Библиографическое описание:

Игнатова М. А. «Видения Иоанна Грозного» С. Слонимского: к вопросу специфики интерпретации истории в современной опере // Молодой ученый. — 2011. — №5. Т.2. — С. 247-250.

Русская трагедия “Видения Иоанна Грозного”, созданная С. Слонимским в 1995 году, стала еще одним обращением выдающегося композитора современности к памятным страницам отечественной истории. В отличие от предыдущих сочинений, “Видения Иоанна Грозного” были написаны композитором С. Слонимским и либреттистом Я. Гординым по историческим документам XVI века, что само по себе свидетельствует о стремлении авторов постичь глубинный смысл прошлого, а не руководствоваться интерпретацией, отраженной в авторских исторических романах.

В либретто оперы использованы лишь исторические источники, и, прежде всего, труд Н. Карамзина “История Государства Российского”. Обращение авторов к трудам выдающегося ученого-историка было не случайным, поскольку именно им впервые была дана справедливая и объективная оценка роли личности Ивана Грозного в истории России.

Мысли Н. Карамзина по поводу царствования Ивана Грозного развивали и некоторые другие известные историки – В. Ключевский, С. Соловьев, Н. Костомаров. Сущность оценки этими историками политической деятельности Ивана Грозного была резко противопоставлена общепринятой. Она заключалась в том, что политический вопрос о порядке и стремление к созданию единой государственности царь превратил в бесцельную и неразборчивую бойню. Тщательно изучив летописные источники, свидетельства современников, Н. Карамзин не нашел никакого иного рационального объяснения внезапной волне террора, которая накрыла Россию после 1560 года, кроме резкого перелома в психологическом состоянии самого Ивана Грозного.

Основная идея оперы “Видения Иоанна Грозного” ясно сформулирована в следующих высказываниях композитора С. Слонимского: «Мне надоело изображение царей как предшественников нынешних мэров, губернаторов, президентов и так далее в роли великих государей. Сам Иван Грозный был губителен. И всякого рода изображение его как великого государя фальшиво, потому что Иван Грозный погубил душу русского человека, погубил вольный Новгород и всю Россию своим правлением. Он положил начало смутному времени. Едва оправившись от татарского ига, Россия попала, на мой взгляд, под иго тиранов – от Ивана Грозного до Сталина…» [1, с.21].

Яков Гордин создает, таким образом, текст оперы, поставив в центр далеко не добрые дела и заслуги Ивана Грозного перед Россией, как это делалось в советские и постсоветские времена с их “политическими заказами”. В центре произведения высвечены страшные злодеяния Грозного и его окружения, направленные против духовного и физического уничтожения собственного народа. Кровавые расправы над невинными русскими людьми вплоть до стирания с лица земли целых городов, массовое физическое уничтожение инакомыслящих вплоть до священнослужителей – Митрополита Филиппа и Архиепископа Новгородского, разнузданные богохульства и дикий разврат легли в основу событийно-сюжетной канвы новой оперы. Исторические события XVI века объединены в либретто оперы, как и в “Мастере и Маргарите”, с мифом (вымышленными картинами гармоничной Новгородской вольницы).

Интерпретация исторических событий в опере С. Слонимского стала неожиданной и, практически, не имеющей аналогов. Исторические события XVI века осмыслены и отражены авторами в ключе эсхатологического мифа. Эсхатология, как известно, является кульминационным пунктом Священного Писания, отраженным в Апокалипсисе Иоанна Богослова.

Еще в XVI веке мятежный князь Андрей Курбский, чудом сбежавший от деяний и зверских расправ Ивана Грозного за границу, в конце первого своего послания указывает на то, что царь Иван есть антихрист-богоборец, “что дьяволом послан на род христианский”[2, с.73].

В Откровениях Иоанна Богослова (Апокалипсис1) упоминается о некоем “звере”, который придет на землю перед страшными земными бедами и Судным Днем [3, с.284-288]. Зверь, по Библии, всегда упоминается рядом с лжепророками и царями земными: “И увидел я зверя и царей земных и воинства их, собранные, чтобы сразиться с Сидящим на коне и с воинством Его. И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертания зверя и поклоняющихся его изображению: оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою” [Там же, с.289-292].

По мнению историка И. Машникова, образ “зверя” (дьявола) в данном случае, вероятнее всего, является символом идеологии, навязываемой народам земными царями, которые, согласно Библии, “принимали власть на один час”, что подчеркивает их кратковременной в масштабе Вселенной и Вечности характер и суть. Царствование этих царей, по Библии, будет мрачным и приведет к неизбежному погружению мира в хаос.

Вот что об Иване Грозном пишет Я. Гордин: “Царь Иван был истово религиозным человеком, но его изломанная натура придавала этой религиозности зловещий характер. Ужасная стихия преисподней пугала, но манила царя. Кощунственные оргии в опричном “монастыре”, наслаждение чужими муками между молитвенными бдениями – все это граничило с сатанинской стихией”[2, с.73].

Грозный и его адское сатанинское опричное войско, бесчинствовавшее по всей стране и везде оставлявшее за собой массовые казни, опустошенные города и реки, полные трупов – вот основное содержание сюжетно-событийной линии оперы, связанной с главным героем. Оно представляет собой проявление эсхатологических “рецидивов хаоса” (Е. Мелетинский) – дикого разгула-вакханалии и торжества Зла. Такова содержательная основа Эпилогов 1 и 2, а также Видений 1, 3, 5, 7, 9, 11, 12, 13.

Наиболее ярко связь с эсхатологическим мифом проявляется в трактовке окончания оперы (Видения 11-14 и Эпилог 3), представляющего собой крушение мира-космоса и картину его погружения в хаос. Эсхатология, как уже отмечалось ранее, является кульминационным пунктом Священного писания. Эпоха, непосредственно предшествующая концу света, по Библии, будет царством Антихриста, апокалипсический синдром которой проявится в торжестве Зла на земле. Библия, таким образом, точно указывает первопричину хаоса и гибели мира, которую так стремились найти и нашли, в конечном итоге, Н. Карамзин, Я. Гордин и С. Слонимский.

Как известно, эсхатологические мифы о конце мира, временном или окончательном, являются мифами творения “наизнанку”, так как они рассказывают о превращении космоса в хаос вследствие пожара, потопа, засухи, землетрясения, иногда - ошибок или страшных грехов людей. О карающей и мощной разрушающей силе огня говорится в эсхатологически окрашенном Новом Завете (второе послание Петра, глава 3, 6-14). В иранской эсхатологии – о финальной катастрофе в результате мирового пожара.

Как отмечает Е. Мелетинский, мифологический хаос большей частью конкретизуется как мрак или ночь, как пустота или зияющая бездна, как вода или неорганизованное взаимодействие воды и огня, а также в виде отдельных демонических (хтонических) существ. Мифологический образ хаоса в “Видениях”, как и в Библии, символично представлен в форме первоначальной пропасти (страшной темной реки, по которой Иоанн плывет в Эпилоге). Хтоническое2 чудовище (Левиафан) поглощает Иоанна и опричников в геенне3 огненной.

Как отмечает Е. Мелетинский, древний миф всегда персонифицирует мрачные воды хаоса. Библия говорит о борьбе Бога против Дракона (змея) или чудовищной Рыбы, символизирующей океанический хаос (Левиафан). Огромная рыба (хтоническое чудовище) Левиафан, монстр океанского хаоса, представляет, в данном случае, стихийные силы водных глубин, воплощение их разрушительных сил, а также является мифологическим олицетворением мирового хаоса.

Библия персонифицирует также и другие темные силы. Дракон (змей) по Библии есть дьявол и сатана, низвергнутый Ангелом в бездну [3, с.290]. Дракон является также и символом смерти, тьмы и дьявола, введшего человека во грех, знаком сатаны и эмблемой всех сил, противостоящих Святой Руси. Тьма по Библии – пристанище Сатаны [Там же, с.290]. Кровь будет вылита в земные реки, согласно Библии, как Божья кара за смерть невинных святых и пророков [3, с.286].

Приведем здесь, в качестве подтверждения наших мыслей о трактовке финала оперы “Видения Иоанна Грозного” в ключе эсхатологического мифа слова из последних реплик Иоанна, расшифровывая заложенный в них символический смысл: “ Плыву я один по темной реке4 (темная река – библейский символ первоначальной пропасти, хаоса, символ опасности) на погребальный зов. То ли вода под веслом журчит, то ли невинная кровь (кровь – библейский символ Божьей кары). Мертвая эта река (библейский символ хаоса, пропасти) течет по Святой Руси. Волк (христианский символизм овец сделал хищного волка символом дьявола и ереси, преисподни, а также олицетворением хищности и злобы) безголосый воет по мне. Змей (библейский символ Сатаны) обо мне шипит. Черное озеро (геенна огненная, Ад) впереди. В нем ледяная тьма (пристанище Сатаны). Ужасная рыба Левиафан (библейский символ хаоса) там поджидает меня”. Так в финале оперы, всего в нескольких репликах Иоанна отражена библейская идея Нисхождения в Ад Антихриста (Губителя, Сатаны) и его окружения. После последних реплик Иоанна на сцене, с помощью новейших технических средств5, воссоздается эффект открытия страшной бездны с полыхающим в ней огнем Ада (неорганизованное взаимодействие воды и огня также являются библейскими символами хаоса).

Концептуальную связь оперы с эсхатологическим мифом (Апокалипсисом) подчеркивают многочисленные и явные библейские ассоциации. Активизацию библейских мотивов и образных ассоциаций в “Видениях” выявляет в своей диссертации Л. Гаврилова, по мнению которой образ царя стал воплощением Власти, Насилия, Зла, чем и обусловлена одна из очевидных ассоциаций образа Грозного с образом Антихриста.

В последнем, 14 Видении оперы, многочисленные души невинно убиенных появляются на сцене в символичных белых одеждах – Митрополит, князь и княгиня Воротынские, Василий и Вешнянка, Посадник Новгородский, новгородцы, молодой боярин, Репнин и многие, многие другие. Каждый из них произнося свое имя, выходит вперед. Постепенно ими заполняется все огромное сценическое пространство. Все одеты в белые саваны, у всех в руках – зажженные свечи. И это не случайно, ведь белые одежды часто упоминаются в Библии как достойные только праведников и святых: “Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его”[3, с.277-279] . Так в финале оперы, всего в нескольких символичных штрихах, отражена и библейская идея Восхождения праведников в град Божий – Небесный Иерусалим6.

Новая ступень осмысления и интерпретации исторического прошлого в “Видениях Иоанна Грозного”, проявляющаяся в явном смещении акцентов с точного следования историческим фактам в сторону выявления их глубинного и общезначимого Вечного смысла, была предопределена глубоким слиянием в ней истории, как содержательной основы, и мифа, как особой логики ее осмысления и интерпретации. Мифологический взгляд на мир, в отличие от исторического, изначально служил целям гуманизации мира и поддержания в нем природного и социального порядка. Этим в большей степени объясняется активный интерес к мифу и его постоянное триумфальное возвращение на все новых и новых витках истории.


Литература:

  1. Зайцева Т. Динамическая реприза (о творчестве Сергея Слонимского 90-х годов)// Муз. Академия. – 1998.- №2. – С. 16-24.

  2. Видения Иоанна Грозного: Буклет к Мировой премьере оперы в Самарском Государственном театре оперы и балета. – М.: Трилистник, 1999. – 141 с.

  3. Библия: Новый завет/Синодальное издание. – 118 с.

  4. И.Машников. Расшифрованные тайны древних мифов. – М.: Эксмо, 2007. – с.385.

  5. Мелетинский Е. Поэтика мифа / Е.М Мелетинский; Ин-т мировой литературы РАН. – 4-е изд., репр. – М.: Вост. лит., 2006. – 407 с. – (Исследования по фольклору и мифологии Востока; осн. в 1969 г.). – ISBN 5-02-018537 – X (в обл.).

  6. Философский словарь. – М.: ИНФА-М, 1998. – 576 с.

  7. Полная энциклопедия символов и знаков/ авт.сост. В.Адамчик. – Минск: Харвест, 2006. – 607 с.

1 Откровения Иоанна Богослова (Апокалипсис) в Библии названы видениями. Возможно, этот факт имеет связь с названием оперы С.Слонимского.

2 Мифологическое существо, которое связывается с несчастьем и смертью. Хтонические чудовища, как символы смерти, часто упоминаются в Библии.

3 Геенна огненная неоднократно упоминается в Новом Завете как место, где будут гореть грешники.

4 Река как универсальный символ является также и образом человеческой жизни, текущей от истока к устью, от рождения к смерти.

5 Имеется в виду Мировая премьера оперы в Самарском Государственном Академическом театре оперы и балета (1999 г.).

6 В христианской культуре Небесный Иерусалим предстает как образ рая, царства святых на небе, олицетворение церкви Христовой. В Апокалипсисе небесный Иерусалим называется “невестой Агнца”.

Основные термины (генерируются автоматически): Видения Иоанна Грозного, Ивана Грозного, библейский символ, Иоанна Богослова, библейский символ хаоса, последних реплик Иоанна, царствования Ивана Грозного, личности Ивана Грозного, ключе эсхатологического мифа, Видениях Иоанна Грозного, деятельности Ивана Грозного, заслуги Ивана Грозного, финале оперы, расправ Ивана Грозного, XVI века, кульминационным пунктом Священного, театре оперы, неорганизованное взаимодействие воды, страшные злодеяния Грозного, Исторические события xvi.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle