Автор: Вознюк Галина Анатольевна

Рубрика: Психология и социология

Опубликовано в Молодой учёный №5 (28) май 2011 г.

Библиографическое описание:

Вознюк Г. А. Все плюсы и минусы обязательного медицинского страхования в новом законе // Молодой ученый. — 2011. — №5. Т.2. — С. 84-85.


Памяти доктора социологических наук Зиятдиной Флюре Газизовне посвящается

Система медицинского страхования в России за последние годы претерпела существенные изменения, обусловленные социально-экономическими преобразованиями в стране, которые изменили функциональную организацию медицинского страхования, форму его проведения и виды социальных гарантий для работающего и неработающего населения.

Сейчас стало огромной потребностью для населения на всей территории РФ, в том числе и в нашей Республике, получать не только бесплатную, но качественную и доступную медицинскую помощь по обязательному медицинскому страхованию. Поэтому, страховые компании как участники организации медицинского страхования обязуются информировать застрахованных лиц о видах, качестве и об условиях предоставления им медицинской помощи, а также о необходимости получения полиса ОМС. [1]

С момента утверждения Правил обязательного медицинского страхования, где подробно прописано, как именно должны выполняться те или иные меры закона, закрепились определенные позиции всех участников организации медицинского страхования..[2] Это своего рода «дорожная карта» для всех участников рынка медицинских услугот пациентов до сотрудников федерального и территориальных фондов ОМС.

В новом законе появляются несколько принципиальных новаций.

Во-первых, теперь получить медицинскую услугу по полису ОМС можно в любом регионе России, а не только там, где зарегистрирован человек. Во-вторых, это можно сделать не только в государственном или муниципальном медучреждении, но и в частном или ведомственном, если оно станет участником программы ОМС. И при этом не понадобится доплачивать за лечение и консультации, входящие в программу обязательного медицинского страхования. В-третьих, человек может самостоятельно выбрать страховую медицинскую компанию, медучреждение и врача, которые будут его обслуживать.

Первое, на что хотелось бы обратить внимание работающих граждан, – работодатель больше не будет обеспечивать своих работников медицинскими полисами. Отныне каждый должен будет позаботиться о себе сам – самостоятельно выбрать страховую компанию, самостоятельно написать в нее заявление на обслуживание и самостоятельно забрать медицинский полис. Подчеркнем: гражданину за приобретение полиса ничего не нужно платить. Эта обязанность по-прежнему лежит на работодателях, которые делают регулярные отчисления в социальные фонды, в том числе медицинский.

Однако обещанное новым законом право пациента на выбор медучреждения в ближайшее время не будет реализовано. Потому что сам механизм выбора, по сути, отсутствует. Порядком, установленным Минздравсоцразвития РФ, амбулаторно-поликлиническая помощь оказывается гражданам по месту проживания. То есть пациентов и дальше будут прикреплять к больницам, поликлиникам по территориям.

Что касается страховых компаний, то для них усиливаются основные функциональные обязанности по новому законодательству в части:

- контроля объема, сроков и качества медицинской помощи, оказанной застрахованным гражданам в соответствии с условиями договора страхования;

- защиты прав застрахованных в случае выявления нарушений в оказании им медицинской помощи, проведение проверок доступности медицинской помощи в ЛПУ.

- оплаты медицинской помощи ЛПУ (согласно представленных счетов-реестров).

При этом объем проверок при плановых экспертизах по новому законодательству увеличился в 2 раза по круглосуточному и дневному стационару, и до 8 раз при амбулаторно-поликлинической медицинской помощи.

В новом законе наряду с правами четко обозначены обязанности застрахованного лица. При обращении за медицинской помощью застрахованные лица обязаны предъявить полис ОМС, за исключением случаев оказания экстренной медицинской помощи.

Для получения полиса каждый гражданин должен будет предоставить в страховую компанию заявление о получении полиса ОМС единого образца. Согласно закону достаточно будет один раз обеспечить работника полисом, который не будет меняться в зависимости от места работы, и будет действовать на всей территории Российской Федерации, его главное преимущество экстерриториальность.

Основной функцией института социального страхования является обеспечение достойного уровня жизни индивида и воспроизводство человеческих ресурсов в результате наступления страховых рисков.

Однако принятые в новом законе положения в отношении субъектов обязательного медицинского страхования и его участников не снимает ряд проблем в системе обязательного медицинского страхования, которые в полной мере не могут обеспечить пациентов качественной и доступной медицинской помощью, а именно:

- низкая информированность населения об их правах в системе ОМС;

- проблемы реализации защиты прав застрахованных в ОМС РФ и РТ (нет четких механизмов для реализации этих прав, прописанных в законе).

- отсутствие механизма возмещения медицинским учреждением денежных средств застрахованному лицу;

- отсутствие единых стандартов диагностики и лечения на территории РФ;

- отсутствие конкретного перечня получения бесплатных услуг в рамках программы государственных гарантий.

Исследователи подтверждают значимость внутренней удовлетворенности человека осуществляемыми государством мерами по регулированию социально-экономических отношений, поскольку они непосредственно связаны с уровнем и качеством жизни каждого человека. Принятый Федеральный закон «Об ОМС» не носит революционный характер и в корне не меняет сложившуюся с 1993 года систему обязательного медицинского страхования. Новый документ в первую очередь направлен на усиление защиты прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи, повышение ответственности страхователей и страховщиков в части исполнения своих публичных обязательств. По анкетированию респондентов на предмет удовлетворенности качеством медицинской помощи в лечебно-профилактических учреждениях г. Нижнекамска и Нижнекамского муниципального района за период с января по март 2011 года при получении стационарной медицинской помощи количество неудовлетворенных граждан составляют всего 7%, тогда как в амбулаторно-поликлинической помощи 70% опрошенных.

Такой результат, скорее всего, обусловлен тем, что в результате модернизации здравоохранения и сокращения коечного фонда граждане чаще лечатся в амбулаторных условиях. Никто не отрицает тот факт, что медицинское страхование является социально-экономическим фактором качества жизни, поскольку оно предполагает удовлетворение основной базовой потребности человека - его здоровья. Хочется верить, что принятый закон – это начало нового этапа в развитии обязательного медицинского страхования, но для этого в системе ОМС необходимы принципиально новые подходы к страхованию граждан, деятельности субъектов и участников системы ОМС, а главное механизм финансирования учреждений здравоохранения. И тогда вся принятая новизна будет направлена на обеспечение качественной и доступной медицинской помощи нашим людям.


Литература:

Ошибка: источник перекрестной ссылки не найден

  1. Федеральный закон № 326 от 29.11.2010 г. «Об Обязательном медицинском страховании в РФ». [электронный ресурс]

  2. Российская газета № 55, 18.03.11 г.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle