Библиографическое описание:

Хвичия Д. Т., Политковская И. В. Повышение качества образовательного процесса и профессионального мастерства с применением технологий дистанционного обучения // Молодой ученый. — 2011. — №4. Т.3. — С. 65-70.

Проведен анализ влияния дистанционного обучения на повышение качества образовательного процесса и профессионального мастерства выпускников вузов. Рассмотрены вопросы определения качества образовательного процесса. Приведены результаты исследований НРА «РейтОР» в области качества образования. Установлена актуальность и значимость разработок в области eLearning. Выявлены финансовые проблемы повышения квалификации персонала компаний.
We analyze the effect of distance learning to improve the quality of education and professional skills. The problems of determining the quality of the educational process. Results of investigations of the NRA(independent rating agency) "ReytOR" in the field of quality education. Established the relevance and significance of developments in the field of eLearning. Identified financial problems of staff development companies.
Ключевые слова: качество образовательного процесса, программы дистанционного обучения, конкурентоспособность выпускника, обновление знаний и повышение компетенций, бизнес-образование, инвестиции в нематериальные активы
Keywords: quality of the educational process, distance education, upgrading knowledge and skills increase, the competitiveness of graduate business education, investments in intangible assets.
Качество является сложной философской, экономической и социальной категорией, которая раскрывается через множество определений. В связи с этим решить проблему повышения качества образования одним каким-либо приемом или технологией практически невозможно. Поэтому на заседаниях и совещаниях в Министерстве образования РФ постоянно поднимаются вопросы, прежде всего, о качестве образования. В каждом учебном заведении проводится постоянная работа по повышению качества образовательного процесса, внедряются системы управления качеством образования. Целью данного исследования является выявление влияния дистанционного обучения на повышение качества образовательного процесса и профессионального мастерства выпускников, обоснование необходимости осуществления инвестиций на постоянное совершенствование и обновление знаний.
Как показали исследования данного вопроса, качество образовательного процесса определяется качеством педагогического персонала; качеством учебных программ и средств обучения; качеством управления вузом как единым целым и его частями. Но качество образовательного процесса зависит и от качества нравственно-психологической атмосферы в учебном заведении, качества отношений с внешней социальной средой, качества подготовки абитуриентов и отношения студентов к обучению. Высокое качество образовательного процесса является результатом деятельности ректората, преподавательского, вспомогательного и обслуживающего персонала по различным направлениям деятельности. Это касается учебной, воспитательной, научной, финансово-экономической, хозяйственной, социальной, культурной и других видов деятельности. Повышение качества образования представляет собой процесс постепенного познания и сближения образования и целей жизни, интенсификации этих процессов, достижения высокой эффективности в целях экономии интеллектуальных и прочих ресурсов человека и применения разума каждого индивидуума с большей пользой для общества [1,2].
Содействию повышения качества образовательного процесса в вузах сегодня способствуют исследования рейтинговых агентств. Так, независимое рейтинговое агентство образовательных ресурсов НРА «РейтОР» регулярно проводит исследования в области качества российского образования с последующим информированием общества через СМИ о тенденциях в области высшего образования, характере взаимодействия вузов и работодателей. В результате этих исследований оценивается конкурентоспособность выпускника, его профессиональная подготовка, адаптивность, общественная значимость вуза. Результаты исследований адресуются абитуриентам, родителям, руководителям вузов и Министерства образования и науки РФ.
Недавний опрос группы компаний HeadHunter выявил новый тренд: уровень подготовки выпускников 2009 года ниже, чем у их коллег-выпускников, например, 2006 или 1999 годов. Так, выпускниками 2009 года недовольны 37% работодателей, а довольны - 41% опрошенных HeadHunter. 51% опрошенных менеджеров со всех регионов страны сознались, что их не устраивает уровень профессиональных знаний вчерашних студентов, а 68% работодателей недовольны уровнем их практических навыков. Участники опроса единодушны во мнении: в активе молодых специалистов есть хорошие коммуникативные навыки и самостоятельность, но им необходимо пройти дополнительное обучение. Непосредственно в компаниях на специальных тренингах они будут "добирать" профессиональные знания, а также развивать личностные качества и общий культурный уровень. Недостаток последнего, как считают эксперты, сегодня порождает низкий уровень клиентского обслуживания и креативности.
Корпоративное обучение сегодня является органической потребностью любого бизнеса, постоянно нуждающегося в развитии новых компетенций своего персонала, и непременным требованием изменчивой рыночной среды. Между тем с осени 2009 года практически во всех компаниях наблюдаются: сокращение бюджетов на обучение персонала; отказ от внешних тренингов; проведение внутренних краткосрочных корпоративных программ топ-менеджерами. В компаниях все более популярными становятся 3-4-часовые модули. О курсах МВА для сотрудников за счет компании кое-где даже не идет речь. По данным Begin Group, спрос на программы бизнес-образования в этом году сократился на 30%. На курсах МВА стало заметно меньше слушателей из сферы строительства и девелопмента, но «потянулись за знаниями работники производственной сферы». По наблюдениям ректоров бизнес-школ, сегодня существует ситуация отложенного спроса: у потенциальных клиентов есть потребность в услуге и средствах, но из-за неопределенности в экономике инвестируют они их с большой осторожностью, предпочитая посылать сотрудников не на MBA, а на специально разработанные под запросы своего бизнеса корпоративные программы «управленческих навыков». В результате опроса HeadHunter выяснилось, что лишь в половине компаний сегодня есть программы обучения молодых специалистов. Но тот, кто всерьез озабочен проблемой подготовки собственных кадров, считает, что за дополнительным обучением большое будущее. При этом непременным условием этого обучения является его виртуализация: сложные игры-симуляторы, виртуальные тренажеры, развитие дистанционного и онлайн-форматов.
Необходимость непрерывного совершенствования и обновлений знаний диктует нам время. Чтобы быть информированным о новейших достижениях современной науки и техники, умело и профессионально использовать эти знания в своей повседневной деятельности, достигать новых карьерных вершин и приумножать материальный капитал, необходимо постоянно обновлять знания, регулярно повышать собственный профессиональный уровень. Несмотря на справедливость этого суждения, на практике возникает ряд препятствий, мешающих принятию решения о повышении квалификации или получении второго образования. Плотный рабочий график сегодняшних специалистов не всегда позволяет найти время для регулярного посещения занятий. Особенно остро эта проблема встает перед жителями регионов России, для которых получение образования или повышение квалификации в престижном образовательном учреждении связано не только с масштабными изменениями в деловом графике, но и дополнительными денежными расходами на проживание в крупном городе.
Сокращение затрат и повышение качества и эффективности обучения это не только личная проблема каждого, это одна из важнейших задач, стоящих перед корпоративными учебными центрами, вузами, учреждениями среднего и профессионального образования. Ключом к решению этой задачи является электронное обучение. E-Learning уже давно не является новой технологией в России. С помощью этой технологии десятки компаний в различных секторах экономики обучают и тестируют своих сотрудников. Е-Learning позволяет существенно сократить затраты на обучение, решить задачи, стоящие перед учебными центрами, силами меньшего количества сотрудников. Система непрерывного образования, использование методик дистанционного обучения, современных технологий в области Интернет-образования, предлагаемые сегодня не только компаниями, но и многими вузами России, бесспорно, стали главной недостающей деталью в цепи формирования и развития современного специалиста. Удачное сочетание в программах обучения теоретических материалов и практических занятий, командного восприятия и тестовых разработок, грамотное преподавание дисциплин экономического цикла, элементов нейролингвистического программирования, способствуют формированию аналитического восприятия особенностей современного мира. Современные технологии в области Интернет-образования, внедренные вузами в процесс дистанционного обучения, позволяют студентам и слушателям учиться в удобное для них время, находясь абсолютно в любой точке планеты. Предлагаемые сегодня программы дистанционного образования удачно сочетают в себе лучшие традиции бизнес-образования и современные методики передачи знаний, что делает программы дистанционного обучения максимально приближенными по эффективности к очным.
Преимущества дистанционных программ обучения бесспорны. Это и возможность самостоятельно планировать график и интенсивность обучения; и высокая эффективность обучения за счет использования авторских мультимедийных курсов; и возможность индивидуальной работы с методистом-консультантом, преподавателем и научным руководителем; и возможность сдачи зачетов и экзаменов через Интернет. В виртуальной образовательной среде – системе Интернет-обучения можно изучать мультимедийные курсы, просматривать трансляции лекций и семинаров, пользоваться виртуальной библиотекой, проходить промежуточные тестирования, а также сдавать зачеты и экзамены. В разработанном для каждого обучаемого личном кабинете на сайте вуза можно найти индивидуальный план прохождения обучения, информацию о расписании занятий и электронную зачетную книжку (виртуальную зачетку), куда преподаватели ставят оценки по итогам сессии. Занятия проводятся либо в реальном времени, либо записываются и хранятся в базе данных института. И студент может в любое удобное время посмотреть нужную лекцию. В конечном итоге - получение по результатам обучения актуальных знаний и диплома. Правда, сам дипломный проект студент должен привезти в учебное заведение.
Обучение с использованием программ дистанционного образования ведется в модульной форме. Разработанные вузами модульные системы Интернет–образования построены, как правило, по принципу «от простого к сложному». По окончании каждого модуля (предмета) проводится контроль освоения материала. То есть сдача экзаменов или зачетов проводится не концентрированно, когда во время сессии слушателю необходимо сдать около десяти дисциплин, а равномерно, в течение всего срока обучения. Таким образом, можно последовательно осваивать дисциплины с максимальной эффективностью. На протяжении всего периода обучения с использованием программ дистанционного образования студенты выполняют практические задания, способствующие: формированию профессиональных компетенций; выработке умений и навыков применения теоретических знаний на практике; систематизации имеющегося опыта; повышению уровня личной эффективности. Завершается изучение всех модулей программы выполнением выпускной работы, посвященной разработке и экономическому обоснованию конкретных предложений. Как и на протяжении всего периода обучения, во время работы над дипломным проектом студенты получают консультации руководителей лично или через Интернет.
Как правило, при повышении квалификации занятия ведутся в интерактивной форме в аудиториях, оснащенных современной компьютерной и мультимедийной техникой, с использованием новейшего программного обеспечения. Слушатели развивают свое умение руководить и принимать управленческие решения на основе конкретных ситуаций (метод case-study); разрабатывают индивидуально и в команде стратегические планы и бизнес-планы развития фирм, проекты по реструктуризации предприятий, планы финансового оздоровления, которые затем активно используются ими в практической деятельности; участвуют в деловых и ролевых играх, тренингах. Слушатели обеспечиваются полным комплектом оригинальных учебных материалов по каждой дисциплине, которые помогают детально разобраться в каждом предмете.
Вузы и учебные центры стремятся сделать электронный учебный процесс как можно эффективней и удобней для обучаемых. В Интернете на сайтах учебных заведений публикуются: фиксированные цены за обучение; условия и формы оплаты; условия пересдачи экзаменов и зачетов, доступа к архиву видеолекций; режим проведения занятий и др.
Проблемы eLearning сегодня решаются на мировом уровне. С 2001 года выставки и конференции «eLearningExpo» с успехом проходят в Париже, Амстердаме, Вене и Гонконге. За прошедшие годы свыше 80 компаний из России, США, Великобритании, Франции, Германии, Венгрии, Израиля приняли участие в работе «еLearingExpo». Среди них - мировые лидеры рынка электронных технологий: IBM, Microsoft, HP, Oracle, SAP, SkillSoft, Cisco Systems, Auralog и многие другие. 16-17 июня 2010 года в Экспоцентре на Красной Пресне прошла 7-я международная выставка/конференция по электронному обучению и управлению знаниями «еLearnExpo Moscow 2010». Она стала ведущим мероприятием в области электронного обучения в России. Цель данного мероприятия - познакомить участников с самыми современными технологиями обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Экспонентами выставки явились: компании, производящие программные продукты для e-Learning; компании, специализирующиеся на подготовке образовательного контента; провайдеры проектных и консалтинговых услуг в сфере eLearning; поставщики аппаратных платформ для различных моделей и решений в сфере eLearning В работе выставки и конференции принимали участие директора и менеджеры по персоналу, консультанты в области подготовки персонала, руководители проектов, топ менеджеры компаний, IT менеджеры, специалисты в области информационных технологий, разработчики мультимедиа программ, методисты, представители учебных центров, преподаватели вузов. В темы, обсуждаемые на конференции, были включены следующие вопросы: тенденции развития электронного обучения в России и в мире; eLearning в вузах, школах и колледжах; eLearning в корпоративном обучении; эффективность и качество электронного обучения; управление знаниями и компетенциями; смешанное обучение (очное +дистанционное); методология разработки электронного обучения; обучение на базе игр и моделирования; мобильное обучение и др. На конференции были представлены доклады, касающиеся всех сторон электронного обучения, многие темы и проблемы были озвучены впервые. Большой интерес вызвали мастер-классы, где специалисты показывали, как теми или иными средствами можно добиваться прекрасных результатов в электронном обучении. Многие специалисты, посетившие выставку, отметили, что во время экономического кризиса трудно было ожидать такого наплыва посетителей: представителей совершенно разных структур, начиная от среднего образования и кончая государственными службами со всей территории России и даже СНГ.
Увеличивающееся из года в год количество посетителей еLearnExpo говорит только о том, что электронное обучение получает все больше своих приверженцев. Так, выставка eLearnЕxpo 2009 удивила не только радикально обновленным составом участников-экспонентов, но и содержанием вопросов, обсуждаемых на секциях. В секции практического применения eLearning «круглый стол» начался задолго до его официального объявления: темы были актуальны для многих присутствовавших; обсуждались проблемы и перспективы развития дистанционного обучения в России и в мире; обобщался опыт использования технологий дистанционного обучения; специалисты знакомились с новейшими разработками в области eLearning ведущих IT-компаний и учебных заведений; разбирались конкретные бизнес-задачи; происходил обмен опытом. Выставка по-прежнему остается центральным событием рынка электронного обучения, местом встречи и обмена опытом членов отраслевого сообщества.
Организация дистанционного обучения в вузе требует проведения контроля. Уполномоченные контролирующие органы должны убедиться, что у вуза, обучающего дистанционно, есть технические возможности это сделать. Например, ознакомиться с аудиторией и видеоаппаратурой, на которую записываются лекции. Проверить, есть ли доступ у студента к виртуальному личному кабинету и к базе с учебными материалами; решена ли проблема идентификации личности студента при использовании персональных кодов доступа.
Владимир Васильев, глава совета ректоров вузов Петербурга, утверждает, что в настоящее время в России можно выделить несколько форм получения дистанционного образования. Первая предполагает использование Интернета для обучения и проверки знаний студентов. Она позволяет активизировать самостоятельную работу студентов на дневных формах обучения. Вторая форма — это «университеты третьего возраста», как называют их на Западе. Такие «университеты» подразумевают обучение пожилых людей с целью повышения их интеллектуального уровня. В России подобная форма обучения находится в стадии зарождения, но спрос уже чувствуется. Третья форма — дистанционное обучение студентов из других регионов, в основном в виде курсов по повышению квалификации.
Итак, особенности сегодняшнего времени требуют от специалистов постоянного обновления своих знаний, непрерывного образования. Приобретение новой квалификации, как официально признанного уровня определённых знаний, навыков и умений, оказывает влияние на дальнейшее трудоустройство. Усиление дифференциации потребностей в образовательных услугах, повышение требований к качеству образования заставляют учебные заведения совершенствовать систему управления образовательным процессом; реагировать на происходящие изменения, внося изменения в используемые программы и методики образования. В связи с этим сегодня широко используются различные методы и формы непрерывного образования. Одним из таких методов является дистанционное образование, позволяющее любому желающему повысить уровень своих компетенций и умений, воспользовавшись сайтами образовательных учреждений. Понятие дистанционного образования достаточно многогранно. Но в первую очередь оно связано с повышением качества и профессионального мастерства специалистов, бакалавров и магистров. Под качеством образовательного процесса понимается способность образовательного учреждения создавать и реализовывать программы подготовки и переподготовки, которые позволяют обучаемым овладеть необходимыми компетенциями, навыками и умениями для решения стоящих перед ними задач. Под качеством образования с точки зрения компании-заказчика понимается степень соответствия специалиста тому, что необходимо для реальных потребностей компании. С точки зрения специалиста качество образования – это адекватность тому, что необходимо ему в реальной жизни, для практической деятельности, для реализации своих способностей и интересов, для формирования модели саморазвития.
Хорошо налаженная система работы eLearning помогает получить образование студентам не только из разных городов и регионов России, но и из городов и регионов ближнего и дальнего зарубежья. Как правило, набор студентов на факультет (институт) дистанционного образования ведется круглый год. Обучение через Интернет не напрасно пользуется популярностью. Обучаемый получает возможность нормально работать, получать знания и овладевать компетенциями в удобном заранее спланированном им ритме, в любое время связаться с преподавателями и обсудить интересующие вопросы. Задействованные в eLearning высокопрофессиональные преподаватели, обладающие опытом научной и практической деятельности, получают возможность реализации своих способностей. Основными критериями рейтинга вузов в области обеспечения качества являются: политика и стратегия вуза; использование потенциала преподавателей, сотрудников и студентов для обеспечения качества; рациональное использование ресурсов; управление процессами обеспечения качества образования; влияние вуза на общество и др. Главным является возможность и готовность конкретного образовательного учреждения обеспечить требуемый уровень качества подготовки выпускника. Оценка работы вуза представляет собой регулярный сбор, систематизацию и использование информации об основных критериях в целях контроля хода их реализации на всех этапах подготовки специалистов. Это требует от всех преподавателей вуза активной работы по совершенствованию программ, методов и методик преподавания соответствующих дисциплин.
Как правило, образование оплачивается либо самими обучаемыми, желающими повысить уровень своих компетенций, либо организациями, заинтересованными в повышении квалификации своего персонала. Иногда специалистам и руководителям организаций кажутся неоправданными затраты на повышение квалификации. Однако многие из них понимают, что успех работы компании во многом зависит от профессионализма персонала, который в конечном итоге способствуют росту стоимости компании. Поэтому, чем выше качество образования, тем большую сумму необходимо заплатить за повышение квалификации.
Денежные средства, направляемые на образование, относятся к инвестициям в нематериальные активы. Для оценки целесообразности этих инвестиций, каждый потенциальный инвестор (сам специалист или руководство его компании) должен представлять себе, как формируется цена образовательных учреждений на эти услуги. Он должен понимать, что кроме прямых затрат на обучение существуют косвенные издержки (отвлечение персонала от работы, возможные потери от неудачного использования новых знаний и т.д.). Инвестирование в повышение квалификации связано с риском: обучение повышает конкурентоспособность и стоимость не только компании, но и сотрудников на рынке труда. Поэтому рекомендации по затратам на непрерывное образование, по регулярности и глубине подготовки специалистов должны учитывать отраслевую специфику. Кроме этого руководитель должен знать о косвенной финансовой поддержке непрерывного образования на разных этапах и в разнообразных формах. Это такие формы финансовой поддержки, как налоговые льготы, образовательные кредиты. Здесь могут возникнуть и другие проблемы: проблемы соотношения между государственным финансированием и финансированием на коммерческой основе.
Подводя итоги сказанному, хочется подчеркнуть следующее. Конкретные формы дистанционных образовательных программ для специалистов, бакалавров и магистров находятся в стадии создания и развития, требуют материальной основы, финансовой поддержки и социального восприятия. Специалисты и руководители компаний должны понимать, что для реализации идеи непрерывного усовершенствования их работы должна быть построена система регулярного обновления знаний и навыков сотрудников. Эта система должна опираться на стратегическую направленность компании. Она должна обеспечивать сохранение уровня управляемости компанией. Эта система является дорогостоящим и рискованным проектом. Уровень затрат и степень риска имеют явную отраслевую особенность.

Список информационных источников
  1. Авдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации.

  2. Ильинский И.М. Качество-ядро образовательного процесса. Материалы сайта ilinskiy.ru.

  3. Политковская И.В.Финансовые и экономические проблемы непрерывного образования в автотранспортных компаниях. Сборник научных трудов «Финансово-экономические проблемы автомобильного транспорта», вып.10. –М:МАДИ(ГТУ),2005.

  4. Экономическое образование в вузах Москвы. НРА «РейтОР».Итоговый отчет.-М.2006.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle