Традиции формообразования текстиля Беларуси | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №5 (28) май 2011 г.

Статья просмотрена: 561 раз

Библиографическое описание:

Быстрова, О. И. Традиции формообразования текстиля Беларуси / О. И. Быстрова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 5 (28). — Т. 2. — С. 223-226. — URL: https://moluch.ru/archive/28/3138/ (дата обращения: 28.03.2024).

Рассмотрены формообразующие традиции текстиля Беларуси на основных исторических этапах его становления: ручное изготовление, мануфактурное и промышленное производство (довоенный, послевоенный и этап формирования новой рыночной экономики). В каждом из периодов определены основные текстильные изделия, география расположения и объекты, осуществляющие деятельность по их изготовлению. Текстиль проанализирован с учетом функционально-утилитарного назначения, состава и свойств используемых нитей и пряжи, структуры переплетения, вида отделки и декорирования. В ходе анализа выявлены особенности художественно-образного решения текстильных изделий, которые включают орнаментальную тематику, приёмы стилизации и трактовки образов, композиционную организацию декоративных элементов и их взаимодействие с фоновым пространством, цветовое решение и фактуру.

The forming traditions of the textile of Belarus on the basic historical stages of its development are examined: manual, manufactory and industrial production (prewar, postwar and the stage of formation of the new market economy). In each of the periods are determined the basic textile products, geographic situation and the objects which realize activity on their production. The textile is analyzed taking into account of function-utilitarian purpose, structure and properties of used threads and yarn, interlacing structure, type of finishing and decoration. During the analysis are defined the specific features of art decision of textile products which include ornamental theme, methods of stylization and interpretation of images, the compositional organization of decorative elements and their interaction with background space, color and texture.

Ключевые слова: текстиль, ручное изготовление, мануфактурное и промышленное производство, формообразование, традиции

Key words: textile, manual, manufactory and industrial production, forming, traditions

Специфику тенденций современного времени характеризуют глобализация и унификация, преобладание материального над духовным, трансформация духовных ценностей, нарушение регулятивных механизмов культуры, размывание смысловых ориентиров, кризис социально-моральных идеалов, регламентированный процессом массового разрушения личностной гармонии. Данные условия обуславливают актуальность формирования эстетического сознания и сохранение ценностей национальной культуры. Это становится возможным лишь благодаря привлечению форм культуротворчества, позволяющих моделировать культурные процессы и имеющих возможность воздействия на современном этапе на широкую аудиторию. Одной из таких форм является дизайн, деятельность которого направлена на моделирование эстетически ценных и общественно значимых объектов [10]. На современном этапе среди промышленных товаров значимое место занимает и текстильная продукция.

В ранее проведённых исследованиях тематика традиционного текстиля Беларуси отражена в работах М.Ф.Романюка, Е.М.Сахуты, М.С.Кацера, Г.Г.Нечаевой, О.А.Лобачевской, М.Н.Винниковой, О.Фадеевой, В.И.Селивончик, А.Н.Курилович, Е.С.Бохан, Л.У.Дучыц и др. Текстиль, созданный в условиях мануфактурного производства, описан в работах Д.С.Тризны, Е.Ф.Шунейка, В.И.Жука, Я.Я.Яницкой, И.М. Скварцовой и др. Текстильная продукция современной промышленности Беларуси практически не являлась предметом отдельных исследований.

В контексте вышеобозначенного актуальное значение приобретает выявление традиций формообразования текстиля Беларуси на основных исторических этапах их формирования, что и предопределяет цель данного исследования.

Методологию исследования составляет комплексный метод, включающий анализ литературных источников, монографий, диссертационных исследований, публикаций и материалов научных конференций отечественных специалистов по вопросам традиционной культуры Беларуси. А в качестве теоретической основы использован один из ведущих методов системного дизайн проектирования – формообразование [4, с. 56]. Формообразование – это процесс создания дизайнером формы в соответствии с ценностными установками культуры и требованиями, имеющими отношение к эстетической выразительности будущего объекта, его функции, конструкции и используемых материалов.

Специфика формообразования текстиля складывалась на протяжении исторического становления национальной белорусской культуры и её традиций. Принцип ткачества белорусы начали использовать ещё в эпоху неолита. В те времена полотна изготавливали преимущественно полотняным переплетением нитей из натуральных волокон – льна, конопли, шерсти и крапивы [5, с. 6]. Технология ручного ткачества на Беларуси оставалась широко востребованной вплоть до середины XIX века, но в XX веке по причине развития промышленного производства и вовсе потеряла свою актуальность. Таким образом, на протяжении значительного периода времени текстильные полотна изготавливали исключительно ручным способом в домашних условиях с целью удовлетворения функционально-утилитарных потребностей в рамках одной семьи или рода.

Изделия, созданные путём переплетения нитей на основе традиций материальной и духовной культуры отдельного народа, вправе называться традиционным текстилем. Белорусский традиционный текстиль включает в себя как готовые изделия (пояса, ручники и т.д.), так и полотна, являющиеся основой для пошива одежды (праздничной, повседневной, мужской, женской и детской), бытовых изделий (полотенец, скатертей, покрывал, постельного белья и т.д.) и декоративных предметов интерьера (ковров, половиков и т.д.) [12].

В технологии создания белорусского традиционного текстиля доминирует льняное волокно с использованием двухнитовой, четырёхнитовой одноуточной, закладной, браной двухуточной и одноуточной, выборной, ажурной техник ткачества [3, с. 11], натуральных красителей и естественных способов отбеливания. Издавна для окрашивания текстильных полотен использовали кору и листья деревьев, полевые цветы, корни растений, различные травы и ягоды. Этим и обусловлена традиционная для белорусского народного ткачества цветовая палитра – красный, белый и чёрный, а также коричневый, зелёный и жёлтый цвета преимущественно приглушённого и сдержанного колорита и тёплой гаммы. Оформление белорусского традиционного текстиля в целом отличается преобладанием геометрических, растительных и зооморфных образов, наличием семантических смыслов цветовой гаммы и орнаментальных мотивов [7]. В свою очередь, его композиционному построению характерны ритмичность и строгая упорядоченность, однотипность повторения декоративных элементов при сохранении их визуальных характеристик, гармоничное взаимодействие насыщенного декоративными элементами пространства и лаконичного фона, декоративность и плоскостность трактовки орнаментальных мотивов.

В настоящее время, несмотря на наличие многочисленных исследований традиционного текстиля Беларуси, всё ещё актуальным вопросом остаётся осмысленное использование этнических мотивов и принципов их композиционной организации в практике современной текстильной промышленности. Ранее исследователями было отмечено, что разрешение данного вопроса требует «глубокого анализа эстетических аспектов символики культуры, их смысла и роли в обществе … художественной интерпретации и усвоения опыта использования в практической деятельности» [8, с. 157] Безусловно, принципы оформления традиционного текстиля должны быть интерпретированы с учётом специфики современной стилистики, главными из критериев которой являются лаконичность и упрощённость силуэтных форм, декоративность орнаментальных мотивов, гармоничное сочетание декоративных элементов с фактурой и текстурой полотна.

В конце XVII века и в первой половине XVIII века в больших феодальных поместьях и королевских экономиях Беларуси были организованы текстильные мануфактуры [9, с. 9]. Таким образом, следующим этапом развития формообразования текстиля стало мануфактурное производство. В то время на территории Беларуси осуществляли деятельность следующие мануфактуры: Кричевская (парусиновая), Несвижская (шелковых поясов, ковровая и суконная), Слуцкая (шелковых поясов), Добрушская (полотняная), Шкловская (шелковая), а также действовали мануфактуры в Кореличах, Гродно, Мире, Каменцах, Альбе, Слониме [1, с. 110]. Основными направлениями их деятельности являлось изготовление шпалер сюжетно-тематического характера, ворсовых ковров, орнаментальных килимов, шелковых поясов, тонкого дорогого сукна, полотна, парусины, декоративной ткани для обивки стен.

Технологии изготовления текстиля того времени были характерны трудоёмкость и высокий технический уровень исполнения, что предопределяло его дороговизну и малодоступность; комбинирование шерстяных, шёлковых и льняных нитей с серебряными и золотыми; непосредственная зависимость художественной выразительности изделия от характера рисунка, а также мастерства ткачей. Тематику текстильных произведений, созданных на белорусских мануфактурах, составляют пейзажи и растительные мотивы, исторические, религиозные и жанровые сюжеты. В свою очередь, текстильной композиции была свойственна чрезмерная перегруженность деталями, декоративность и хаотичность расположения орнаментальных элементов, наличие обрамления, замыкающего сюжетно-тематическое содержание текстильного полотна, гармоничный колорит и изящество рисунка. В конце XVIII века по причине маловостребованности, низкой продуктивности, высокой платы иностранным мастерам, а также высокой стоимости сырья и оборудования, мануфактуры становятся убыточными и постепенно прекращают свою деятельность [11, с. 28–48].

Впоследствии, научно-техническая революция предопределяет возникновение промышленности – индустрии массового производства товаров широкого потребления машинным способом. Это становится основной причиной возникновения на территории Беларуси первых фабрик и заводов. С первой половины XIX века начинают преобладать мелкие текстильные производства, но уже в начале XX века выпускается льняная пряжа в Витебске, местечке Высочаны (Высочанская льнопрядильная фабрика), шерстяные ткани изготавливают Парецкая суконная фабрика и Ружанские суконные предприятия [1, с. 110].

В период Великой Отечественной войны промышленность Беларуси, в том числе и текстильная, была разрушена. Её восстановление началось сразу же после освобождения республики в 1944 году. За последующие пять лет было организовано производство камвольных (Минск), хлопковых (Барановичи) и шелковых тканей (Гродно, Слоним); ковровых (Брест, Витебск), ленточных и гардинно-тюлевых изделий (Могилев); нетканых материалов (Витебск) и верхнего трикотажа (Пинск, Минск, Брест) [1, с. 110]. Оформлению текстильных изделий, произведённых в послевоенный период, характерны наличие образов идеологического содержания, доминирование растительных и геометрических мотивов, плоскостность и декоративность их трактовки, мелкораппортные и статичные композиции, гармоничное сочетание насыщенных, ярких цветов или мягких, пастельных оттенков. В целом текстильным полотнам данного периода свойственны лаконичность, сдержанность и обобщённость художественно-образного решения

До 1991 года на территории Беларуси, входившей в состав Советского Союза, существовала государственная плановая экономика. Впоследствии, в связи с изменениями в политической, социальной и культурных областях общества, экономика страны была реорганизована в социально-рыночную. Её характерными чертами стали ориентация на рынок и, как следствие, на удовлетворение общественных потребностей. Произошедшие изменения заставили производителей обратить внимание на значимость комплексной взаимосвязи функциональности и эстетического вида изделия, специфики потребностей потребителей и непрерывного повышения качества выпускаемой продукции.

Начиная с 2000-х годов, текстильная промышленность Беларуси адаптируется к новым социально-экономическим условиям и продолжает своё развитие. Так, в настоящее время в республике насчитывается около 200 текстильных предприятий. К наиболее крупным из них относятся ОАО «Моготекс», РУПТП «Оршанский льнокомбинат», РУП БПХО «Блакит», ОАО «Сукно, ОАО «Камволь», ОАО «Лента», ОАО «Пинское промышленно-торговое объединение «Полесье», ОАО «Слонимская камвольно-прядильная фабрика», РУПП «Кобринская прядильно-ткацкая фабрика «Ручайка», ОАО «Кобрин-текстиль», УП «Борисовский комбинат текстильных материалов», КУПП «Виттекс», ЗАОСП «Сопотекс», ОАО «Гродно Химволокно», РУПП «Гроднотекстиль», ОАО «Могилевхимволокно», РУП «Светлогорское ПО «Химволокно», ОАО «Витебский комбинат шелковых тканей» и др. [6]. Приоритетными направлениями деятельности отечественной текстильной промышленности являются производство нитей и пряжи (синтетические, льняные, хлопковые, шерстяные, смешанные), полотен технического и бытового назначения, готовых изделий (комплекты постельного белья, скатерти, салфетки, полотенца, покрывала, одеяла и т.д.).

Так, например, ассортимент тканей бытового назначения включает в себя шерстяные, льняные и смешанные пальтовые, костюмные, плательные, блузочные и сорочечные; синтетические и льняные декоративные, портьерные и мебельные; хлопчатобумажные и льняные ткани для постельного белья, а также полотна из хлопка детского ассортимента и синтетические ткани для спецодежды. Тем не менее, в республике в настоящее время практически отсутствует производство хлопчатобумажных, шелковых и синтетических плательных, костюмных и блузочных тканей. В формообразовании материальной структуры тканей бытового назначения используются 100% хлопок, лён, шерсть и синтетика, а также применяется их комбинирование между собой и с искусственными волокнами. Конструкцию полотен формируют переплетения ремизного (основные, мелкоузорчатые, комбинированные) и жаккардового ткачества. В технологии производства тканей бытового назначения доминируют традиционные виды отделки: опаливание, декатировка, отбеливание, мерсеризация, ворсование и др. По причине отсутствия модернизированного технического оборудования полотна отечественного производства лишены таких современных видов отделки как аппликация, вышивка, перфорация и др.

Ткани бытового назначения обладают рядом особенностей художественного оформления, включающее в себя композицию, колорит, фактуру, тематику орнаментального мотива, его художественную интерпретацию и манеру исполнения [2]. В композиции белорусских текстильных полотен отсутствует ярко выраженная динамика и строгая симметрия, прослеживается тяготение к статичности и уравновешенности, а также к использованию разнообразных принципов композиционной организации раппорта и его ритмического повторения. Колористическое решение отличается доминированием нюансных сочетаний сдержанных и приглушённых цветов и их оттенков, тогда как поверхность текстильного полотна не обладает ярко выраженными фактурными эффектами. Орнаментальная тематика преимущественно включает растительные, геометрические, зооморфные и абстрактные образы, а также традиционные мотивы белорусского народного ткачества: ромбы, клетка, полоса, сакральные знаки. Использование приёмов стилизации в трактовке изобразительных образов способствует формированию декоративности, лаконичности и плоскостности текстильного орнамента.

Таким образом, формообразованию традиционного текстиля Беларуси характерны уникальность, неповторимость, преемственность мастерства от поколения к поколению, ручной способ создания, каноничность технологии изготовления и приёмов трактовки орнаментальных мотивов и их композиционной организации.

Текстильные изделия, созданные в условиях мануфактурного производства, отличаются технологической трудоёмкостью, художественной выразительностью и смысловой содержательностью, сюжетностью и сложностью композиционного построения.

В свою очередь, традиционными свойствами формы промышленного текстиля являются упрощённость, унификация, тиражирование и серийность. Качество формы современных отечественных тканей бытового назначения предопределяет функциональность, рациональность и структурность, а их художественно-образное решение отличается цельностью, завершенностью и гармоничностью композиционного построения, разнообразием тематики орнаментального мотива и декоративностью в трактовке образов, приглушённой цветовой гаммой и сдержанностью в использовании фактурных эффектов.

Полученные результаты исследования являются фактологическим материалом, предназначенным для предпроектного анализа, направленного на проектирование новых качеств образцов текстиля, обладающих традиционными национальными чертами в художественно-образном и технологическом решении.


Литература:
  1. Беларуская энцыклапедыя: у 18 т. / рэдкал.: Г.П. Пашкоў [і інш]. – Мінск: Беларус. энцыклапедыя, 2001. – Т.13: Праміле – Рэлаксін. – 576 с.

  2. Береснева, В.Я. Вопросы орнаментации ткани / В.Я. Береснева, Н.В. Романова. – М.: Лёгкая индустрия, 1977. – 192 с.

  3. Винникова, М.Н. Народное узорное ткачество Беларуси конца XIX – начала XX века: автореф. дис. …канд. искусствоведения: 17.00.04 / М.Н. Винникова; ИИЭФ им. К.Крапивы НАН Беларуси. – Минск, 2001. – 18 с.

  4. Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник / Г.Б. Минервин [и др.]; под общ. ред. Г.Б. Минервина, В.Т. Шимко. – М.: «Архитектура-С», 2004. – 288 с.

  5. Дучыц, Л.У. Касцюм жыхароў Беларусі XXIII стст.: (паводле археал. звестак) / Л.У. Дучыц, пад рэд. Г.В. Штыхава. – 2-е выд. – Мінск: Беларус. навука, 2001. – 80 с.

  6. Изделия лёгкой промышленности: текстиль, одежда, кожа, игрушки: каталог / Белорус. гос. ин-т стандартизации и сертификации. – Минск, 2004. – 162 с.

  7. Кацар, М.С. Беларускі арнамент: Ткацтва. Вышыўка / М.С. Кацар; навук. рэд. Я.М. Сахута. – 2-е выд. – Мінск: Беларус. Энцыкл. імя П.Броўкі, 2009. – 224 с.

  8. Коломиец, В.И. Дизайн как эстетическая деятельность (особенности становления, структуры, функционирования): дис. …канд. филол. наук: 09.00.04 / В.И. Коломиец. – Минск, 1987. – 211 л.

  9. Скварцова, І.М. Мастацтва мануфактурных тканін Беларусі XVIII – пачатку XIX стагоддзя: праблемы самабытнасці і мастацкай адметнасці: аўтарэф. дыс. …канд. мастацтвазнаўства: 17.00.04 / І.М. Скварцова; Бел. дзярж. акад. мастацтваў. – Мінск, 2003. – 22 с.

  10. Стрикелева, К.А. Трансформационная функция дизайна в контексте современной культуры: дис. …канд. искусствоведения: 17.00.06 / К.А. Стрикелева. – Минск, 2000. – 106 л.

  11. Трызна, Д.С. Беларускія дываны і габелены / Д.С.Трызна. – Мінск: Навука і тэхніка, 1981. – 130 с.

  12. Этнаграфія Беларусі / рэдкал.: I.П. Шамякін (гал. рэд.) [і інш.] – Мінск: Бел. Сав. Энцыкл., 1989. – 575 с.

Врезка1

Основные термины (генерируются автоматически): бытовое назначение, белорусский традиционный текстиль, Витебск, композиционная организация, композиционное построение, мануфактурное производство, постельное белье, промышленное производство, традиционный текстиль Беларуси, художественно-образное решение.


Ключевые слова

текстиль, ручное изготовление, мануфактурное и промышленное производство, формообразование, традиции

Похожие статьи

Роль композиции и цвета в холодном батике | Статья в журнале...

Ручная роспись тканей является разновидностью художественного текстиля, который, в свою очередь, представляет немаловажный раздел

Таким образом, цветовое решение композиции должно подчиняться её образному решению и назначению выполняемой работы.

Педагогика народных промыслов в дизайне одежды

Следовательно, художественные изделия — это творческая работа ремесленника.

Ученные подчеркивают, что красота показа изделий традиционного народного искусства

– тенденций смены композиционных построений и развитие их структурных составных

Методика изучения народных художественных промыслов...

Занятие различными традиционными промыслами на уроках изобразительного искусства развивает у ребенка наблюдательность, образное и

восприятия, развивает навыки рисования, лепки, вырезания, плетения, развивает чувство сложного цвета и композиционного решения.

Основы производственной эстетики | Статья в журнале...

Более высоким уровнем является организации самого производства.

Но, несмотря на это, их стремятся композиционно связать в единое целое.

В их архитектурно-планировочной композиции должны учитываться тип, функциональное назначение и особенности зданий.

Золотошвейное искусство народов Северного Кавказа: вопросы...

Здесь отчетливо воспринимается основное композиционное расположение украшений на кафтанах, особенно

Обилие форм и мотивов золотого шитья при всей своей художественной выразительности укладывается в довольно узкие рамки традиционных композиций.

Развитие художественного образования в области народного...

– подготовить кадры по организации художественного образования и воспитания в деревнях, городах

Попадая в художественно-промышленную школу, крестьяне принесут с собой

Народное традиционное искусство позиционировалось как декоративно-прикладная...

Ведущие центры керамического производства в Крыму

Ключевые слова: керамическое производство, традиционная культура, Крым, керамика, художественный язык, современное

Наряду с промышленными производствами в последние десятилетие набирают популярность художественные мастерские.

Принципы композиционной организации флорального мотива...

Именно чистая декоративность являлась их основной образной и художественной чертой.

Существовало несколько композиционных приёмов формирования подобных архитектурных

Витраж помещался в интерьере не традиционно, как украшение оконного проёма...

Эстетическое воспитание учащихся средствами музейной...

В связи с этим появляются новые принципы построения экспозиции и ее интерпретации

глаз, чувствующий красоту цвета и формы, объема и композиционных соотношений.

частью традиционной художественной культуры России и культуры народов мира и...

Похожие статьи

Роль композиции и цвета в холодном батике | Статья в журнале...

Ручная роспись тканей является разновидностью художественного текстиля, который, в свою очередь, представляет немаловажный раздел

Таким образом, цветовое решение композиции должно подчиняться её образному решению и назначению выполняемой работы.

Педагогика народных промыслов в дизайне одежды

Следовательно, художественные изделия — это творческая работа ремесленника.

Ученные подчеркивают, что красота показа изделий традиционного народного искусства

– тенденций смены композиционных построений и развитие их структурных составных

Методика изучения народных художественных промыслов...

Занятие различными традиционными промыслами на уроках изобразительного искусства развивает у ребенка наблюдательность, образное и

восприятия, развивает навыки рисования, лепки, вырезания, плетения, развивает чувство сложного цвета и композиционного решения.

Основы производственной эстетики | Статья в журнале...

Более высоким уровнем является организации самого производства.

Но, несмотря на это, их стремятся композиционно связать в единое целое.

В их архитектурно-планировочной композиции должны учитываться тип, функциональное назначение и особенности зданий.

Золотошвейное искусство народов Северного Кавказа: вопросы...

Здесь отчетливо воспринимается основное композиционное расположение украшений на кафтанах, особенно

Обилие форм и мотивов золотого шитья при всей своей художественной выразительности укладывается в довольно узкие рамки традиционных композиций.

Развитие художественного образования в области народного...

– подготовить кадры по организации художественного образования и воспитания в деревнях, городах

Попадая в художественно-промышленную школу, крестьяне принесут с собой

Народное традиционное искусство позиционировалось как декоративно-прикладная...

Ведущие центры керамического производства в Крыму

Ключевые слова: керамическое производство, традиционная культура, Крым, керамика, художественный язык, современное

Наряду с промышленными производствами в последние десятилетие набирают популярность художественные мастерские.

Принципы композиционной организации флорального мотива...

Именно чистая декоративность являлась их основной образной и художественной чертой.

Существовало несколько композиционных приёмов формирования подобных архитектурных

Витраж помещался в интерьере не традиционно, как украшение оконного проёма...

Эстетическое воспитание учащихся средствами музейной...

В связи с этим появляются новые принципы построения экспозиции и ее интерпретации

глаз, чувствующий красоту цвета и формы, объема и композиционных соотношений.

частью традиционной художественной культуры России и культуры народов мира и...

Задать вопрос