Библиографическое описание:

Бакулина Е. А. Организация проектных домашних заданий учащихся по математике с использованием средств информационных технологий // Молодой ученый. — 2011. — №5. Т.2. — С. 121-123.

В статье рассматривается одна из наиболее актуальных проблем школьного образования - проблема организации домашнего задания в обучении математике. Автором раскрываются особенности домашнего учебного проекта, этапы его организации. Приводится пример организации домашнего учебного проекта с использованием средств информационных технологий.

Ключевые слова: домашнее задание; учебный проект; обучение математике.

На рубеже XXI века в российской системе образования обозначилось основное направление ее модернизации – приоритет личностного образования и самореализации ученика. В связи с этим, наблюдается изменение акцентов в организации учебного процесса:

  1. Обучение без всего интеллектуального потенциала человека должно исчезнуть, значит, преподаватель должен уметь организовывать мыслительную деятельность учащихся. А это требует дополнительной его подготовки.

  2. Преподавание, построенное только преимущественно на передаче информации, должно быть заменено или существенно дополнено обучением, ориентированным как на настоящее, так и на будущее. Меняется статус преподавателя.

  3. Меняется содержание образования: не информация о деятельности плюс немного деятельности, а деятельность, основанная на информации. При этом в качестве содержания образования выступает и социокультурный контекст, в котором осуществляется жизнедеятельность.

  4. Поскольку деятельность является содержанием обучения, требуются новые формы его организационного освоения. На смену традиционным приходят формы активного, инновационного обучения: игры, анализ конкретных ситуаций, разыгрывание ролей, разновидности дискуссий, тренинги, самостоятельная и исследовательская работа.

  5. Изменение целей, содержания и форм обучения оказывает существенное влияние и на характер общения преподавателя и обучаемого, а также учащихся между собой, на атмосферу их взаимодействия, партнерство, равенство в выборе, поступках, ответственность, положительный эмоциональный фон – все это становится перманентной доминантой отношений [1].

Одним из наиболее эффективных путей организации образовательного процесса с данных позиций является реализация учебных проектов. Однако очевидным является то, что в рамках урока достаточно сложно осуществить полноценную исследовательскую работу (у учащихся не возникает необходимости задуматься над тем, как лучше построить работу, в классе творчество учащихся ограничено инструкцией и временными рамками), проблема осложняется и сокращением часов на изучение математики и это при возрастании требований к уровню знаний, умений и навыков выпускников школ. В данной ситуации необходимо обратить свое внимание на пересмотр методики организации работы с домашними заданиями, в частности реализовывать в рамках домашних заданий учебные проекты.

Зачастую домашние задания не настраивают ученика на активную работу, их выполнение может быть осуществлено на уровне формальных действий, без творческого подхода и даже без понимания выполняемых операций. Объем и содержание домашнего задания по математике не всегда рационально подобраны учителем, что подталкивает учащихся к формальному отношению к выполнению работы, к списыванию и к уменьшению времени, реально затрачиваемого учащимися на эту работу. В ходе выполнения учебного проекта в рамках домашнего задания учащиеся самостоятельно добывают знания и находят пути решения проблем. Выполнение учащимися учебного проекта предусматривает разнообразные методы и формы учебной деятельности, поскольку достижение основной цели проекта предполагает решение частных задач. При этом осуществляется личностно-ориентированный подход к организации такого учебного исследования, когда участник проекта разрабатывает отдельную его часть, с учетом своих склонностей и интересов.

Например, выполнение учебного проекта «Проценты» (6 класс) обуславливает поисково-исследовательскую деятельность учащихся в таких направлениях, как история (написание математического сочинения «Откуда возникли проценты»), социология (определение тематики и самостоятельное составление задач на проценты), математика (рассмотрение различных способов решения задач на проценты), русский язык (редактирование), художественный дизайн и информатика (оформление, создание компьютерной презентации полученных результатов исследовательской работы) и т.д.

Условимся учебные проекты, выполняемые в рамках домашних заданий по математике, называть домашними учебными проектами.

Под учебным проектом подразумевается вид творческой работы учащихся, в котором предлагается разработка замысла, идеи, детальное рассмотрение практической задачи, лабораторное исследование и т.д., оформление результатов работы и защита проекта (презентация) [2]. Работа над домашним учебным проектом подразумевает выполнение этих же этапов, однако следует отметить ряд особенностей, присущих таким учебным проектам, главной из которых является самостоятельное выполнение учащимися домашних учебных проектов. В домашних условиях ученик лишен возможности обратиться за помощью к учителю, поэтому выполняя домашний учебный проект, учащийся опирается на свой индивидуальный опыт. Учитель при этом оказывает опосредованное методическое руководство. Учитель вместе с учащимися определяет проблему, которую потребуется решить учащимся в ходе выполнения домашнего учебного проекта. При необходимости учитель определяет конкретные задания, которые необходимо выполнить учащимся, дает четкие рекомендации по решению заданий. Если проект выполняет в группе, то учитель должен каждому участнику разъяснить, какую часть работы он должен выполнить. Для облегчения работы учитель может подготовить специальные бланки, содержащие формулировки заданий и рекомендации к ним.

Контроль выполнения такого домашнего задания также не маловажен, учащиеся должны четко знать, какой форме и в какие сроки представить результат работы. Выполненный проект должны быть представлен на обсуждение всего класса (защита проекта) на одном из уроков математики, либо в рамках внеклассного мероприятия. Отметим, что результаты домашнего учебного проекта могут быть использованы на последующих уроках с целью объяснения нового материала, либо обобщения уже изученного.

Таким образом, учитель должен выступает не столько в роли интерпретатора науки и носителя новой информации, сколько умелым организатором систематической самостоятельной поисковой деятельности учащихся по получению знаний, приобретению умений и навыков и усвоению способов умственной деятельности.

Обобщив выше сказанное, можно сказать, что организация домашнего учебного проекта имеет следующие этапы:

  1. Целеполагание и выявление логической структуры домашнего учебного проекта;

  2. Отбор средств и методов, используемых при организации домашнего учебного проекта;

  3. Разработка заданий для домашнего учебного проекта;

  4. Определение форм учебной деятельности и дозирование помощи учащихся при самостоятельном выполнении домашнего учебного проекта;

  5. Итоговой анализ.

Успешное выполнение учащимися домашних учебных проектов является наличие мотивации к их выполнению. Одним из средств мотивации выступает грамотное использование информационных технологий, которые способны реализовать наглядность обучения, обеспечить индивидуализацию и дифференциацию, позволяют создать творческую учебную среду, позволяющую ученикам совершенствовать навыки собственного интуитивного мышления [1].

На сегодняшний день известно достаточно большое количество качественных продуктов, предназначенных для компьютерной поддержки изучения математических дисциплин, причем, для работы со многими из них не требуется глубокое знание компьютера («Живая геометрия», тренажер «Графики функций», программа «Графер» и многие другие).

Приведем пример домашнего учебного проекта по теме «Признаки параллелограмма» с использованием программной среды «1С: Математический конструктор», предназначенной для создания полноценных (в том числе автономно функционирующих и имеющих настраиваемый интерфейс) интерактивных моделей по математике, работа с которыми сочетает в себе элементы конструирования, динамического варьирования и учебного эксперимента.

Учитель подбирает задания, целью которых является самостоятельная формулировка и доказательство признаков параллелограмма. Выполняются задания с использованием программной среды «1С: Математический конструктор», с помощью которой учащиеся строят графические модели задач, экспериментируя с данными моделями (изменяют значения сторон параллелограмма, величины углов и т.п.), формулируют и доказывают признаки параллелограмма. Результатом решения каждого задания является интерактивная модель, которая демонстрируется на уроке. Данный проект может выполняться как в групповой форме, так и индивидуально. Итак, учащиеся должны выполнить следующие задания:

  1. Постройте четырехугольник, у которого противоположные стороны попарно равны. Докажите, что этот четырехугольник является параллелограмм. Сформулируйте на основе этого первый признак, по которому можно отличить параллелограмм от других видов четырехугольников. Проверьте правильность построения, используя определение параллелограмма.

2) Постройте четырехугольник, у которого две противоположные стороны параллельны и одновременно равны. Докажите, что построенный четырехугольник - параллелограмм. Сформулируйте на основе этого второй признак параллелограмма. Проверьте правильность построения, используя первый признак.

3) Постройте две прямые, пересекающиеся под произвольным углом в точке О. Отложите на одной из них отрезки АО - ОС = а, на другой отрезки DO = OB - d. Докажите, что четырехугольник ABCD - параллелограмм. Сформулируйте этот признак параллелограмма. Проверьте правильность построения с помощью второго признака. Размеры каких элементов, кроме диагоналей, надо знать, чтобы построить точно такой же параллелограмм? Измерьте выбранный Вами элемент и постройте по двум диагоналям и выбранному Вами элементу параллелограмм, равный данному.

Решая данное задание, учащиеся приходят к выводу, что для построения параллелограмма необходимо наличие следующих элементов: диагоналей и угла между ними. На основании этого строится графическая модель решения данной задачи (Рис. 1).

Выбирая последовательно команды «Анализ», «Шаг 1», «Шаг 2», «Шаг 3» ученик демонстрирует способ построения параллелограмма.

Рис. 1 Модель решения задачи


Результаты данного домашнего учебного проекта могут быть продемонстрированы на уроке, посвященном рассмотрению признаков параллелограмма.

Подобные домашние учебные проекты можно спроектировать практически по любой теме школьного курса математики, от классу к классу их содержание будет лишь усложняться («Треугольники», «Ромб», «Квадрат», «Свойства и графики тригонометрических функций», «Свойства и графики четных и нечетных функций» и другие). Использование домашних заданий как способа организации учебных проектов по математике способствует повышению уровню знаний учащихся, а также позволяет формировать положительное и добросовестное отношение к домашним заданием.


Литература:
  1. Борисова, Н. В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора / Н. В. Борисова. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. – 146 с.

  2. Филоненко, Л. А. Учебные исследования в домашних заданиях по математике как средство развития творческой самостоятельности учащихся 5-6 классов: автореф. дис. … канд. пед. наук : 13. 00. 02 / Л. А. Филоненко. – Омск, 2004. – 22 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle