Библиографическое описание:

Черкашин А. В. Проблемы и перспективы инноваций в современной экономике России // Молодой ученый. — 2011. — №5. Т.1. — С. 235-237.

Крошечная компания-стартап изобретает где-то в гараже уникальное устройство, которое сулит перевернуть мир, создать целые новые отрасли экономики и обречь старые на вымирание — такое представление об инновациях, как кажется, прочно утвердилось в российском массовом сознании. Именно на поддержку и стимулирование подобной инновационной активности ориентированы в последнее время многие меры государственной политики в России.

Подобное представление об инновациях не является неверным, но оно является неоправданно узким. Конечно, инновации — это прорывные «изобретения», т. е. принципиально новые продукты. Но инновации — это еще и новые технологии и даже бизнес-процессы. Да, инновации могут быть глобальными, когда компания делает что-то впервые в мире. Но продукты, технологии и процессы могут также быть инновационными в пределах одного отдельно взятого рынка и даже в пределах отдельно взятой компании. Иначе говоря, инновации — это не только изобретение и внедрение абсолютного нового, но и заимствование и адаптация уже существующего. В странах, находящихся на переднем крае производительности, инновации в значительной мере осуществляются в малом бизнесе, то в странах догоняющего развития, к которым относится и Россия, именно крупные компании являются основным двигателем роста производительности — главным образом как раз за счет заимствования и адаптации передовых технологий и бизнес-процессов.

Исследование инновационной активности крупного бизнеса, проведенное в мае 2010 г. фирмой PricewaterhouseCoopers и Российской экономической школой в сотрудничестве с Российской венчурной компанией и Российской корпорацией нанотехнологий, в полной мере подтверждает эти положения. В ходе опроса высокопоставленных представителей 100 крупных (с годовым оборотом свыше $100 млн.) компаний, работающих в России, треть респондентов (39%) заявили, что их компании в 2008-2010 гг. запустили производство новых продуктов, никогда ими ранее не выпускавшихся. Однако вдвое чаще инновации связаны с внедрением инновационных технологий и бизнес-процессов (73% и 66% респондентов соответственно). Некоторые из этих компаний претендуют на глобальное лидерство своих инноваций: соответственно, 14%, 17% и 18% респондентов заявили, что внедренные ими продукты, технологии и бизнес-процессы были новаторскими в мировом масштабе. Однако вдвое чаще респонденты признавали, что инновации эти были новыми только для их компаний, т. е., по сути, представляли собой адаптацию и заимствование.

Уровень инновационной активности сильно зависит и от характеристик самих компаний. В частности, вероятность введения новых технологий и бизнес-процессов была существенно выше в наиболее крупных компаниях. Так, вероятность введения новых технологий в крупнейших компаниях (с продажами свыше $1 млрд. в год) при прочих равных на треть выше, чем в компаниях с продажами от $100 млн. до $500 млн. Вероятность введения новых бизнес-процессов в крупнейших компаниях (при прочих равных) на 46% выше, чем в компаниях с продажами $100-500 млн.

Более высокая инновационная активность крупнейших компаний вполне объяснима, если учесть, что чаще всего (почти в 80% случаев) новые продукты и технологии разрабатываются и финансируются внутри самих внедривших их компаний. Лишь небольшая доля компаний (не более 20%) обращалась для этого к внешним подрядчикам в России, и считанные компании использовали зарубежных подрядчиков. При этом наиболее распространенный способ финансирования разработки новых продуктов (его упомянули 87% респондентов) — это использование собственных средств компаний. Примерно каждая пятая компания (18%) использовала средства РВК и «Роснано», и лишь каждая десятая (10%) — иностранные инвестиции. Таким образом, абсолютное большинство инноваций разрабатывается внутри самих компаний, практически без привлечения интеллектуальных и финансовых ресурсов извне. Создается впечатление, что компании с выручкой $1 млрд в год чаще внедряют инновационные продукты и технологии во многом потому, что как раз крупные компании скорее могут себе позволить самостоятельно разрабатывать и финансировать инновации. Вопрос, соответственно, не в том, что российские крупные компании по природе более инновационны, а в том, что у более мелких компаний просто нет необходимых ресурсов. Отсутствие развитых рынков капитала, человеческого капитала и продукции, в целом слабое развитие инфраструктуры инноваций, а также важность политических связей дают крупному бизнесу в России существенные преимущества, когда дело доходит до инноваций (включая заимствование и адаптацию). [1]

Однако не все крупные компании одинаково инновационны. В 2008-2010 гг. доля компаний, внедрявших новые продукты, среди частных компаний была в четыре раза выше, чем среди компаний с государственным участием и полностью государственных компаний. Как показывает эконометрический анализ, даже с учетом различий в размере и отраслевой принадлежности государственных и частных компаний частные компании внедряют новые инновационные продукты как минимум в полтора раза чаще, чем полностью и частично государственные. Вероятность введения новых технологий в полностью государственных компаниях при прочих равных в 1,7 раз ниже, чем в компаниях с частичным государственным контролем. Более того, государственные компании и компании с государственным участием, принявшие участие в исследовании, в 2008-2010 гг. вообще не внедряли инновационные продукты, новые для глобальных рынков. Возможно, такой результат в какой-то мере объясняется тем, что крупнейшие российские государственные компании представляют в основном добывающие отрасли. Доля вводивших глобально-инновационные технологии среди частных компаний в два раза выше, чем среди полностью и частично государственных компаний. [2]

Ключевой фактор инновационной активности — это выход на международные рынки. Неудивительно, что международные компании ведут инновационную деятельность существенно активнее, чем российские. Однако оказывается, что российские компании, которые работают на международных рынках, вводят новые технологии и бизнес-процессы не реже, чем международные, хотя существенно отстают от международных коллег во введении инновационных продуктов. И наоборот, российские компании, вышедшие за пределы российского рынка, в несколько раз чаще вводят глобальные инновационные технологии и глобальные инновационные бизнес-процессы, чем их коллеги, действующие только в рамках национального рынка. Стоит сделать вывод: в России частная собственность и глобальная конкуренция — по-прежнему главные двигатели инноваций.


Литература:
  1. Викторов А.Д., Инновации в высшей школе: модное увеличение или стратегический путь развития? Современное состояние высшей школы. //Инновации. -2001. - № 1-2. - с . 16-19.

  2. Гопоненко Н., Инновации и инновационная политика на этапе перехода к новому технологическому порядку. //Вопросы экономики, 2003. - № 9.

Основные термины: крупные компании, введения новых технологий, перспективы коммерциализации инноваций, частных компаний, новые продукты, инновационной активности, инновационные продукты, Вероятность введения новых, вероятность введения новых, доля компаний, государственных компаний, крупнейших компаниях, современной России, базе малых предприятий, российские компании, новые технологии, современной экономике России, компаний частные компании, Проблемы внедрения инноваций, государственные компании

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle