколько тысяч человек, среди них – офицеры, ученые, писатели, чиновники, представители буржуазии. Масонство в России нашло очень благоприятную почву для развития, и стало самобытным явлением нашей культуры. У русского масонства много отличий от западного, в данной статье будут рассмотрены его религиозные особенности.

В истории развития масонства в России можно выделить три этапа:

  1. 1730-е гг. – 1762 г. – в этот период масонство проявляет себя как мода, как часть процесса обращения к западу, оно носит секулярный и рационалистический характер;

  2. 1762 г.- начало 1780-х гг. – масонство предстает как организация, распространяющая прежде всего моральную философию, преобладание трех первых «иоанновских» степеней классического масонства – ученик, товарищ и мастер;

  3. 1780 – е гг. и далее – возникновение высших масонских степеней, масоны активно увлекаются мистикой, с 1790-х гг. существование в условиях периодических запретов со стороны правительства, заставляющих масонство становиться все более и более эзотерической организацией.

Мы видим, что изначально масонство появляется в России как рационалистическое течение, однако потом русские масоны обращаются к мистицизму, причины этого будут рассмотрены далее.

Реформы Петра I ориентировали массовое обращение к европейской культуре, что в свою очередь привело к упадку конфессиональной сплоченности национального сознания. Православие всё ещё оставалось государственной религией, однако в XVIIIXIX вв. оно начинает всё меньше и меньше способствовать поддержанию национального единства. Секуляризация церковных земель, политика Павла I, приглашение иезуитов в Россию, назначение обер-прокурора не из числа духовенства главой Святейшего Синода – всё это и многое другое пошатнуло авторитет православной церкви. Тем не менее кризис в религиозной сфере означал “не охлаждение в вере, а наоборот, религиозное пробуждение общества” [1]. В условиях такого положения православной церкви масонства выступило вперед, прежде всего, как течение, способное удовлетворить новые религиозные запросы общества. Это привело к такой ситуации, которую Ю. В. Стенник выражает следующими словами: “Увлечение идеями масонства со стороны русского дворянства нередко оказывалось формой своеобразного замещения невостребованности религиозного чувства” [2, с. 80].

В условиях такой ситуации не сложно понять, что заставило масонство обратиться к мистицизму. Церковная реформа Петра Великого также внесла свой вклад в это дело. Дело в том, что эта реформа отчасти разрушила мистическое положение церкви в русском обществе, учредив Священный Синод, что в свою очередь поспособствовало развитию идеи богоизбранности в масонской среде, позволив братьям без каких-либо посредников обращаться к Богу [3]. Идея богоизбранности является основным источником этики в русском масонстве. Из него вышла идея ответственности за всё человечество, за его нравственное и духовное развитие, а также гражданское благополучие. Богоизбранность предполагала ведение образа жизни, соответствующего истинному христианину. И здесь лежит корень окончательного разрыва нашего масонства с европейским, более того, со всем европейским рационализмом. Согласно масонскому учению Истинный Христианин всегда повинуется властям (эта идея очень развита в Новом Завете). По этой причине французская революция стала для масонов окончательным поводом к тому чтобы отвернуться от Запада. Русские масоны сделали вывод о том, что поскольку Европа не уважает власть, то и Истинного Христианства в ней. Почти все главные масонские деятели крайне негативно высказывались о революции. Приведем, в качестве примера, высказывание И. В. Лопухина: “О! когда бы во Франции больше господствовало истинное христианство, не представила бы она плачевного позорища, которое скорбь и ужас наносить должно всем человеколюбивым и богобоязненным сердцам!” [4, с. 10]. Таким образом, помимо того что обращение к мистике само под собой подразумевает отход от рационализма, окончательную точку в этом вопросе поставила революция. Это не значит, что масоны полностью от него отошли, они отдавали должное наукам, но мистическое познание занимало гораздо более высокое положение по сравнению с ними. Постулировалось утверждение о том, что познание истины без веры невозможно.

Можно выделить основные цели, важные для деятельности масонов мистического направления, - это идея морального перерождения на основах евангельской нравственности, любовь к Богу и ближнему; идея смирения и на базе постоянного познания самого себя приближение к познанию премудрости Творца. Цели ордена представлялись как возвращение к истинному христианству. Данные высказывания легко можно подтвердить, обратившись к работе опять же И. В. Лопухина “Нравоучительный катехизис истинных франкмасонов”. В ней читаем: “Какая цель Ордена истинных ф[ранк] м[асонов]? Главная цель его та же, что и Цель Истинного Христианства” [5, c. 174]. Однако у русских масонов возникает идея разделения церкви на “Внешнюю” и “Внутреннюю”. Идея “внутренней церкви” основывалась на сочинении Гаугвица “Пастырское послание” 1785 года, которое имело большое значение для русских масонов. Эта работа провозглашает орден розенкрейцеров “внутренней или истиной церковью Христовой” [6, с. 155], а православие, оставаясь “внешней религией” является одним из обязательных средств приобщения к “внутренней”. Таким образом, русское масонство сохраняет важность православия. Интересное замечание по этому поводу делает Ю. В. Стенник, который считает что изначально сами “руководители розенкрейцерского ордена в Германии, в частности Вельнер, связывали именно с русской православной церковью идею возрождения истинного христианства, носителем которого, по их мнению, изначально являлся Орден у своих истоков. По их мнению, при разделении христианской церкви греческая оказалась более «правильной», нежели искаженная римская, православие же напрямую продолжало греческую/византийскую традицию” [7, с. 85].

В качестве подтверждения такого отношения к православию среди русских масонов можно привести также ещё один факт. Как известно, во время гонений вопрос об отношении масонов к православию всегда ставился довольно остро, в связи с чем масонов часто проверяли на предмет знания православных канонов. Так в январе 1785 года митрополиту Платону было доверено проверить по этому поводу Н. И. Новикова. М. Н. Лонгинов приводит слова митрополита, которыми он отчитался перед Екатериной II о проверке: “Как пред Престолом Божиим, так и пред престолом твоим, Всемилостивейшая государыня императрица, я одолжаюсь по совести и сану моему донести тебе, что молю всещедрого Бога, чтобы не только в словесной пастве, Богом и тобою, Всемилостивейшая государыня, мне вверенной, но во всем мире были христиане таковые как Новиков” [8, с. 34- 35]. Такое высказывание ярко показывает отличное знание Н. И. Новиковым основ веры.

Тем не менее, среди всех масонов было отрицательное отношение к Российской Православной Церкви, но именно как к институту, поскольку масонство стремилось вернуться к оригинальной истинной христианской религии. Очевидно, что эта идея не нова, но если говорить о ней в контексте масонства, то наиболее ярко она проявилась именно в России. Эти тенденции в поиске истинного христианства, могли пойти на пользу православию, поскольку защищали религию. И С. Н. Некрасов замечает, что масоны делали попытки к соединению с православием, пытаясь заинтересовать в своём учении представителей духовенства. К сожалению, в период расцвета масонства этого не случилось, и тот же исследователь приводит слова, произнесенные одним из представителей духовенства: “Русское духовенство в общем своем составе по степени образования было недостаточно подготовленным к тому, чтобы достойно оценить религиозное движение (масонов. — С. Н.) и дать ему надлежащее направление в духе православной церкви” [9]. Но эти слова уже относятся ко второй половине XIX века, когда мистическое масонство себя практически не проявляло.

Стремясь вернуться к Истинному Христианству, масоны активно пользовались мистической литературой, в чем они не видели ничего противоестественного. Как справедливо замечает исследователь В. В. Кучурин: “ теософские и эзотерические учения они (масоны – Д. Ш.) считали соответствующими истинному христианству” [10]. Но не стоит переоценивать важность мистической литературы. Неоспоримый авторитет масоны оставляли за Священным Писанием, чему можно найти множество подтверждений. Например, Г. В. Вернадский приводит слова масона Краевича: “Во всех мистических книгах весьма много натуры, но в Св. Писании одна чистая благодать” [11, с. 127]. С таким почитанием Писания также связан и тот факт, что в деятельность “Библейского общества” было вовлечено большое количество масонов.

В условиях духовного кризиса мистическое масонство являлось необходимым этапом развития русского общества. Масонство в России - это уникальное, самобытное явление. “Российские масоны вписываются в отечественную духовную традицию; уже поэтому они не были простыми аналогами европейских братьев” [12, с. 15].


Литература:

1. Кондаков Ю. Е. Либеральное и консервативное направления в религиозных движениях в России первой четверти XIX века http://www.gorodproshlogo.com/load/3-1-0-47

2. Стенник Ю.В. Православие и масонство в России XVIII века (к постановке проблемы) // Русская литература. – 1995, №1. – С. 76 - 92

3. Аржанухин С.В. Философские взгляды русского масонства – Екатеринбург, 1995 – 398 с.

4. Тарасов Е. И. Московское Общество розенкрейцеров (Второстепенные деятели масонов)// Масонство. Т.2 – М.: СП «ИКПА», 1991 – С. 1 - 27

5. Лопухин И. В. Нравоучительный катехизис истинных франкмасонов// Масонство и русская культура – М.: “ИСКУССТВО”, 1998 – С. 150 - 179

6. Вернадский Г. В. Русское масонство в царствование Екатерины II – Петроград: Типогр. Акц. О-ва Типогр. Дела, 1917 – 285 с.

7. Стенник Ю.В. Православие и масонство в России XVIII века (к постановке проблемы) // Русская литература. – 1995, №1. – С. 76 - 92

8. Лонгинов М.Н. Новиков и московские мартинисты - СПб.: Лань, 2000 – 671 с.

9. Некрасов С.Н. Философско-этические идеи масонства в России http://www.portal-credo.ru/site/print.php?act=lib&id=993

10. Кучурин В.В. Мистицизм и западно-европейский эзотеризм в религиозной жизни русского дворянства в последней трети XVIII – первой половине XIX в.: опыт междисциплинарного исследования http://sofik-rgi.narod.ru/avtori/slovo_misl/kutchurin.htm

11. Вернадский Г.В. Русское масонство в царствование Екатерины II – Петроград: Типогр. Акц. О-ва Типогр. Дела, 1917 – 285 с.

12. Новиков В.И. Масонство и русская культура// Масонство и русская культура – М.: “ИСКУССТВО”, 1998 – С. 5 - 50

Основные термины: русского масонства, русских масонов, секты современной России, Нравоучительный катехизис истинных, Религиозные секты современной, православной церкви, мистическое масонство, Русское масонство, русского дворянства, истинному христианству, Истинного Христианства, Неоспоримый авторитет масоны, особенности русского масонства, XIX века, О-ва Типогр, русские масоны, русская культура, половине xix, Русские масоны, Стенник Ю.В

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle