Библиографическое описание:

Тоторкулова К. А. Проектирование модели подготовки педагогов к деятельности по гражданскому воспитанию учащихся средствами национальных традиций в пространстве малого города // Молодой ученый. — 2011. — №5. Т.2. — С. 161-165.

В статье раскрываются теоретические подходы к педагогическому проектированию. Разработана инновационная модель подготовки педагога к компетентной деятельности по гражданскому воспитанию учащихся средствами национальных традиций; раскрыты ее структурные компоненты (модули) и и педагогические условия реализации в условиях воспитательного пространства малого города.

Ключевые слова: педагогическое проектирование, проектирование модели, инновационная модель подготовки педагога; модули модели, педагогические условия реализации модели, уровни подготовки педагогов.

There are theoretical principles of teachers' planning in the article. The new model of teachers' training of activity of civil training of pupils through national traditions is is made here; its structural components and the teaching conditions of model's realization in the conditions of teaching area of the town are described.

Key Words: planning of teaching, planning of model, the new model of teachers' training, the components of model, the teaching conditions of model's realizations, the teachers' training levels.

Для возрождения России как самобытного и самодостаточного государства, уважаемого мировым сообществом, необходимо чтобы растущие поколения развивались и становились субъектами собственной жизнедеятельности, определяющие смысл своей жизни как саморазвитие и самоактуализация во имя служения народу и Отечеству. Как показывают исследования и педагогическая практика, современная школа в большинстве случаев не готова к воспитанию самостоятельно развивающегося человека, гражданина своей страны. Утрата духовных и социокультурных корней приводит к разрыву межэтнических связей и отношений. Совершенно очевидно, что ни «общечеловеческие ценности», ни особенности «национальной идеи» не стали конструктивными факторами в консолидации современной России. По нашему глубокому убеждению, общим основанием новой идеологии (а значит и основой воспитания) сегодня могут выступить идеи патриотизма и гражданственности. В этом контексте с особой остротой актуализируется значимость гражданского воспитания учащихся средствами национальных традиций, характеризующая развитие человека как субъекта культуры народа: гражданственность, свободу, ответственность, социализированность.

Новая ситуация в обществе требует подготовки педагога нового типа, как отмечает Е.П. Белозерцев: процесс обновления общественной жизни «объективно требует новых гражданских качеств учителя. Они не могут быть раз и навсегда заданными». [2, с.37]. Необходимость целевой подготовки педагогов к гражданскому воспитанию учащихся средствами национальных традиций обуславливается и тем, что недостаточная степень гражданственности у школьников становится сегодня одним из наиболее негативных факторов, препятствующих развитию общества, нации, реализации ими своих жизненных планов.

Понятие «проект» в переводе с латинского означает «брошенный вперед», то есть замысел в виде прообраза объекта. Генезис понятия показал, что проектирование, сложившееся в технических отраслях знаний в середине XX века, широко распространилось и в гуманитарной сфере: появилось дизайнерское, экономическое, экологическое, педагогическое и другие виды социального проектирования. Правомерно, на наш взгляд, утверждение Н.О. Яковлевой, считающей, что в основе педагогического проектирования находятся не только технические корни, но и педагогические: прежде всего прогнозирование, в частности, опытно-экспериментальное, основы которого заложены в 70-80-х годах. [ 9].

В отечественной педагогике педагогическое проектирование рассматривается в двух аспектах: этап любой отдельной педагогической деятельности при решении конкретной учебно-воспитательной задачи, особый вид педагогической деятельности, который является «непременным условием осуществления регулятивной функции педагогики» (В.В. Краевский). Второй аспект предполагает проектирование педагогических систем разных типов и уровней, педагогических процессов и ситуаций как результата функционирования этих систем. Под педагогическим проектированием в науке понимается предварительная разработка предстоящей деятельности учащихся и педагогов: разработка конкретных уроков, отдельных тем, целых учебных дисциплин, комплексов учебных занятий или учебных предметов. Педагогическое проектирование способствует созданию более технологичных педагогических объектов, включая и педагогические процессы. Использование педагогического проектирования сводит к минимуму рутинную работу и оставляет больше места для конструирования, творческого поиска. В педагогике под проектированием понимается создание новых проектов, новых учебных планов, лабораторий и студий, новых образовательных программ.

Волгоградская научная школа по педагогическому проектированию
(В.И. Данильчук, В.В. Зайцев, В.И. Ильин, Е.А. Крюкова, Н.К. Сергеев, В.В.
Сериков и др.) придерживаются следующей логики проектирования, которая
понимается как взаимосвязанные и взаимодополняющие этапы: 1) разработка
замысла; 2) диагностическое задание цели; 3) определение состава и условий, ведущих к новообразованию; 4) обобщенная характеристика педагогической ситуации; 5) динамическое структурирование процесса (расстановка во времени); 6) нахождение педагогических средств; 7) продумывание вариантов поведения педагога; 8) диагностика результатов. [147]. Несмотря на интенсивные поиски ученых единой теории педагогического проектирования до сих пор нет. Недостаточно изученными остаются вопросы терминологии данной проблемы, ее содержательного наполнения.

В процессе исследования генезиса и для более четкого уяснения сущностной характеристики понятия «педагогическое проектирование» прослежена его взаимосвязь с метакатегориями как «моделирование», «конструирование», «прогнозирование», «программирование», «планирование», «деятельность» и «концептуализация». Анализ взаимоотношений указанных понятий показал, что проектирование является исходным, включающим, доминантным термином. Все понятия тесно переплетаются. Моделирование, конструирование, прогнозирование, программирование и планирование входят в проектирование в качестве его составных частей. Проектирование неразрывно связано с понятиями «деятельность», «концептуализация», здесь их значения совпадают. Назначение проектирования - в создании технологии, то есть технология является его продуктом.

Результатом исследовательских усилий явилось собственное понимание педагогического проектирования как особого вида профессиональной деятельности педагога, представляющего собой систему технологических регулятивов, обеспечивающих построение целостного учебного процесса.

Однако проектирование имеет и ряд существенных отличий от перечисленных выше метакатегорий. Четкое разграничение прогнозирования от проектирования можно определить, исходя из цели, результатов и критериев оценки. С этих позиций главная цель прогнозирования, описания характеристик будущего объекта, а проектирования - его построение. Результатом первого выступает абстрактное представление будущего объекта, а второго - конкретное, детальное его построение. Прогноз оценивается исходя из-за соответствия намеченной цели. неправомерно отождествление планирования и проектирования. Проект обладает большей детализацией, допускает меньше неоднозначности при реализации, чем план. В научной литературе определены отличительные особенности проектирования и моделирования. Так, первое отличие модели от проекта - в цели ее создания. Модель используется для изучения объекта, получения информации о нем; проект - для создания, воплощения этого же объекта в реальности. Другая особенность заключается в том, что модель «представляет», «замещает» реально существующий оригинал, в то время как абстрактное образование, в проекте, напротив, фиксируется конкретное представление о будущем объекте или процессе с учетом различных условий.

Предпринятое исследование подходов к уяснению сущности проектировочной деятельности позволяет сделать выводы, что проектирование - теория функциональная несет в себе совокупность технологических процедур и ряд объектов - педагогических конструктов (образовательный процесс, методическая система обучения и воспитания, методическая система педагога, преподавателя).

По нашему глубокому убеждению, технологический подход выступает теоретико-практическим инструментарием проектирования педагогических объектов (педагогические системы, педагогические процессы, педагогические ситуации), а также является особым механизмом, который позволяет выстраивать логически последовательную систему соответствующих элементов, включающую в себя в структуры целей образования, содержание образования, проектирование учебных планов и программ, моделей группирования обучающихся, методы контроля и отчетности, способы оценки обучения.

Основываясь на теоретических подходах, мы пришли к заключению, что педагогическое проектирование - это процесс, которому присуща цикличность и определенная логика построения системы. Цикл процессов 4-х этапный: планирование, оценка, коррекция и реализация. В диссертационном исследовании за основу взят подход И.А. Колесниковой, выделившей четыре этапа в проектировочной деятельности: 1) целеполагание; 2) прогноз; 3) конструирование практики; 4) получение и оценка результатов. Следует отметить особенности проектирования модели подготовки педагога к осуществлению гражданского воспитания учащихся средствами национальных традиций, заключающийся в следующем: обучающийся имеет диплом о высшем образовании, определенный профессиональный, жизненный и методический опыт.

С.Г. Вершловский выделяет несколько моделей, различающихся степенью «андрагогизации» образовательного процесса: традиционную, функционально-ролевую, инновационную. [35, с.4]. Инновационная модель постдипломного образования соответствует тенденциям модернизации школьного образования и прогрессивного развития социальной реальности в целом. Она привносит в настоящее некоторые элементы будущего. Подобная модель носит прогностический характер. В исследовании разработана модель третьего типа - инновационная (схема 1). Диалектика процесса подготовки педагогов к осуществлению гражданского воспитания учащихся средствами национальных традиций сформулирована нами, исходя из структурных компонентов педагогического процесса (целевой, содержательный, процессуальный, диагностический и результативно-оценочный). Структурно модель представлена тремя модулями: целевым, содержательно-процессуальным, диагностическим. В первом модуле определены цель, задачи, теоретико-методологические основы подготовки педагогов к осуществлению гражданского воспитания учащихся средствами национальных традиций, принципы постдипломного образования. Во втором модуле представлены направления работы всех субъектов воспитательного пространства малого города: университета, органов управления образования, общеобразовательных школ, учреждений культуры, спорта, здравоохранения, общественных организаций, фондов, советов, движений. В третьем модуле определены уровни и критерии оценки готовности педагогов к осуществлению гражданского воспитания с учащимися средствами национальных традиций, а также методики диагностики. Проблематика проектирования подобной модели рассматривается нами на трех уровнях: целевом, содержательно-процессуальном и диагностическом.

Цель подготовки педагога к осуществлению гражданского воспитания средствами национальных традиций сформулирована, исходя из реалий современного образования и переформулирована в соответствии с конкретными целями и условиями осуществления образования. Сегодня, как отмечает М.Г. Ермолаева, актуально расширение пространства самодеятельности обучающихся взрослых, перемещение акцента с процесса преподавания на процесс учения самих специалистов, освоения ими знаний и опыта на основе увеличения внеаудиторной самостоятельной работы за счет сокращения аудиторной, сведения ее к разумному минимуму. [6, с. 68]. Обозначенные в модели задачи, если сформулировать их в обобщенном плане, сводятся к тому, чтобы оказать позитивное влияние на педагога, обеспечив с помощью различных информационно-активных средств принятия им аналитико-исследовательскои позиции по отношению к новым способам гражданского воспитания учащихся на основе национальных традиций.

В процессе методологического обоснования модели по инициативе Карачаево-Черкесского государственного университета было сформировано воспитательное пространство малого города, в которое в качестве субъектов вошли общеобразовательные школы города Карачаевского, отдел образования учреждения культуры и спорта.

Основываясь на богатом эмпирическом опыте, ученые (Е.В. Бондаревская, С.Г. Вершловский, М.Т. Ермолаева и другие) отмечают особую эффективность не курсов институтов повышения квалификации, а внутришкольную методическую учебу педагогов, связь их с вузом, который они окончили и магистерскую подготовку специалистов. Данный перечень мы дополнили такими эффективными формами подготовки педагогов к осуществлению гражданского воспитания с учащимися, как участие в опытно-экспериментальной работе в общеобразовательных школах, научно-практических конференциях, конкурсах социально-значимых для микрорегиона проектов, функционировании в общеобразовательных школах мастер-классов. Кроме того мы предполагаем и подготовку педагогами-практиками кандидатских и докторских диссертационных исследований. Создание единой системы всех участников воспитательного процесса в сфере гражданского воспитания средствами национальных традиций в условиях малого города служит целям повышения качества образования и воспитания подрастающего поколения, усиливает культуросообразную функцию образования.

Для современной социокультурной ситуации развитие педагогического образования характерны новые подходы к профессиональной подготовке педагога в системе непрерывного образования: приоритетно развитие социально-нравственного, общекультурного и этносоциокультурного потенциала личности учителя.

Карачаевский народ за свою многовековую историю создал уникальную национальную культуру и внес свою весомую ленту в общечеловеческую культуру. Права Х.Х.М. Батчаева, утверждающая в своей монографии «Традиционная педагогическая культура карачаевского народа» [1], что «без исторической памяти - нет традиции, без традиции - нет культуры, без культуры - нет воспитания, без воспитания - нет духовности, без духовности - нет личности, а без личности - нет народа как исторической личности». [1, с.5]. В модели выявлены средства национальных традиций по четырем приоритетным направлениям: гражданское отношение к планете Земля; гражданское отношение к Отечеству малой родине; гражданское отношение к семье; гражданское отношение к себе.

Система знаний у педагога по проблеме гражданского воспитания в контексте национальных традиций проявляется как во внутреннем, так и во внешнем пространстве человека, включая аспекты и индивидуальности и личности, в результате чего складывается цепочка развития.

Процесс подготовки педагогов к осуществлению гражданского воспитания с учащимися средствами национальных традиций будет успешным при определенных условиях.

В философской науке понятие «условие» толкуется как категория, выражающая отношение предмета к окружающим явлениям, без которых он существовать не может. В философском понимании условия составляют ту среду, обстановку, в которой явление возникает, существует и развивается. Философское понимание толкования понятия «условие» требует педагогического осмысления.

В своем исследовании мы придерживаемся определения «условия», данного в монографии Е.В. Бережновой «Прикладное исследование в педагогике». [3]. Под условием ученым понимается обстоятельство, специально создаваемое исследователем, при котором возможно то или иное его эффективное действие. [3,с.136].

Для выявления комплекса педагогических условий, способных эффективной подготовке педагога к осуществлению гражданского воспитания учащихся средствами национальных традиций, мы использовали следующие направления:

  • перестройка поствузовского образования работников образования на основе андрагогического подхода в аспекте исследуемой проблемы;

  • выявление сущности и содержание подготовки педагогов к осуществлению деятельности в исследуемом направлении на курсах повышения квалификации;

  • выявление специфики и особенностей этой подготовки;

  • определение подходов к повышению творческого потенциала педагогов их саморазвития и движения к педагогическому мастерству.

В исследовании выявлены две группы педагогических условий: 1) организационно-педагогические; 2) содержательно-процессуальные. К организационно-педагогическим условиям относятся:

  • формирование воспитательного пространства малого города и разработка механизма взаимодействия со всеми партнерами;

  • разработка программы подготовки педагогов к осуществлению гражданского воспитания с учащимися средствами национальных традиций с ориентацией на становление коллективного субъекта образовательного процесса, который представляет собой сообщество преподавателей и педагогов, объединенных едиными целостно-смысловыми ориентирами профессиональной подготовки.

Содержательно-процессуальная группа условий включает:

  • формирование содержания образования на основе учета трех пространств: 1) смыслового, отражающего место изучаемого вопроса в системе человеческих смыслов (конкретного слушателя); 2) нормативного, описывающего обсуждаемый предмет как сложившуюся систему знаний; 3) диалектического или дискуссионного, в котором осуществляется преобразование и развитие обсуждаемого вопроса или темы. (Вершловский С.Г., 2007)

  • ориентация на расширение пространства самодеятельности обучающихся педагогов.

Исходя из логики подготовки педагога к осуществлению гражданского воспитания учащихся средствами национальных традиций, за основу взяты подходы Е.В. Бондаревской, выделившей четыре уровня педагогической культуры учителя: массовый уровень, достаточный уровень, высокий, высший уровень. [4, с.327].

Массовый уровень готовности педагога к осуществлению гражданского воспитания учащихся средствами национальных традиций, характеризует его деятельность без достаточной опоры на профессиональные знания и умения в исследуемом направлении. Педагог не ведет творческий поиск и не имеет потребности в творческом росте. Этот уровень еще называют непрофессионально-репродуктивным. Достаточный уровень характеризует педагога, который, опираясь на знания и умения в исследуемом направлении воспитательной деятельности, добивается средних результатов. В творческом поиске участвует эпизодически, устойчивой потребности в собственном творческом росте не испытывает, довольствуется достигнутым. Этот уровень Е.В. Бондаревская называет профессионально адаптивным.

Высокий уровень (профессионально-творческий) характеризует педагога, который обладает необходимыми для осуществления гражданского воспитания с учащимися на основе национальных традиций, ведет творческий поиск путей решения новых педагогических задач, имеет устойчиво проявляющуюся потребность в профессиональном росте, добивается хороших результатов в общении и воспитании большинства учащихся, подкрепляя известные методы собственными педагогическими находками. Высший уровень (индивидуально-творческий). Педагог этого уровня не только бережно сохраняет и воспроизводит культурные образцы педагогической практики, но сам творит их, создает авторские дидактические и воспитательные системы, методики, технологии. Этот педагог имеет собственный стиль, индивидуальный педагогический почерк.

Резюмируя вышеизложенное, отмечаем, что разработанная в исследовании модель, с одной стороны, является средством представления и преобразования объекта, которого еще нет в реальности; а с другой, выступает в качестве последовательной цели при определении стратегии инновационных преобразований в условиях малого города.


Литература:

  1. Батчаева Х.Х.-М. Традиционная педагогическая культура карачаевского народа (история, теория, практика). - Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2002. - 417с.

  2. Белозерцев Е.П. Образ и смысл русской школы. - Волгоград: Перемена, 2000.-461 с.

  3. Бережнова Е.В. Прикладное исследование в педагогике: Монография. -М. - Волгоград: Перемена, 2003. - 164 с.

  4. Бондаревская Е.В. Воспитательный потенциал базового учебного курса «Духовно-нравственная культура». //Развитие личности в образовательных системах Юга России, Центральной Азии и Казахстана: материалы докладов XXVIII международных психолого-педагогических чтений. - Ростов-на-Дону: ИПОПИЮФУ, 2009. - 41. - 428 с.

  5. Вершловский С.Г. От повышения квалификации к пост дипломному педагогическому образованию. //Андрагогика постдипломного педагогического образования: научно-методическое пособие. - СПб: АППО, 2007. - с.6-33.

  6. Ермолаева М.Г. Современные технологии постдипломного образования. //Андрагогика постдипломного педагогического образования: научно-методическое пособие. /Под ред. С.Г. Вершловского, Г.С. Сухобской. - СПб: СПбАППО, 2007. - с.64-86.

  7. Краевский В.В. Образование, воспитание, социализация в контексте педагогической науки. //Мир образования - образование в мире, 2001. - №2. -с.11-22.

  8. Саранов A.M., Куликова СВ. Аксиологические основы российской педагогической науки и практики: учеб. пособие. - Волгоград: Перемена, 2003. -185 с.

  9. Яковлева Н.О. Проектирование как педагогический феномен. -Педагогика. - 2002. - №6. - с. 8-14.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle