Библиографическое описание:

Авраменко И. М., Атрохов Н. А. Перспективы увеличения объемов перевозки экспортно-импортных грузов // Молодой ученый. — 2011. — №4. Т.3. — С. 113-115.

В данной статье проанализированы группы факторов, непосредственно влияющих на увеличение объемов перевозок внешнеторговых грузов между Россией и Германией.

The groups of factors that directly influencing on the increase of volumes of transportations of foreign trade of goods between Russia and Germany are analysed in this article.

Ключевые слова: внешнеторговый оборот, транспортная инфраструктура, инвестиции.
Keywords: foreign trade turnover, transport infrastructure, investments.
Введение. Внешняя торговля это традиционная и наиболее развитая форма международных экономических отношений, которая является основой любого государства. Среди стран Евросоюза Германия считается одной из стран, с которыми у России традиционно складываются наиболее дружественные и плодотворные отношения. Актуальность данной работы определяется тем, что сотрудничество с Германией является для России важным условием ее интеграции в мировую экономику, одним из факторов успеха российских демократических преобразований и перехода к полноценному рынку. Благоприятный торгово-политический режим взаимоотношений позволяют и в перспективе сохранять и даже усиливать роль Германии как ведущего торгово-политического партнёра России.
Основная часть. Германия – это ведущий поставщик в Россию современных технологий и оборудования, товаров народного потребления, крупнейший кредитор. Ее лидерство обусловлено высоким качеством и разнообразием поставляемых товаров (автомобили и запчасти к ним, аудио и видеотехника, бытовая электроника, косметика и парфюмерия, мебель, одежда и обувь, медицинская продукция, продовольствие и т.д.) при сравнительно низких оптовых ценах, территориальной близости, что существенно удешевляет грузоперевозки. В свою очередь Россия является для Германии одним из основных поставщиков энергоносителей и целого ряда товаров, необходимых немецкой экономике.[1]
По объему внешней торговли России за 2010 год доля Германии одна из самых высоких по сравнению с другими странами и составляет 13,6 процентов. Исходя из абсолютных финансовых показателей внешнеторгового немецкого оборота, Россия для Германии, к сожалению, является 10-м по важности торговым партнёром и торговля с ней составляет около 3 % от товарооборота Германии. Это объясняется колоссальной разностью в масштабах экономик этих стран. Структуры российского импорта и экспорта в Германии в 2010 году представлены на рис. 1 и 2 соответственно. Наибольшую долю российского импорта из Германии составляют машины, оборудование и транспортные средства (53,5%), это обусловлено тем, что по производству и качеству автомобилей Германия занимает первое место в Европе.[2]



Рисунок 1. Структура российского импорта из Германии в 2010 г.

Одним из путей увеличения грузопотоков между Россией и Германией являются взаимные инвестиции. В 2010 году в Германию, по данным Росстата, поступило 814 млн. долл. инвестиций из России. Традиционно привлекательными для российских инвесторов в Германии являются объекты целлюлозно-бумажной, химической, металлургической промышленности, а также сферы оптовой и розничной торговли, предприятия финансового сектора, логистики и туризма.



Рисунок 2. Структура российского экспорта в Германию в 2010 г.


Прямые германские инвестиции в Россию поступают преимущественно в сферу оптовой и розничной торговли, транспорта и связи, а также в пищевую, химическую, электротехническую, электронную и автомобильную промышленность, производство строительных материалов, что также может увеличить внешний грузооборот между Россией и Германией.
Основной упор в своей деятельности в России германские компании делают на Москву и Санкт-Петербург, но эта деятельность распространяется все больше и больше также на другие регионы России. В Москве представлено около 3000 германских компаний в форме совместных предприятий, дочерних компаний, филиалов и представительств. Приблизительно 4500 фирм имеют разрешение на осуществление деятельности в Российской Федерации. Интерес германских, в том числе и средних, компаний ощутимо вырос за последние годы, выйдя за рамки основных отраслей спроса на импорт - таких, как автомобили, станки и установки, строительные материалы, мебель, потребительские товары, а также сельскохозяйственная продукция.[3]Наибольшие объемы инвестиций из Германии поступили в:
  1. Производство строительных материалов – около 1 млрд. евро («КНАУФ»).
  2. Развитие сети гипермаркетов в России– около 500 млн. евро(«МЕТРО»).
  3. Осуществление полного цикла производства автомобилей - 570 млн. евро(концерн «Фольксваген»).
  4. Модернизация производства грузовых автомобилей - 250 млн. долл.(ОАО «КамАЗ»).
Увеличение объемов грузоперевозок напрямую зависит от улучшения автомобильных дорог. В частности, в Германии одна из самых плотных сетей автомобильных дорог, которая включает в себя 12 550 км автобанов и 40 700 км федеральных трасс, по данным на 2011 год. Гамбург является одним из крупных транспортных узлов (железные и шоссейные дороги), а также морским и речным (река Эльба) портом. Более 60% всех проходящих через порт грузов перевозятся в контейнерах. В 2010 году через порт прошло 9,89 млн. TEU грузов общим весом 95,8 млн. тонн, что на 20% превышает объемы 2009 года.
Уже к настоящему времени, доля перевозок внешнеторговых грузов автомобильным транспортом составляет 60% (рис.3.), это обусловлено следующими преимуществами по отношению к другим видам транспорта:
  • низкая себестоимость;

  • высокая скорость доставки;

  • удобство доставки («от двери до двери»).



Рисунок 3. Структура немецкого грузооборота по видам транспорта за 2010 год

Одним из примеров эффективного управления внешнеторговыми грузопотоками является создание транспортно-логистической компании Trans Eurasia Logistics GmbH.[4]Ее основные цели:
  • повышение эффективности использования транзитного потенциала России

  • увеличение объемов перевозимых грузов в международном железнодорожно-паромном сообщении Европа – Россия/страны СНГ.

Одним из путей увеличения грузопотоков явилось бы создание таких механизмов, как:

  • комплексная логистика снабжения центров производства;

  • комплексная логистика распределения товаров от центров производства к центрам потребления (в том числе импортных товаров).

Такой подход позволяет обеспечить ряд производных эффектов:
  • качественное повышение эффективности функционирования потребительских рынков;

  • повышение доступности товаров за счёт снижения потребительских цен;

  • повышение качества и уровня жизни населения;

  • снижение стоимости продвижения товаров от центров производства к потребителям;

  • сокращение непроизводительных посредников на пути от производителей до потребителей товаров;

  • снижение доли совокупных народнохозяйственных затрат на продвижение грузов и товаров в структуре ВВП на 5-10%;

  • снижение уровня инфляции за счёт снижения логистических затрат;

  • повышение инвестиционной привлекательности проектов по размещению производств.

К сожалению, негативное влияние на динамику внешнеторговых перевозок оказал мировой кризис 2008 – 2009 годов. Так, в 2009 году число участников рынка грузоперевозок между Россией и Германией упало на 18%. Основными причинами являются:
  • сокращение числа клиентов,

  • сокращение объемов перевозимой продукции и сырья,

  • неплатежеспособность клиентов.

Большую долю закрывшихся компаний составили автоперевозчики с лизинговым парком автомобилей. С наступлением кризиса у некоторых из них не хватило средств для покрытия кредитов (84%), оставшимся - банки повысили ставки или потребовали досрочного погашения задолженности.
В период кризиса наиболее распространены стали экономичные варианты доставки грузов, например - перевозка сборных грузов. В 2009 году количество клиентов с подобными заявками увеличилось на 33%. В середине 2010 года финансовое положение в мире в целом улучшилось, что привело так же и к увеличению объемов перевозки грузов, в том числе между Россией и Германией.
Заключение. Таким образом, перспективы увеличения объемов грузов зависят от состояния транспортной инфраструктуры, объемов взаимной торговли, объемов взаимных инвестиций между странами и состоянием мировой экономики в целом.

Список информационных источников

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle