Библиографическое описание:

Сатышев С., Власов А. Организация дорожного движения и градостроительная деятельность // Молодой ученый. — 2011. — №4. Т.3. — С. 131-133.

В статье рассмотрены вопросы организации дорожного движения, с учетом недостаточного нормативного и методического обеспечения этой деятельности в Российской Федерации.
The article deals with issues of traffic, taking into account the lack of regulatory and methodological support of these activities in the Russian Federation.
Дорожно-транспортная обстановка в крупных мегаполисах Российской Федерации характеризуется уменьшением средних скоростей движения, учащающихся предзаторовых и заторовых ситуаций, увеличения затрат времени пассажирами общественного пассажирского транспорта. Негативные последствия этой тенденции проявляются также в виде снижения безопасности дорожного движения и экологической безопасности.
Основными причинами создавшейся ситуации являются резкий рост автомобильного парка страны, повышение транспортной подвижности населения, практически неконтролируемая (с позиций ОДД) застройка городских территорий.
Практически любой российский городской округ (город), нуждается в интенсификации использования существующей улично-дорожной сети путем оптимизации дорожного движения современными средствами и методами, которые включают в себя комплекс мер управляющего правового, организационного и инженерно-технического воздействия на дорожное движение. Интенсивное наращивание количественных показателей городской улично-дорожной сети, которая представляет собой основной фонд городского хозяйства, без соответствующей поддержки современными методами и средствами организации дорожного движения влечет за собой нерациональное использование этого фонда. Улично-дорожная сеть может позволить себе быть недоразвитой (что имеет место повсеместно и постоянно), а организация дорожного движения, даже только по соображениям экономического характера, должна всегда максимально использовать потенциальные возможности имеющейся улично-дорожной сети и максимально учитывать интересы участников дорожного движения. Для этого имеются все необходимые предпосылки, прежде всего, такие, как несопоставимо низкие экономические затраты на реализацию методов организации дорожного движения по сравнению с дорожным строительством, а также более высокая чувствительность организации дорожного движения к постоянным изменениям дорожно-транспортной ситуации, более высокая оперативность ее актуализации по сравнению с планировочными и техническими параметрами улично-дорожной сети. То есть совершенствование организации дорожного движения в городах при условии максимально возможного обеспечения его безопасности – наиболее доступное и оперативное средство повышения эффективности транспортного процесса, снижения социального и экономического ущерба для участников дорожного движения, а также снижения вредного воздействия транспорта на окружающую среду в условиях ограниченных ресурсов.
В силу различных причин объективного и субъективного характера организация дорожного движения в городах Российской Федерации весьма значительно отстает по своему развитию от уровня, достигнутого и поддерживаемого в городах Северной Америки и большинства европейских стран. Причем, отставание это в большей степени объясняется неудовлетворительной практикой реализации известных методов организации дорожного движения, а не слабостью теоретической проработки проблем организации движения. Кроме того, практика ОДД не обеспечивается выполнением общепризнанных в мировой практике градостроительных и общепринятых правил и норм. В числе причин такого отставания можно выделить четыре основные позиции.
Во-первых, в России нет отработанных и законодательно закрепленных механизмов ограничения спроса на улично-дорожную сеть или использование автомобилей. Это наиболее острое и эффективное средство по ОДД и ОБДД. Одной из наиболее значимых проблем в регулировании деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по организации движения транспорта и пешеходов в городах является комплекс вопросов, связанный с управлением спросом на пользование существующей улично-дорожной сетью.
Управление спросом на пользование улично-дорожной сетью («traffic demand management») производится, в основном, в процессе регулирования градостроительной деятельности посредством введения дополнительных обременений и (или) ограничительных условий на подключение к существующей улично-дорожной сети вновь возводимых или реконструируемых объектов.
Во-вторых, это отсутствие законодательно закрепленных обязанностей администраций городов совместно с государственными органами исполнительной власти проводить полномасштабную работу по ОДД. Данное положение приводит к тому, что в условиях низкой бюджетной обеспеченности городов деятельность городских администраций сводится, в основном, к поддержанию в технически исправном состоянии средств регулирования дорожного движения, созданных более двадцати лет назад.
В-третьих, имеет место отсутствие системного подхода к проектированию организации дорожного движения, особенно комплексного проектирования на сетевом уровне, когда и закладываются основы оптимизации дорожного движения на городской улично-дорожной сети.
Попытка создания системы проектирования ОДД была предпринята в СССР в 1980-х годах. Московскими институты Гипрокоммундортранс и ПромтрансНИИпроект, а также омским СКБ «Промавтоматика» был накоплен определенный (хотя и небесспорный) опыт такой работы.
Во ВНИИБД МВД СССР была разработана методика комплексного совершенствования организации дорожного движения, которая с успехом была апробирована в ряде городов страны с населением от 180 тыс. (г. Орехово-Зуево) до 1,5 млн. (г. Омск) жителей.
В тот же период была осуществлена соответствующая специализация проектных организаций в ряде городов бывш. СССР.
Решению организационных вопросов во многом способствовало понимание проблемы и практическая помощь со стороны Госавтоинспекции, Госгражданстроя и Госплана СССР. Однако процесс становления проектной практики в сфере ОДД полностью остановился и даже регрессировал после распада СССР.
В-четвертых, система градостроительной документации не давала и не дает поныне ни правовых, ни методических оснований по закладке в градостроительные планы основ для эффективного решения задач по ОДД. Вместе с тем, должное качество (тем более, оптимальность) принимаемых решений при комплексном совершенствовании организации дорожного движения может быть обеспечена лишь разработкой многостадийной проектной градостроительной документации на основе анализа характеристик дорожно-транспортных условий конкретного города.
Вывод. В настоящее время Градостроительная деятельностьрегулируетсяЗемельным и Градостроительным кодексами Российской Федерации, иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Именно от полноты и качества, заложенных в эти документы норм зависит результативность деятельности по организации и безопасности дорожного движения.

Список информационных источников:

  1. Градостроительный кодекс РФ

  2. Организация дорожного движения в городах: Методическое пособие: под общ. ред. Ю.Д.Шелкова/НИЦ ГАИ МВД России – М.: 1995. – 143 с.
  3. Положение о разработке проектной документации по организации дорожного движения в городах./Госкомархитектура, МВД СССР. – М.:, 1991. – 20 с.
  4. Федеральный закон РФ от 10.12.95; 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
  5. Шелков Ю.Д., Семенов К.Ю., Ткаченко Б.А. Организация дорожного движения в городе (обследование дорожно-транспортных условий): Методические рекомендации. М.: ВНИИ МВД СССР, 1988. – 40 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle