Библиографическое описание:

Сотникова Е. В. Региональные программы развития здравоохранения и его модернизации // Молодой ученый. — 2011. — №5. Т.1. — С. 226-229.

Региональные программы модернизации здравоохранения должны заработать уже с 2011 года, и стать логичным продолжением усилий государства в сохранении здоровья нации и повышении качества медицинского обслуживания населения.

Модернизация в здравоохранении призвана не только оптимизировать систему организации медицинской помощи в соответствии с современными стандартами, отвечающими потребностям населения, но и улучшить доступность этих услуг, укрепить материально-техническую базу медицинских учреждений, внедрить современные информационные технологии оказания медицинской помощи.

Субъекты РФ провели работу по формированию проектов региональных программ модернизации здравоохранения на 2011–2012 годы. В частности, была проведена инвентаризация материально-технической базы учреждений здравоохранения, в том числе по таким параметрам, как ресурсная обеспеченность, техническое состояние зданий и сооружений, оснащённость учреждений здравоохранения медицинским оборудованием, укомплектованность медицинскими кадрами. Была проведена оценка выполняемых объёмов оказания бесплатной медицинской помощи по её видам, определены прогнозные показатели улучшения доступности и качества бесплатной медицинской помощи, а также приоритетные направления дальнейшего развития системы здравоохранения на региональном уровне.

Финансирование программ модернизации здравоохранения будет осуществляться за счёт субсидий Федерального фонда обязательного медицинского страхования, средств консолидированных бюджетов субъектов РФ, средств бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Пять лет назад был запущен приоритетный национальный проект «Здоровье», в который было вложено 590 млрд. руб., и который стал основой для системных преобразований в области здравоохранении. Благодаря его исполнению удалось добиться серьёзных позитивных изменений в этой сфере. Продолжительность жизни граждан увеличилась на 3,7 года и достигла 69 лет; почти на 20% выросла рождаемость, и, наоборот, смертность сократилась на 12%, а младенческая смертность сократилась на 26%. Это прямой результат улучшения работы первичного звена медицинской помощи, проведения диспансеризации и вакцинации населения, совершенствования медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями и пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях. В 2011–2013 годах на реализацию нацпроекта «Здоровье» планируется направить 446 млрд. руб., что позволит продолжить все предусмотренные в нём мероприятия [1].

Опросы населения показывают, что большинство граждан России – 65% – по-прежнему не удовлетворены качеством работы больниц и поликлиник, потому что многие из них находятся в плохом состоянии, прежде всего потому, что не хватает оборудования, а в сельской местности и самих врачей. Зачастую квалификация медработников, технологии диагностики и лечения, управления здравоохранением далеки от современных требований. И в целом имеющиеся в отрасли ресурсы используются неэффективно. 41% медицинских учреждений страны требует капитального ремонта или реконструкции.

Поэтому задача повышения качества медицинской помощи актуальна и востребована обществом. В прошлом году во всех регионах страны прошло обсуждение проблем здравоохранения с участием общественных организаций и профессиональных объединений медицинских работников. Администрации субъектов Федерации провели инвентаризацию сети медучреждений, выявили узкие места и проблемы, влияющие на качество лечения граждан.

На устранение этих проблем и направлены региональные программы модернизации здравоохранения. На их реализацию в 2011–2012 годах выделено 460 млрд. руб., которые будут получены за счёт повышения ставок страховых взносов с 3,1 до 5,1%.

Основными приоритетами при модернизации здравоохранения являются:

- во-первых, региональные программы должны обеспечить повышение качества и доступности медицинской помощи во всех регионах страны. Сегодня уже определено, какие новые технологии будут внедряться в медучреждениях, чтобы люди могли получать качественную помощь не только в областных больницах, но и по месту жительства, в том числе за счёт создания крупных межрайонных центров. Для решения этой задачи будет закуплено современное оборудование, а также отремонтированы и приведены в порядок ключевые для регионов медицинские учреждения.

-во-вторых, учреждения здравоохранения должны работать по новым утвержденным стандартам оказания медицинской помощи, привлечь квалифицированных специалистов и обеспечить рост заработной платы медицинских работников. На увеличение тарифов обязательного медицинского страхования, включая средства на оплату труда, за два года будет дополнительно направлено около 80 млрд. руб.

Далее предстоит решить задачу внедрения современных информационных технологий: это телемедицина, электронный документооборот, электронная медицинская карта.

В ближайшие месяцы будут доработаны региональные программы модернизации здравоохранения и рассмотрены в Правительстве Российской Федерации.

Более подробно следует остановиться на тех аспектах и на тех задачах, которые предстоит решать в обозримой среднесрочной перспективе – в ближайшие два года и до 2015 года.

Сегодня сложившаяся структура медицинских учреждений и подразделений характеризуется наличием дефицита учреждений и подразделений, оказывающих первичную медицинскую помощь, в частности на селе, и в то же время избыточностью учреждений, оказывающих стационарную помощь населению.

На сегодняшний день численность коечного фонда превышает потребность почти на 10%, то есть на 114 тыс. коек, при недостатке или избытке отдельных профилей.

При этом у нас, в Российской Федерации, по статистическим данным наблюдается дефицит врачей (более чем 27%), среднего и младшего медицинского персонала. Он, естественно, влияет на эффективность работы всей системы здравоохранения и приводит к недовыявляемости заболеваний. В этой связи в рамках региональных программ предлагается самостоятельный раздел, который будет посвящен переподготовке кадров, перепрофилированию и дополнительному обучению на новые узкие специальности.

Тема, которая тоже является темой модернизации внутри программ, – это оборудование. На сегодняшний день в замене нуждается более 112 тыс. единиц медицинского оборудования совершенно разного уровня. Поэтому были выбраны самые приоритетные направления и соответствующим образом сориентированы регионы. И самое важное – что это оборудование поставляется именно в те учреждения, которые участвуют в программе модернизации здравоохранения.

Останавливаясь на информатизации, надо сказать, что этот блок входит составной частью в программу информатизации, которая была одобрена на заседании Правительства как государственная программа.

Теперь что касается системы оказания медицинской помощи на основе стандартов, то есть третьей составляющей региональных программ.

На сегодняшний день все стандарты, которые существуют и приняты на федеральном уровне – их 612 для взрослых и детей, – носят рекомендательный характер.

На основе этих стандартов регионы Российской Федерации принимают медико-экономические стандарты, которые являются основой для оплаты. Новая система меняет этот подход и говорит о том, что содержательно стандарты должны быть одинаковыми по всей территории Российской Федерации. Безусловно, их финансовое обеспечение зависит от уровня жизни в соответствующем регионе и от того, сколько там стоят соответствующие услуги. На основании этих стандартов формируются клинические протоколы для муниципальных учреждений, учреждений региона и федеральных учреждений. В основу стандарта закладывается определённый набор медицинских услуг, который на сегодняшний день сформирован, по сути, на базе тех стандартов, которые имеются и которые предполагается вводить в течение ближайших двух лет.

Сейчас фактическая стоимость услуги – это только пять статей, которые входят в систему обязательного медицинского страхования. Это заработная плата с начислениями, медикаменты, продукты питания, расходные материалы и мягкий инвентарь.

Начиная с 2013 года, за счёт тех 2%, которые уже не будут направляться на программы модернизации, а будут идти в полном объёме в систему обязательного медицинского страхования, будет сформирован полный тариф, куда входит всё то, что сегодня финансируется из соответствующих бюджетов. Речь идёт о том, что нужно эффективно управлять теми средствами, которые сегодня функционируют и в системе ОМС, и в бюджетной системе.

Способы оплаты медицинской помощи предполагается осуществлять по пяти направлениям. По такому графику к 2015 году планируется выйти на оплату по единым клинико-статистическим группам по стационарной помощи.

Главным результатом вышесказанных действий должно быть продолжение снижения показателей заболеваемости и смертности. Для этого целевые показатели должны быть учтены во всех бюджетах, во всех областных программах.

Регионы уже проделали достаточно большую работу по обсуждению этих мероприятий, сейчас субъекты на этапе их реализации.

В Мурманской области уже подписано постановление Правительства Мурманской области "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Модернизация здравоохранения Мурманской области" на 2011-2012 годы". В общей сложности на весь комплекс мероприятий будет направлено 4596,8 млн. руб. из федерального и областного бюджетов. Для региона это огромная сумма, позволяющая принципиально изменить уровень медицинского обслуживания населения.[2]

Программа рассчитана на два года. Для региона модернизация системы здравоохранения особенно необходима, утверждают специалисты. Уровень заболеваемости жителей Крайнего Севера выше, чем в среднем по России, продолжительность жизни на порядок ниже. Первое, что предлагается сделать в 2011 году, привести в должный вид материальную базу больниц, поликлиник, медицинских центров региона. Их более 400, 29 из них нуждаются в срочном ремонте. Проблемы 24 из них должны быть решены в этом году. [3]

Однако прошел первый квартал, а наш регион не спешит отчитываться о реализации вышеперечисленных программ. Мало того, вышел приказ Министерства здравоохранения, согласно которому все технические задания должны согласовываться с главными внештатными специалистами области, что не позволит учесть истинные потребности учреждений. При этом технические характеристики оборудования должны быть «расширены», дабы не совершить коррупционных действий. Такие технические задания позволят потенциальным поставщикам реализовывать низкокачественное медицинское оборудование, причем за большие деньги.

Поспешная подготовка программы модернизации привела к тому, что теперь ее приходится регулярно пересматривать. Например, по причине отсутствия проектно-сметной документации на большинство объектов, только сейчас становится понятно, что в программе не хватает средств на стройку, соответственно Министерство вынужденно в срочном порядке сокращать на 15% расходы на оборудование. С таким подходом к планированию работы программе модернизации грозят непредсказуемые изменения в процессе.[4]

Перед областью федеральная власть поставила задачу – проанализировать ситуацию во всем регионе и сделать все, чтобы оказывать медицинскую помощь населению в соответствии со стандартами и нормативами.

По всей области планируют создание так называемых “межмуниципальных центров” по оказанию медицинской помощи в различных направлениях. При их открытии будут рассмотрены требуемые нормативы и стандарты оснащения больницы, где учтено все – от площади до наличия оборудования. Реалии времени говорят о том, что Мурманской области не хватит средств и возможностей, чтобы соответствовать предъявляемым нормативам в каждом городе. Поэтому стоит вопрос о закрытии ряда профилей коек, что соответственно приведет к межмуниципальной интеграции. Вот только сможет ли пациент найти и добраться до квалифицированной медицинской помощи, и сколько времени ему понадобится, чтобы добраться до того или иного лечебного учреждения? Разработка маршрутов для транспортирования в больницы соответствующего профиля касаются лишь экстренных пациентов.

Получается, с одной стороны, сокращаем, закрываем, экономим, но для этого сначала реализуем очень затратные мероприятия.[5]

Эта тема является сложной и важной для любого региона, а для нашей области сегодня особенно актуальна.

Несмотря на проблемы, программа модернизации здравоохранения Мурманской области признана одной из лучших в стране. [6]

И на федеральном, и на региональном, и на местном уровне должно быть ясное понимание того, что началась очень большая, системная и чрезвычайно важная совместная работа. Это касается всех уровней власти, управления, всех заинтересованных министерств и ведомств.

Сейчас со стороны правительства концентрируются финансовые, административные ресурсы на важнейших направлениях, и действительно, в сфере здравоохранения государство ещё не формулировало в таком масштабе задачи и не предпринимало таких усилий.


Литература:

Программа модернизации здравоохранения. [электронный ресурс] URL: http://www.minzdravsoc.ru/download/modernizatsiya
  1. Пресс-релизы правительства мурманской области. [электронный ресурс] URL: http://www.gov-murman.ru/press
  2. В Москве одобрили программу модернизации здравоохранения Мурманской области. [электронный ресурс] URL: http://www.vesti.ru/doc.html?id=426499
  3. Домкрат для медицины. «Мурманский вестник» от 08.02.2011.. [электронный ресурс] URL: http://www.mvestnik.ru/shwpgn.asp?pid=20110208460

  4. Модернизация здравоохранения в Мурманской области. [электронный ресурс] URL: http://www.opentown.ru/news/?n=1964

  5. Об обязательном медицинском страховании в российской федерации. URL: http://www.mnogozakonov.ru/laws/94/article50

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle