Библиографическое описание:

Сарыев М., Коваль М., Лахманюк В., Сатышев С. Проектирование в сфере организации дорожного движения – зарубежный опыт // Молодой ученый. — 2011. — №4. Т.3. — С. 107-109.

В статье изложена практика разработки проектной документации в сфере организации дорожного движения в зарубежных странах.
The article described the practice of design documentation in the field of traffic management in foreign countries.
Практика разработки документации в сфере организации дорожного движения в различных странах мира характеризуется весьма различными нормативно-методическими подходами.
В США вопросы организации дорожного движения имеют приоритетное значение. Всего имеется 3 стадии разработки проектной документации по ОДД: «общие» схемы организации дорожного движения, «вторичные» зональные схемы организации дорожного движения и "ситуационные" схемы организации дорожного движения.
Цель составления «общих» схем ОДД для города – выработка единой политики в сфере ОДД с учетом требований, касающиеся текущих и будущих проектов развития города, проектирования дорог и маршрутных систем с учетом пространственных и количественных аспектов роста и занятости населения, роста автотранспорта, научно-технического прогресса. При этом разрабатываются общие (для всего города) схемы организации движения (ОСОД) в которых определяется стратегическое функционирование всей улично-дорожной сети города в части процессов организации дорожного движения с учетом долгосрочного роста города и транспортной инфраструктуры. Срок, на который обычно разрабатываются ОСОД, составляет - 15-20 лет. При осуществлении разработки ОСОД обычно (в современных условиях) используются методы симуляционного (имитационного) моделирования, обеспечивающие оценку альтернативных вариантов ОСОД. Производится исследование сценариев альтернативных видов развития УДС города и ОДД, и выбор наиболее подходящего варианта ОСОД осуществляется с учетом факторов общего процесса градостроительного развития города.
В транспортной политике США продекларировано, что формирование эффективной и безопасной транспортной системы является основой для укрепления общества, обеспечения доступа к рабочим местам, общественным и государственным службам, торговым центрам, а также поддерживает и повышает конкурентоспособность страны на международном рынке. Для реализации данного положения все штаты должны проводить постоянную, всеобъемлющую и совместную работу по формированию транспортных стратегий, планов по организации транспортного процесса, обеспечивающего эффективное и экономичное перемещение людей и грузов на всей территории, включая крупные города и мегаполисы.
Основы транспортного планирования и организации движения регулируются рядом положений федерального законодательства.
Так, кодифицированный сборник федерального законодательства - Кодекс Соединённых Штатов англ. (UnitedStatesCode, U.S.C., далее по тексту - Кодекс США) содержит следующие разделы, в которых сформулированы основные положения в части формирования политики организации движения и формирования транспортных систем:
Раздел 23 «Магистральные дороги», отдел 134 «Транспортная планировка крупных городов» и отдел 135 «Транспортная планировка штата» (Title 23 Highways, Section 134 Metropolitan transportation planning, Section 135 Statewide transportation planning) определяют политику, основные цели, задачи, основы формирования стратегии, порядок финансирования программ и планов по организации транспортного процесса на соответствующих территориях.
Также раздел 23 «Магистральные дороги» содержит Title 23 Highways
Кроме того раздел 49 «Транспорт» Кодекса США содержит главу 53 «Общественный транспорт», отделы 5303 – 5306 (Title 49 Transportation Chapter 53 Public Transportation, Section 5303-5306), в которых также определены политика, основные цели и задачи планирования и развития общественного транспорта на уровне федеральной дорожной системы, штатов, крупных городов, местных администраций, малых городов и муниципальных образований.
Необходимо отметить, что в указанных статьях многие основные нормы перекликаются, где-то сформулированы более четко, где-то взаимодополняют друг друга, что связано с достаточно сложной структурой формирования и кодификации федерального законодательства США.
Основные принципы транспортного планирования и организации движения, сформулированные в федеральном законодательстве США:
- поддержка и стимулирование безопасной и эффективной организации, функционирования и развития систем наземного транспорта, которые будут удовлетворять потребностям в перемещении людей и грузов и способствовать экономическому росту и развитию, как внутри штата, так и между штатами, урбанизированными территориями (крупными городами и мегаполисами), обеспечивать минимизацию связанного с осуществлением транспортного процесса потребления топлива и загрязнения воздуха за счет процесса транспортного планирования и организации дорожного движения;
- обеспечение постоянного процесса совершенствования и эволюционного развития процессов транспортного планирования на территориях крупных городов и штатов, выполняемых соответствующими проектными организациями, департаментами транспорта штата, компаниями - операторами общественного транспорта.
Далее в США для реализации конкретных проектных и технических решений применяются кодексы или руководства устоявшейся практики. Такие руководства разрабатываются на основе регулярно проводимых исследований, анализа статистических данных о дорожном движении, анализа и оценки реализованных управленческих решений.
Другой характерный подход к разработке проектной документации по организации дорожного движения можно рассмотреть на примере Австралии, где также придается большое значение вопросам организации дорожного движения, которыми здесь занимаются муниципальные органы власти. Все проводимые мероприятия связанные с организацией дорожного движения разрабатываются в рамках актов, направленных на развитие территорий, например, в Северной административной территории (включающей 6 штатов и 2 территории) разрабатывается Акт по планировке всей территории и Инструкция по планированию территории городской застройки Северной территории.
В виде отдельного документа (аналогичного нашей КСОД) документация не оформляется. Схемы организации дорожного движения выпускаются непосредственно после концептуальной стадии в виде рабочего проекта организации дорожного движения.
Весьма полезно рассмотреть содержание рабочих проектов по ОДД, которые разрабатываются в Австралии. Рабочий проект по ОДД представляемый заявителем должен как минимум содержать следующее.
1. Схема ОДД должна содержать вводную информацию: - описание концепции и принципов проектирования; - расчетную скорость для каждого типа дорог; - описания причины такой организации движения;
2. Схема ОДД должна выполняться в масштабе, отображая все существенные существующие детали, включая: - существующие пересечения и ближайшие въезды для автотранспорта; - существующая схема движения;
- существующие объекты сервиса, оказывающие сильное влияние на схему движения; - существующая дорожная разметка; - существующие деревья;
3. Должен быть представлен план предполагаемых дорожных работ (канализирования движения), выполненный в масштабе, на котором должны быть указаны: - необходимые размерные линии; - линии разметки с указанием их ширины; - границы ответственности муниципальных властей города, где наступают зоны ответственности других местных властей; - границы землеотвода и сооружений;
4. Может быть представлена другая информация, являющаяся необходимой для муниципального совета для правильной оценки.
Масштаб 1:250 является рекомендуемым для чертежей пересечений, масштаб 1:500 является рекомендуемым для работ, характеризующихся участком большой протяженности. Географическое направление на север должно указываться на всех чертежах. Если работы планируется проводить на/рядом с перекрестком, то следует приводить полную схему перекрестка с указанием всех опор.
Чертежи в масштабе 1:250 и 1:500 оформляются согласно типовым шаблоном, принятом для города (в плане титульного оформления и нумерации и должны содержать логотип города).
В чертежах должны содержаться существующие и планируемые элементы, а именно: а) существующие границы и линии бордюрного камня;
б) дорожное полотно; в) дорожная разметка (существующая разметка, которая остается неизменной и новая разметка со всеми размерами). Тонкими пунктирными линиями следует выделять существующую разметку, которая будет удалена; г) дорожные знаки, в том числе парковочные знаки, знаки указатели наименования улиц и т.д., д) электроколонки и смотровые ямы, колодцы; е) светофорные объекты.
5. Должна быть представлена карта района.
Представляемая на рассмотрение документация по ОДД должна содержать: - одну копию чертежа формата А1 на прозрачной пленке; - три копии формата А1 на бумаге; - электронную цифровую версию (предпочтительно выполненную в программе автоматизированного проектирования AutoCAD) на цифровом носителе.
В Европе, США и развитых странах Азии проектная документация по ОДД (схемы ОДД) согласовываются, как правило с муниципальными органами власти; запросы по установке дорожных знаков - с городской администрацией.
Предлагаемое место размещения дорожных знаков должно соответствовать условиям городской политики в отношении установки таких знаков.
После получения одобренной схемы, организация, подающая заявку, должна передать на согласование другим органам управления экземпляры с такой схемой организации движения. Такие органы могут включать в себя: округ, городскую администрацию и Департамент транспорта штата.
После получения согласования от всех соответствующих органов, как может потребоваться выше, будет выдано предписание по организации дорожного движения и знаки будут установлены. Организация, осуществляющая установку знаков и нанесение разметки, выполнит такие работы в соответствии с требованиями, указанными в схеме.
Любые последующие изменения в схеме организации дорожного движения также требуют согласования с Главным инженером города перед внесением предлагаемых изменений в схему организации дорожного движения. Требования, к применяемым техническим средствам организации дорожного движения в рамках проектов, финансируемых городом, перечислены в стандартной контрактной документации города.
В Новой Зеландии схемы расстановки технических средств организации дорожного движения согласовываются с местными властями, дорожным контролирующим органом и дорожной полицией. При этом полиция наделена полномочиями самостоятельно вносить изменения в уже существующую схему организации движения путем снятия, установки или замены ТСОДД, в случаях, если, по их мнению, это будет способствовать повышению безопасности дорожного движения или устранению опасных ситуаций путем предотвращения ситуаций, которые могут быть двояко поняты водителями, замены поврежденных ТСОДД, переустановка ТСОДД согласно нормативным требованиям. При этом они должны в обязательном порядке уведомить дорожные контролирующие органы о проведенных ими изменениях в расстановке ТСОДД.
Важным аспектом согласований документации по ОДД является экологический. Например, в США, процесс рассмотрения и согласования проектной документации по ОДД включает оценку воздействия на внешнюю среду, с обязательной оценкой социальных, экономических и экологических факторов внедрения выбранной схемы. Проведение такой оценки должно быть завершено до начала реализации ОСОД, а также ЗОД и СОД. При этом сторона, выдвигающая предложение (или подведомственная организация, ответственная за проект) должна предоставить следующую информацию:
- цель проекта;
- оценка воздействия проекта и/или его вариантов на внешнюю среду;
- обоснование данного проекта, с приложением вышеуказанной оценки.
Вся документация, составленная в ходе всего процесса оценки, должна включать ясное объяснение принятой методологии, с обязательным указанием определенных допущений, сделанных при оценке и подготовке проектной документации. Согласно рассматриваемым рекомендациям очень важен момент об отсутствии особых, четко регламентируемых процедур для выполнения таких оценок, так как каждый проект уникален. Должны применяться приемлемые методы или сочетание методов, обеспечивающие возможность выполнения адекватного анализа внешних воздействий, альтернатив, потенциального воздействия на окружающую среду и меры по смягчению такого воздействия. Такие методы должны давать возможность проведения сравнений, количественных оценок и компромиссных решений.
Выводы
1. В ряде стран проводится очень глубокая и серьезная проработка вопросов организации дорожного движения с проведением широких исследований (в том числе многолетних в режиме непрерывного мониторинга) (США, Австралия). В этом случае (если использовать терминологию, принятую в нашей практике) фактически происходит слияние процесса разработки транспортно-градостроительной проектной документации с проектированием организации транспортного обслуживания территорий и проектированием в сфере ОДД.
2. В других случаях проектная документация по организации дорожного движения разрабатывается в виде самостоятельных проектов, и содержание проектирования в сфере ОДД близко принятым в России (страны Западной Европы).
3. В ряде стран проектная документация по организации дорожного движения разрабатывается на концептуальном уровне, в виде текстовых требований. Концептуальные предложения по ОДД, как правило, входят в состав градостроительной документации территориального планирования (Япония, Перу, Сингапур). Затем происходит рабочее проектирование устройств для оснащения улично-дорожной сети. То есть фактически документация по организации дорожного движения в общепринятом понимании не разрабатывается.
4. Нормативные требования и инструкции по составлению проектной документации по ОДД в зарубежных странах содержат детальное и точное описание всех шагов проектирования, состава сдаваемой документации, порядка согласования.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle