Библиографическое описание:

Головченко Н. Н. К вопросу о классификации «мягких» головных уборов скифо-саков // Молодой ученый. — 2011. — №5. Т.2. — С. 72-76.

Первую попытку создания классификацию скифо-сакских головных уборов предпринял П.К. Степанов. Опираясь на материалы раскопок курганов скифской знати, он, разделил женские уборы на три типа: «кокошник», «остроконечный» и «тиара» [23]. В последующем, эта классификация неоднократно дополнялась и изменялась исследователями.

Л.С. Клочко, обращаясь, как и П.К.Степанов, к женским головным уборам скифов, разделила их уже на четыре группы: шапки, покрывала, повязки-диадемы и цилиндрические уборы [6, 7, 26]. Главным достоинством данной классификации является, на наш взгляд, обращение исследователя к форме головного убора как к «групообразующему» признаку, что, однако, не помешало ей нарушить единство критериев при выделении групп.

Т.В. Мирошина, обращаясь уже к мужским головным уборам скифов, подразделяет последние на башлыки так называемого «куль-обского типа», «башлыки на изображениях Скилура и Палака» [12], высокие головные уборы с плоским верхом и широким назатыльником (исследователь именует их tyara) [14]. Выводы исследователя трудно принять без купюр, поскольку при выделении типов использовались разнородные критерии.

К.А. Акишев, опираясь на материалы собственных раскопок кургана Иссык в Семиречье, предложил именовать форму реконструированного им головного убора, стреловидной [1]. Необходимость в этом названии не выглядит очевидной, поскольку морфологически, иссыкская находка является идентичной остроконечным уборам у П.К. Степанова [23] и конусовидным уборам у Т.В. Мирошиной и Л.С. Клочко [14; 8].

Основой для еще одной классификации скифо-сакских головных уборов, послужили Горно-алтайские находки. Последние, по мнению исследователей, их изучавших, хорошо делятся на две группы. Первую, по мнению Н.В.Полосьмак, составляют «войлочные шлемы», носившиеся взрослыми и детьми обоих полов [17], вторую – сугубо женские головные уборы, четырех основных типов [14, 18; 20, 26].

Итогом многолетнего изучения скифо-сакского костюма, и головных уборов, стала обобщающая монография С.А. Яценко «Костюм древней Евразии» [26]. В этой работе автор сделал небезуспешную попытку привлечь для комплексного анализа все известные, на сегодняшний день, источники. Итогом этого исследования явилось создание яркой панорамы эволюции одежды древних иранцев. В частности, были разработаны классификации иранских головных уборов различных эпох. Однако, при их создании автор, как и многие его предшественники, не избежал соблазна и нарушил единство критериев при выделении типов вещей.

Таким образом, скифо-сакские головные уборы, представляют собой одну из малоизученных категорий материальной культуры древних номадов. Серьезным препятствием их успешному изучению, является отсутствие общепринятой терминологии и классификации последних [4, 12, 14, 17, 25, 26].

Настоящая работа посвящена изложению нашего видения указанных проблем.

Понятийный аппарат.

«Головные уборы» - это категория вещей, функциональное назначение которых заключается в том, чтобы защищать голову носителя в условиях непогоды или боя, служить социально-дифференцирующим маркером носящего и, возможно, его оберегом; основными элементами уборов являются: «наголовник», «завязки», «назатыльник» и «шпиль».1

«Наголовник» - основная часть головного убора, покрывающая голову носящего.

«Завязки» - многофункциональный элемент головного убора, представленный в виде завязок, наушников, нащечников и, возможно, подвесок, крепившихся к височным сторонам уборов.

«Назатыльник» - элемент головного убора, закрывающий теменную область, шею и, иногда, плечи носящего.

«Шпиль» - коническая конструкция вершины головного убора, наличие или отсутствие которой определяет форму убора.

Источниковая база.

Источниковая база исследования представлена находками головных уборов (в курганных захоронениях скифской и сакской знати: Чертомлык [4, 11], Келермес [14, 26], Татьянина Могила [9, 26], Иссык [1]; в мерзлотных погребениях пазырыкской культуры Горного Алтая: Ак-Алаха I [17, 18, 26], Пазырык [17, 18, 26]) и их изображениями (на персепольских барельефах [24]; на персидском ковре из пятого Пазырыкского кургана [18]; на афинских вазах [25] и причерноморских каменных изваяниях [16]). Всего 49 экземпляров «мягких» головных уборов.

Классификация.

Предлагаемая нами классификация скифо-сакских головных уборов основана на разработках В.А. Городцова [11 с.46-47].

Основными структурными элементами классификации являются: категория, группа, отдел и тип.

Категория – представляет собой комплекс вещей одного назначения, в нашем случае, - все головные уборы. Категория делится на две группы.

Группа – включает в себя головные уборы, объединенные материалом изготовления: «мягкие» (текстильные) и металлические (шлемы) уборы. Группы подразделяются на отделы.

Отдел – объединяет головные уборы, имеющие одинаковую форму наголовников. В группе «мягких» головных уборов выделяется 3 отдела: конические, полусферические и цилиндрические уборы. В группе металлических головных уборов выделяется 2 отдела: конические и полусферические шлемы, они в контексте данной работы не рассматриваются.

Тип – составляют уборы, объединенные устойчивым сочетанием таких признаков как «завязки» и «назатыльники». В каждом отделе 4 типа, выделяемых по возможным комбинациям признаков «завязок» и «назатыльников» (с завязками и с назатыльником, с завязками, но без назатыльника, без завязок, но с назатыльником, без завязок и без назатыльника).

Группа I: «Мягкие» головные уборы (49).

Отдел I: Конические головные уборы (28 шт).

Тип I: уборы с завязками и с назатыльником (2 шт).

Тип представлен изображениями (скифов-стрелков на афинских вазах VIV вв. до н.э. [25; 26, рис. 23], саков на персепольских барельефов (см. рис. 1.1) [24, стр.26], жрецов на пластинках из Амударьинского клада [2, с. 10, рис. 4]).

Тип II: уборы с завязками без назатыльников (11шт).

Тип представлен находками головных уборов (в пазырыкских курганах Горного Алтая (см. рис. 1.2) [17, рис. 1, 2, 3, 4, 5; 18, с.87, рис.2.58], могильнике Wupu, Синьцзян [17, рис. 3.]). А так же уборы данного типа изображены у скифов-стрелков на афинских вазах VIV вв. до н. э. [25; 26, рис. 23]. Аналогичные головные уборы встречаются на скульптурках у возничего колесницы из Амударьинского клада, и юноши из Халчаяна I в. до н.э. – I в. н.э. [1, с. 43, илл. 56].

Тип III: уборы без завязок с назатыльником (8 шт).

Тип представлен находками останков головных уборов (в курганах Карагодеуашх, Чертомлык и Келермес [26, рис. 22, 23, 36], и в кургане Иссык [1, с. 43]). Аналогичные уборы встречены на предметах афинской вазописи [26, рис.23]. Подобный головной убор реконструировала Л.С.Клочко для киммерийского война, [10, с.192-193., рис.2, в]. Схожие уборы изображены у «мага» на пластинке из Амударьинского клада [24, с. 73], и на персепольском барельефе - «Скунха – сак» (см. рис. 1.3) [24, с.59].

Тип IV: уборы без завязок и без назатыльника (7 шт).

Тип представлен находками головных уборов (в районе Черченя, уезд Цемо [17, табл.1.4], в погребальных комплексах могильника Ак-Алаха и Пазырык [18, с. 76, рис. 2.47; 3, с. 31-35], в материалах могильника Гу-му-гоу, Синьцзян [17, табл. I, рис. 10], в погребальных камерах Мордивновского кургана [26, рис. 36]). Аналогичный убор у всадника с фигурки из Сибирской коллекции Петра I (см. рис. 1.4) [18, с.27, рис. 2.3]. Уборы этого типа изображены на медальоне из Херсонеса [26, рис. 27].

Отдел II: Полусферические головные уборы (12 шт).

Тип I: уборы с завязками и с назатыльником (2 шт).

Тип представлен изображениями (войнов на ворсовом ковре, из пятого пазырыкского кургана (см. рис. 1.5) [21, рис.14]; на персепольском барельефе, Артаксеркса I, он одет на слугу, который держит навес над царем [21, рис. 8]; на оковке со сценой «войны, вернувшиеся с набега» [2, с. 145, рис. 192]).

Тип II: уборы с завязками без назатыльника (5 шт).

Тип представлен находками головных уборов (в курганах: третьем пазырыкском [18, с.89, рис.2.59]; первом Верх-Кальджина II [18, с.88, рис.2.59]; Уландрык I [26, рис.46.]), и их изображениями на каменных изваяниях (из Кривого Рога (см. рис. 1.6) и кургана 1, у с. Колоски [16, илл. 34, 65]).

Тип III: уборы без завязок с назатыльником (1 шт).

Тип представлен изображениями (скифа-стрелка на афинской вазе (см. рис. 1.7) [26, рис. 23], и всадника на персидской печати [21, с.28., рис.17]).

Тип IV: уборы без завязок и без назатыльника (4 шт).

Тип представлен находкой головного убора (в кургане 2 могильника Большие Белозерки [26, рис. 36]), и изображениями (на скульптурке человека со светильника (район поселка Иссык [2, с. 40., рис. 48]); на пластинах из кургана Сахновка (см. рис. 1.8), «персонажи 9 и 7» [26, рис. 27], на изваянии у станицы Воровсколесской [26, рис. 22]).

Отдел III: Цилиндрические головные уборы (9 шт).

Тип I: уборы с завязками и с назатыльником.

На данный момент тип артефактами недокументирован. Мы предполагаем, его наличие на основании того, что, во-первых, височные подвески могли выполнять вотивную роль наушников или завязок. Во-вторых, большинство наших сведений об уборах этого типа фрагментарны, и представляют собой лишь часть реальных предметных комплексов, поэтому при их реконструкции имеет место гипотетичность, т.е. допускается не одна, а несколько вариантов реконструкции [5, с.67].

Тип II: уборы с завязками без назатыльника (1 шт).

Тип представлен, головным убором, обнаруженным в Александропольском кургане (см. рис. 1.9) [26, рис. 36 7].

Тип III: уборы без завязок с назатыльником (4 шт).

Тип представлен находками головных уборов (в курганах: Чертомлык [26, рис. 36 1, 2], 22/2 у Красного Перекопа [26, рис. 36 6]), и их изображениями (у «женщин в молитвенных позах» на ковре из пятого Пазырыкского кургана (см. рис. 1.10) [21, с. 16, рис. 6.], и у женщины в сцене религиозного характера из коллекции Клерка [21, с. 19, рис.9]).

Тип IV: уборы без завязок и без назатыльника (4 шт).

Тип представлен находкой головного убора (в кургане Толстая Могила [26, рис. 36 2]), и изображениями (на ковре из пятого Пазырыкского кургана [26, рис. 46 2], на «служанках» женщин в молитвенных позах с ковра из пятого Пазырыкского кургана (см. рис. 1.10) [21, с. 16, рис. 6.], на женщине, в молитвенной позе, с пластинке из Амударьинского клада (см. рис. 1.11) [21, с. 19, рис. 10]).


Рис. 1. 1 – изображение на барельефах (прорисовка); 2 – войлочный головной убор из кургана I, могильника Ак-Алаха I; 3 – барельеф «Скунха – сак»; 4 – фигурка из Сибирской коллекции Петра I; 5 – изображение на ворсовом ковре из 5 Пазырыкского кургана; 6 – каменное изваяние из Кривого рога; 7 - изображение на афинской вазе; 8 – изображение на пластинке из кургана Сахновка; 9 – реконструкция головного убора из Александровского кургана; 10 – изображение на ворсовом ковре из 5 Пазырыкского кургана; 11 – изображение на пластинке из Амударьинского клада


Литература:

1. Акишев К.А. Курган Иссык. Искусство саков Казахстана. М.: Искусство, 1978. 129 с.

2. Артамонов М.И. Сокровища саков. М: Искусство, 1973. 269 с.

3. Баркова Л.Л., Чехова Е.А. Войлочный колпак из второго пазырыкского кургана // СГЭ вып. LXIV, 2006. с. 31 – 35.

4. Боровка Г.И. Женские головные уборы Чертомлыцкого кургана // ИРАИМК. Вып. 1, 1921. С. 169-192.

5. Клейн Л.С. Археологические источники. Ленинград, 1978. – 115 с.

6. Клочко Л.С. Новые материалы к реконструкции головного убора скифянок // Древности Степной Скифии. Киев, 1982. С. 118-130.

7. Клочко Л.С. Скифские налобные украшения VI-III вв. до н.э. // Новые памятники древней и средневековой художественной культуры. Киев, 1983. С. 37-58.

8. Клочко Л.С. Реконструкцiя конусоподiбних головних уборiв скифя’нок // Археологiя. Вип. 56, 1986. С. 14-24.

9. Клочко Л.С. Головний убiр з кургану Тетянина Могила // Археологiя №3, 1991. с. 58 – 63.

10. Клочко Л.С., Васина З.О. Жиноче вбрання населення чорнолiсскоi культури // Музейнi читання. Матерiали наук. конф., грудень 2000 р. (Видп. ред. Ж.Г. Арустамян). Киiв, 2001. s. 26 – 40.

11. Мартынов А.Н., Шер Я.А. Методы археологического исследования. М.:2003, с. 47.

12. Мирошина Т.В. Об одном типе скифских головных уборов // СА. №3, 1977. С. 79-94.

13. Мирошина Т.В. Скифские калафы // СА. №1, 1980. С. 30-45.

14. Мирошина Т.В. Некоторые типы скифских женских головных уборов IV-III вв. до н.э. // СА. №4, 1981. С. 46-69.

15. Мирошина Т.В. Греческие головные украшения Северного Причерноморья // КСИА. Вып. 174, 1983. С. 10-17.
16. Ольховский В.С., Евдокимов Г.Л. Скифские изваяния VIIIII вв. до н.э. М, 1994. – 184с.

17. Полосьмак Н.В. Воинские шлемы пазырыкцев // Итоги изучения скифской эпохи Алтая и сопредельных территорий. Барнаул, 1998. С. 148-151.

18. Полосьмак Н.В., Баркова Л.Л. Костюм и текстиль пазырыкцев Алтая (IV-III вв. до н.э.). Н.: ИНФОЛИО, 2005. 228 с.

19. Ростовцев М.И. Эллино-скифский головной убор // ИАК. Вып. 63, 1917. С. 69-101.

20. Руденко С.И. Культура населения Горного Алтая в скифское время. М.-Л. 1953. С. 123.

21. Руденко С.И. Искусство Алтая и Передней Азии (середина I тысячелетия до н.э.). М.: Вост. лит., 1961 – 67 с.

22. Смирнов А.П. Скифы. М.: изд-во: «Наука», 1966. – 198 с.

23. Степанов П.К. История русской одежды.II г., Вып.1, 1915. С. 15-40.

24. Фаррох К. Персы. М.: ЭКСМО, 2009. 342 с.

25. Яценко С.А. Костюм Скифии в архаическое (7-6 вв. до н.э.) и «классическое» (5-4 вв. до н.э.) время: к вопросу об этнических изменениях // Античная цивилизация и варварский мир. Краснодар, 2000. С. 24-31.

26. Яценко С.А. Костю древней Евразии. М.: Восточная литература, 2006. 658 с.

1 Начельные украшения, парики и прически мы предлагаем рассматривать в качестве самостоятельных категорий убранства.

Основные термины (генерируются автоматически): головных уборов, головные уборы, головного убора, находками головных уборов, Пазырыкского кургана, скифо-сакских головных уборов, «мягких» головных уборов, Амударьинского клада, войлочных головных уборов, головных уборов носителей, Тип IV, цилиндрические уборы, уборов носителей пазырыкской, Мирошина Т.В, находкой головного убора, элемент головного убора, головных уборов скифо-саков, Горного Алтая, головных уборов различных, высокие головные уборы.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle