Современные информационно-коммуникационные технологии в инженерном образовании | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Елисеева, М. А. Современные информационно-коммуникационные технологии в инженерном образовании / М. А. Елисеева, М. Н. Краснянский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 4 (27). — Т. 3. — С. 70-73. — URL: https://moluch.ru/archive/27/3110/ (дата обращения: 24.04.2024).



Проблема освоения женщинами разных специальностей — от Средневековья до наших дней

Майданова Гаухар Мадияровна, учащаяся 10-го класса

Алимова Жанар Жалгасовна, учитель математики

КГУ Специализированный лицей № 165 (Республика Казахстан, г. Алматы)

Почта учащегося: gogamaydan08@gmail.com

Хотелось бы получить печатный экземпляр в количестве 2 штук

Почтовый индекс: A15F9C4

Аннотация.

Объектом исследования выступает экономическое и социальное положение женщины в разных временных периодах по всему миру.

Хронологические рамки исследования охватывают XII-XXI века

Цель исследования: изучить и объяснить изменение статуса женщин в разные временные периоды в социально-экономической и политической жизни государств и природу гендерного неравенства на рынке труда.

Гипотеза: существование даже в новое время гендерного неравенства между мужчинами и женщинами, в частности на рынке труда.

Этапы исследования: изучение литературы, проведение независимого социального опроса о статусе женщин в сфере занятости, сбор информации, построение диаграмм и графиков, подведение итогов.

Введение.

Роль женщины на заре развития человеческой цивилизации и в процессе ее развития и становления сложно переоценить. Среди историков и ученых до сих разгораются дискуссии на тему преобладания большей власти у женщин у древних людей. И все же чашу весов перевешивает мнение, что женщины занимали, если не доминирующую, то хотя бы такую же позицию, что и мужчины: занимались охотой, рыболовством и т. п. Это доказывают вещи, захороненные вместе с останками наших прародительниц. В древней Азии у кочевых племен, например, у сарматов, саков, как известно, женщина и вовсе занимала ту же позицию, что и мужчина, и могла воевать наравне с воинами-мужчинами, вспомнить ту же царицу Томирис. Вопрос о социальном и экономическом положении женщин сейчас встает особо остро, когда речь заходит о гендерном неравенстве. Данная тема как никогда актуальна за счет того, что на сегодняшний день набирает оборот движение за женские права, идет акция протеста против ущемления женщин в обществе и в сферах труда, что наблюдалось на протяжение многих веков. По сей день у женщин ниже зарплаты, чем у мужчин, меньше возможностей продвижения по карьерной лестнице, но при этом больше объема неоплачиваемой работы. Перед проведением своего исследования я поставила перед собой цель выявить примеры пренебрежения правами женщин и определить их причины, а также объяснить необходимость искоренения подобного отношения к женскому полу и предложить свои варианты по борьбе с ним. Для глубокого изучения и анализа мне потребовалось изучить множество литературы: труды, статьи историков для понимания женского положения в средневековом городе; современные статьи с приведенными статистиками гендерного разрыва, разницы зарплат мужчин и женщин, доли неоплачиваемого труда женщин и т. д., большинство из которых основаны на исследованиях МОТ (Международной организации труда). Также я провела соц. опрос среди своих одноклассников о сфере занятости женщин в их семьях, результаты которой представила в диаграмме. На основе данных о заработной плате некоторых специалистов в Казахстане на 2021 год мне удалось подсчитать сумму, в которую оценивается репродуктивный неоплачиваемый женский труд для того, чтобы наглядно продемонстрировать одну из причин невозможности женщин реализовать себя. В итоге собрав все данные, я сделала выводы и предложила свои методы по борьбе с проблемой.

ИССЛЕДОВАНИЕ.

Средневековье.

Для начала немного исторической справки для понимания контекста. Средневековое общество характеризуется неоднозначным отношением к женщине, с одной стороны, она рассматривается сквозь призму грехопадения библейской Евы, с другой же чашу весов перевешивает образ святой Девы Марии. Женщины занимали очень важную роль в развитии всех сфер средневековой экономики. Именно с развитием городов произошли значительные изменения в структуре женского труда: женщины вовлекались в ремесленное производство, торговлю, медицину, оставив значительный след.

Женщины участвовали практически во всех сферах производства, соответствовавших их силам. По королевскому декрету 1364 года, в число дозволенных женщинам профессий входили производство льна, шерсти, шелка, пивоварение, выпечка хлеба, некоторые торговые виды деятельности и прочее. В переписи 1292 года упоминаются 172 профессии, которыми владели женщины, в то время как мужских было 325, в 1313 году эти цифры уже составляли 130 и 276 соответственно. [1]

Стоит сказать, что помимо приносившей доход в семью, на женщин была возложена работа по дому: занятия детьми, уход за скотом, контроль за прислугой, если та имелась и т. д.

Хоть основной целью и было максимизировать доход, который среди среднего и низшего классов и так ограничивался прожиточным минимумом, основным долгом женщины считался исключительно репродуктивный труд, который, разумеется никак не оценивался.

Большинство женщин работало в сельском хозяйстве, несмотря на то, что возможностей оплачиваемого труда в городе было больше. Относительно большое количество работ, требующих найма поденщиков, отразилось в возрастающей роли денег как в сельской, так и в городской экономике. По этой причине сельские женщины часто старались увеличить доход семьи, продавая за наличные продукты своего труда, такие как масло, молоко, сыр, яйца, фрукты, а иногда льняное полотно, мыло, готовую горчицу и т. п.

Горожанки же занимались торговлей, однако торговкам давалось ограниченная возможность вести дело от своего имени, а также часто заменять своего мужа-торговца. Но многие из тех, кто мог независимо заниматься своим делом, как известно из документов раннего Средневековья, были вовлечены в заморскую торговлю. В раннем Средневековье, когда объем торговли еще не регулировался, одна семья могла вести и оптовую, и розничную торговлю. В таких случаях мужчины часто могли путешествовать для оптовых закупок, в то время как женщины этой семьи торговали в розницу в лавках. Своего расцвета женская международная торговля в Европе достигла в XIV и XV вв., когда документы показывают увеличение числа купчих во многих областях Европы. Стоит понимать, что речь идет об оптовой торговле с отдаленными местами, и по сути, они являются исключением, т. к. в основном женский труд в позднем Средневековье тяготел к брачному и семейному долгу, позволяя женам сочетать его с исполнением бытовых обязанностей. Таким образом, типичными для больших и маленьких городов были рыночные продавщицы или разносчицы, для которых торговля была побочным занятием . [2]

Известна также значимая работа на цехах, бурно развивающихся в средневековой Европе с 13 века. По парижской налоговой переписи 1292 года, 6 цехов из 120 в столице Франции были женскими, к их числу относились цехи ткачества, шелкопрядения, производство различной одежды и т. д. Однако женская деятельность не всегда имела цеховую организацию, что может быть объяснено двумя причинами. Во-первых, производство тканей и одежды могло быть лишь побочным, т. е. не основным занятием. Во-вторых, представление женского ремесла в цеховой организации ограничивали городские власти, например, женщинам категорически запрещалось ткать и работать с гобеленами под предлогом якобы вреда для женского здоровья, особенно это касалось беременных. Но по всей видимости, истинная причина крылась в ненужной для мужчин конкуренции, которую им составляли женщины . Подобным образом власти Бристоля обвинили работающих женщин, что из-за них мужчинам недостает средств к существованию. И это притом, что женский труд оплачивался и ценился меньше. Например, в 14 веке в Англии их зарплата составляла от 68 до 75 % от мужской. В 15 же веке в условиях новой экономической ситуации для горожанок постепенно закрывается доступ как в новые, так и в старые цехи, что обуславливает использование более дешевого наемного труда в сельских текстильных промыслах.

После демократических революций 14 века все торговые и ремесленные корпорации захватили контроль над городским управлением, новое законодательство исключило женщин из числа полноправных горожан. Представительницы же знати потеряли права над распоряжением своим имуществом. К тому же мужчины, которые были не в состоянии найти работу, зачастую требовали наложить ограничения на ремесленный труд женщин. Давление следовало ото всюду. Женщины стали терять работу, мужчины же активно этому способствовали, что проявилось в вытеснении ими женщин из оплачиваемых сфер труда. [3] Это коснулось не только работы в цехах, но и многих других профессий, к примеру, пивоварения. Изначально именно женщины варили пиво для себя, семьи, друзей и т. д. Некоторые из них начали производить излишки, тем самым получив возможность продавать его. Есть мнение, что в эпидемию чумы 1400-х гг. пить воду было небезопасно, потому ее заменило пиво, его спрос резко вырос. Это позволило женщинам накапливать капитал, но мужчины стали активно вытеснять их и из этой сферы. Широко распространялось мнение, что раз женщины — потомки греховной Евы, то они заведомо более коварны. Так всех пивоварок вне зависимости от их статуса и уровня мастерства стали считать мошенницами и ведьмами. Кажется, что в новый век подобные причины не имеют смысла, однако произошедшее в Средневековье влияет и на нынешнюю ситуацию. На сегодняшний день лишь 29 % работников пивоварен — женщины, в 17 % заведений есть хотя бы одна женщина — генеральная директриса, и только 4 % из этих 17 нанимают пивоварок, а не пивоваров. [4]

Не стоит думать, что женщины бездействовали. Женщины боролись против исключения из ремесел, но часто проигрывали. В XVI в. Нюрнбергские сумочницы успешно опротестовали постановление от 1530 г., которое лишало их права нанимать девушек в свои мастерские, но их победа была лишь временной. В 1540 г. новое постановление позволило вести торговлю лишь тем женщинам, которые прошли правильное ученичество, хотя в то же время было запрещено впредь обучать женщин или нанимать на работу необученных девушек. Этим ударом женская конкуренция была сведена на нет в короткие сроки.

«Ни одна женщина не может на законных основаниях заниматься торговлей, даже если она разбирается в деле так же хорошо, как мужчина».

Эта сентенция Адриана Бейера из книги о ремесле 1688 г. показывает, что события средневековой истории, в конечном счете, привели к полному исключению женщин из ремесла и торговли.

К концу XVI в. мужчины стали доминировать в прежде чисто женской гильдии обработчиков шелка в Кельне. В Рохлине и Лейпциге женщины были исключены из ткацкого ремесла к середине XV в. С XVI в. женщины исчезли из производства шерстяных и льняных тканей в Страсбурге; можно привести еще много подобных примеров.

Это наблюдение побудило многих историков сделать вывод, что в позднем Средневековье начался процесс «выдавливания женщин из профессиональной жизни», а это привело более или менее прямо к зависимости женщин и ограничению их домашней сферой, типичному для XIX и начала XX вв. Такое объяснение не учитывает, однако, множества факторов, например, того, что для купчих, занятых в местной и в международной торговле, решающая фаза выдавливания пришлась не на XV и ХVI вв., а, предположительно, на ХІІІ и начало XIV вв. Например, постановление о нюрнбергских торговцах рыбой, принятое в 1300 г., разрешало женщинам продолжать торговлю только временно, в отсутствие мужа.

Число независимых мастериц значительно уменьшилось, и в других отраслях, где требовалось образование и ученичество — таких, как развивающаяся бюрократия городов и княжеств, обучение и врачевание — женщины становились все менее успешны. Их обучение ограничивалось все больше и больше домашним, и они были исключены из других видов обучения.

«Девушка предназначена для замужества, и никто не может сказать, кто будет ее мужем».

— писал Адриан Бейер в конце XVII в.,

«— Но девушка, обученная делать обувь, бесполезна для кузнеца».

Из этого он выводит, что исключение женщин из ремесленных гильдий и новых профессий омрачало перспективы женского труда в начале новой эпохи. Роль женщин ограничилась «помощью на подхвате» или ассистированием, если не мужу, то другому мужчине-нанимателю. Ограниченные возможности профессиональной и социальной независимости, существовавшие в средневековых городах, были задушены новыми экономическими и политическими изменениями. [5]

XVII XIX века.

ЕВРОПА.

Как мы выяснили, женщин с конца 16 по 17 века активно вытесняли из почти всех сфер труда, что в итоге привело к их полному отстранению. Нормальной женской моделью поведения считался образ хранительницы очага, послушной жены и заботливой матери. Женщинам закрылась дорога во все ремесла, приносящих доход, причем это прослеживалось не только в странах Европы, но и в Азии. К примеру, в Японии театр кабуки, изначально являвшийся женским, вскоре был полностью переформирован в угоду мужчин, актрисы не могли больше играть на сцене. [6] Во многих странах Центральной Азии женщины и вовсе считались чуть ли не сосудом для вынашивания потомства или даже товаром.

В викторианскую эпоху в Англии и многих других европейских странах главной целью жизни женщины из хорошей, знатной семьи считалось замужество и создание семьи, она не имела права строить карьеру, что для мужчин было обычным делом, и множество специальностей были для нее закрыты, по ним она не могла получить высшего образования. На поистине талантливых и горящих желанием работать, творить, учиться девушек оказывалось сильнейшее давление со стороны семьи и общества. К примеру, сегодня широкой публике известны имена таких известных писательниц, как Джейн Остен, сестры Бронте, Элизабет Гаскел, Луиза Мэй Олкотт, Джордж Элиот, Люси Мод Монтгомери и др., но мало кто знает, что условия, в которых им приходилось писать романы, были далеки от комфортных: рукописи приходилось скоропостижно прятать, как только в комнате появлялся посторонний, нельзя было никак уединиться, а при сдаче рукописей в редакцию и выпуске книг большинству из них приходилось брать мужские псевдонимы, чтобы к их творчеству не относились предвзято. [7] Школы и колледжи раздельного образования для девушек начали входить в обиход только в 19 веке, и сложно сказать, что развитие их было стремительным. В своем эссе «Своя комната» писательница-модернистка Вирджиния Вулф пишет:

«Нам сказали, что потребуется как минимум 30 тысяч фунтов…Это немного, учитывая, что на всю Великобританию, Ирландию и колонии колледж подобного рода всего лишь один. Между тем на мужские гимназии собираются огромные средства! Но если принять во внимание, что людей, ратующих за женское образование, мало, то и эта сумма кажется достойной!».

В том же эссе она также упоминает, что женщины в Англии получили право распоряжаться своими средствами лишь с 1880 года. [8] Т. е. примерно 5 столетий женщины находились в полной экономической зависимости от мужей, все заработанные ими средства шли на то, на что муж хотел и считал целесообразным потратить. Потому раз у женщин даже не было права вкладывать собственные деньги куда-либо по своему усмотрению, то им даже не было прока зарабатывать их. Они никак не могли начать собственное дело, вложиться в развитие женских колледжей, даже семейные нужды определяла не она, а о своих не может идти и речи. И это только в одной Великобритании!

РОССИЯ.

Н. А. Рубакин об эксплуатации женского труда писал так:

«На крепостной фабрике XVIII и XIX веков женщины работали наряду с мужчинами. И здесь правительство активно вмешивалось в социальные отношения, насильственно водворяя на фабрики «виновных баб и девок из тюрем и острогов». Работные Регулы 1741 года представляли фабрикантам право принуждать к фабричной работе дочерей и жен крепостных мастеровых. Некоторые поссесионные фабрики насчитывают громадное число работниц, например, Большая Ярославская Мануфактура в начале XIX века имела 1625 мужчин и 2250 женщин.

Широкое участие женщин в фабричной промышленности отмечают фабричные инспектора первого призыва. В осмотренных ими предприятиях в 1885 году насчитывалось рабочих:

мужского пола — 333052 чел. (68,59 %)

женского пола — 152545 чел. (31,41 %)

Личные наблюдения фабричной инспекции приводят и к следующим выводам: фабриканты предпочитают иметь дело с работницами, так как они уступчивые и требуют меньше оплаты , женщина вообще внимательнее, трудолюбивее и воздержаннее мужчины, она представляет из себя более спокойный, консервативный элемент.

Из каждой 1000 рабочих было женщин:

На табачных фабриках: в 1895г. — 647 чел., в 1904г. — 678 чел.

На спичечных фабриках: в 1895г. — 451 чел., в 1904г. — 482 чел.

На пивоваренных фабриках: в 1895г. — 24 чел., в 1904г. — 86 чел.

Из этого видно, что применение женского труда возросло во всех трех производствах, указанных выше. Интересно, что даже среди малолетних, девочки понемногу вытесняют мальчиков, т. к. и здесь их труд оплачивается дешевле , чем труд этих последних». [9]

Кабальность, эксплуатация и угнетение рабочих женского пола была такой же, как и у мужчин, если не большей. Именно женщина, отработавшая на заводе вместе с мужчиной, должна была находить время для заботы о детях и ведения домашних дел. Продолжительность трудового дня не регламентировалась в России в конце ХIХ века, и составляла 17–18 часов, а порой доходила до 20 часов в сутки .

При изучении статуса рабочих России конца XIX века выявлено, что заработную плату женщине, занятой на производстве промышленного предприятия, фабриканты выплачивали как минимум в два раза ниже , чем для лиц мужского пола. Так, например, заработок рабочих-мужчин основных цехов пуговичного производства Акционерного общества Бено-Ронталлер составлял 20–25 рублей в месяц. В подсобных цеха, «где работали преимущественно женщины, заработок равнялся 10–12 рублям в месяц, на своих харчах и со своей квартирой». То есть в этом случае женщины должны были еще снимать себе жилье и покупать продукты питания, что мужчинам предоставлялось за счет предприятия.

Постепенное введение женского труда в промышленности, применение механизации, сокращения рабочих кадров в России в конце XIX века привели к тому, что возникла конкуренция между мужчиной и женщиной. Результатом таких изменений стало использование женского труда в тех отделениях предприятий и на тех профессиях, которые по своему назначению ниже оплачиваемы . Большинство женщин Российской Империи нанимались на тяжелые мужские работы в металлургические предприятия, заранее зная о том, что заработная плата их будет минимум на 30 % меньше, чем у мужчин . Промышленники этот факт объясняли тем, что женщины, как правило, имеют «недостаток профессиональной подготовки», делающий их труд менее производительным. Однако бороться с таким явным недостатком профессиональной подготовки никто из предпринимателей не собирался: опыт работы увеличивал производительность работниц, а заработная плата при этом оставалась прежней. [10]

XX век.

В эпоху империализма усилился процесс широкого распространения женского труда, растет занятость женщины в общественном производстве. Широкое вовлечение женщин в общественное производство произошло в 20 веке: в начале 20 в. удельный вес женщин, занятых в производстве, составлял 20 % самодеятельного населения, в середине 60-х гг. он достиг во многих капиталистических странах 30–35 %.

Степень использования женского труда неодинакова в разных странах: по данным Международного бюро труда, доля женщин в экономически активном населении составила в 1970 в Европе 29,1 %, в Северной Америке — 26,6 %, в Азии — 23,4 %, в Африке — 23,8 %, в Латинской Америке — 12,2 %. В ряде капиталистических стран научно-техническая революция привела к уменьшению доли женщин в общей численности наёмной рабочей силы: во Франции за период с 1958 по 1967 — с 33,5 до 31,9 %, в ФРГ с 1957 по 1966 — с 36,8 до 35,9 %, в Японии за этот же период — с 41,1 до 39,8 %.

Хотя во всех капиталистических странах законодательно закреплен принцип равноправия женщин и мужчин в трудовых отношениях, на практике законы о равенстве женщин и мужчин при найме на работу, в вопросах оплаты труда, образования и социального обеспечения грубо нарушались. В этих странах в той или иной форме практикуется неравная оплата равного труда мужчин и женщин. Несмотря на принятие конвенции МОТ № 100 «О равном вознаграждении труда мужчин и женщин равной ценности» (1951) и изданное во многих странах под влиянием борьбы рабочего класса соответствующее законодательство, разница в оплате мужского и женского труда не только не уменьшается, но и возрастает. В США в 60-х гг. только 5 % всех работающих женщин получали заработную плату «среднего американца». В 1965 заработная плата женщин составляла 64 % средней заработной платы мужчин, а в 1970 — лишь 58 %. Ещё больший разрыв (на 20 %) в оплате равного мужского и женского труда существует для работниц-негритянок. Акт о равной оплате 1963 охватывает лишь 61 % работающих по найму. Ж. т. на капиталистическом предприятии используется обычно без соблюдения норм охраны труда. Установленные конвенцией МОТ № 103 «Об охране материнства» (1952) нормы практически не реализованы в капиталистических странах, хотя во многих из них изданы соответствующие законы. [11]

СССР.

Согласно данным переписи населения СССР 1970, на 1000 занятых соответствующего пола приходится с высшим и средним (полным и неполным) образованием 654 мужчины и 651 женщина. В вопросах пенсионного обеспечения женщинам предоставлены определенные льготы : они имеют право на пенсию по старости с 55 лет, а не с 60, как мужчины, и при стаже работы не менее 20 лет (25 лет для мужчин). Для женщин, работающих в некоторых отраслях промышленности, а также для многодетных матерей установлены дополнительные льготы. Численность женщин — работниц и служащих возросла с 2,8 млн. в 1928 до 45,8 млн. в 1970. Женщины составляют более половины всех работников народного хозяйства СССР (51 % рабочих и служащих и 54 % колхозников), 58 % всех специалистов и 47 % всех научных работников, 48 % всех работников промышленности (в машиностроении и металлообработке — 40 %), 29 % работников строительства, 61 % работников аппарата управления, 72 % работников просвещения и культуры. Коренным образом изменилась и расширилась сфера приложения женского труда, чему в значительной степени способствует научно-технический прогресс в социалистическом производстве. Женщины стали работать в машиностроении, электротехнической, химической промышленности, приборостроении, в новейших отраслях промышленности. Значительно возросло число женщин среди специалистов интеллектуального труда. Такой же процесс роста качества женского труда наблюдается и в др. социалистических странах (например, в Болгарии женщины составляют 42,5 % всех специалистов). Активно способствуя вовлечению женщин в производство и росту квалификации их труда, социалистическое государство непрерывно заботится об улучшении условий труда и быта женщин. Программа КПСС 1961 предусматривает предоставление женщинам относительно более лёгкой, но достаточно оплачиваемой работы, ликвидацию пережитков, связанных с неравноправным положением женщины в быту. В социалистических странах также осуществляется целый комплекс государственных мероприятий, повышающих уровень охраны женского труда. [12]

Наше время. Современные проблемы.

Смотря на права, возможности и льготы, полученные женщинами в 20 веке, может показаться, что гендерное равенство достигнуто, женщины могут продвигаться по карьерной лестнице на одном уровне с мужчинами, что, к сожалению, далеко от правды. По сей день существует ряд причин, по которым нельзя говорить о равенстве полов в настоящем времени:

I ) Гендерные разрывы в уровнях участия в составе рабочей силы. Участие женщин в составе рабочей силы, то есть количество тех, кто может и хочет трудоустроится, с 1995 по 2015 год снизилось с 52,4 % до 49,6 % , а шансы женщины стать участницей рынка труда в среднем по миру на 27 % меньше , чем шансы мужчины

Но даже среди женщин, ставших участницами рынка труда, уровень безработицы практически во всех регионах остается выше, чем среди мужчин, достигая в среднем по миру 6,2 % (против 5,5 % среди мужчин).

*Примечание к диаграмме: гендерный разрыв представляет собой разность между уровнями участия мужчин и женщин в составе рабочей силы. [13]

II ) Не рассматриваемые, но необходимые условия труда для женщин.

В большинстве случаев работа для женщин предполагает неформальный характер труда — а значит, не предусматривает социальных гарантий. Это касается не только работниц семейных предприятий и самозанятых, но и наемных работниц. Почти 40 % женщин мира, являясь наемными работницами, не участвуют в системах социальной защиты. Их доля достигает 63,2 % в странах Африки южнее Сахары и 74,2 % в Южной Азии, где неформальная занятость является преобладающей формой занятости. [14]

Во многих странах нет гарантии предоставления эквивалентной должности после отпуска по беременности и родам [15]:

III ) термин «Липкий пол» и недопустимость женщин ко многим специальностям. Независимо от уровня экономического развития региона, женщины практически не представлены в промышленности и квалифицированном сельскохозяйственном труде. В то же время, среди «служащих, работников сферы обслуживания и торговли» и «неквалифицированных работников», то есть сфер с невысокой заработной платой, женщин непропорционально много. [16]

В чем же причина такой разницы, представленной на диаграмме? Липкий пол термин, означающий «прилипание» женщины к непрестижной должности с низким уровнем дохода без возможности ее продвижения по карьерной лестнице. В частности распространен среди таких должностей, как учительницы, медсестры, офисные работницы, няни, горничные, воспитательницы и т. д. Учитывая то, что среди высококвалифицированных специалистов женщин 63 %, а среди выпускников с высшим образованием 55 % женщин, то создается парадоксальная ситуация. Все это связано к предвзятому и скептичному отношению окружающих к специалисткам, занимающим высокие должности; гендерными стереотипами; нежеланием мужчин конкурировать с женщинами на руководящих должностях и т. д.. Согласно исследованию «Комитета 20» (ассоциации женщин-лидеров бизнеса), 54 % женщин сталкиваются с отсутствием поддержки со стороны окружающих, включая семью, в вопросе карьеры; 53 % женщин столкнулись с негативным отношением общества к женсокму лидерству; 19 % женщин столкнулись с завышенными требованию со стороны начальства. [17]

Что же об ограничения на занятость женщин? Как мы уже успели выяснить, исторически сложилось так, что женщин вытесняли из многих сфер труда, и отвоевывать себе их себе обратно приходится по сей день. До сих пор широко распространено мнение, что многие профессии недоступны женщинам за счет физических недостатков их организма по сравнению с мужскими. Однако не существует таких специальностей, где справлялся бы мужчина, а женщина — нет , даже если речь идет о тяжелой физической работе что продолжают доказывать работницы в тех странах, где постепенно снимают ограничения на женскую занятость. На сегодняшнй день в Казахстане насчитывается около 213 профессий, запрещенных для женщин. В основном это горнодобывающие, строительные, металлообрабатывающие и т. п. специальности. Это является пережитком советского законодательства, которое еще в 1974 г. ввело такой список исключительно с целью защитить репродуктивную женскую функцию. [18]

https://avatars.mds.yandex.net/get-ynews/41151/a371e0a7d5edbc51e4ebd6cf7ac4454d/796x448 https://s.fishki.net/upload/users/2018/03/14/371841/6a4f2bef008571acd0251a54b6e2070d.jpg

https://i.pinimg.com/originals/73/d7/2c/73d72cc4a9a9b6f2e82d9584e62e9213.jpg https://smolbattle.ru/data/attachments/791/791461-3a9562d182dd594373905ada252c4524.jpg

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/3644947/pub_5fb220181064d30b6c1058af_5fb2213170f5da1bdaf7c3ea/scale_1200 https://www.thebalancecareers.com/thmb/JHZ7ZsSP0QA-u7UGC2L6vRtWUoc=/2039x1470/filters:fill(auto,1)/GettyImages-606349595-57dae7103df78c9ccee5e033.jpg

Место женщин — везде!

IV ) Гендерные различия в распределении неоплачиваемого домашнего труда и труда, связанного с уходом

Репродуктивный труд работа, связанная с воспроизводством жизни (рождение, воспитание ребенка, забота о родственниках, муже, домашнем хозяйстве), навязанная женщине, не оплачивается.

Уход за домом и семьей традиционно считается «женским делом» и к трудовой деятельности не причисляется. Таким образом, женщины по-прежнему проводят меньшее количество часов на оплачиваемой работе и в 2,5 раза больше, чем мужчины, на неоплачиваемой. В сумме рабочий день женщины в развивающихся странах длится на 1 час 23 минуты больше мужского, в развитых — на 33 минуты. Репродуктивный труд не оплачивается, хоть и занимает огромное количество сил и энергии женщин. Согласно докладу международной организации Oxfam, он оценивается в 13 % от мирового ВВП, что больше, чем ВВП Бразилии, Индии, Японии вместе взятых. [19] Если представить, что за эту работу полноправно платили бы деньги, то по данным на 2021 год, казахстанская женщина, имеющая мужа и, хотя бы 1 ребенка, должна получать:

— за работу няни: 100–120 тыс. тг в месяц (1200000–1440000 тг в год (около 183427–220112 руб в год), (2758–33010 долларов США в год))

— за работу уборщицы: ~60 тыс. в месяц (720000 тг в год (около 110056 руб в год), (1655 долларов США в год))

— за работу поварихи: 121524 тг в месяц (1458288 тг в год (около 222908 руб в год), (3352 долларов США в год))

ИТОГО: ~3378288 тг в год (7765 долларов США, около 516391 руб)

*расчеты произведены на основе курса на май 2022

И это если считать только базовые обязанности женщин по дому.

V ) Разница в зарплатах мужчин и женщин:

По всему миру наблюдается проблема уровней зарплаты работников мужского и женского полов. По данным Международной организации труда (МОТ), в среднем по миру заработок женщин составляет ~77 % от мужского заработка. [20] Женщинам, которые просят об увеличении заработной платы, реже идут навстречу, чем мужчинам на 25 %. В странах Южной и Северной Америки женщины получают 2/3 от мужской зарплаты, в странах Азии — на 40 % меньше, в Африке разница составляет 29 %, в Индии и Бразилии — 35–36 %. В машиностроении и инженерии женская зарплата составляет 75 % от мужской, в сельском хозяйстве наблюдается разрыв в 20 %, на руководящих должностях — 24 %. [21] Согласно исследованиям сотрудников Центра исследования по гендерной экономике Университета Нархоз, в Казахстане женщинам в среднем платят на 35 % меньше, чем мужчинам. По данным Всемирного экономического форума, в 2018 году Казахстан занял 60-е место среди 144 стран в Индексе гендерного разрыва. Согласно этому индексу, возможности женщин на одинаковую заработную плату и карьерный рост в стране составляет 73 % от возможностей для мужчин. Максимальная разница в зарплатах между мужчинами и женщинами — в Атырау, Западно-Казахстанской и Мангыстауской областях. Самые низкие зарплаты у женщин — в Жамбылской и Туркестанской областях. [22]

Причины необходимости увеличения числа женщин в экономике. Пути решения проблемы.

А теперь представим, что все женщины мира прекратят работать совсем. Какие последствия будут у этого? Очевидно, что весь репродуктивный труд, раннее выполнявшийся женщинами, свалится на плечи мужчин, что повлечет за собой полный хаос в экономике государств. Подобный случай уже был в 1975 году в Исландии, когда состоялась забастовка женщин, известная как «Забастовка матерей» или «Длинная пятница». Событие было вызвано большой разницей в заработных платах (женская составляла 60 % от мужской). 90 % женщин страны отказались выполнять свою работу. Как результат отцам пришлось брать детей на работу, заполонив ими офисы, что вызвало массу неудобств; встало производство; закрылись или работали не в полную мощность школы, ясли и рыбозаводы, большинство работников которых были женщины. Это очень показательный случай, наглядно демонстрирующий огромную роль женщин в экономике. [23]

Женщинам необходимо отстаивать свои права, как профессиональные, так и гражданские; прокладывать себе дорогу в разные сферы труда. По мнению многих специалистов, тогда мир станет удобным не только для мужчин, будет подстроен не только под их потребности, но и под потребности и нужды женщин тоже. К примеру, женская одежда станет более комфортной для покупательниц, акцент будет смещен на удобность и практичность. В области технологий сфера знаний искусственного интеллекта стала бы гораздо обширнее. И так во всех сферах, гендерные стереотипы наконец бы остались в прошлом, а мир стал бы безопаснее для женщин. Я могу привести в пример еще один случай, показывающий, что приход женщин может улучшить жизнь народа и экономику в государстве в разы. В 1916 году город Уматилл штата Орегон пришел в упадок, и ни администрация, ни правоохранительные органы, состоящие из мужчин, не справлялись со своей работой. Тогда женщины, получившие право голосовать в Орегоне только в 1912 году, решили взять инициативу в свои руки. Об их кандидатуре не знал никто, даже их мужья, они тайно распространяли информацию среди жительниц. По результатам выборов мэром города стала Лаура Старчер, казначеем — Лола Меррик, советниками — Флоренс Браунелл, Глэдис Спиннинг, Стелла Паулу. В январе 1917 года они провели ряд реформ, направленные на очистку города, открытие библиотек, назначение женщин в правоохранительные органы. Такая «женская революция» нашла широкий отклик, к примеру, в Йонкалле жительницы последовали по примеру женщин из Уматилла. [24] Это говорит о том, что приход женщин в профессии несет по большей части успех, даже если это приход к власти.

Как же решить вопрос дискриминации женщин на рынке труда? Я могу предложить некоторые идеи, которые можно реализовывать уже сегодня в своей повседневной жизни:

Заключение.

В выводе своего исследования мне бы хотелось напомнить, что многие открытия, достижения человечества были совершены женщинами, о которых большинство среднестатистических людей даже не знает. Такое явление зовется «эффектом Матильды» и это далеко не разовые случаи, а вполне распространенная в истории вещь. Все знают исследования Ф. Крика и Дж. Уотсона в изучении ДНК, но о Розалинд Франклин, получившей данные, на основании которых коллеги-мужчины сделали свои открытия, информации в разы меньше. За открытие пульсаров, принадлежащее Джоселин Белл Бернелл, Нобелевскую премию получили М. Райл и Хьюш. Открытие ядерного распада, впервые произведенного Лизой Мейтнер, присвоил себе ее коллега, Отто Ган. И таких примеров еще огромное множество. К чему я клоню и какой итог хочу из этого сделать? На великие открытия способны не только мужчины, у женщин есть огромный потенциал внести вклад в развитие всей цивилизации, что они, впрочем, делают уже сейчас, в данный момент. Ситуация с гендерным неравенством в мире всё ещё имеет значимое место в нашей жизни, что недопустимо для развитых существ, как люди. Если все больше женщин начнет вовлекаться в разные сферы труда, если у них будут такие же права и возможности, что и у мужчин, тогда, это несомненно, человечество выйдет на новую ступень развития. Потому важно говорить о женских правах, важно их отстаивать, важно добиваться справедливости для всех.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Федяшова Н. А. «Положение женщины в средневековом городе. Женщина в цеховом ремесле», 2019
  2. Ж.Дюби, М. Перро «История женщин на Западе. Молчание средних веков» Т.2 глава 9 «Как жили в позднем средневековье», 2009
  3. Город в средневековой цивилизации Западной Европы Т.2 Жизнь города и деятельность горожан. Москва: Наука, 1999 — с. 63
  4. Addison Nugent For Centuries, Alewives Dominated the Brewing Industry, 2018
  5. Ж.Дюби, М. Перро «История женщин на Западе. Молчание средних веков» Т.2 глава 9 «Как жили в позднем средневековье», 2009
  6. О. Лебедева Традиционные роли: как женщины основали театр кабуки, а теперь отвоевывают право играть в нем, Forbes Woman, 2021
  7. Самые великие женщины-писательницы в истории литературы, интернет-журнал Лиза 2019
  8. Вирджиния Вулф Своя комната, с. 37, с. 41
  9. Н. А. Рубакин «Россия в цифрах», Санкт-Петербург 1912г.
  10. И. Ю. Ташбекова «Женский труд в России в конце ХIХ века: историко-правовой аспект»
  11. Е. Н. Коршунова Женский труд, booksite.ru
  12. Страна Советов за 50 лет. Сборник статистических материалов, Москва, 1967
  13. С. Мовчан Женский труд. Глобальное неравенство в цифрах, 2016
  14. С. Мовчан Женский труд. Глобальное неравенство в цифрах, 2016
  15. Гендерное неравенство в цифрах, неоплачиваемый труд, насилие, принудительные браки, инф. инициат. TheWorldOnly, 2016
  16. С. Мовчан Женский труд. Глобальное неравенство в цифрах, 2016
  17. Л. Захарова Гендерный барьер высок, российская бизнес-газета, 2013
  18. Ж. Секербаева Список запрещенных профессий для женщин, каз. феминист. инициатива 2019
  19. 13 % мирового ВВП создают женщины. Бесплатно, нов. портал Секрет фирмы, 2017
  20. Women at work trends, ILO 2016
  21. Как отличаются зарплаты женщин и мужчин в разных странах мира, IA EURABOTA, 2017
  22. А. Туркаев Исследование: женщины в Казахстане зарабатывают на треть меньше, чем мужчины, 2019
  23. Caroline Perez Invisible women: exposing data bias in a world designed for men, 2019
  24. The Petticoat Revolution, Wikipedia, 2018
Основные термины (генерируются автоматически): ICQ, WWW, инженерный профиль, IRC, учебный процесс, инженерное образование, полная мера, сервис, сеть, высшее образование.


Ключевые слова

интернет-технологии, инженерное образование, автоматизированные лабораторные практикумы

Похожие статьи

Современное инженерное образование и инновации...

Разделение высшего образования, академической науки и промышленности также не

Основные термины (генерируются автоматически): инновационная деятельность, инженерная деятельность, инженерное образование, инновационный процесс, национальная...

Социальные сети как средство обучения и взаимодействия...

Сервисы Web 2.0 в образовании и обучении.

Основные термины (генерируются автоматически): сеть, социальная сеть, образовательный процесс, возможность, учебный процесс, коммуникативное пространство, молодая аудитория, образовательное учреждение...

Проблемы и перспективы использования ИКТ в высшей школе

С одной стороны, он стал естественным объектом учебного процесса, а с другой стороны — сам явился ценным техническим средством обеспечения общего процесса образования.

- Описание мер в случае несвоевременной сдачи задания.

Массовые открытые онлайн-курсы для обучения английскому...

В данной статье рассматривается применение массовых открытых онлайн курсов (МООК) в преподавании английского языка студентам инженерного профиля в условиях модернизации высшего образования.

К вопросу о проблемах и перспективах дистанционного...

дистанционное обучение, инженерное образование, навыки, образовательный процесс, профессиональная деятельность.

Инновационная составляющая инженерного образования в современной высшей школе.

Образовательная информационно-коммуникационная технология...

2. глобально конкурентоспособное инженерное образование

Наряду с технической оснащенностью учебного процесса, а именно, наличием: информационных сервисов, условий для повсеместного использования портативных электронных устройств в режиме «подключись...

Философско-психологический контекст использования...

Глобальная сеть Internet открыла доступ к информационным серверам, находящимся

Однако по мере расширения компьютеризации учебного процесса все заметнее

образовательный процесс, высшее образование, постиндустриальное общество, учебный процесс, будущее...

Использование социальных сетей в образовательном процессе

Согласно Самсоновой О. С., социальная сеть определяется как онлайн-сервис, позволяющий создавать социальные связи, строить

Среди недостатков использования социальных сетей в образовательном процессе можно указать неготовность

Высшее образование в России.

Массовые открытые онлайн курсы как автономная среда для...

Высшие учебные заведения активно представлены на рынке массовых онлайн-курсов, но

Развитие данного направления — это возможность доступа к качественному образованию

Массовые открытые онлайн-курсы для обучения английскому языку студентов инженерного...

Похожие статьи

Современное инженерное образование и инновации...

Разделение высшего образования, академической науки и промышленности также не

Основные термины (генерируются автоматически): инновационная деятельность, инженерная деятельность, инженерное образование, инновационный процесс, национальная...

Социальные сети как средство обучения и взаимодействия...

Сервисы Web 2.0 в образовании и обучении.

Основные термины (генерируются автоматически): сеть, социальная сеть, образовательный процесс, возможность, учебный процесс, коммуникативное пространство, молодая аудитория, образовательное учреждение...

Проблемы и перспективы использования ИКТ в высшей школе

С одной стороны, он стал естественным объектом учебного процесса, а с другой стороны — сам явился ценным техническим средством обеспечения общего процесса образования.

- Описание мер в случае несвоевременной сдачи задания.

Массовые открытые онлайн-курсы для обучения английскому...

В данной статье рассматривается применение массовых открытых онлайн курсов (МООК) в преподавании английского языка студентам инженерного профиля в условиях модернизации высшего образования.

К вопросу о проблемах и перспективах дистанционного...

дистанционное обучение, инженерное образование, навыки, образовательный процесс, профессиональная деятельность.

Инновационная составляющая инженерного образования в современной высшей школе.

Образовательная информационно-коммуникационная технология...

2. глобально конкурентоспособное инженерное образование

Наряду с технической оснащенностью учебного процесса, а именно, наличием: информационных сервисов, условий для повсеместного использования портативных электронных устройств в режиме «подключись...

Философско-психологический контекст использования...

Глобальная сеть Internet открыла доступ к информационным серверам, находящимся

Однако по мере расширения компьютеризации учебного процесса все заметнее

образовательный процесс, высшее образование, постиндустриальное общество, учебный процесс, будущее...

Использование социальных сетей в образовательном процессе

Согласно Самсоновой О. С., социальная сеть определяется как онлайн-сервис, позволяющий создавать социальные связи, строить

Среди недостатков использования социальных сетей в образовательном процессе можно указать неготовность

Высшее образование в России.

Массовые открытые онлайн курсы как автономная среда для...

Высшие учебные заведения активно представлены на рынке массовых онлайн-курсов, но

Развитие данного направления — это возможность доступа к качественному образованию

Массовые открытые онлайн-курсы для обучения английскому языку студентов инженерного...

Задать вопрос