Библиографическое описание:

Авраменко И. М., Атрохов Н. А. Перспективы увеличения объемов перевозки экспортно-импортных грузов // Молодой ученый. — 2011. — №4. Т.3. — С. 113-115.

В данной статье проанализированы группы факторов, непосредственно влияющих на увеличение объемов перевозок внешнеторговых грузов между Россией и Германией.

The groups of factors that directly influencing on the increase of volumes of transportations of foreign trade of goods between Russia and Germany are analysed in this article.

Ключевые слова: внешнеторговый оборот, транспортная инфраструктура, инвестиции.
Keywords: foreign trade turnover, transport infrastructure, investments.
Введение. Внешняя торговля это традиционная и наиболее развитая форма международных экономических отношений, которая является основой любого государства. Среди стран Евросоюза Германия считается одной из стран, с которыми у России традиционно складываются наиболее дружественные и плодотворные отношения. Актуальность данной работы определяется тем, что сотрудничество с Германией является для России важным условием ее интеграции в мировую экономику, одним из факторов успеха российских демократических преобразований и перехода к полноценному рынку. Благоприятный торгово-политический режим взаимоотношений позволяют и в перспективе сохранять и даже усиливать роль Германии как ведущего торгово-политического партнёра России.
Основная часть. Германия – это ведущий поставщик в Россию современных технологий и оборудования, товаров народного потребления, крупнейший кредитор. Ее лидерство обусловлено высоким качеством и разнообразием поставляемых товаров (автомобили и запчасти к ним, аудио и видеотехника, бытовая электроника, косметика и парфюмерия, мебель, одежда и обувь, медицинская продукция, продовольствие и т.д.) при сравнительно низких оптовых ценах, территориальной близости, что существенно удешевляет грузоперевозки. В свою очередь Россия является для Германии одним из основных поставщиков энергоносителей и целого ряда товаров, необходимых немецкой экономике.[1]
По объему внешней торговли России за 2010 год доля Германии одна из самых высоких по сравнению с другими странами и составляет 13,6 процентов. Исходя из абсолютных финансовых показателей внешнеторгового немецкого оборота, Россия для Германии, к сожалению, является 10-м по важности торговым партнёром и торговля с ней составляет около 3 % от товарооборота Германии. Это объясняется колоссальной разностью в масштабах экономик этих стран. Структуры российского импорта и экспорта в Германии в 2010 году представлены на рис. 1 и 2 соответственно. Наибольшую долю российского импорта из Германии составляют машины, оборудование и транспортные средства (53,5%), это обусловлено тем, что по производству и качеству автомобилей Германия занимает первое место в Европе.[2]



Рисунок 1. Структура российского импорта из Германии в 2010 г.

Одним из путей увеличения грузопотоков между Россией и Германией являются взаимные инвестиции. В 2010 году в Германию, по данным Росстата, поступило 814 млн. долл. инвестиций из России. Традиционно привлекательными для российских инвесторов в Германии являются объекты целлюлозно-бумажной, химической, металлургической промышленности, а также сферы оптовой и розничной торговли, предприятия финансового сектора, логистики и туризма.



Рисунок 2. Структура российского экспорта в Германию в 2010 г.


Прямые германские инвестиции в Россию поступают преимущественно в сферу оптовой и розничной торговли, транспорта и связи, а также в пищевую, химическую, электротехническую, электронную и автомобильную промышленность, производство строительных материалов, что также может увеличить внешний грузооборот между Россией и Германией.
Основной упор в своей деятельности в России германские компании делают на Москву и Санкт-Петербург, но эта деятельность распространяется все больше и больше также на другие регионы России. В Москве представлено около 3000 германских компаний в форме совместных предприятий, дочерних компаний, филиалов и представительств. Приблизительно 4500 фирм имеют разрешение на осуществление деятельности в Российской Федерации. Интерес германских, в том числе и средних, компаний ощутимо вырос за последние годы, выйдя за рамки основных отраслей спроса на импорт - таких, как автомобили, станки и установки, строительные материалы, мебель, потребительские товары, а также сельскохозяйственная продукция.[3]Наибольшие объемы инвестиций из Германии поступили в:
  1. Производство строительных материалов – около 1 млрд. евро («КНАУФ»).
  2. Развитие сети гипермаркетов в России– около 500 млн. евро(«МЕТРО»).
  3. Осуществление полного цикла производства автомобилей - 570 млн. евро(концерн «Фольксваген»).
  4. Модернизация производства грузовых автомобилей - 250 млн. долл.(ОАО «КамАЗ»).
Увеличение объемов грузоперевозок напрямую зависит от улучшения автомобильных дорог. В частности, в Германии одна из самых плотных сетей автомобильных дорог, которая включает в себя 12 550 км автобанов и 40 700 км федеральных трасс, по данным на 2011 год. Гамбург является одним из крупных транспортных узлов (железные и шоссейные дороги), а также морским и речным (река Эльба) портом. Более 60% всех проходящих через порт грузов перевозятся в контейнерах. В 2010 году через порт прошло 9,89 млн. TEU грузов общим весом 95,8 млн. тонн, что на 20% превышает объемы 2009 года.
Уже к настоящему времени, доля перевозок внешнеторговых грузов автомобильным транспортом составляет 60% (рис.3.), это обусловлено следующими преимуществами по отношению к другим видам транспорта:
  • низкая себестоимость;

  • высокая скорость доставки;

  • удобство доставки («от двери до двери»).



Рисунок 3. Структура немецкого грузооборота по видам транспорта за 2010 год

Одним из примеров эффективного управления внешнеторговыми грузопотоками является создание транспортно-логистической компании Trans Eurasia Logistics GmbH.[4]Ее основные цели:
  • повышение эффективности использования транзитного потенциала России

  • увеличение объемов перевозимых грузов в международном железнодорожно-паромном сообщении Европа – Россия/страны СНГ.

Одним из путей увеличения грузопотоков явилось бы создание таких механизмов, как:

  • комплексная логистика снабжения центров производства;

  • комплексная логистика распределения товаров от центров производства к центрам потребления (в том числе импортных товаров).

Такой подход позволяет обеспечить ряд производных эффектов:
  • качественное повышение эффективности функционирования потребительских рынков;

  • повышение доступности товаров за счёт снижения потребительских цен;

  • повышение качества и уровня жизни населения;

  • снижение стоимости продвижения товаров от центров производства к потребителям;

  • сокращение непроизводительных посредников на пути от производителей до потребителей товаров;

  • снижение доли совокупных народнохозяйственных затрат на продвижение грузов и товаров в структуре ВВП на 5-10%;

  • снижение уровня инфляции за счёт снижения логистических затрат;

  • повышение инвестиционной привлекательности проектов по размещению производств.

К сожалению, негативное влияние на динамику внешнеторговых перевозок оказал мировой кризис 2008 – 2009 годов. Так, в 2009 году число участников рынка грузоперевозок между Россией и Германией упало на 18%. Основными причинами являются:
  • сокращение числа клиентов,

  • сокращение объемов перевозимой продукции и сырья,

  • неплатежеспособность клиентов.

Большую долю закрывшихся компаний составили автоперевозчики с лизинговым парком автомобилей. С наступлением кризиса у некоторых из них не хватило средств для покрытия кредитов (84%), оставшимся - банки повысили ставки или потребовали досрочного погашения задолженности.
В период кризиса наиболее распространены стали экономичные варианты доставки грузов, например - перевозка сборных грузов. В 2009 году количество клиентов с подобными заявками увеличилось на 33%. В середине 2010 года финансовое положение в мире в целом улучшилось, что привело так же и к увеличению объемов перевозки грузов, в том числе между Россией и Германией.
Заключение. Таким образом, перспективы увеличения объемов грузов зависят от состояния транспортной инфраструктуры, объемов взаимной торговли, объемов взаимных инвестиций между странами и состоянием мировой экономики в целом.

Список информационных источников

Основные термины: перевозок внешнеторговых грузов, увеличения объемов, объемов перевозки, увеличения объемов грузов, увеличения объемов перевозки, объемов перевозок внешнеторговых, объемов перевозки грузов, Увеличение объемов грузоперевозок, объемов взаимных инвестиций, объемов взаимной торговли, сокращение объемов перевозимой, внешнеторговых грузов автомобильным, прогноза объемов продаж, российского импорта, TEU грузов общим, экспортно-импортных грузов, перевозка сборных грузов, eign trade of, торгово-политического партнёра России, внешней торговли России

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle