Автор: Колганова Мария Дмитриевна

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №5 (28) май 2011 г.

Библиографическое описание:

Колганова М. Д. Интеграция на постсоветском пространстве – уроки прошлого // Молодой ученый. — 2011. — №5. Т.1. — С. 189-192.

В 2011 году исполняется 62 года с момента образования Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) – уникального примера региональной интеграции в период после Второй мировой войны, позволившей странам-членам не только восстановить свое хозяйство, разрушенное войной, но и добиться небывалого роста производства и развития экономики. Изучение опыта СЭВ становится тем более актуальным, чем более активными становятся шаги на пути интенсификации интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Как гласило официальное сообщение, опубликованное 25 января 1949 в результате Московского экономического совещания, СЭВ создавался на основе принципов "равноправного представительства с задачей обмена хозяйственным опытом, оказания друг другу технической помощи, оказания взаимной помощи сырьём, продовольствием, машинами, оборудованием и т. п."1

1. Создание Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ)

Совет экономической взаимопомощи – межправительственная экономическая организация социалистических государств, созданная в 1949 году.

Одним из главных обстоятельств, предопределивших создание СЭВ, было тяжелое экономическое положение восточноевропейских стран в первые годы после Второй мировой войны. В частности, Польша за время войны потеряла 6 млн. своих граждан - 22% всего населения страны. Были разрушены более 70% всех промышленных предприятий. Промышленное производство Чехословакии едва достигало 50% предвоенного уровня. Добыча каменного угля, например, в мае 1945 г. составляла 68% того же месяца 1937 г., выплавка чугуна - 29%, стали - 36%2.

Налаживание сотрудничества стран Восточной Европы между собой и Советским союзом позволило постепенно преодолеть экономический упадок и разруху3. Однако, в этот период экономические связи развивались на двусторонней основе. Стимулирующим фактором послужила развернувшаяся в конце 40-х годов «холодная война», отказ США и других западных (капиталистических) держав поддерживать экономические отношения со странами «социалистического блока». Естественно, экономическая помощь со стороны США, равно как координация торгово-экономических связей, предусмотренные планом Маршалла, также не распространялись на Восточную Европу, как сферу влияния СССР.

Как гласило официальное сообщение, опубликованное 25 января 1949 в результате Московского экономического совещания, СЭВ создавался на основе принципов "равноправного представительства с задачей обмена хозяйственным опытом, оказания друг другу технической помощи, оказания взаимной помощи сырьём, продовольствием, машинами, оборудованием и т. п."4.

Ответом изоляционной политике Запада стало создание в январе 1945 года5 стало создание в ходе экономического совещания представителей ряда социалистических государств Совета Экономической Взаимопомощи – уникальной межправительственной организации в социалистическом мире. Целью СЭВ было содействие путём объединения и координации усилий стран — членов Совета дальнейшему углублению и совершенствованию сотрудничества, развитию интеграции социалистической и экономической, планомерному развитию народного хозяйства, ускорению экономического и технического прогресса, повышению уровня индустриализации стран с менее развитой промышленностью, непрерывному росту производительности труда, постепенному сближению и выравниванию уровней экономического развития и неуклонному подъёму благосостояния народов стран — членов СЭВ.

Особенностью СЭВ была полная суверенность участников, процесса, добровольность, уважение национальных интересов, невмешательство во внутренние дела друг друга, полное равноправие.

Деятельность СЭВ можно разделить на несколько этапов. На начальном этапе6 деятельность СЭВ была сосредоточена, главным образом, на развитии товарообмена, координации внешней торговли. За первые послевоенные годы экономика и взаимные связи стран СЭВ развивались динамично; страны-члены неуклонно улучшали свои позиции в экономическом противостоянии двух систем, полученные успехи позволили руководству стран-членов задуматься о координации не только пятилетние народнохозяйственные планы, но и согласовывать перспективы развития на более длительный период в 10-15 лет, а для этого необходимо было наметить общие стратегические ориентиры в экономическом сотрудничестве.

На втором этапе7 были заложены основы международной специализации и кооперирования производства, были, в основном, решены проблемы удовлетворения потребностей стран-членов СЭВ в топливе8, сырье, машинах и оборудовании. В 1962 г. был образован Исполнительный Комитет СЭВ в составе заместителей глав правительств стран СЭВ, созданы постоянные комиссии по развитию экономических связей между странами СЭВ и организации многостороннего экономического и научно-технического сотрудничества в конкретных отраслях экономики, формировались различные органы совета9.

Третий этап10 охарактеризовался углублением сотрудничества в области координации народнохозяйственных планов. В целях содействия развитию внешней торговли стран-членов СЭВ было подписано Соглашение о международных расчетах в переводных рублях и организации Международного банка экономического сотрудничества.

Начало следующему этапу было положено на 23 Сессии СЭВ (апрель 1969 года), на которой было принято решение о разработке Комплексной программы дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции стран – членов СЭВ. В рамках реализации данной программы, был заключен ряд межправительственных соглашений, направленных на удовлетворение потребностей в топливе, сырье11. На 28 сессии СЭВ (1974 год) было принято решение о проведении подготовительных работ по созданию Единой электроэнергетической системы заинтересованных стран – членов СЭВ на базе мощных электростанций и межгосударственных линий электропередачи высокого и сверхвысокого напряжения.

28 сессия СЭВ (июнь 1974) подвела итоги работы за 25 лет существования организации. Было отмечено плодотворное сотрудничество, способствовавшее экономическому подъему стран-членов СЭВ. Экономические достижения стран-участниц СЭВ наиболее полно иллюстрирует статистика: во второй половине 70-х годов на страны СЭВ приходилось 20-30% мирового производства электроэнергии, нефти, стали, угля. Динамика роста национального дохода представлена в таблице.


Таблица 1

Рост национального дохода, в %


Национальная республика Болгария

Венгрия

СРВ

ГДР

МНР

СРР

СССР

ЧССР

1975=100

135

118

119

122

131

140

123

120

1970=100

196

162

-

159

181

240

162

157


Для сравнения за аналогичный период рост национального дохода в западных странах составил: Великобритания – 11%, Италия – 32%, Франция – 39%, США – 30%, ФРГ – 23%.12

Активно расширялась внешняя торговля стран СЭВ. В 1975 г. общий объем внешнеторгового оборота увеличился на 21,2%, а в целом за пятилетие - в 2,2 раза. В 1966 - 1970 гг. среднегодовой темп его прироста составлял 9%, а в 1971 - 1975 гг. - 17%. В течение 1975 г. объем внешней торговли Болгарии увеличился на 21,5%, Венгрии - на 16,2, ГДР - на 16,2, Польши - на 20,9, Румынии - на 6,7, Чехословакии - на 14,3. Большая часть внешнеторгового оборота стран СЭВ приходится на социалистические страны (около 60% в 1975 г.); взаимная торговля выросла в 1975 г. на 30,2%, а за 1971 - 1975 гг. - в 2,1 раза.13

После подведения итогов деятельности СЭВ за 25 лет, руководством стран – членов Совета было принято решение о переходе к интенсивному пути общественного производства. Большое влияние на развитие социалистических стран оказал мировой энергетический кризис 1973-1974 гг., выразившийся в росте цен на нефть. Страны СЭВ не испытывали на себе негативные последствия от повышения цен на энергоресурс, так как основной поставщик нефти – СССР – поставлял нефть и нефтепродукты в страны СЭВ по ценам, существенно ниже мировых. В этот период начали проявляться существенные противоречия. Страны западной ориентации (Венгрия, Польша, Румыния) выступали за более активное включение в мировой рынок. Внешнеэкономический оборот этих стран разделился на два потока – наиболее качественная и конкурентоспособная продукция поступала на западные рынки, остальная экспортировалась в страны – члены СЭВ. В результате этих противоречий доля СЭВ во внешнеторговом обороте стран Восточной Европы снизилась с 60% (1960 г.) до 50-55% (начало 70-х).14

Вследствие мирового энергетического кризиса и усиления зависимости от импорта нефти из СССР, а также реализации в рамках совместных проектов в 70-е гг. роль СЭВ в хозяйстве социалистических стран несколько возросла. На 1% прироста национального дохода в странах Восточной Европы приходилось 1,57% увеличения физического объема товарооборота внутри СЭВ. В течение 1971—1978 гг. было заключено 100 многосторонних и 1000 двусторонних соглашений о производственной кооперации. Наибольшее развитие кооперация и специализация получили в автомобильной промышленности.

В течение 80-х гг. происходило последовательное нарастание проблем внутри СЭВ. Хотя сотрудничество стран - членов СЭВ обеспечивало в 60 - 70-е годы относительно стабильное экономическое развитие, все же в конце 70-х годов модель «социалистического разделения труда» стала давать сбои. На пути дальнейшего расширения взаимной торговли обнаружился так называемый «структурный барьер». Возможности наращивания поставок топлива и сырья из СССР заметно сузились без компенсирующего увеличения советского экспорта готовых изделий. В результате в течение 80-х годов растущая динамика внешнеторгового оборота была связана почти напрямую с ростом мировых и соответственно контрактных цен, а не с увеличением физических объемов и взаимных поставок.

Кризис СЭВ и прекращение его деятельности предопределили ряд факторов: отсутствие необходимости ведения конкурентной борьбы, нарастание кризисных явлений, ухудшение позиций восточноевропейских товаров на мировом рынке.

2. Валютная система стран СЭВ

Основу международной валютной системы стран СЭВ составлял переводной рубль, который не имел банкнотной формы обращения и существовал только в виде записей на счетах. Переводной рубль – коллективная валюта, не являлся национальной валютой какого-либо государства. На практике выполнял все пять функций, присущих деньгам, в том числе и функцию мировых денег, он выступал и в качестве покупательного и платежного средства, но с одной особенностью – переводной рубль не носил всемирный характер. Динамика развития объема расчетов, свидетельствующая о возрастающей роли коллективной валюты, приведена в таблице:

Таблица 2

Объем расчетов, в млрд. переводных рублей15

Страна

Всего за 1970-1984 гг.

1970

1980

1983

1984

Индекс
1970 г.=1

НРБ

125,1

2,7

10,5

15,4

17,2

6,4

ВНР

117,7

2,8

9,9

13,8

14,9

5,3

СРВ

6

-

-

1,7

1,8

-

ГДР

213,6

6,2

17,4

23,3

25

4

Респ. Куба

55,6

-

5,1

9

10,4

-

МНР

10,1

0,2

0,8

1,4

1,4

7

ПНР

166,1

4,3

14,1

17,6

19,8

4,6

СРР

59,2

1,7

5

6,1

6,3

3,7

СССР

562,7

13

46,5

69,2

77,3

5,9

ЧССР

168,2

4,5

13,6

19,3

21,6

4,8

ИТОГО:

1 484,3

35,4

122,9

176,8

195,7

5,5


Переводной рубль использовался во внешнеторговых операциях между странами СЭВ, а также для предоставления и погашения кредитов, как посредством МБЭС и МИБ16, так и непосредственно между странами. Коллективная валюта стран СЭВ появилась не в результате углубления интеграционных процессов, а как средство, призванное способствовать этому углублению.

В противовес такому механизму, как интервенции на валютном рынке, применявшийся в ЕВС, страны СЭВ использовали плановый метод регулирования курсовых соотношений. Для осуществления валютно-экономических операций переводной рубль имел курс ко всем валютам стран СЭВ по торговым и неторговым платежам, к другим валютам (доллару США, марке ФРГ, японской иене, английскому фунту стерлингов и др.).

На сегодняшний день существует разнообразные оценки причин распада СЭВ. Наибольшее распространение с 1990-х годов получила идея, основанная на убежденности в порочности самой сущности социалистического строя. Командная экономика выстраивала неэффективную организацию управления. СЭВ, по оценкам сторонников такого подхода к оценке кризиса СЭВ, был исключительно бюрократизированной организацией. Из-за политической отстраненности от экономических реалий искажение цен и торговых потоков в рамках СЭВ достигло еще больших размеров, нежели внутри каждой отдельной страны. В торговых операциях участников совета увеличивался разрыв между ценами на ресурсы и готовую продукцию, что приводило к скрытому субсидированию СССР своих партнеров по СЭВ. В результате диспропорции углублялись, что приводило все к большему оттеснению СЭВ на периферию мировой экономики, практически во всех отраслях, кроме сырьевого и оборонного. Следует еще раз подчеркнуть, что данный подход к оценке деятельности СЭВ основывается на идеологии капиталистического рынка.

Однако только сейчас, спустя годы после распада СЭВ, можно констатировать тот факт, что в 1950-1980 годы в Восточной Европе международная система экономического сотрудничества стран «социалистического лагеря» сделала первые шаги в сторону более справедливого выравнивания экономических показателей, чем достигнутый сегодня уровень развития ЕС. Именно в СЭВ наблюдаются такие принципы построения интеграции, как равноправие, обеспечение экономического роста для всех членов Совета, построение сбалансированной структуры экономики. К примеру, опыт СЭВ способствовал экономическому процветанию такой, тесно связанной с восточноевропейским экономическим пространством, страной как Финляндия, которая сегодня испытывает немалые трудности от вступления в ЕС.17

Среди причин кризиса и распада СЭВ выделяются также более конкретные причины – главенство идеологии над экономикой, сверхцентрализованную модель развития, замедленная реакция на изменения в технологическом и информационном развитии мировой экономики, невыгодная денежная политика (переход на использование твердой валюты для оплаты экспортно-импортных операций между странами). Также исследователями указывается на основной двигатель интеграции – административный механизм, основывающийся не на выгоде, а на подчинении приказу, а с другой стороны – на мягких принципах социалистической интеграции, не предполагающих создания четких и жестких наднациональных институтов, как это сделано в ЕС.

В заключении можно сказать о том, что, несмотря на свой распад, социалистическая интеграция стала примером развития новой международной экономической общности суверенных социалистических государств, создавшей предпосылки для более тесного экономического сближения стран бывшего Советского Союза и Восточной Европы. Главное в опыте СЭВ состоит в том, что его история дает возможность избежать ошибки прошлого в поисках новой модели экономического сотрудничества новых государств в рамках СНГ.


Литература:

  1. Центрально-Восточная Европа во второй половине XX века. Т. 1 Становление «реального социализма». 1945 - 1965. М., 2000

  2. Ю.Н. Беляев, Ю.П. Зворыгин «СЭВ: итоги и перспективы» - М., 1982 – с.7

  3. Статистический ежегодник стран - членов Совета Экономической Взаимопомощи. 1976. М., 1977, с. 323 - 375.

  4. История мировой экономики: Учеб. для вузов по эконом. спец / М.: ЮНИТИ, 1999.

  5. Экономическое сотрудничество стран-членов СЭВ. – 1985. - № 4

1 http://dic.academic.ru/

2 Statistická pfirucka Ceskoslovenské Republiky. Praha, 1948, s. 35 - 82.

3 Экономическая разруха в странах Восточной Европы постепенно преодолевалась, главным образом с помощью Советского Союза. Вопросы советской экономической помощи решались во время двусторонних переговоров в Москве с руководителями отдельных восточноевропейских стран. Это отражено во многих ныне рассекреченных и опубликованных документах. Во время беседы И. В. Сталина с В. Гомулкой 14 ноября 1945 г. о ситуации в Польше был решен вопрос «об отпуске полякам взаимообразно 30 тыс. т семенного зерна из резервов Рокоссовского, об удовлетворении просьбы поляков насчет железнодорожного транспорта» - Восточная Европа в документах..., т. I, с. 303.

4 http://dic.academic.ru/

5 4-5 января 1945 года – Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия. В феврале 1949 вступила Албания, в сентябре 1950 – ГДР, в июне 1962 – МНР, в июле 1972 – Республика Куба

6 1949-1958 гг.

7 1959-1962 гг.

8 было осуществлено строительство крупнейшего в мире нефтепровода «Дружба» (свыше 4,5 тыс. км) для транспортировки советской нефти в ВНР, ГДР, ПНР и ЧССР

9 Центрально-Восточная Европа во второй половине XX века. Т. 1 Становление «реального социализма». 1945 - 1965. М., 2000, с. 287.

10 1962-1969 гг.

11 в частности, о совместном строительстве в СССР Усть-Илимского целлюлозного комбината, о строительстве линии электропередачи Винница – Альбертирша (ВНР), а также подписано Генеральное соглашение о многостороннем сотрудничестве в создании новых мощностей по производству никель-кобальтсодержащей продукции в Республике Куба.

12 Ю.Н. Беляев, Ю.П. Зворыгин «СЭВ: итоги и перспективы» - М., 1982 – с.7

13 Статистический ежегодник стран - членов Совета Экономической Взаимопомощи. 1976. М., 1977, с. 323 - 375.

14 История мировой экономики: Учеб. для вузов по эконом. спец / М.: ЮНИТИ, 1999.

15 Экономическое сотрудничество стран-членов СЭВ. – 1985. - № 4 – с. 33

16 МБЭС – Международный Банк Экономического Сотрудничества (1963), МИБ – Международный инвестиционный банк (1970)

17 интервью чрезвычайного и полномочного посла Финляндии в РФ Харри Густафа Хеленну (31 марта 2005 г.): «Евро не принесло Финляндии иммунитета от потрясений в глобальной экономике….Трудности, которые мы до сих пор имеем, связаны с тем фактом, что географически мы расположены на северной окраине Европы, далеко от центра. Это вызывает большие транспортные издержки.»

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle